РАЗДЕЛ 2. Политика экономического роста - ключевые
проблемы и предложения. 3
2.1. Федеральный бюджет – 2003: либеральная политика экономического роста 3
2.2. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2.2.1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РОССИИ 6
2.2.2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУР ПРИ РАСХОДОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 26
2.2.3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2003 ГОД 38
2.2.4. РЕФОРМА МЕЖБЮЖДЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 51
2.2.5. РЕФОРМА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 116
2.2.6. ДОЛГОВАЯ КНИГА 138
2.2.7. РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА АБ "ПО АУДИТУ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ: РАО ЕЭС, РАО ГАЗПРОМ" 149
2.3. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 230
1.3.1. КОНЦЕССИИ 230
1.3.2. РЕНТА 253
1.3.3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДОХОДНЫМ ИСТОЧНИКАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2003 ГОД ОТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 271
1.3.4. РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА АЛЬТЕРНАТИВНОГО БЮДЖЕТА ПО АМНИСТИИ КАПИТАЛОВ 273
1.4. РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА 276
1.4.1. РЕФОРМА ЖКХ 276
2.4.2. АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ 291
Moran T.H. Foreign Direct Investment and Development: The New Policy Agenda for Developing Countries and Economies in Transition, Institute for international economics, 1998 307
2.4.3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ 317
2.4.4. ФИНАНСИРОВАНИЕ СЛОЖНЫХ И ДОРОГОСТОЯЩИХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 336
2.4.5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЖИЛЬЯ ВЫПУСКНИКАМ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 340
2.4.6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПАКЕТУ ЗАКОНОПРОЕКТОВ ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ 341
2.4.7. РАЗРАБОТКА БЮДЖЕТНЫХ МЕР ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАВОДНЕНИЯ НА ЮГЕ РОССИИ 349
РАЗДЕЛ 2. Политика экономического роста - ключевые
проблемы и предложения.
-
Федеральный бюджет – 2003: либеральная политика экономического роста
Либеральная политика экономического роста должна быть востребована в условиях современной российской экономики.
Предпосылки успешного применения такой политики налицо:
удачная конъюнктура мировых рынков позволила экспортным секторам российской экономики выйти на уровень рентабельности, вдвое превышающий средний по национальной экономике и аккумулировать свободные инвестиционные ресурсы;
рост сельскохозяйственного производства в период 2000 – 2002 гг. гарантирует продовольственную безопасность страны и ведет к превращению сельского хозяйства в экспортно-ориентированный сектор российской экономики;
стабильно растущие доходы населения в отношении к ВВП, сопряженные с ростом доли сбережений в доходах домохозяйств, ведут к росту спроса на надежные инвестиционные инструменты фондового рынка;
способность государства исполнять свои долговые обязательства, не прибегая к массированным заимствованиям на внутреннем рынке, создает возможность для направления накопленного инвестиционного потенциала в реальный сектор экономики.
Задача политики экономического роста – создать механизм реализации накопленного инвестиционного потенциала в отраслях обрабатывающей промышленности российской экономики.
Основы либеральной политики экономического роста заключаются в реализации следующего комплекса мер:
Промышленная политика
Промышленная политика государства должна основываться на селективной и точечной имплантации современных форм организации производства в широкий круг отраслей российской экономики. ЯБЛОКО предлагает Правительству РФ использовать механизм концессионных договоров как способ эффективного управления государственной собственностью и форму публичного, конкурсного и открытого предоставления гарантий бизнесу властью.
В ближайшей перспективе государству следует провести полную ревизию собственного инвестиционного потенциала: государственные капитальные расходы консолидированного бюджета и экономически обоснованные поступления в бюджет от государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием должны служить реализации ясных приоритетов государственной промышленной политики, соотносится с запланированными экономическими нормативами развития государственного сектора экономики.
Ключевой элемент промышленной политики в 2003 году – реформа естественных монополий, от глубины и последовательности которой зависят и реформа ЖКХ, и производственные программы практически всех отраслей российской экономики.
ЯБЛОКО предлагает правовой и экономический механизм осуществления аудита естественных монополий, регулирования тарифов на товары, реализуемые естественными монополиями, а также развития инфраструктуры рынка инвестиционных инструментов.
Бюджетная политика
Целевым параметром бюджетной политики экономического роста должна служить обоснованная оптимальная доля государственных расходов в отношении к ВВП. Технические способы реализации такой политики – предложенные ЯБЛОКОМ меры по повышению прозрачности и открытости федерального бюджета, а также повышение эффективности расходных процедур федерального бюджета через совершение конкурентных механизмов распределения средств.
Налоговая политика
Налоговое стимулирование экономического роста должно реализовать существенное, справедливое и социально-терпимое снижение налогового бремени на производителей. Снижение налогового бремени должно сопровождаться созданием механизмов, которые бы позволяли быстро и в достаточных размерах компенсировать выпадающие доходы в целях поддержания социального обеспечения граждан в условиях ухудшения экономической конъюнктуры. ЯБЛОКО считает, что резервы такой политики заключаются в снижении ставки единого социального налога в период 2003 – 2005 гг. и реализации налогового режима, который бы позволил направить рентные доходы недропользователей на цели социальной политики.
Социальная политика
Ключевые проблемы социальной политики – неэффективная занятость и безработица, депопуляция российского населения и отсутствие механизма гарантированного доступа граждан страны к дорогостоящим видам медицинской помощи – могут быть решены Правительством РФ уже в ближайшей перспективе.
ЯБЛОКО предлагает правовой механизм стимулирования занятости в сфере малого предпринимательства через реализацию концепции семейного предпринимательства, комплекс государственных мер экономического характера для стимулирования роста народонаселения страны и гарантирования экономических и социальных прав многодетных семей, а также механизм финансирования лекарственной и хирургической помощи детям до 14 лет, страдающим сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.
|