Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования


Скачать 259.96 Kb.
Название Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования
страница 1/2
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2




Пояснительная записка
Аннотация программы

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.

Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты LEGO, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.

Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей

Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Одна из задач курса заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой «на ты», познакомить с профессией инженера.

Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Поэтому вторая задача курса состоит в том, чтобы научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.

У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.

Образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.

Внедрение разнообразных LEGO конструкторов как дополнительного образования детей разного возраста помогает решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка.

Настоящая программа составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования; материалов для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WeDo (LEGO Education WeDo).

Актуальность программы обусловлена тем, что жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу «Легоконструирование. Перворобот» в дополнительном образовании строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить детей к творчеству.

Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Новизна программы заключается в деятельности детей с образовательными конструкторами LEGO позволяющей воспитанникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Данная образовательная программа имеет научно-техническую направленность с элементами естественно-научных элементов.

Основная цель образовательной программы - Создание условий для овладения навыками начального технического конструирования, саморазвития и развития личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи:

  • сформировать устойчивый интерес к робототехнике, способность воспринимать их исторические и общекультурные особенности;

  • создать условия для мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  • выявить одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением, способностями в конструктивной деятельности и обеспечить их дальнейшее развитие;

  • сформировать навыки умения поиска и обработки необходимой информации на основе современных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

  • предоставить возможность для развития регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • предоставить возможность для развития умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  • предоставить возможность для развития коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)

  • предоставить возможность для участия в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения;

  • предоставить возможность для развития мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности;

  • сформировать устойчивый интерес к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО;

  • ознакомить с основными принципами механики;

  • ознакомить с виртуальной средой 3D моделирования Lego Digital Designer.

Отличительной особенностью реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных фирмой "LEGO" для преподавания технического конструирования на основе своих конструкторов.

Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у школьников развиваются творческие начала.

Образовательная программа предполагает использование компьютеров совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Методические особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе.

Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для детей в возрасте 6-10 лет и рассчитана на 1 год обучения - 136 часов.

Периодичность проведения занятий: 4 часа в неделю.

Продолжительность одного занятия - 2 часа (каждый час по 40 мин., 10 мин. перерыв).

Формы организации учебно-воспитательного процесса: индивидуаль­ная и групповая.

Реализация данной программы организована в рамках дополнительного образования детей.

Данная программа рекомендуется для использования в практической деятельности преподавателям курса Легоконструирования и Перворобот и всем заинтере­сованным лицам.

Методические условия реализации программы

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. На занятиях осуществляется работа с конструкторами серии Lego, ПервоРобот LEGO® WeDo. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется программное обеспечение конструктора WeDoTM.

Данная обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи.

Занятия по программе формируют специальные технические умения, развивают аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат. Программное обеспечение конструктора WeDoTM предназначено для создания программ путем перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой̆ и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый̆ мотор или датчик, подключенный̆ к портам LEGO-коммутатора. В разделе «Первые шаги» программного обеспечения WeDo можно ознакомиться с принципами создания и программирования LEGO моделей̆.

Программа реализует различные формы работы детей на занятии: фронтальную, индивидуальную и групповую. Первая предполагает совместные действия всех учащихся под руководством педагога. Вторая - самостоятельную работу каждого ученика. Организа­ция групповой работы предполагается для подготовки к соревнованиям по робототехники и реализации проектов. Также формы работы, используемые на занятиях:

  • беседа;

  • ролевая игра;

  • познавательная игра;

  • задание по образцу;

  • творческое моделирование;

  • викторина;

  • проект.

Методы, используемые при реализации программы: в обучении:

  • практический (работа с образовательными конструкторами Lego MindStorms, и аппаратно-программного обеспечения;

  • наглядный (фото и видеоматериалы по робототехнике, распечатки рабочих окон компьютерных программ);

  • словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);

  • инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный, игровой);

  • работа с литературой (изучение специальной литературы, чертежей);

  • знакомство с Интернет-ресурсами, связанными с робототехникой.

В программе применяются приемы: мозгового штурма, создание проблемной ситуации, построение алгоритма и составления программы и т.д.

Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффектив­ность образовательного процесса, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Организация занятий

Первоначальное использование конструкторов Лего требует наличия готовых шаблонов: при отсутствии у многих детей практического опыта необходим первый этап обучения, на котором происходит знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать в команде.

В дальнейшем, учащиеся отклоняются от инструкции, включая собственную фантазию, которая позволяет создавать совершенно невероятные модели. Недостаток знаний для производства собственной модели компенсируется возрастающей активностью любознательности учащегося, что выводит обучение на новый продуктивный уровень.

Основные этапы разработки Лего-проекта:

  • Обозначение темы проекта.

  • Цель и задачи представляемого проекта.

  • Разработка механизма на основе конструктора Лего .

  • Составление программы для работы механизма в среде LEGO Education WeDo.

  • Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.

При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность школьников.

Традиционными формами проведения занятий являются: беседа, рассказ, проблемное изложение материала. Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы школьников

Обучение с LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов:

  • установление взаимосвязей;

  • конструирование;

  • рефлексия;

  • развитие.

Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Использование этих анимаций, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.

Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.

Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением

Способы проверки знаний обучающихся:

педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа, анализ творческих работ, участие в конкурсах и др. мероприятиях.

Формы подведения итогов:

Презентация творческих работ, защита проектов, соревнования, выставки.

Критериями выполнения программы служат:

знания, умения и навыки обучающихся, массовость и активность участия обучающихся в мероприятиях данной направленности.

Условия реализации программы:

  • обязательное посещение занятий, дополняемых разнообразными формами внеклассной работы с обучающимися.

  • привлечение родителей и специалистов образовательного учреждения.

  • соблюдение санитарно-гигиенических и иных правил безопасности при организации внеурочной работы с детьми в соответствии с планом.

  • максимальное использование наглядности, технических средств и тренировочного оборудования при организации мероприятий по формирова­нию навыков робототехники.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Материально-техническое оснащение

Для реализации программы, необходимо иметь наборы-лаборатории Лего серии: Образование "Конструирование первых роботов"; программное обеспечение для работы с конструктором ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo) и виртуальную среду 3D моделирования Lego Digital Designer; компьютерами, принтером, сканером, видео оборудованием.

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе должен знать основы начального курса программирования, иметь педагогическое образование

Примерные условные обозначения:

  • Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний - УИПЗ

  • Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности - УЗД

  • Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности - УКПД

  • Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности - УОЗД

  • Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности – УПОК

  • Компьютерная среда Lego Digital Designer - LDD





Учебно-тематический план




Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

0

2

Первые шаги

20

10

10

3

Трехмерное моделирование

16

4

12

4

Конструирование и программирование заданных моделей «Забавные механизмы»

18

6

12

5

Конструирование и программирование заданных моделей «Звери»

20

6

14

6

Конструирование и программирование заданных моделей «Футбол»

18

4

14

7

Конструирование и программирование заданных моделей «Приключения»

18

4

14

8

Конструирование и программирование заданных моделей «Городская жизнь»

18

4

14

9

Творческие проекты

6

0

6

Всего

136

40

96
  1   2

Похожие:

Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Утверждаю директор моу «сош №12 с уиия»
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются...
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Программа «наши руки не для скуки» пояснительная записка настоящая...
...
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Пояснительная записка планируемые результаты освоения учебной программы...
Программа предназначена для 2 класса общеобразовательного учреждения начального общего образования на основе линии умк «Мир английского...
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Пояснительная записка статус программы Данная программа создана на...
Примерной программы «Английский, немецкий, французский, испанский языки 2-11 классы общеобразовательных учреждений» (ияш №5, 2005...
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Пауэрлифтингу
Отличительной особенностью данной программы от существующих программ является определенное количество учебных недель (46) и, как...
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Образовательная программа является важнейшей содержательной составляющей...
Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы (ОП)
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Рабочая программа по иностранному языку 7 класс
Рабочая программа предназначена для 7 класса, составлена в соответствии с требованиями российских стандартов языкового образования...
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Пояснительная записка стр. 2-3 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты усвоения учебных программ на ступени среднего общего образования
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Пояснительная записка Результаты освоения программы основного образования...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных...
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Пояснительная записка 2-6
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Пояснительная записка 1 Введение
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Пояснительная записка 4 7
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon 1. Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Пояснительная записка 5-14
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Аннотация программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования icon Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск