На основе герменевтического подхода


Скачать 426.26 Kb.
Название На основе герменевтического подхода
страница 1/4
Тип Задача
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Задача
  1   2   3   4

Раздел V. Музыкальное образование

Раздел VI. Музыкальное образование

Р.В. Менжулова
ПОДБОР РЕПЕРТУАРА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ХОРА

НА ОСНОВЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Задача подбора вокально-хорового репертуара всегда актуальна и находится в фокусе внимания школьного педагога-музыканта. Ее решение сложно как для молодого руководителя хора, так и для опытного, имеющего за плечами многолетнюю практику работы. Трудность определяется, в первую очередь, требованием внутреннего слышания исполнительской модели данного произведения и знания средств ее воплощения.

Существующие в практике ошибки в подборе репертуара отражаются на вокальном и хоровом воспитании детей, на их музыкальном и духовном развитии, что проявляется, к примеру, в детонировании, форсированном, «открытом», сиплом звуке, небольшом по объему и поверхностном дыхании, зажатости артикуляционного аппарата, недостаточном развитии музыкального слуха, в непонимании образно-смыслового содержания произведений.

Особенно негативно это сказывается на младших школьниках в силу их психофизиологических возрастных особенностей, отсутствия социального и опыта творческой хоровой деятельности. Так, дети крайне восприимчивы и склонны к подражанию, они часто перенимают услышанную манеру пения, стараются петь с предельной громкостью; допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Кроме этого, они обладают наглядно-образным мышлением, у них более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая; недостаточно развит самоконтроль; моральные понятия и суждения основаны обычно на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей. Педагог для детей данного возраста является непререкаемым авторитетом, а в связи с формированием интересов и склонностей начинают формироваться способности.

Рассматриваемая проблема подбора репертуара обусловлена рядом причин:

1) недостаточным знанием педагогом совокупности принципов отбора произведений и следованием им;

2) опорой на интуицию и опыт как ведущих ориентиров при подборе репертуара;

3) искусственным переносом понравившихся педагогу произведений из репертуара других детских хоровых коллективов в свой хор младших классов;

4) сложившимся мнением о том, что произведения для младшего хора должны быть достаточно простыми по форме и содержанию;

5) включением в репертуар из года в год однотипных произведений, что проявляется в форме, музыкальном материале, образах;

6) перегибом в сторону развлекательности – расчет на внешний эффект;

7) отбором произведений, которые обладают некачественными характеристиками: литературно-поэтический текст плохо сочетается с музыкой (например, стихи – для младшего возраста детей, а музыка – достаточно сложная – для трех-, четырехголосного хора), примитивность и не содержательность мелодии и т.д.

Проблеме подбора хорового репертуара для младших школьников уделялось внимание многими известными исследователями и практиками в области вокально-хорового воспитания детей. Среди них: О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Овчинникова, А.В. Пономарев, В.С. По-пов, В.Г. Соколов, О.П. Соколова, Г.А. Струве, В.К. Тевлина В их работах представлены требования и рекомендации по подбору данного репертуара, раскрывается его роль в вокально-хоровом воспитании учащихся, их общемузыкальном и духовном развитии. Приводится достаточное количество известных композиторов, произведения которых можно и нужно включать в репертуар младшего хора и примерный репертуар. Однако при этом отсутствует совокупность принципов подбора репертуара и однозначное мнение о целесообразности включения в репертуар младшего хора песен, романсов русских и западных композиторов, а также произведений зарубежных авторов, представленных не в оригинале или переводе, а с русским текстом. Не акцентируется внимание на музыкальном материале произведений, не раскрываются его возможности в решении конкретных насущных задач по формированию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста (исключение составляет приведение примеров содержания музыкального материала произведений, который способствуют развитию навыков двухголосного пения у младших школьников). Кроме того, недостаточно рассматриваются специфические особенности музыкального и литературно-поэтического текстов произведений, их эмоционально-образное, смысловое содержание. Например, сюжетная основа, форма, фактура, тембровая и динамическая структура.

На основе вышеизложенного можно констатировать, что созрела необходимость в разработке специальной программы подбора репертуара для младшего школьного хора на основе глубокого изучения и учета физиологических, психологических особенностей детей данной возрастной группы, учебно-воспитательных задач работы, современных условий развития образования. На наш взгляд, она должна представлять собой своеобразный план подбора репертуара (стратегию), включающий уровни и этапы работы руководителя младшего хора, и совокупность действий по его реализации (тактика). Ее предназначение заключается в помощи при составлении данного репертуара, способствуя тем самым достижению цели – воспитанию певческого голоса, музыкального и духовного развития учащихся и решению задач, обозначенных в методической литературе. Это задачи специального развития, ориентированные на развитие певческого голоса и слуха детей: разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений; обучение использованию мягкой атаки звука при пении; формирование навыков вокальной артикуляции, певческого дыхания и др. На основе решения данных задач в процессе работы с детским хором формируются хоровые навыки: строя (пение а капелла, двухголосное пение), ансамбля (согласованно, слитно). И задачи развития и совершенствования духовного уровня личности учащегося: воспитание отзывчивости, восприимчивости прекрасного, обучение пониманию образного содержания произведений, его сопереживанию, творческой деятельности, воспитание любви к народной и классической музыке, ознакомление с историей культуры русского народа и других народов мира и т.д.

Известно, что репертуар (совокупность вокально-хоровых произведений, разучиваемых на занятиях и исполняемых в концертах) для школьного хора является не только инструментом для формирования необходимых вокальных, хоровых знаний, умений и навыков для исполнения произведений хорового искусства, но и действенным средством воспитания духовности учащихся, способствующим развитию их личности. Только репертуар в полной мере определяет направления в музыкально-хоровом развитии ребенка, во всей учебно-воспитательной работе, помогает находить самые эффективные методические приемы.

Центральным вопросом всего процесса подбора репертуара является: «Чему может научить это произведение в настоящее время или каковы перспективы его изучения?». Основной же установкой для руководителя детского хора при подборе репертуара должно стать следующее:

  • в репертуар нужно брать то, что укрепляет жизненную силу детей, их веру, надежду и любовь к жизни (С. Казачков);

  • репертуар должен представлять собой истинную школу, в которой главным является сама музыка (В. Попов).

По нашему мнению, следование данной установке поможет создать условия для решения главной задачи, которая стоит перед современным образованием. Это: духовное развитие ребенка на основе усвоения моральных и духовных ценностей, сохранение мира детства в целостности и неприкосновенности и помощи ребёнку прожить его в радости и полноте устремлений, обеспечение постепенного перехода ребёнка из мира детства во взрослый мир, из мира его собственной природы в мир социальности и культуры.

Помимо этого необходимо следовать принципам формирования вокально-хорового репертуара. Для их установления мы учитывали дидактические принципы, цель и задачи вокально-хорового обучения школьников и опирались на требования и рекомендации по отбору вокально-хоровых произведений для детского хора ведущих специалистов. К ним следует отнести:

1) художественную ценность (в том числе художественность, качество поэтического текста и соответствие первого музыкальному материалу);

2) доступность (для понимания идеи, образов, средств выразительности и т.д.);

3) посильную трудность. Трудность произведения следует условно рассматривать в двух аспектах: трудности вокально-технического порядка (количество хоровых партий, тесситурные условия, особенности голосоведения, метро-ритма, строя, степень вокальной нагрузки и т.д.) и трудности художественного, исполнительского толкования произведения, требующие особой музыкальной культуры, интеллекта, эмоциональной и художественной зрелости;

4) постепенность голосового и музыкального развития детей;

5) перспективность: планирование произведений, содержание которых предусматривает развитие навыков, знаний и умений учащихся, необходимых для исполнения их в будущем, то есть создание необходимых предпосылок для работы над сочинениями;

6) cбалансированность произведений высокой степени трудности, средней и относительно простых для хора;

7) разнообразность и разнохарактерность произведений: пропорциональное использование хорового репертуара различных эпох, стран, жанров, стилей с акцентом на отечественную музыку и русскую народную песню (т.е. учет местожительства, в данном случае – это Россия); произведений с сопровождением и a cappella; одноголосных, одноголосных с элементами двухголосия, двухголосных и т.д.;

8) учет психофизиологических особенностей учащихся и возрастных предпочтений хористами произведений того или иного жанра, содержания и характера;

9) постоянное обновление репертуара, его количественный рост.

Данные принципы как главные ориентиры включены в содержание разработанной программы подбора репертуара для младшего хора. В качестве же ее главной задачи выступает изложение методических рекомендаций по выбору требуемого содержания произведений, которое способствует решению цели и задач вокально-хорового обучения детей младшего школьного возраста и формированию репертуара.

Структуру программы представим следующим образом:

Первый уровень – подготовительный (общий обзор текста произведений).

I этап. Определение основного количества произведений в репертуаре данного младшего хора.

II этап. Определение соотношения произведений в репертуаре по жанрам, стилям и виду хоровой фактуры.

Второй уровень – художественный.

III этап. Установление эмоционально-образного содержания произведений.

Третий уровень – исполнительский.

IV этап. Хороведческий анализ произведений.

В основу данной структуры и содержания программы заложен герменевтический подход, предполагающий деятельность, которая направлена на прочтение знаков текста произведений и их значений посредством мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и т.д.), и процесс интерпретации. Результатом этого является формирование его эмоционально-смыслового и исполнительского образа. Герменевтический подход обеспечивает творческое исследование текста хоровых произведений с разных сторон, итогом которого является понимание и оценка произведения с точки зрения его важности для воспитания певческого голоса, музыкального и духовного развития учащихся и для решения определенных раннее задач.

Остановимся на рассмотрении содержания этапов работы руководителя по формированию репертуара для школьного хора младших классов.

Первый этап. Мы полагаем, что вопрос количества произведений, входящих в репертуар, определяется количеством времени, отводимом на хоровые занятия, возрастом детей и уровнем их вокально-хорового развития. Но следует заметить, что, с одной стороны, большое количество произведений не дает возможности вести планомерную и целенаправленную, кропотливую работу и будет способствовать утомлению детей, а, следовательно, к непрочному освоению ими навыков и умений. С другой стороны, малое количество произведений не даст возможности открыть перед певцами младшего хора всё богатство и многообразие хорового искусства. Так, В. Попов считает, что для младшего хора нужно включать в репертуар 6–8 произведений, из которых 4–5 обязательные, где наиболее полно отражаются учебно-воспитательные задачи, и 2–3 произведения, соответствующие датам красного календаря или важным событиям в музыкальной и общественной жизни школы.

Процесс обновления репертуара строится на основе определения произведений, которые составят как бы особую «хоровую школу» (В. Попов), поэтому будут повторяться из года в год, и произведений, которые требуют дальнейшего освоения, продолжения разучивания (если хор существует не первый год).

Второй этап. Большую часть репертуара должны составлять народные песни: русские, украинские и другие песни народов мира, остальную часть – детские песни и хоровые произведения композиторов-классиков и современных авторов. Согласно Д. Кабалевскому, А. Пономареву, В. Попову, Г. Струве, включение в репертуар классики и народной музыки – обязательное условие творческого роста любого хорового коллектива и в исполнительском отношении, и в смысле общего музыкального развития хористов. Интонации лучших народных, классических и современных мелодий знакомы детям с раннего возраста и входят в их первоначальный музыкальный опыт. Привычные для их слуха интонации, встречающиеся в мелодии, облегчают развитие вокально-хоровых навыков, в частности, навыка чистого интонирования. Поэтому в репертуаре младшего хора должны быть известные народные песни, классические и современные произведения, составившие «золотой» фонд вокального и хорового искусства. Однако следует отметить, что чем раньше дети познакомятся с современной вокально-хоровой музыкой, с произведениями С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Д. Кабалевского и др., тем проще осуществится «вхождение» в современное искусство. Овладение учениками современным репертуаром требует преодоления некоторой инерции слуха, воспитанного на традициях XIX века, и постепенного привыкания к новым гармоническим и мелодическим оборотам, метроритмике, «острым» созвучиям.

При этом необходимо предлагать ученикам, как утверждал в своих работах выдающийся деятель музыкального искусства, композитор Д. Кабалевский, лучшие образцы сочинений легкого жанра (по аналогии с серьезной музыкой), не дожидаясь, пока воспитанники, не очень разбираясь в материале, а в основном, только следуя моде, станут «добывать» такого рода музыку сами. До сих пор не потеряла актуальности его мысль о том, что подлинное, глубокое искусство не подвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человечества и не проявляя признаков постарения, как живут великие творения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, а развлекательная музыка, как правило, подчиняется зыбким законам скоропроходящей моды.

Определившись с соотношением произведений в репертуаре по жанрам и стилю, педагогу-музыканту нужно обратить особое внимание на то, чтобы они имели различные виды фактуры, т. е. как произведения с сопровождением, так и a cappella, поскольку пение без сопровождения способствует выработке навыков пения в унисон, интенсивному развитию музыкального слуха певца.

На третьем этапе работы по формированию репертуара предполагается процесс интерпретации музыкального и литературно-поэтического текста произведений, что является ответственным моментом, связанным не только с задачами вокально-хорового обучения, но, прежде всего, с психологическими особенностями детей младшего возраста. Изучение последнего показало, что произведения, обладающие сюжетной основой и моторным характером, обязательно должны быть включены в репертуар, предоставляя возможность введения элементов драматизации и пластического интонирования, как и произведения жизнерадостного, бодрого характера. При этом требуется избегать однообразия произведений в репертуаре, поскольку дети испытывают потребность в смене эмоциональных состояний. Игнорирование данного положения приведет к их отвлечению, угасанию интереса к разучиваемым произведениям и в целом – к хоровой деятельности. Кроме того, по нашему мнению, следует установить степень выраженности эмоций и чувств, наличие нюансов и оттенков, переходных состояний в произведениях, потому что своим образным рядом, красотой мелодии произведения должны вызывать непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение у детей младшего хора. В них обязательно должны быть достаточно ярко выражены эмоциональные состояния и переживания, с которыми они встречались в своем эмоциональном опыте, и отсутствовать необходимость в выражении «тени-полутени». Например, «немного взволнованно» или «пиано – меццо пиано», так как, согласно возрастной психологии, нюансы и оттенки, переходные состояния даются детям младшего школьного возраста с большим трудом. Согласно Б. Теплову, наглядное, живое, яркое воспринимается младшими школьниками лучше, отчетливее. Чем больше таких произведений в репертуаре, тем их внутренний слух будет получать все больший материал для своего развития и обогащения. Исследования Г. Стуловой показали, что профессиональные требования к певческому звуку: звонкость, близкое, красивое звучание – неразрывно связаны с оптимистическим настроением. Такой эмоциональный настрой создает необходимый тонус организма, который положительно влияет на формирование всех вокально-технических навыков, а значит чистой интонации.

Изучение работ К.Ф. Никольской-Береговской позволило придти к выводу о том, что особое место в репертуаре нужно отводить медленным и протяжным песням, поскольку работать над развитием основных вокально-хоровых навыков удобнее всего именно на песнях такого характера и темпа [2].

Переходя от интерпретации музыкального текста к интерпретации литературно-поэтичес-кого текста хорового произведения, педагог хора должен выяснить следующее:

во-первых, соответствие круга переданных переживаний, мыслей возрасту младших школьников – они должны отвечать их жизненному опыту, а произведения отличаться четкостью пропорций и законченностью построений, отсутствием обилия в чем-то сходных, недосказанных, переплетающихся мыслей, что облегчает восприятие детьми целого;

во-вторых, его качество: наличие рифмы стиха, определенной формы, логики изложения мысли, языка оригинала и т.п. Согласно герменевтической науке, можно утверждать, что исполнять произведения классиков следует на языке оригинала или поэтическом переводе. В первом случае детям обязательно дается подстрочный перевод. Это обусловлено тем, что использование русского текста приводит к утрате связи с вложенным автором содержанием – искажению первоначального смысла. Весьма показательным примером может служить Ария И.С. Баха фа минор с русским текстом Я. Серпина «Мелькнет за часом час» [1]. Литературно-поэтическое содержание должно способствовать обретению детьми духовных ценностей: добра, дружбы, любви к матери, людям, природе, познания и т.д.

Четвертый этап работы по подбору репертуара для младшего хора предполагает хороведческий анализ строения мелодии произведения (в том числе её ладовой определенности интонационных оборотов), интонационного содержания (выразительности интонационных оборотов) и соответствия её интонаций вокальным возможностям детей данного возраста.

Исследования Н. Переверзева подтвердили, что не все мелодии одинаково доступны для восприятия, запоминания и исполнения. Трудности, возникающие в восприятии и исполнении мелодии, обычно вызываются или невыразительными, ладово неопределенными интонационными оборотами или несоответствием интонаций мелодии возможностям человеческого голоса. Так, мажорные и минорные мелодии, где часто встречаются ступени, составляющие тоническое трезвучие, воспринимаются как наиболее привычные для слуха. Например, русская народная песня «Пойду я, выйду ль я». Подобные мелодии легко запомнить и спеть, так как их интонационные обороты наиболее выразительны, они естественно выражают содержание произведения, их ладовое построение наиболее ясно и в них нет особых вокальных трудностей [4].

В поле зрения педагога должны быть произведения, мелодия которых опирается на звуки примарной зоны хора, где голоса детей звучат естественно и чисто. Известно, что от них происходит развитие диапазона хора, тембровой ровности и т.д. В связи с этим безусловную ценность для процесса вокально-хорового обучения детей приобретают произведения, содержащие трихордные элементы, пентатонные ступени, поскольку мелодия без полутонов лучше всего настраивает интонационный слух на восприятие типовых интервалов и закладывает прочный фундамент чистой интонации. Пентатонные ступени наиболее стабильны в своих размерах и в самых сложных ладовых оборотах они всегда будут надежными интонационно-опорными пунктами. Это также необходимо, на наш взгляд, поскольку у детей данного возраста интерес к произведению связан с переживаниями чувства удовлетворения от своих достижений.

Существует настоятельная потребность в постоянном росте и совершенствовании хорового коллектива, поиске новых интерпретаций, выработке своего собственного исполнительского почерка, развитии, улучшении, совершенствовании своего музыкального вкуса. Тем не менее, как утверждают Т. Овчинникова, Г. Струве, Е. Ценина, для этого не стоит перегружать программу чересчур сложными произведениями, так как их небольшое количество дает возможность уделять им больше внимания, поэтому руководитель хора обязан разумно сбалансировать количество произведений высокой степени трудности с произведениями средней трудности или относительно простыми для хора.

С нашей точки зрения, в репертуар следует включить, учитывая реальные возможности состава современных школьных младших хоров, одно или два сложных произведения, а целью работы над ними ставить не столько доведение их разучивания до концертного исполнения, сколько в процессе работы над ними активизировать развитие музыкальных возможностей коллектива. Практика подтверждает целесообразность такого пути, поскольку спешное разучивание сложного репертуара при отсутствии должных умений у детей приводит к закреплению ошибок, воспитывает неправильные навыки. Есть и другой – психофизиологический аспект этой проблемы, выражающийся в том, что порой непосильный контроль над работой своего вокального аппарата при исполнении трудных хоровых партий приводит к утомлению хористов, вызывает раздражение, отчего пропадает интерес к хоровой деятельности.

К сложным произведениям следует отнести те, которые имеют два голоса. С одной стороны, двухголосное пение способствует активному развитию гармонического слуха, ладового чувства, точной интонации, художественного вкуса. С другой – разучивание более трудной и новой в качественном отношении музыки может дать толчок слуховому развитию учеников и внести положительные изменения и в унисонное пение. Очевидно, работа над совершенствованием унисона и пробой исполнения произведений на два голоса может проходить параллельно. Знание методики работы над двухголосием сориентирует педагога в подборе произведения с тем видом голосоведения, который наиболее востребован на данном этапе вокально-хорового развития его хора.

В предлагаемой программе, в основу которой заложен герменевтический подход, рассматривается и обосновывается содержание этапов подбора репертуара для школьного младшего хора. Это поможет педагогам не только понять сущность механизма подбора, логику собственных действий и использовать их в своей деятельности, обеспечивая учебным материалом не только хоровые занятия, но и уроки музыки, позволит добиваться эффективных результатов в вокально-хоровом обучении школьников в целом и развитии их личности, но и проявить и совершенствовать свои педагогические способности, поскольку побуждает к творческо-исследовательской деятельности по подбору репертуара.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Менжулова Р.В. Анализ текста хоровых произведений: Учеб. пособие для студентов муз.-пед.
    ф-тов пед. учеб. заведений. Таганрог, 2005.

  2. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.

  3. Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом школьников // Работа с детским хором: сб. ст. М., 1981. С. 39–45.

  4. Переверзев Н.К. Исполнительская интонация. М., 1989.

  5. Попов В.С., Халабузарь П.В. Хоровой класс: пособие для детских музыкальных школ и школ искусств. М., 1988.

  6. Струве Г.А. Школьный хор. М., 1981.С. 50–57; 64–65.

  7. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие. М., 2002.

  8. Ценина Е.С. К вопросам о подборе репертуара и концертной деятельности хора в рамках общеобразовательной школы // Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: сб. науч. тр. Таганрог, 2007. Т. 1. С. 258–265.


  1   2   3   4

Похожие:

На основе герменевтического подхода icon О. Ю. Синяева Менеджмент 21 века и новая парадигма проектного подхода
В статье изложены вопросы внедрения и использования современными компаниями проектного подхода в системе управления. Предпосылки...
На основе герменевтического подхода icon Формирование и диагностика ууд на основе надпредметного курса «Мир...
Ведение карты наблюдений является одним из элементов комплексной диагностики сформированности ууд на основе системно-деятельностного...
На основе герменевтического подхода icon Материалы участника регионального конкурса
«Организация партнерства доу и семьи на основе индивидуально-дифференцированного подхода»
На основе герменевтического подхода icon Областное государственное бюджетное учреждение
Теоретический анализ проблемы управления развитием профессиональной образовательной организации на основе целевого подхода …
На основе герменевтического подхода icon Утверждаю директор моу «сош №12 с уиия»
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются...
На основе герменевтического подхода icon Урока: Опережающий монопроект. Цель для учащихся
Технология обучения в практике урока опережающего монопроекта по русскому языку на основе системно – деятельностного подхода к образовательному...
На основе герменевтического подхода icon Системный подход к управлению проектами в организации монография
Целью данной работы является исследование и совершенствование управления проектами в организации на основе системного подхода
На основе герменевтического подхода icon Рабочая программа по французскому языку для 6 класса общая характеристика и цели курса
Данный курс строится на основе системно-деятельностного подхода, который является методологической основой фгос основного общего...
На основе герменевтического подхода icon Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство
В основе предлагаемого автором интерпретационного подхода лежит концепция эмоционально-динамического паттерна личности, проявляющегося...
На основе герменевтического подхода icon Концепция создания автоматизированной информационной системы
Целью документа является освещение концептуального подхода компании «Систематика» к построению решений по персонифицированному учету...
На основе герменевтического подхода icon РА­ЗО­ВА­ние и на­ука из­вес­тия уральско­го от­ДЕ­ЛЕ­ния рос­сийской...
Проектирование инновационных педагогических технологий на основе квалиметрического подхода 3
На основе герменевтического подхода icon Образовательной программы высшего образования Направление подготовки
Опк-6: владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности...
На основе герменевтического подхода icon Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М....
На современном этапе в основе работы каждого педагога лежит принцип деятельностного подхода. Деятельностный подход – это процесс...
На основе герменевтического подхода icon «Политическая карта мира»
Современный мир» Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина («Просвещение», М., 2011 г.) базового уровня завершает линию умк полярная звезда в...
На основе герменевтического подхода icon Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной...
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются...
На основе герменевтического подхода icon Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации...
В целях обеспечения унифицированного подхода к ведению делопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации Пленум Высшего Арбитражного...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск