Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство


Скачать 1.14 Mb.
Название Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство
страница 1/15
Тип Руководство
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Московский кадровый центр при Главном управлении по труду

и социальным вопросам Мосгорисполкома

Консультационная фирма
Серия „Методы психологической диагностики"

ВЫПУСК 1
Л. Н. Собчик

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ МНОГОФАКТОРНЫЙ
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Методическое руководство

Москва 1990


ВВЕДЕНИЕ

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОФИЛЕЙ

СООТНОШЕНИЯ ШКАЛ ДОСТОВЕРНОСТИ

КОДИРОВАНИЕ ПРОФИЛЯ.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

1-я шкала.

2-я шкала.

3-я шкала

4-я шкала

5-я шкала

6-я шкала

7-я шкала

8-я шкала

9-я шкала

0-я шкала

ЦЕЛОСТНАЯ ОЦЕНКА ПРОФИЛЯ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ СМИЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ


Методическое руководство содержит описание стандартизированно­го многофакторного метода исследования личности (СМИЛ), являюще­гося адаптированным вариантом места ММР1. Подробно излагаются техника проведения тестирования, обработки и интерпретации данных, результаты многолетнего опыта применения СМИЛ в различных облас­тях психологической практики: клинической психологии и психоте­рапии, профессиональном и кадровом отборе, спортивной психологии и др. В основе предлагаемого автором интерпретационного подхода лежит концепция эмоционально-динамического паттерна личности, проявляющегося одной или несколькими ведущими тенденциями.

Методическое руководство рассчитано на профессиональных психоло­гов, но может использоваться при решении прикладных проблем вра­чами, педагогами, социологами и другими специалистами, получивши­ми подготовку по психодиагностике.

ВВЕДЕНИЕ


Стандартизированный многофакторный метод исследования лич­ности СМИЛ представляет собой квантифицированный метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Мето­дика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942—49 гг. американскими психологами Маккинли и Хатэуэем (Dahlstrom W.G., Welsh G,S. An MMPI handbook. A guide to use in clinical prac­tice and research. — Minneapolis, 1960) в целях профессионального отбора военных летчиков.

Автоматизированный способ обработки данных исключает зависи­мость получаемых результатов от личностных особенностей и опыта экспериментатора, что создает хорошие предпосылки для использова­ния электронно-вычислительной техники или микропроцессорных аппаратов психологического тестирования, Речь может идти как о подсчете количественных показателей методики, так и о машинном варианте интерпретации данных. Разработка интерпретирующей про­граммы для ЭВМ получила свое развитие не только в отношении мето­дики СМИЛ, но и в комплексе многомерной математической модели психодиагностического исследования с применением тестов, о чем подробнее говорится в соответствующем разделе данного пособия.

Данные методики в своей основе имеют статистически достовер­ную математическую базу. Путем сравнения среднестатистической нормы с крайними, клинически заостренными состояниями эмоцио­нальной напряженности, достигающими уровня психотического син­дрома, для каждой шкалы был получен разброс, в котором диапа­зон достоверности определялся удвоенным среднеквадратичным отклонением — . Методика была задумана авторами (Hathaway §., Mckinley J., "Basic readings on the MMPI in psychology and me­dicine". Minneapolis, 1956) как тест, дифференцирующий норму от патологии. В связи с этим оригиналь­ные названия шкал отражали клиническую специфику тех репрезен­тативных групп клинической психопатологии, с которым сравнивалась группа нормы. Однако, длительный опыт применения методики, в том числе и в клинике, показал относительную пригодность этих названий, При использовании методики в целях дифференциальной диагностики психологическое исследование помогает выявить в первую очередь сложную структуру психологических проблем больного. Любое клиническое состояние в своей основе определяется поломкой психологи­ческой целостности личности и окрашивается теми переживаниями, которые отражают наиболее сохранные стороны личности больного и реакцию на сам факт болезни и ее проявления. Даже у больных с тяжелыми психическими нарушениями данные психодиагностического исследования выявляют в основном те переживания, которые имеют личностный оттенок. Что касается пограничных психических рас­стройств (невротические реакции и развития, неврозы, акцентуации характера, психопатии), то здесь актуальное состояние еще более тесно связано с устойчивыми личностными свойствами и отношением лич­ности к психотравмирующей ситуации, выступающей в качестве пато­генного фактора.

Параллельное изучение контингента нормы также показало, что воз­можности метода преимущественно направлены на выявление феноме­нов психологического порядка. Применение методики СМИЛ при изу­чении личностных особенностей в разных по профессиональной заня­тости группах населения, в студенческих и производственных коллек­тивах показало ее большие возможности при решении сложных вопро­сов профотбора и профориентации, комплектования производственных коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социаль­ного микроклимата на промышленных предприятиях и др. Методика успешно применяется в различных видах психологической службы в целях дифференцированного подхода при разработке психологичес­кой коррекции (в суицидологии, в семейном консультировании, сфе­ре педагогической психологии, в работе промышленных психологов и социологов и т.д.).

В связи с этим вместо психиатрически ориентированных названий основных шкал методики, способствовавших при интерпретации на­вешиванию клинических ярлыков („психопатия", „паранойя", „шизо­френия" и др.), нами введены названия, отражающие психологическую сущность тех тенденций, степень выраженности которых и выявляют эти шкалы,— „импульсивность", „эмоциональная лабильность", „ри­гидность", „индивидуалистичность" и т.д.

Методика построена по типу опросника, однако оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. В процессе обследования испытуемый оценивает как „верные" или „неверные" по отношению к нему утверждения, ко­торые отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику меж­личностных контактов, направленность интересов уровень активности и настроения и прочее. Большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции испытуемого в разных ситуа­циях, моделируемых айтемами (утверждениями) методики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данный метод занимает промежуточное место между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности.

В процессе реадаптации и рестандартизации методики ММРI пере­вод осуществлялся с учетом лингвистических особенностей английско­го и русского языка, а также социально-этнических и культуральных факторов. Стремление сохранить эквивалентное значение содержатель­ной стороны айтемов сочеталось с тенденцией приблизить смысл мо­делируемых утверждениями ситуаций к условиям жизни советских людей. После некоторых замен и поправок дискретное значение утвер­ждений было выверено путем статистического анализа на материале изучения двух репрезентативных групп — 1000 лиц контингента нор­мы и 1000 больных психиатрического стационара. Так, в частности, было обнаружено, что 26 утверждений с резкой клинической направ­ленностью оказались балластными: лиц психической нормы они не только шокировали, но и вводили в заблуждение; стремись быть предельно откровенными, они невольно наговаривали на себя, увели­чивая тем самым показатели шкалы достоверности F и 8-й шкалы, отражающей своеобразие и необычность личности; в то же время, для больных эти утверждения в силу сниженной критичности оказы­вались незначимыми и лишь создавали благоприятную почву для симулятивных тенденций. Чтобы не ломать магматическую структуру при обсчете данных, в буклете опросника эти утверждения были заме­нены следующим обращением к испытуемому. „Номер данного утвер­ждения в регистрационном листе следует обвести кружочком". При обсчете эти айтемы не включаются в сумму „сырых" баллов, отражаю­щих предварительные показатели по шкалам.

В связи с тем, что в английском языке отсутствуют родовые окончания, в русском варианте разработаны два идентичных опросника для мужчин и для женщин. Это оказалось весьма существенным для сохранения структуры утверждений в первом лице единственного чис­ла, как это было и в оригинале: „Я любил своего отца? ", „Я чрезвы­чайно застенчива" и т.д. Такая форма обращения способствует большей интимности процедуры обследования и создает иллюзию обособлен­ности от экспериментатора. Испытуемый как бы наедине с самим собой оценивает свой характер и особенности своего состояния, в то время как обращение на Вы воспринимается как допрос.

Кроме мужского и женского вариантов разработан также подрост­ковый вариант методики СМИЛ, математическая структура которого полностью совпадает со взрослым, но несколько изменена форма звучания некоторых утверждений, касающихся взаимоотношения полов и производственных ситуаций. Ключи и профильные листы аналогичны основному варианту, Рестандартизация методики проведена на ре­презентативной группе учащихся средних школ (500 испытуемых). Методика широко апробирована в профконсультировании и профориентационной работе психологов Москвы и других городов.

Стандарты, полученные в процессе адаптации и рестандартизации методики к условиям отечественной популяции, приведены в приложе­нии.

Однако, полученные среднестатистические стандарты не явились поводом для отказа использовать профильные бланки оригинального теста MMPI по следующим причинам: во-первых, процесс ревалидизации в основном сводился к изучению психологических феноменов, вы­являемых с помощью теста; во-вторых, реадаптация метода в большей степени была направлена на содержательную сторону айтемов, чего удалось достичь благодаря процентильному анализу частотности отве­тов в норме американской и советской по-русски говорящей популя­ции; в-третьих, в связи с вышесказанным, отечественные стандарты оказались весьма близкими к среднестатистической норме оригинала, т.е. по 6-ти из 10 базисных шкал они совпадали, по 3-м различия не пре­вышали 2-х и по 1-й - 3-х стандартных делений Т, что представляет со­бой величины, которыми можно пренебречь.

Основной же аргумент состоит в том, что к моменту получения стандартов уже была накоплена значительная база данных, показываю­щая сравнимость собственных наблюдений и результатов исследований зарубежных ученых, что представляет значительный интерес; были определены типологические паттерны акцентуированных личностей и вариантов нормы, профили, типичные для разных клинических состоя­ний. Так, в свое время американские психологи не стали переделывать профильный лист и стандарты для шкалы F, когда со временем убеди­лись, что „потолок" этой шкалы выше, чем 70 Т, и что профиль может расцениваться как достоверный вплоть до 80 Т.

Факторный анализ и изучение ранговых корреляций айтемов базис­ных шкал обнаружил отсутствие правильного распределения внутри каждой шкалы. Несмотря на средненормативный уровень показателей шкал, выведенный эмпирически, разброс вокруг 50 Т в массе обсле­дуемых неравномерен, он значительно чаще выплескивается выше этой усредненной линии, чем ниже. И здесь мы лишний разубеждаемся в том, что математическая строгость всегда будет аспектом недостижимым, когда речь идет о живом человеке и особенно о его психике. Поэтому метод распознавания образов более уместен при расшифровке данных MMPI (СМИЛ), а целостное восприятие профильного паттерна является гораздо более информативным, чем попытки простого измерения личностных свойств без учета цельного образа. В связи с этим интерпретация профиля, построенного с помощью 10 базисных шкал, дает несравненно больше, чем все оставшиеся 200 дополнительных шкал которые определяются строго по формуле, использующей по­лученные на отечественной популяции среднестатистические стандар­ты и среднеквадратичные отклонения, Если профиль создает определенный образ, то каждая дополнительная шкала добавляет к этому образу какое-либо определенное качество, которое, преломляясь через этот личностный образ, может приобретать то или иное звучание. Стандарты 200 дополнительных шкал также приводятся в приложении к дан­ному руководству.

Надежность метода после проведенной модификации проверялась путем сопоставления данных обследования методикой СМИЛ 3000 ис­пытуемых с результатами других психодиагностических методик и сведениями, полученными от самих обследуемых и их непосредственного окружения (друзья, родственники, учителя, тренеры, руковод­ство, сотрудники или соученики, лечащие врачи, данные из истории болезни или служебной характеристики). Репрезентативная группа, послужившая эталоном для получения среднестатической нормы со­стояла из 860 человек, 580 мужчин и 280 женщин; поровну были представлены разные возрастные группы от 16 до 70 лет. Среди них были лица с высшим, сродним и неполным средним образованием, которые, помимо прочего, группировались по специфике их профес­сиональной или учебной занятости. С одной стороны, это были виды деятельности, требующие хорошей физической выносливости, стрессоустойчивости, подвижности, общительности, самостоятельности, решительности, высокой социальной активности, быстроты реакций, неконформности суждений. С другой - такие виды профессиональной занятости, где необходимы сосредоточенность, вдумчивость, продуман­ность плана действий, достаточная избирательность г контактах, боль­шая погруженность в мир собственных переживаний и представлений, кабинетный стиль работы с ориентацией на знаковые системы, склон­ность к анализу информации, повышенное чувство ответственности, исполнительность, конгруэнтность, меньшая вовлеченность в межлич­ностные контакты. В исследование были включены летчики, спорт­смены, водители автотранспорта, инженеры, технический персонал и рабочие промышленных предприятий, студенты гуманитарных и техни­ческих вузов, учащиеся профтехучилищ, педагоги, артисты, юристы и школьники старших классов Москвы, ряда других городов, а так­же сельской местности.

Двадцатилетний опыт применения методики позволил разработать интерпретационную схему, значительно более углубленную по сравнению с американским подходом и использующую тезаурус современной дифференциальной психологии, ориентированной на целостный подход б понимании личности как единства биологических и социаль­ных факторов (Ананьев Б Г,, Симонов П.В., Голубева Э А., Руса-лов В.М. и др.). В основе подхода - положение С. Л Рубинштейна, согласно которому формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека. Основой разработанного автором пособия интерпретационной схемы является концепция лич­ности, в которой определяющим типологическим признаком является сквозное присутствие на всех уровнях личности определенного эмо­ционально-динамического паттерна, проявляющегося одной или не­сколькими ведущими тенденциями.

Таблица 1

Средненормативные данные но основным шкалам СМИЛ


№ индекс

Названия шкал

Мужчины

Женщины

L

Ложь

4,2

2,9

4,2

2,9

F

Достоверность

2,76

4,67

2,76

4,67

К

Коррекция

12,1

5,4

12,1

5,4

1

Сверхконтроль

11.1

3,9

12,9

4,83

2

Пессимистичность

16,6

4,11

18,9

5,0

3

Эмоц. лабильность

16,46

6,4

18,65

5,38

4

Импульсивность

-.8,68

4,11

18,68

4.11

5

Женственность

20,46

5,0

36,7

4,67

6

Ригидность

7,9

3,4

7,9

3,4

7

Тревожность

23,05

5,0

25,07

6,1

8

Индивидуалистичность

21,96

5,0

22,73

6,36

9

Оптимистичность

17,0

4,06

17,0

4,06

0

Интроверсия

25,0 10,0

25,0

10,0


Ведущая тенденция в русле данной концепции представляет собой устойчивое, стержневое качество личности, уходящее корнями в тип высшей нервной деятельности, в конституционально заданные свойства нервной системы и придающее индивидуальную окраску стилю пере­живания, мышления, межличностного поведения, определяющее основ­ную направленность и силу мотивации, тип реакции на стресс, особен­ности адаптационных механизмов. Эти устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают определенное русло, ограничивающее количество степеней свободы при формировании более высоких уров­ней организации личности - социальной направленности, иерархии ценностей, осознаваемой мотивации, морально-нравственных ориенти­ров. Интегративным центром этого конструкта является самосознание включающее в себя осознанное „Я" в контексте социальных отно­шений. Баланс между собственно „Я" и окружением реализуется через самооценку и самоконтроль.

Разработанная на этой методологической основе индивидуально-личностная типология базируется на сопоставлении контрастных свойств; интроверсия - экстраверсия, тревожность - агрессивность лабильность - ригидность, сензитивность - спонтанность Эти свойства соотносятся со свойствами нервной системы: активированность-инактивированность, лабильность - инертность, динамичность возбуждения -динамичность торможения, и с типами высшей нервной деятельности — слабым и сильным (рис. 1).

Каждому индивидуально-типологическому варианту соответствует определенный стиль переживания, мышления, мотивационной направ­ленности, известная избирательность в выборе жизненных ценностей, вида профессиональной деятельности, т.е. свойства, формируемые ведущей тенденцией. Понятие „тенденция"   более емкое, чем „черта", „свойство", „состояние" и, в то же время, объединяющее их. Тенден­ция — дефиниция, включающая в себя и условия, способствующие фор­мированию того или иного личностного свойства, и само свойство, и то состояние, которое может развиться в продолжение индивидуально личностного свойства. При избыточной эмоциональной напряженности, в состоянии дистресса и нарастании признаков социально-психологической дезадаптации эти типологические особенности как некая предиспозиция, могут способствовать успешной адаптации или перерасти в дезадаптивное состояние.

К вопросу о том, выявляет ли методика личностные свойства инди­вида или особенности его состояния, можно сказать следующее. Актуальное состояние в значительной степени определяется индиви­дуальным типом реагирования и проявляется усилением заострением или ослаблением личностных качеств. Каждое состояние развивается на определенной почве и формируется в процессе взаимодействия дезорганизующего влияния средовых болезнетворных факторов и противоборствующего начала позиции и ресурсов личности, защитных и компенсаторных механизмов. Функция адаптации складывается в основном из двух переменных: тенденции к самореализации, к дости­жению успеха и удовлетворению потребностей в противодействии средовым факторам, ограничивающим самореализацию личности, и тен­денции к повышенному самоконтролю с отказом от достижения сию­минутных потребностей ради сохранения конгруэнтных отношений с окружением. Избыточность показателей стеничной самореализации угрожает дезадаптацией по социально-поведенческому типу, противоположное соотношение означает отказ от самореализации и преобла­дание социального давления на личность, что формирует невротичес­кий паттерн дезадаптации.


Рис. 1

Соотношение типов высшей нервной деятельности (ВИД),
свойств нервной системы и индивидуально-личностных свойств.
Если же перенапряжены и те, и другие тенденции, то происходит взаимное их гашение (нивелировка), при этом оказываются блокиро­ванными и невротический и поведенческий „отводные каналы" отреагирования в эмоциональном регистре, что приводит к психосоматичес­ким расстройствам, т.е. эмоциональная напряженность трансформиру­ется в биологический вариант дезадаптации.

Таким образом, в рамках психогенно обусловленных пограничных состояний и в норме механизмы адаптивного поведения и разных вариантов дезадаптации продолжают оставаться в русле психологичес­ких проблем, что и улавливают показатели психодиагностического исследования — как качественные, так и количественные. При оценке профиля СМИЛ выявляются определенные критерии, позволяющие отнести данные актуального исследования к константным личностным свойствам или к особенностям ситуативно обусловленного состояния. Для более точного ответа на этот вопрос существует также лонгитюдное исследование, ретроспективный анализ и возможности сопостав­ления данных исследования СМИЛ с результатами других методик и данными объективного наблюдения.

К содержанию
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Вихретоковый метод контроля учебно-методическое пособие
Вихретоковый метод контроля : учебно-методическое пособие / Е. А. Копотун, А. В. Челохьян, Б. Е. Копотун; Рост гос ун-т путей сообщения....
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по курсу «Основы кристаллооптики»
Практическое руководство по работе с поляризационным микроскопом для исследования петрографических объектов: Учебно-методическое...
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Краткое руководство по применению методики поло
«проективными айтем-ловушками», т е утверждениями методики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данный метод занимает промежуточное...
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Руководство
Тат, это метод с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности. Который...
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Методическое пособие Новосибирск 2003
Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования...
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов Тема:...
Изучение темы: «Методы исследования в гинекологии» способствует формированию следующих компетенций в соответствии с видами Вашей...
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Газовых и газоконденсатных месторождений" Курсовая работа по дисциплине...
Оборудование, применяемое при исследовании скважин на стационарных режимах фильтрации
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Теоретические аспекты психологической безопасности образовательной среды
Организация и методы исследования базовых убеждений личности студентов вузов и профтехучилищ
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Л. К. Каримова Историческая демография: теория и метод Учебное пособие
Научный редактор – д и н., профессор, зав кафедрой историографии, источниковедения и методов исторического исследования кфу а. А....
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon 2. Значение технической коммуникации в сфере профессионального общения
Техническая коммуникация – метод исследования и создания информации о технических процессах или продуктах, адресованных аудитории...
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Аннотация к магистерской диссертации на тему
Данная работа состоит из 6 глав и 7 приложений, одним из которых является учебно- методическое руководство по созданию топографического...
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Методическое руководство по курсу Теория вычислительных процессов
Контрольная работа предназначена для контроля усвоения основ теоретического программирования методов исследования, интерпретации...
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Практическая психология. Проективные методики
Книга предназначена для студентов и аспирантов, изучаю­щих психологию, психологов-практиков и всех интересующих­ся проблемами психологического...
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Методическое пособие по выполнению курсовой работы
Безопасность систем под давлением: метод пособие к курс работе / А. П. Овчинников. – Самара: Самар гос техн ун-т, 2012. – 77 с.:...
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Предварительный национальный стандарт прст
Метод определения температур вспышки. Метод с применением открытого тигля Кливленда
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности методическое руководство icon Методическое руководство к лабораторным работам для студентов 2,...
Настоящее методическое руководство включает в себя введение с изложением некоторых важных метрологических понятий, используемых в...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск