Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии

Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии


Скачать 276.81 Kb.
Название Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии
страница 1/2
Тип Курсовая
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Курсовая
  1   2



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»




Кафедра экономики и управления








КУРСОВАЯ РАБОТА

L J ф.;

по дисциплине: Экономика организации

на тему: Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии









Студент

О.В.Шкнай

ВШУБ,5 курс,ВВП-2 Руководитель

(подпись)


(оценка)
(дата) (подпись) (дата)

Минск 2010

Содержание

Введение 2

  1. Сущность инновационной деятельности предприятия в современных условиях 4 1.1 Основные понятия и классификация инноваций 4 1,2Инновационная стратегия предприятия 9

  2. Технико-экономическая характеристика хозяйственной деятельности РУП «МТЗ» 12 2.1 Краткая характеристика РУП «МТЗ» 12 2.2Анализ производственно-хозяйственной деятельности РУП «МТЗ»

14

2.3 Анализ организационной структуры управления инновационной

Содержание 2

14 2

Введение 3

1. Сущность инновационной деятельности предприятия в современных условиях 6

1.1 Основные понятия и классификация инноваций 6

1.2 Инновационная стратегия предприятия 11

2. Технико-экономическая характеристика хозяйственной деятельности 13

РУП «МТЗ» 13

2.1 Краткая характеристика РУП «МТЗ» 13

2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности 15

РУП «МТЗ» 15

2.3 Анализ организационной структуры управления инновационной деятельностью на РУП «МТЗ» 19




Введение

В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает.

Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению, как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.

Кризис инновационной сферы промышленности, помимо объективных причин, связанных с реформированием белорусской экономики, обусловлен также отсутствием целенаправленной работы по повышению эффективности промышленного производства в целом и инновационной деятельности, как его важнейшей составляющей, в частности. В этой связи необходимо отметить особое значение своевременного формирования и планомерного использования рациональных методов организации инновационной деятельности с целью повышения ее эффективности.

И только последние год - два Республика Беларусь переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда и др. в этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Актуальность темы работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности. Только те предприятия, которые как минимум не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут выжить в современных условиях

Предметом исследования данной работы является инновационная деятельность РУП «Минский тракторный завод» («МТЗ»). Это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии ее изготовления.

Объектом исследования является РУП «МТЗ» - предприятие широко известно в странах СНГ и во всем мире как производитель колесных тракторов.

Целью данной работы является изучение и оценка инновационной деятельности РУП «МТЗ». Достижение поставленной цели в работе потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:

  • определить понятие инноваций, их классификацию;

  • определить понятие инновационной стратегии предприятия;

  • оценить современное экономическое состояние предприятия на основе анализа основных технико-экономических показателей;

  • оценить инновационный потенциал и инновационную активность

предприятия;

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, материалы периодической печати, соответствующие нормативно-правовые документы, документация предприятия.

При работе использовались научные методы экономического анализа и синтеза, сравнения относительных величин, диалектический метод и др.

1. Сущность инновационной деятельности предприятия в современных условиях

1.1 Основные понятия и классификация инноваций

Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия [1,с. 12].

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом [2, с.20].

Термин «инновация» впервые был введен Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Согласно Шумпетеру, инновация является одним из главных двигателей, генераторов прибыли. Чаще всего инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно- конструкторскими разработками, изменением перспектив рынка.

Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа [4,с. 32].

Инновации принято классифицировать по ряду признаков.

Классификация инноваций по степени новизны. С этих позиций выделяются радикальные (базисные) инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.

По причинам возникновения выделяют реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе [6,с.53].

В промышленности различают два типа инновации: продуктовые и процессные инновации. Продуктовые инновации - разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Такие инновации могут быть основаны на радикально новых, либо на объединении ранее существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок. Продуктовая инновация подразумевает производство абсолютно технологически новых или технологически усовершенствованных продуктов. Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей в организации продукции, но могут предназначаться также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов [7,с 43].

Следует различать инновации и несущественные видоизменения продуктов и технологических процессов (так называемые псевдоинновации) под которыми подразумеваются эстетические, а также незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия и входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации.

В таблице 1 предложен классификатор инноваций, использование которого позволит оценивать их конкретнее, объективнее, более комплексно подмечать их результативность и определять направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса [8, с. 102].


Таблица 1 - Классификация инноваций

Классификационный признак

Классификационные группировки

Область применения инноваций

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т. д.





Этапы НТП, результатом которых стали инновации

Научные, технические, технологические, конструкторские, информационные

Степень интенсивности

«Бум», равномерная, слабая, массовая

Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные

Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, региональные, крупные, средние

Результативность инноваций

Высокая, низкая, стабильная

Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная







Инновации, различающиеся по этапам НТП, а именно:

  • технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

  • технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

  • организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

  • информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

  • социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры [9,с.87].

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. Приведенные классификации свидетельствуют о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности также должны отличаться многообразием.

Источниками финансирования инноваций на предприятии являются собственные средства (новая эмиссия акций, прибыль, амортизация и себестоимость продукции) и заемные средства (кредиты лизинг, прочие ресурсы, привлеченные на возвратной и безвозвратной основе).

Инновационная деятельность предприятия это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии ее изготовления [10, с.56].

Инновационная деятельность предприятия включает:

  • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идей новшества, проведению лабораторных исследований и изготовлению лабораторных образцов новой продукции;

  • подбор необходимых видов материалов для изготовления новых видов продукции;

  • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники;

  • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

  • подготовку, обучение, переквалификация персонала;

  • проведение работ или приобретение необходимой документации по патентованию, лицензированию.

Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют различные подразделения предприятия и на которую оказывают сильное воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.

Фазы, как правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма отдельных фаз. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах.

  1. я фаза: стратегия предприятия и инновации. Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения: выбор рынка или рыночного сегмента; утверждение применяемой технологии; выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии; решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте; установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

  2. я фаза: поиски идей и их оценка. Выделяют выделить три пути поиска: разработка новых идей (генерирование идей); критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений; поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий). Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала отбрасываются неподходящие, затем проверяются самые перспективные с одновременным выявлением их потенциальных рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта, где излагаются основы дальнейших мероприятий.

  3. я фаза: продуктовое решение. В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает: постановку целей и задач по данному продукту; составление временного графика использования ресурсов; планирование производства для предприятия в целом; планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.

  4. я фаза: научные исследования и разработки, технологический трансферт. Эта задача должна решаться с учетом следующих моментов: окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге; конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа; проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

  5. я фаза: освоение производства. В этой фазе важно следующее: адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям; ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач; запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности; поиски новых каналов снабжения.

  6. я фаза: внедрение на рынок.

Каждая фаза инновационного процесса наряду со временем требует довольно крупных денежных средств. В задачи инновационного менеджмента входит управление процессом таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы [11, с.45].

  1   2

Похожие:

Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Методика формирования стратегий овладения профессиональным дискурсом...
Охватывает такие области, как экскурсионная деятельность, турагентская деятельность, анимация, сервисная деятельность, туроперейтинг,...
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Методика формирования стратегий овладения профессиональным дискурсом...
Охватывает такие области, как экскурсионная деятельность, турагентская деятельность, анимация, сервис­ная деятельность, туроперейтинг,...
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon 1. рефераты, доклады, письменные работы
Секция Инновационная деятельность образовательных учреждений и сетевое взаимодействие
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Практические методы разработки маркетинговой стратегии предприятия 22
Поэтому все большее число предприятий прибегает с стимулированию сбыта, как к средству, которое может эффективно поддержать рекламную...
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Организация режима жизнедеятельности детей в рамках реализации вариативной части ооп
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Положение о региональном этапе Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2014»
Целью Конкурса является популяризация предпринимательства как эффективной жизненной стратегии в молодежной среде
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Курсовая работа по дисциплине «Экономика организации» На тему «Внешнеэкономическая...
Перспективы предприятия ОАО «Пиломатериалы «Красный октябрь»
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Инновационная деятельность. 2009. №1 (6)
Научно-аналитический журнал для ученых, производственников, разработчиков новой продукции, инвесторов, властных структур и организаторов...
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Пояснительная записка 2 Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении 3
План мероприятий психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала педагогического коллектива
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Выпускная квалификационная работа
Структурный анализ рынка и его значение для формирования конкурентной стратегии
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Анализ работы моау сош №2 щмр мо за 2016-2017 учебный год
«Инновационная деятельность педагогического коллектива школы по формированию образовательного пространства, способствующего проявлению...
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Содержание Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте 3
Особенности подросткового возраста как фактор риска формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром 15
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Дипломный проект на тему «выбор стратегии деятельности предприятия»
Анализ существующего заводского варианта технологического процесса изготовления детали «втулка»
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия (на примере муп «Теплотехнология»)

Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Курсовая переподготовка педагогических работников 2012-2013 учебном...
Анализ учебно воспитательной работы начальной школы за 2012-2013 учебный год 27
Инновационная деятельность предприятия : оценка формирования эффективной стратегии icon Анализ формирования каналов товародвижения предприятия и организации...
Тема: Анализ формирования каналов товародвижения предприятия и организации сбыта и дистрибъюции товаров

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск