Приложение № 4
Оценка рисков в отношении контролируемой древесины
Держатель сертификата:
|
ЗАО «СОЛОМЕНСКИЙ ЛЕСОЗАВОД»
|
Certification Body (CB):
|
Rainforest Alliance SmartWood Program
|
Код сертификата FSC CW:
|
|
Date of CB approval:
|
|
Дата оценки риска:
|
01.01.2014Г.
|
Address of CB:
|
65 Millet Street, Suite 201, Richmond Vermont USA
|
Адрес держателя сертификата:
|
Г. Петрозаводск, Соломенская,2
|
|
|
Районы, включая страны, к которым относится данная оценка риска*:
|
Республика Карелия, Республика Коми, Вологодская, Архангельская, Ленинградская, Кировская области
|
Категория 1. Незаконно заготовленная древесина
Район происхожденияi может рассматриваться как район низкого риска в отношении незаконно заготовленной древесиныii, если выполняются следующие индикаторы:
Индикаторы
|
Возможные источники информацииiii
|
Доказательства
|
Масштаб оценки
|
Оценка риска
|
1.1. Предоставлены доказательства правоприменения в сфере заготовок древесины в данном районе
|
Национальный уровень
|
Неопределенный риск
|
1.1a. Наличие структур по контролю за незаконными рубками
|
Федеральные источники:
Рослесхоз (www.rosleshoz.gov.ru), в том числе материалы аэрокосмического мониторинга лесопользования (www.rosleshoz.gov.ru/activity/audits);
Министерство внутренних дел РФ (www.mvd.ru).
Лесной форум Гринпис России (www.forestforum.ru).
Первый лесопромышленный портал (www.wood.ru/ru/lonewsa.html).
Исследования WWF по выявлению причин и масштаба незаконных рубок в отдельных регионах страны (www.wwf.ru/about/what_we_do/forests/illegal/,
«Действуй легально!» (Руководство по странам – практический справочник по определению легальности происхождения древесины, Россия. Москва, 2010, http://www.wwf.ru/resources/publ/book/409).
Информация о рубках с нарушением режима ООПТ НП «Прозрачный мир» (maps.transparentworld.ru/PA_monitor.html);
Гринпис России, (www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/90170).
Национальная инициатива ЛПС, Национальный офис ЛПС (www.fsc.ru).
Региональные источники:
Информация органов управления лесами, охраны окружающей среды и природопользования субъектов Российской Федерации:
Региональные информационные сайты
Сайты региональных негосударственных природоохранных организаций
|
Из-за недостаточного бюджетного финансирования, нерешенности ряда вопросов на законодательном уровне и организационных проблем, государственная лесная охрана (общая численность 20 тыс. чел.; созданы субъектами Российской Федерации, кроме Московской области, где она создана Рослесхозом) слабо укомплектована, плохо оснащена и не обладает всеми необходимыми полномочиями. Отсутствуют системные меры по борьбе с незаконными рубками, в том числе работающие системы выявления незаконных рубок, пресечения незаконной деятельности и наказания виновных
|
Национальный уровень
|
Неопределенный риск
|
1.1b. Эффективность работы органов по контролю за незаконными рубками
|
То же, что и в 1.1a выше
|
Органы государственной власти признают низкую эффективность контроля и надзора на региональном уровне: выявляемость лесонарушений остается недостаточной, крайне слаба реакция даже на выявленные нарушения (см. www.rosleshoz.gov.ru/activity/illegal). Наличие специальных планов борьбы с нелегальными рубками пока не свидетельствует об их эффективной реализации
|
Национальный уровень
|
Неопределенный риск
|
1.2. Предоставлены доказательства существования надежной и эффективной системы передачи лесов в аренду и выдачи разрешений на рубку леса, а также иной документации, способной подтвердить легальность заготовок и продаж древесины, в данном районе
|
Национальный уровень
|
Неопределенный риск
|
1.2a. Предоставлены доказательства того, что передача лесов в аренду и выдача разрешений на рубку леса, а также иной документации, способна подтвердить легальность заготовок и продаж древесины, в данном районе
|
То же, что и в 1.1a выше
|
Все леса находятся в государственной или муниципальной собственности, поэтому лесозаготовители получают право на использование лесных ресурсов от государства1. Правовой статус ряда категорий лесных угодий не полностью урегулирован, и ведение в них лесозаготовок неправомерно. Лесной кодекс (2006 г.) не содержит указаний по порядку управления лесами на землях поселений, находящихся в собственности муниципалитетов2. Существуют свидетельства низкого уровня управления в таких лесах. В СМИ упоминается проблема коррупции при проведении аукционов на право аренды лесных участков и при размещении государственного заказа на проведение работ по охране, защите, воспроизводству лесов. Под видом санитарных рубок и рубок ухода, особенно в защитных лесах, ООПТ и ОЗУ часто ведется коммерческая заготовка качественной древесины, то есть по сути незаконная. Отсутствуют работающие системы учета объемов заготовленной древесины и отслеживания источников ее происхождения
|
Национальный уровень
|
Неопределенный риск
|
1.2b. Предоставлены доказательства того, что древесина не поступает из районов, загрязненных радионуклидами, где запрещена коммерческая рубка леса
|
То же, что и в 1.1a выше, а также:
Российский центр защиты леса/Радиационный мониторинг лесов (www.rcfh.ru/sfera/radiologicheskij/).
Нормативные документы по радиационному мониторингу лесов (www.rcfh.ru/sfera/radiologicheskij/normativnye/)
Санитарные правила СП 2.6.1.759-99. Допустимые уровни содержания цезия-137 и стронция-90 в продукции лесного хозяйства.
«Атлас загрязнения цезием после Чернобыльской аварии» (1998).
Ежегодные государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», раздел радиационная обстановка (www.ecoindustry.ru/gosdoklad.html).
Решетов В.В., Смыслов А.А., Харламов М.Г. Карта объектов ядерного топливного цикла и радиоактивного загрязнения России. М: Невскгеология, СПГИ им. Плеханова, 1996
|
Участки лесов в ряде субъектов РФ находятся в зонах Чернобыльского следа радиоактивного загрязнения (1986 г.), Восточно-Уральского следа (ПО «Маяк», 1948-1967 гг.), испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне (1949-1962 гг.). Согласно нормативным документам (www.rcfh.ru/sfera/radiologicheskij/normativnye/) коммерческая заготовка древесины при определенном уровне загрязнения радионуклидами запрещена, а древесина может представлять опасность для здоровья лесозаготовителей и покупателей древесины3. В настоящий момент нет уверенности, что древесина, загрязненная радионуклидами, не попадает в торговые цепочки
|
Региональный уровень
|
Неопределенный риск: субъекты РФ согласно Приложению 2. Остальные субъекты – низкий риск
|
1.3. Наличие данных или публикаций, свидетельствующих о незначительности или отсутствии проблемы незаконных рубок на данной территории
|
То же, что и в 1.1a выше
|
Острота проблемы нелегальной заготовки древесины в России признается Рослесхозом. По оценкам Рослесхоза объем незаконно заготовленной древесины в стране в 2009 году составляет от 15-20 млн. м3 (В.Н.Масляков выступление на Всемирном лесном конгрессе Прайм-Тасс; http://www.prime-tass.ru/news/0/%7BC824EC66-92DB-4EF5-8127-36639D866862%7D.uif) до 25-30 млн. м3 (А.И.Савинов, Российская газета; www.rg.ru/2009/09/29/les.html).то есть 9-19% от общего объема заготовок. По статистике Рослесхоза на 01.11.2011 г. на территории страны наземными проверками было зафиксировано всего 27,1 тыс. случаев незаконных порубок (выявлено 1,3 млн. м3 нелегально заготовленной древесины (www.rosleshoz.gov.ru/media/appearance/57/Maslyakov_V.N._Sankt-Peterburg.pdf).
Независимые экспертные оценки приводят более высокие цифры. Так, Гринпис России оценивает объемы заготовленной древесины неизвестного происхождения в России в 2009 году (если учитывать «самовольные» рубки и заготовку древесины при разрешенных рубках сверх установленного количества) в 40 млн. м3. Наиболее вероятная оценка объема древесины, заготовленной самовольно или с грубыми нарушениями действующего законодательства в том же году (при «санитарных рубках» в здоровых лесах, при выборке лучших деревьев под видом ухода за лесами, при рубках, нарушающих режимы ООПТ, защитных лесов или ОЗУ) – около 90 млн. м3 (http://www.forestforum.ru/info/lh-tomsk.pdf)
В ряде субъектов РФ (например, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий АО, Магаданская область, республики Тыва и Калмыкия, Камчатский край) коммерческая заготовка древесины практически не ведется, а, следовательно, нелегальная заготовка в промышленных масштабах отсутствует.
|
Национальный уровень
|
Неопределенный риск
|
1.4. Низкий уровень восприятия коррупции в отношении предоставления прав на заготовку древесины, а также других связанных областей правоприменения
|
Национальный уровень
|
Неопределенный риск
|
1.4a. Низкий уровень восприятия коррупции в отношении предоставления прав на заготовку древесины, а также других связанных областей правоприменения
|
Федеральные источники:
Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» (www.transparency.org.ru/proj_index.asp);
www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2009/cpi_2009_table
Всероссийский центр изучения общественного мнения (wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/10707.html);
Комитет по борьбе с коррупцией (com-cor.ru/node/864);
Национальный офис FSC, Национальная инициатива FSC (www.fsc.ru);
Сайт лесопромышленный комплекс России (www.timberindustry.ru/?tag=korrupciya);
Первый лесопромышленный портал (www.wood.ru/ru/lonewsa.html);
Министерство внутренних дел Российской Федерации (www.mvd.ru);
Лесной форум Гринпис России (www.forestforum.ru)
Всемирный банк, индикаторы качества государственного управления
(info.worldbank.org/governance/wgi/index.asp)
|
По данным 2011 г. индекс восприятия коррупции, составляемый «Трансперенси Интернешнл» был очень низким (2,4).
Д.А. Медведев выделил проблему коррупции как одну из центральных в РФ. Для борьбы с коррупцией разрабатывается Национальная программа борьбы с коррупцией, создаются соответствующие структуры. В 2007 г. вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов заявил, что лесная отрасль является одной из наиболее коррумпированных в России, особенно в сфере трансграничной торговли круглым лесом.
Согласно исследованию инвестиционного климата Всемирного банка для разных стран (World Bank Investment Climate Surveys, www.worldbank.org), по количеству утверждений о важности дачи взяток лесная и мебельная промышленность в России занимали 2-е место после пищевой. Согласно индикаторам качества государственного управления Всемирного банка Россия имеет низкий ранг, например, в отношении таких показателей как контроль коррупции, соблюдение законности, эффективность государства
|
Национальный уровень
|
Неопределенный риск
|
1.4b. Наличие острых конфликтов в отношении предоставления прав на заготовку древесины, а также других связанных областей правоприменения, выявляемых при опросах заинтересованных сторон
|
То же, что и в 1.4a выше, а также
Региональные источники:
Региональные информационные сайты
Сайты региональных негосударственных природоохранных организаций
|
Наличие острых конфликтов в отношении предоставления прав на заготовку древесины, а также других связанных областей правоприменения, выявляемых при опросах заинтересованных сторон, может указывать на потенциальные проявления коррупции и нарушения законодательства. Есть многочисленные примеры таких конфликтов между лесопромышленными компаниями с одной стороны и неправительственными природоохранными организациями и/или группами коренных народов и/или местных жителей
|
Национальный уровень
|
Неопределенный риск
|
|