Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16»


Скачать 391.83 Kb.
Название Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16»
страница 1/4
Тип Методическая разработка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическая разработка
  1   2   3   4
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов».

Дуркина М. В., учитель-логопед

МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска
На современном этапе в основе работы каждого педагога лежит принцип деятельностного подхода. Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

В условиях деятельностного подхода личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Деятельностный подход предполагает открытие перед педагогом всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Принципы деятельностного подхода в воспитательном процессе эффективно реализуются через образовательную технологию - учебно-деловая игра. Учебная деловая игра – это вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленного взаимодействия деятельности и общения всех участников при осуществлении педагогического руководства со стороны преподавателя. Таким образом, деловая игра раскрывает потенциал каждого педагога, каждый участник может оценить свои способности, как в самостоятельной деятельности, так и в коллективной работе, т.к. деловая игра – это коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…».

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

Преимущества использования деловых игр в работе с педагогами ДОУ очевидны. Это и возможность сократить время для накопления профессионального опыта, возможность экспериментировать, пробовать различные варианты решения педагогических задач, усваивать знания в реальном процессе информационного обеспечения игровых действий. А также важно, что деловая игра способствует приобретению социального опыта (коммуникации, принятия решений и т.п.).

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, и т.п.

Одним из направлений моей работы, как учителя-логопеда, является тесная взаимосвязь с педагогами. Одна из форм такого сотрудничества – деловая игра.

Используя такой активный метод обучения, я поставила следующие задачи:

- закрепить, обобщить знания педагогов по определенной теме;

- дать навыки работы в группе;

- активизировать мыслительную и познавательную деятельность педагогов;

- раскрыть личностный потенциал педагогов;

- развить чувство работы в коллективе.

В ходе активного взаимодействия во время деловой игры мне удаётся дать педагогам больше информации, активизировать их творческий потенциал, выявить недостаточные знания по различным вопросам логопедии, наметить план дальнейшей работы с педагогами.

Рекомендую проводить деловую игру, как заключительный, обобщающий этап после изучения определенной темы, во время совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей. Таким образом, подводится итог работы, направленной на углубленное изучение определенного материала. Частота проведения игр зависит от желания и потребности педагогов.


Деловая игра для воспитателей

«Теоретические основы развития связной речи у дошкольников»

Цель. Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития связной речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития связной речи дошкольников.

3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать.

4. Активизировать навыки по генерированию идей дидактических пособий для речевого развития детей.

5. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

6. Совершенствовать навыки логического мышления.

Участники: педагоги всех возрастных групп (24 человека);

Регламент: 1 час

Предварительная работа:

- изготовление дидактических пособий по развитию мышления и речи;

- изучение научно – методической литературы по данной тематике;

- проведение тематической проверки;

- проведение консультации «Связная речь дошкольника».

Методическое обеспечение:

Методы активного обучения:

- дискуссия;

- игровые;

- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных задач).

Реквизит:

- выставка литературы и дидактических пособий;

- ромашка;

- песочные часы;

- мультимедиа проектор с экраном

План деловой игры:

1. Мотивационно – организационный этап.

2. Содержательный этап.

3. Заключительный этап.

Ход деловой игры.

1. Мотивационно – организационный этап.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Дошкольник, вступаю во взрослую жизнь, не перестаёт задавать вопросы «Почему?», «Где?», «Когда?». Наша задача научить ответить на них грамотно и содержательно, научить воспитанников самостоятельно рассказывать об окружающем, передавая свои эмоции и настроение.

Мы приглашаем Вас на деловую игру, где вспомним все о связной речи, постараемся решить проблемные задачи, вспомним педагогические технологии.

Нам надо выбрать экспертов для оценки результатов и подведения итогов игры.
2. Содержательный этап.

2.1. «Разминка».

Игра «Ассоциации». Ведущий называет слово, каждый последующий участник называет слово по ассоциации.

2.2. «Познавательная».

Капитаны команд отрывают лепестки ромашки с номерами вопросов, команда обдумывает, дает ответ.

Вопросы.

1. Что такое связная речь? (Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.)

2. Назовите характерные особенности связной речи: содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится), точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); логичность (последовательное изложение мыслей), ясность (понятность для окружающих); правильность, чистота, богатство (разнообразие).

3. Какие социальные функции выполняет связная речь? (установление связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.)

4. Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (Игра.)

5. Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)

6. В каких формах осуществляется связная речь? (диалогическая и монологическая)

2.3. «Теоретическая»

Капитаны команд выбирают по одному цветку. На каждом лепестке вопрос, ответ на зеленом листике. Необходимо подобрать к вопросу ответ.

1 команда.

1. Автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Формируется на основе многократного выполнения определенных действий (НАВЫК)

2. Непосредственное общение двух или нескольких человек? (ДИАЛОГ)

3. Вид речи, полностью или частично не связанный с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте (МОНОЛОГ).

4. Форма речи характерная для старших дошкольников? (ДИАЛОГИЧЕСКАЯ)

5. Способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей (МЕТОДЫ).

6. Последовательное повествовательное или описательное изложение педагогом нового материала (РАССКАЗ).
2 команда.

1. Назовите отличие диалогической речи от монологической? (НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬ, БЫСТРОТА ВЫСКАЗЫВАНИЯ)

2. Для какой формы связной речи характерно: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность. (МОНОЛОГ).

3. Для какой формы связной речи характерно: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. (ДИАЛОГ).

4. Процесс побуждения детей к речевой деятельности для достижения целей организации занятия – это… (МОТИВАЦИЯ).

5. Диалог педагога и ребёнка, в котором взрослый путём постановки вопросов проверяет уже имеющиеся знания или подводит к пониманию и усвоению новых знаний (БЕСЕДА).

6. Перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. (МЕТАФОРА).
2.4. «Дискуссионная».

На данном этапе мы с вами должны определить, какие педагогические условия нужны для успешного, полноценного интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста.

Для этого мы проведем мини – дискуссию. Вашему вниманию будет предложен вопрос и к нему варианты ответов. Ваша задача - выбрать один или несколько правильных ответов и обосновать выбор.

1. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы работа по развитию речи принесла наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

- Достаточно занятий по речевому развитию и грамоте.

- Речевое развитие должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса и включаться во все образовательные области:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

2. Ваша позиция по отношению к детям в НОД:

Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? В каких случаях необходима первая позиция, в каких – вторая?

3. Какие методические приемы необходимо использовать для того, чтобы обеспечить совместную деятельность детей в речевой деятельности:

- Задания предлагают нескольким (минимум двум) детям;

- Можно предложить детям один предметный материал, с которым они работают (например, общий лист бумаги);

- Задания должны даваться в такой форме, которая подчеркивает общность воспитанников.

4. К рассказу воспитателя при объяснении материала на занятиях предъявляются следующие требования…

• Последовательность изложения в соответствии с планом

• Выделение и повторение главной мысли, идеи

• Достоверность, убедительность сообщаемого факта

• Простота и доступность речи воспитателя

• Эмоциональность, показ личного отношения воспитателя к излагаемому материалу

• Краткость рассказа педагога

-Так ли это?

5. Обучение образной речи начинается с …. .

- Рассказывания по воображению.

- Придумывания загадок.

- Создания сравнений, придумывания загадок, составления метафор.

2.5. «Эрудиты»

Каждой команде необходимо написать как можно больше педагогических технологий по речевому развитию.

Педагогические технологии развития связной речи

- мнемотехника

- моделирование

- беседа

- описание

- повествование

- рассуждение

- пересказ

- рассказ по сюжетной картинке

- рассказ-описание по пейзажной картине

- творческий рассказ

- рассказ о будущих играх

- рассказывание по памяти

- составление сравнений

- составление загадок

- составление метафор
2.6. «Доказательная»

Капитаны команд выбирают конверт с заданием. Необходимо выбрать правильное утверждение.

1 команда.

3 типа монологической речи: описание, повествование, рассуждение.

Выберите правильное утверждение:

1) в повествовании передается информация о действиях и событиях

2) к описательному типу речи ставится вопрос "какой? "

3) в описании содержится размышление по поводу какой-либо проблемы (рассуждение)
2 команда.

3 типа монологической речи: описание, повествование, рассуждение.

Выберите правильное утверждение:

1) рассуждение обычно начинается с обозначения действующих лиц и места событий (повествование)

2) конец описательного текста показывает результат того, что произошло (повествование)

3) к тексту-рассуждению ставятся вопросы "почему? ", "так ли это? "
2.7. «Игровая»

1.Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2.Как звали трех поросят в одноименной сказке? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)

3.Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной

сказке «Теремок». («Рукавичка».)

4.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

5.Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

6.Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

7.Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

8.Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

9. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

10 . О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?(О мышонке.)

11. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)

12. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

13. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

14.В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)

15.Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)

16.В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности? («Айога».)

17.Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

18.Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)

19.Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)

20.Как звали мышат из украинской сказки «Колосок»? (Круть и Верть.)

21.Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)

22.Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)

23.Назовите самые известные сказки Ганса Христиана Андерсена. («Дюймовочка», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик».)

24.Из какого произведения эти строки и кто их автор?

Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий... (А. С. Пушкин «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях».)

25.Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

26.Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

27.В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)

28.Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)

29.В какой сказке и кто прятал траву под периной? («Мороз Иванович».)

30.Из какого произведения эти строки: «Почему у вашей дочки серые щечки?

- Она давно не мылась». («Усатый-полосатый» С. Маршак.)

31.В какой русской народной сказке лиса выступает положительной героиней и за хорошее дело ей в конце дарят белую курицу? («Снегурушка и лиса».)

32.В какой сказке девушка превратила птиц в людей, используя для этого крапиву? («Дикие лебеди».)

33.Вспомните заклинание, с помощью которого Иванушка-дурачок вызывал Сивку-бурку. («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)

34.Как звался серый коток, лисичкин браток, из сибирских лесов, спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой? (Кот-воркот, Котофей Котофеевич.)

35.В какой сказке народов Севера мать превратилась в птицу из-за непослушных детей? («Кукушка».)
2.8. «Ярмарка педагогических идей» (Презентация дидактических пособий)

В качестве домашнего задания вам было предложено подготовить дидактическое пособие по речевому развитию детей.

Презентация должна проходить по следующему плану:

- Для какого возраста предназначено данное пособие.

- Какие цели оно преследует.
3. Заключительный этап.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития связной речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.
  1   2   3   4

Похожие:

Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Методическая разработка деловой игры «сахарный диабет. Гипергликемическая кома у детей»
Деловые игры, как метод активного обучения, в настоящее время находит широкое применение в учебном процессе
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Консультация для родителей
Подготовила: Авертьева Н. Г., учитель-логопед группы №2 мадоу «Детский сад №87» г. Перми
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Методическая разработка Разработка и создание электронных курсов в программе CourseLab
Автор: Березина Ольга Николаевна, учитель информатики и икт высшей квалификационной категории
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291
В ряде задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей...
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Конспект интегрированной нод с детьми старшего дошкольного возраста...
Задачи: Упражнять детей в правильном употреблении предлогов над, под, между, около
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Методическая разработка урока по теме: «Пирожные песочные»
Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Английский язык»
Методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка профессиональных образовательных учреждений
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Прикладной этап деловой игры «Профи-учитель»
Цель – определить степень профессионального мастерства учителей. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2013 г....
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Методическая разработка Урока контроля знаний и умений обучающихся...
Методическая разработка предназначена для преподавателей специальной технологии по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию...
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Упражнения, способствующие формированию навыков чтения. Добрынина...
Добрынина Э. Г., учитель-логопед высшей категории, моу «Яйская оош №3», п г т. Яя, Кемеровской обл
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Методическая разработка комбинированного занятия для преподавателей....
Методическая разработка утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии, рекомендована к использованию в учебном процессе...
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Методическая разработка внеаудиторного междисциплинарного мероприятия...
Методическая разработка для проведения внеаудиторного мероприятия рассмотрена и утверждена на заседании цикловой комиссии, рекомендована...
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Методические рекомендации для педагогов
Начнем с ситуаций, когда учитель просто не имеет права раздумывать, дол­жен ли он что-то делать. В соответствии с современным законодательством...
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание»
Методическое руководство разработано для детей кружка «Художественное выжигание» 7-18 лет. Методическая разработка может быть использована...
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Методическая разработка теоретического и практического занятия для...
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического и практического занятий «Клиническая фармакология антиангинальных...
Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М. В., учитель-логопед мадоу «дс кв №16» icon Конкурс педагогического мастерства 2017 Номинация «Лучшая методическая разработка»
Круглова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск