Н.И. Миронова1
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ФОНЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ (АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ)
1. ВВЕДЕНИЕ 2
1.1. Контекст реформ 2
1.2. Использование социокультурного потенциала для выхода из кризиса 4
2. КАСЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 8
2.1. Социокультурный потенциал Каслинского Урала 9
2.2. Современные социокультурные процессы на территории Каслинского района 17
2.3. Перспективы, направления и технология развития Каслинского района 22
3. ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 24
3.1. Социокультурный потенциал Пинежья 24
3.2. Современные социокультурные процессы в Пинежском районе 36
4. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ 51
4.1. Деятельность Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Карелия» 51
4.2. Социально-театрально-библиотечный проект 53
4.3. Развитие сельской кооперации и культурного туризма в Карелии 62
4.4. Социокультурное пространство деревни Пяльма Пудожского района Республики Карелия 70
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
1. ВВЕДЕНИЕ
В данной работе представлены результаты исследования социокультурного пространства пилотных территорий, которые были объектами исследования по проекту РГНФ «Исследование социокультурных ресурсов территории в рамках муниципальной реформы: институциональный подход», № 07-03-00393а в течение 2006-2009 г.г. - Каслинский муниципальный район Челябинской области, Пинежский муниципальный район Архангельской области, а также отдельные территории и заслуживающие внимания социокультурные процессы в Республике Карелия и Калужской области2.
Институциональный подход проявился в процессе экспедиционной работы (в каждый из трех регионов было совершено по две экспедиции), когда происходило изучение реально складывающихся социальных институтов, понимаемых авторами в виде своеобразных «узлов» проявления активности общества. Как известно, классик институциональной теории Дуглас Норт рассматривает институты как формальные и неформальные «правила игры» в обществе или те ограничители, в рамках которых происходит взаимодействие между людьми3. Институциональные изменения, по Норту, определяют, как развиваются различные общества во времени. Именно в этом контексте и было проведено исследование социокультурного пространства – рассматривались реально происходящие социальные процессы и возникающие на практике институты как результаты проявления на конкретных территориях активности представителей власти, бизнеса, рядовых жителей и их объединений.
1.1. Контекст реформ
Начало нынешнего века ознаменовано реформированием практически всех сфер общественной жизни России, и одной из самых масштабных является муниципальная реформа, которая принесла пока больше хаоса, чем порядка. Эта реформа напрямую связана с реформированием бюджетно-налоговой системы, образования, культуры, социальной поддержки, ЖКХ и проч. Повсеместно в России наблюдается спад промышленного и сельскохозяйственного производства, безработица, разрушение социальной инфраструктуры. Для большинства российских регионов характерны исчезновение традиционной хозяйственной специализации, практическое отсутствие внешних инвестиций, ветшание жилищного фонда, памятников природы, истории и культуры. С 2008 г. на ситуацию в российских регионах стал влиять также мировой финансово-экономический кризис, последствия которого еще предстоит осознать .
В наибольшей степени все эти негативные процессы затронули жизнь на небольших, в особенности сельских территориях. Там сложилась устойчивая тенденция к обезлюживанию. Причем Северо-Западный федеральный округ в этом смысле лидирует: по исследованию И.Абанкиной, доля в нем сельских населенных пунктов с числом жителей до 10 человек составляет 41%, тогда как в среднем по России – 30%4. Например, в Пинежском районе Архангельской области только в 80 из 124 населенных пунктов есть постоянно проживающее население. Часть работоспособного населения предпочитает трудиться в других регионах постоянно или временно. Трудности каждой из исследованных территорий во многом связаны с общероссийскими проблемами, имея, тем не менее, региональную специфику.
Так, одна из специфических проблем Архангельской области и Карелии связана с приватизацией и изменением культуры производства в лесопромышленном комплексе. Новые собственники действующих холдингов в целях увеличения производительности труда в последние 3-5 лет стали внедрять современную технику. Для её эксплуатации, во-первых, нужно меньше персонала, во-вторых, нужны совершенно иные работники, с другой ментальностью и образованием. В результате значительная часть местных лесорубов лишилась работы, а у органов местного самоуправления возникли серьезные проблемы занятости сельского населения.
В проблемном блоке социально-экономической целевой программы «Сохранение и развитие культуры МО «Пинежский район» (2008-2010 годы)» акцент сделан на проблеме разрушения складывающихся веками традиций и нравов в сельской местности, что ведет к деградации населения: «угрожающие размеры приобретает пьянство; более быстрыми темпами, чем в городе, растет число правонарушений; разрушается институт крестьянской семьи». По мнению разработчиков указанной программы, ухудшение экономической ситуации повлекло за собой ухудшение социально-психологического климата в сельском сообществе, разрушение нравственных устоев деревни.
Специфической проблемой Каслинского района Челябинской области является «зажатость» города Касли между двумя крупными «атомными» городами Озерск и Снежинск. За последние полвека это привело, во-первых, к экологическому загрязнению горнозаводской части района, а во-вторых, к значительной потере интеллектуальной части человеческого капитала. Молодежь города и сельских территорий вокруг него «служила регулярным наполнением людских ресурсов близких растущих городов»5. Эти проблемы долго усугублялись отношением отдельных министерств и ведомств, областной и федеральной власти к Каслинскому району как неперспективному в экономическом плане. Такое пренебрежительное отношение со стороны государственной власти сказывалось негативно на социально-психологическом климате в районе: у жителей сформирована установка на свою ненужность, забытость и желание уехать. Работать органам местного самоуправления в такой ситуации чрезвычайно сложно.
Совершенно очевидно, что, если какая-либо территория находится вне внимания государственной власти, на грани экономического выживания и экологического бедствия, представителям муниципальной власти крайне проблематично думать о территориальном (местном) развитии. В то же время перед муниципальными образованиями (районными, городскими, сельскими), не успевающими адаптироваться к происходящим переменам, встает угроза не просто проиграть более конкурентоспособным территориям. Речь уже может идти о самом существовании административной единицы как таковой. Масштабы сокращения численности населения многих российских муниципалитетов в целом по России увеличиваются год от года.
Одной из самых важных проблем, выявленных в рамках проведенного исследования по проекту РГНФ, является отсутствие местного сообщества как устойчивой системы социального взаимодействия жителей и общественных объединений друг с другом и с муниципальной властью. С одной стороны, климат на селе действительно во многом определяется психологической усталостью людей, иждивенческими настроениями, социальной и трудовой апатией. Но с другой стороны, есть и много людей, которые готовы трудиться, они соскучились по настоящему делу. Им просто нужен лидер.
1.2. Использование социокультурного потенциала для выхода из кризиса
Аналогичные процессы кризисных явлений имели место в середине прошлого века во многих странах, города и районы которых имели промышленное и сельскохозяйственное прошлое. На фоне научно-технической революции и энергетического кризиса закрывались шахты, промышленные предприятия, сильно сокращался объем производства. Борьба за экологию и более дешевую рабочую силу приводила к выносу предприятий с территорий городов или даже стран. Международный опыт выхода из подобных ситуаций показывает единственный путь спасения территории – осознание необходимости поиска собственных внутренних ресурсов развития и формирования местной идентичности.
Различные территории выбирали разные стратегии своего выживания. Это и развитие новых производств, отвечающих современному уровню научно-технического прогресса, и модернизация научно-образовательной сферы, и расширение сферы услуг. Существует также много примеров выхода из кризиса через сферу культуры, через «изобретение себя заново», через открытие уникальных для каждой территории социокультурных ресурсов. В каждом из этих примеров процветание начиналось с новых идей и деятельности лидера, которого можно отнести к представителю особого общественного сословия или, как говорит знаменитый социолог Р.Флорида, к представителю «креативного класса», способного менять будущее отдельных компаний и целых территорий. В своей книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» (М., 2005) автор на множестве примеров доказывает перспективы экономического роста территорий через привлечение творческих личностей к процессу местного развития.6
Вот несколько примеров территориального развития, основанных на капитализации культуры:
Небольшой городок Хей-он-Уай в Великобритании, экономика которого до 1961 года целиком зависела от сельского хозяйства, возродился благодаря проекту «Хей - город книг», идея которого принадлежит одному из жителей, решившему в тишине провинциального города заняться букинистической торговлей. Ни жители, ни власти поначалу не верили, что книготорговля сможет привлечь людей со всего мира. Книжный магазин поначалу расположился в бывшем кинотеатре и вскоре стал самым большим букинистическим магазином мира. Он был выгодно продан лондонскому бизнесмену, и уже с 1970 года Хей стал всемирно известен. Кроме множества книжных магазинов в городке появилась специальная типография и переплетная мастерская, а затем кафе и рестораны, готовые принимать гостей со всего мира. Теперь там ежегодно проходит литературный фестиваль, финансируемый из муниципального бюджета, и основано международное движение книжных городов.7
|
Небольшая сельская территория в Австрии8 была застроена добротными домами, окруженными фруктовыми садами, полями и полосками леса. Живущие здесь фермеры обычно делали для себя яблочный и грушевый сидр. Особенно хорош был этот напиток в жаркие дни летней жатвы. Но со временем труд фермеров заменили машины, а торговые центры вытеснили с рынка местный сидр. В 1960-е и 1970-е годы фермерам внушали быть современными и покупать дешевые напитки на рынке. Им даже выдавали государственное вознаграждение за вырубку бесполезных садов. В результате культурный ландшафт территории катастрофически разрушался.
Перемены к лучшему были связаны с двумя событиями, произошедшими в начале 1990-х годов. Первым стало культурное событие под названием «Тысячелетие Австрии». В рамках подготовки к этому празднику был обнаружен документ начала столетия (более точно - 996 года), в котором данная местность называлась «Ostarrichi», т.е. словом, от которого происходит современное название страны. Таким образом, эта местность превратилась в «Колыбель Австрии».
Другим событием стало произошедшее примерно в это же время повышение качества сидра местным предпринимателем, которому не нравились процессы упадка его родных мест. За несколько лет ему удалось не только поднять цены на сидр, но и создать новое грушевое шампанское, которое появилось в столичных ресторанах. Так яблони и груши местных жителей стали основой новой экономики.
За очень короткое время оба события дали синергетический эффект. Историко-культурное значение неизвестной до 1990-х годов местности оказалось в центре общественного внимания, а фруктовые деревья стали содержаться в порядке, сады омолаживаться, были спасены экология и культурный ландшафт этой территории. Возникло общественное движение «Выходные – на ферме». Стала развиваться «Тропа наследия», посвященная теме исторического освобождения крестьян. Многочисленные туристы влияют на нынешнее процветание этого места.
|
Английский город Хаддерсфилд9 в начале XX века был обычным индустриальным городом, где развивалась угольная, текстильная и другие виды промышленности. Город не имел ни крупных транспортных развязок, ни аэропорта. В 1980-ые годы шахты и фабрики закрылись, и город оказался в тяжелом кризисе, затронувшем все сферы его жизнедеятельности. Город медленно умирал. Численность населения сокращалась год от года.
Консультант по развитию городов Ч. Лендри предложил проект «Творческий город». Приоритетом проекта стал девиз «Думать по-новому». Поверить в этот проект органам муниципального управления было трудно, поскольку раньше вся сфера культуры финансировалась из государственного и муниципального бюджета. Проект же предусматривал зарабатывание денег через культуру в результате создания нескольких тысяч рабочих мест для творческих людей в центре города на месте закрытых заводов, магазинов, кинотеатров, клубов. Как проект был реализован?
Проведено социологические исследование, которое показало, сколько в городе творческих людей, чем они занимаются, сколько зарабатывают и чего хотят. Был сделан вывод, что город имеет творческий потенциал, а значит - обладает неформальной творческой экономикой.
Была поставлена задача убедить горожан в том, что их идеи очень важны. Это было очень трудно, т.к. людям привычнее было ощущать себя винтиками в городе-заводе. Людей стали учить претворять в жизнь свои творческие идеи. Это было сделано с помощью малых грантов, кредитов, создания малого бизнес-инкубатора. Энергетические «инъекции» веры людей в себя были не разовыми, а постоянными и продолжительными по времени.
Для появления культурной индустрии реализаторы проекта вместе с муниципальной властью помогли людям объединиться и создать сообщество творческих предпринимателей. Кроме того, они помогли сформировать важную инфраструктуру – сеть, через которую можно продвигать информацию, знания.
Были созданы площадки, на которых творческие продукты стали представляться на рынок. Так были созданы медиа-центры, галерии, кафе.
Результаты проекта в течение 5-6 лет:
Реконструировано 120 тыс. кв. метров рабочего пространства;
Открыто 170 малых предприятий;
Появилось 5000 рабочих мест в «творческом кластере», 400 из них создано в информационном центре.
|
Понимание культуры как локомотива местного развития начинает возникать и в России, где также появляются примеры прорыва через социокультурные ресурсы. Например, в Сахалинской области Южно-Сахалинск начал развиваться в основном как административный центр региона, а город Александровск-Сахалинск - как культурная и историческая столица острова Сахалин. В городе Каргополе Архангельской области в апреле 2008 г. был осуществлен Международный проект «Культурная реВизия: развитие территорий через культуру». Цель проекта - провести ревизию культурных ресурсов на примере города Каргополя, проанализировать, какие есть проектные возможности в сфере культуры для того, чтобы Каргополь мог стать значимым городом на северо-европейской территории страны.
Фестиваль «Костюм Русского Севера», прошедший в Архангельске в ноябре 2008 года, был направлен на создание условий для сохранения и развития национального культурного наследия Русского Севера, на повышение эффективности культурного обмена между районами области и территориями Северо-Запада России10. На круглом столе, посвященном перспективам градостроительства города Архангельска, обсуждался вопрос передачи разрушенного здания пивзавода на улице Попова художникам и музыкантам, чтобы там могла появиться картинная галерея, музей пива, выставочные залы, магазины сувениров и джаз-мастерская11.
Пример успешных результатов социокультурных процессов в деревне Никола-Ленивец Калужской области также подтверждает тезис о возможности местного развития при наличии представителей креативного класса. В данном случае ими оказались московские художники и архитекторы, которые построили в этой деревне свои дачи, а в окрестностях деревни создали масштабные объекты современного искусства, число которых ежегодно увеличивается, и к 1 августа 2009 достигло 25. Причем, кроме «николо-ленивецких» дачников, авторами уже стали другие креативно мыслящие личности из России и зарубежья. Главное же, с точки зрения возрождения самой деревни и развития окружающей её территории, состоит в формировании сельского сообщества: ведь в реализации замыслов профессиональных художников и архитекторов, с легкой руки художника Николая Полисского12, участвуют жители соседней деревни Звизжи, включая школьников. Таким образом, у деревенских жителей появилось дело, которое приносит им не только средства к существованию, но и удовлетворение от искусно сделанной работы, будь то снеговики, башня из прутьев, огромное деревянное «ухо» или любой другой шедевр, расположенный прямо на берегу реги, в поле или в лесу.
Уже трудно поверить, что столь живописный дачный поселок, где сейчас расположились творческие мастерские художников, не так давно был умирающей деревней. Вокруг самой деревни, стоящей на высоком берегу чистейшей реки Угры, теперь возник музей современного искусства под открытым небом. Начиная с 2006 года, весной и летом здесь проводятся фестивали ландшафтных объектов «Архстояние»13, на которые съезжаются не только специалисты, но и обычные люди, в основном горожане, желающие отдохнуть «с изюминкой». Все экспонаты так называемого «музея» созданы из природных материалов и мастерски вписаны в окружающее пространство. Теперь уже преображается само это пространство - в него вкладываются инвестиции в виде труда местных жителей, средств спонсоров, а также креативных идей российских и зарубежных консультантов. Например, чтобы еще лучше смотрелась построенная посреди огромного поля, заросшего бурьяном, белая «ротонда»14, голландские ландшафтные архитекторы предложили местному предпринимателю засеять поле вокруг ротонды гречихой. Летом гречиха зацвела белым, и поле с ротондой еще более преобразилось. А вокруг быка - золотого тельца15 - во время летнего фестиваля паслись 50 телочек черно-белой масти, что также входило в замысел одного из проектов «Архстояния-2009».
Еще в одном примере местного развития, описанном норвежским искусствоведом и государственным деятелем Дагом Миклебюстом16, речь идет о китайской провинции Гвейджоу, привлекающей сейчас туристов всего мира своими праздниками, на которых женщины украшают голову красивыми, но необычно тяжелыми прическами (их вес около 6 кг). Возрождение китайской деревни произошло благодаря осознанию жителями этой затерянной в горах провинции своей идентичности, только им присущей самобытности. Даг Миклебюст делает совершенно справедливый вывод о том, что для развития деревни её жителям необходимо осознавать себя частью местного сообщества, необходимо и важно, чтобы это побуждало, мотивировало их к активным действиям.
Вице-президент Европейского совета по селам и малым городам Артур Шпиглер также выделяет аналогичные факторы. При этом он называет следующие условия успешных действий в целях сельского развития:
1. Стремление самих местных жителей улучшить ситуацию. Данное условие А.Шпиглер считает основной силой, обеспечивающей прогресс и развитие.
2. Совместное проведение с местными жителями анализа сильных и слабых сторон территории, её возможностей и ограничений (так называемый SWOT-анализ). Такая работа является очень важным образовательным процессом для жителей и гарантией для их дальнейшего участия в реализации разработанных совместно проектов и планов. Кроме того, публичный процесс SWOT-анализа дает всем участникам возможность «нарисовать» общее видение будущего данной территории, а значит совместно наметить стратегию развития17.
3. Стремление к постоянному взаимодействию в интерактивном режиме активных представителей местного сообщества с органами власти всех уровней – муниципального, регионального и, если возможно, национального и международного уровня.
Говоря о реформировании всех сфер общественных отношений, о муниципальной реформе, которая внесла много хаоса в жизнедеятельность российских территорий, в то же время нельзя забывать, что именно новое муниципальное законодательство содержит требование о необходимости создания программы социально-экономического развития муниципальных образований. Но кроме формальных причин заниматься планированием своего будущего, не менее, а более вескими, являются объективные условия кризиса, в которых оказалось большинство российских территорий. Поэтому базовой ценностью сегодня, как никогда раньше, является парадигма развития.
|