Скачать 4.09 Mb.
|
ТУРЦИЯ история и современность (сборник статей) ВВЕДЕНИЕ Предлагаемый читателю сборник статей преследует цель рассмотреть ряд важных проблем экономического, социально-политического, идеологического и культурного развития турецкого общества, соотношение этих проблем с эволюционирующими функциями политических и административных институтов, органов власти. Материалы сборника в основном подготовлены на базе Рабочего совещания, посвященного анализу новой конституции Турецкой Республики 1982 г. и проведенного сектором Турции Института востоковедения АН СССР в марте 1983 г., а также состоявшейся в ИВ АН СССР в конце 1983 г. Всесоюзной конференции туркологов, проведенной в связи с 60-летием Турецкой Республики по теме «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Турецкой Республики: итоги и перспективы». В ходе Рабочего совещания и конференции, в которых приняли участие специалисты — востоковеды Института востоковедения АН СССР, ряда других востоковедных учреждений, высших учебных заведений, практических организаций, состоялся широкий и полезный обмен мнениями по некоторым итогам и перспективам развития Турции, проблемам эволюции общества и власти. За 60 с лишним лет своего существования Турецкая Республика прошла в своем развитии значительный путь. Отстояв в национально-освободительной борьбе 1918—1923 гг. политическую независимость, националистическая Турция под руководством кемалистов приступила к ускоренной модернизации — капиталистическому развитию, что, безусловно, отразилось на ее экономике, социальной структуре, политической надстройке. По сравнению с многими другими колониальными и зависимыми странами и народами Турция имеет исторически гораздо более продолжительный опыт решения экономических проблем на пути капиталистического развития. За это время капитализм как общественная формация занял господствующие позиции во всех отраслях и сферах экономики, стал приобретать или уже приобрел системообразующие функции'. Это выразилось, в частности, в значительном росте общего объема национального производства, опережающем росте продукции промышленности по сравнению с сельским хозяйством, концентрации и централизации производства, значительном росте влияния крупного капитала, интенсификации сельского хозяйства и др.2. Такого рода развитие экономического базиса, безусловно, ^проецировалось на эволюцию социальной структуры турецкого общества. Выросла и консолидировалась промышленная и сельскохозяйственная буржуазия, составив правящий класс турецкого общества. Одновременно возросла численность армии наемного труда, в которой авангардная роль по праву принадлежит рабочему классу. Последний достиг по сравнению с другими странами Востока довольно высокой степени концентрации: и организованности. Однако наличие наряду с современным (капиталистическим) сектором и традиционного, сохранение полуфеодальных отношений обусловило сохранение и соответствующих традиционных (докапиталистических) социальных слоев и групп. Для Турции сегодняшнего дня характерны, в частности, многочисленные группы городских и сельских мелких предпринимателей, маргиналов и других промежуточных слоев 3. Существующая наряду со сформировавшимся господствующим капиталистическим укладом многоукладность турецкого общества обусловила сложность и многоплановость переплетения классовых противоречий и отсюда особую остроту классовой и политической борьбы. Наряду с обострением основного противоречия капиталистического общества и соответственно-обострением борьбы между турецкой буржуазией и пролетариатом выступает за свои права и мелкая буржузия, а с нею и все те, кто страдает от двойного угнетения современных и традиционных эксплуататоров. В соответствии с социально-экономическим развитием республики претерпела изменения и ее политическая надстройка. Однопартийная система со спорадически возникавшими и быстро исчезавшими слабыми оппозиционными партиями трансформировалась в многопартийную. Модифицировались структура и функции парламента, системы исполнительных и судебных органов и т. д. Изменялась и совокупность общественных организаций и их место в общественно-политической жизни общества. В политическом аспекте наиболее характерным для 50— 80-х годов истории республики стало то, что политическая надстройка, совокупность институтов, составляющих политическую машину правящего класса, оказывалась не в состоянии противостоять периодически накатывавшимся социально-экономическим кризисам, бесперебойно и последовательно проводить в жизнь интересы этого класса. Основные буржуазные партии — Народно-республиканская партия (НРП), Партия справедливости (ПС), Партия национального спасения (ПНС), Партия националистического движения (ПНД), каждая из которых имела поддержку определенных групп правящего класса, выдвинули несколько альтернатив развития страны — социал-демократическую, консервативную, клерикальную, националистическую (профашистскую). Однако ни одна из них не смогла завоевать себе настолько прочные позиции, чтобы обеспечить «порядок и политическую стабильность» в своем собственном понимании. Формировавшиеся на базе этих партий правительства, парламент не справлялись с экономическими и социальными проблемами страны. В таких условиях начиная с 50-х годов на политической арене появляется армия, становящаяся влиятельной, а временами, и решающей политической силой. В периоды гражданского руководства страной, функционирования многопартийной системы: армия пристально наблюдала за деятельностью политических партий и обстановкой в стране. В периоды же после трех политических акций армии в 1960, 1971 и 1980 гг., когда военные прямо или опосредствованно находились у власти и осуществляли полный контроль за положением в стране, они определяли характер проводившихся социально-экономических мероприятий и. законодательных актов. Анализ основного закона Турецкой Республики не случайно привлек внимание советских туркологов, стал темой Рабочего совещания и соответственно серии статей, включенных в настоящий сборник. История Турецкой Республики знает три конституции. Первая из них была принята в 1924 г. В ней были отражены и закреплены завоевания национально-освободительного движения, создание республики, определены законодательные основы последней, организация и функция законодательных, исполнительных и судебных органов, права граждан. После государственного переворота 27 мая 1960 г. судьба турецкого основного закона стала определяться армией. Взявший власть после переворота Комитет национального единства (а точнее, занявшая господствующие позиции в нем консервативная генеральская группировка) совместно с руководством Народно-республиканской партии пришел к выводу о необходимости подготовки новой конституции. Она была разработана под наблюдением КНЕ и принята в результате референдума 9 июля 1961 4. Необходимость новой конституции была обусловлена тем, что практика начавшей функционировать в 50-е годы многопартийной системы, развитие политической надстройки буржуазного государства показали недостаточную обеспеченность ее конституционными, правовыми нормами, что обусловило грубые нарушения со стороны находившейся в 50-е годы у власти Демократической партии допущенных в стране буржуазных свобод, зажим ею буржуазной оппозиции. Так же как и НРП, военное руководство полагало, что существенное расширение буржуазных свобод, некоторая демократизация общественно-политической жизни обеспечат более устойчивое функционирование многопартийной системы, всех политических и государственных институтов. Это определило главное, принципиальное отличие конституции 1961 г. от предшествующей конституции, которое заключалось в более существенной и глубокой проработке принципов «буржуазного государства, значительном расширении буржуазных свобод. Это нашло отражение, в частности, в том, что был введен новый раздел о правах и обязанностях граждан и допускаемых в стране свободах, значительно расширены положения об экономических, социальных и политических правах и обязанностях государства и граждан, гораздо более основательно определен статус законодательных, исполнительных и судебных органов, административной системы. Эти конституционные изменения оказали большое положительное влияние на общественно-политическую жизнь, способствовали активизации рабочего движения, прогрессивных рабочих профсоюзов, борьбы трудящихся за свои права и демократию. После меморандума 12 марта 1971 г., в результате которого военная верхушка через «надпартийные» правительства взяла руководство страной в свои руки, ее отношение к буржуазной демократии стало диаметрально противоположным. Генералы [Полностью солидаризировались с руководством Партии справедливости в том, что необходимо в кратчайшие сроки изменить конституцию, чтобы «стабилизировать демократическую систему», обеспечить «согласованное функционирование конституционных институтов». Направление изменений было указано военным руководством весьма четко — ограничение демократических лрав и свобод в целях сокращения возможностей для рабочего движения, деятельности прогрессивных профессиональных организаций, массового движения трудящихся. Под давлением военных и под их наблюдением в 1971— 1973 гг. в указанных целях подверглись изменению 58 из 157 статей конституции 1961 г. Поскольку самая большая серия изменений была осуществлена в 1971 г., некоторые турецкие авторы не без оснований стали называть модифицированный основной закон конституцией 1971 г. Подверглись ограничению все права и свободы граждан, возможности деятельности профсоюзов, самоуправление университетов. Расширены прерогативы исполнительной власти, предусмотрено создание судов государственной безопасности. Прошло без малого 10 лет после меморандума 12 марта 1971 г., и страну потряс новый военный переворот, случившийся 12 сентября 1980 г. Совершившее его военное командование вскоре объявило, что оно намерено ввести новую конституцию республики. В опубликованном в день переворота сообщении Совета национальной безопасности (СНБ), сформированного из высших генералов и взявшего власть в свои руки, выступление .армии мотивировалось тем, что «подрывные и анархистские круги резко активизировали свою деятельность», «вредные идеологии проникли в систему образования... рабочие организации, политические партии, во все уголки страны и поставили ее на грань гражданской войны». В то же время, отмечалось в этом сообщении, государственные и конституционные органы, а также политические партии, разрываемые противоречиями и при- 6 шедшие в нерабочее состояние, не приняли необходимых мер псу спасению государства 5. Такая интерпретация причин переворота военным командованием логически определяла и его цели, в том числе необходимость введения новой конституции — поставить барьер на пути «подрывной деятельности и вредных идеологий», «ликвидировать причины, мешающие функционированию демократического строя» 6. Иными словами, речь шла прежде всего о том, чтобы вое'-препятствовать развитию рабочего движения, деятельности прогрессивных рабочих профсоюзов, левых политических организаций, обеспечить монополию идеологии буржуазного национализма. Основным способом достижения этого должно было стать дальнейшее ограничение буржуазно-демократических свобод, ибо тех ограничений, которые обеспечивались конституцией 1971 г., для правящей верхушки оказалось недостаточно. Новая: конституция, по мнению ее авторов, должна была создать ба-лее прочную основу сохранения и развития существующего строя, проведения правящей элитой страны нужного ей экономического курса и социальной политики. Проект новой конституции был разработан под непосредственным наблюдением и при активном участии военного командования. Он был обсужден совещательным органом — Консультативным меджлисом, после чего рассмотрен Советом национальной безопасности, который 18 октября 1982 г. Законом № 2709 утвердил его. Новая конституция была принята в результате референдума, состоявшегося в ноябре 1982 г. под жестким контролем военного командования. Ряд статей настоящего сборника и посвящен рассмотрению» характерных черт и особенностей новой конституции. Авторы статей, как правило, анализируют те или иные аспекты основного закона в сравнении с предшествовавшими конституциями республики. Статья В. И. Данилова посвящена рассмотрению основных особенностей новой конституции в сравнении с конституцией 1961 г. с учетом ее изменений после 12 марта 1971 г. Выявление основных отличий новой конституции от предшествовавшей и их оценка, очевидно, нужны для того, чтобы осознать общий характер новой конституции, общее направление реорганизации основного закона, предпринятой правящими кругами страны, а следовательно, и главные цели их политики. Некоторые материалы сборника освещают преломление в; конституции важнейших экономических проблем Турции. Предпринятый П. П. Моисеевым анализ отражения проблем сельского хозяйства в конституции 1982 г. привел автора к выводу,, что содержащиеся там соответствующие положения в целом являются более консервативными, чем это наблюдалось в предшествующей конституции, свидетельствуют о стремлении режима выразить в основном законе интересы крупных предпринимателей. Н. Г. Киреев предпринял исследование эволюции отражения iBonpocoB государственной и частной собственности в турецких конституциях. В конституции 1982 г. получили принципиальное подтверждение и дальнейшее развитие положения предшествующих конституций о собственности, государственном и частном предпринимательстве, функциях государства в экономической жизни. При этом понятие частной собственности изменилось, оно должно было отразить оформление монополистического капитала. В статье Е. И. Уразовой прослеживается эволюция конституционных положений по финансово-экономическим вопросам. Рассматривая отражение в конституции 1982 г. трех финансово-экономических вопросов — накопления и капиталовложений, налогов и налоговой политики, бюджетного процесса, автор констатирует, что в целом конституция уделяет им больше внимания, чем предшествовавшие основные законы. Это отразило необходимость для правящего класса укрепления финансовой базы буржуазного государства, дальнейшего развития всех его функций. Г. И. Старченков, рассматривая конституционную трактовку социальных, демографических и экологических проблем страны, отмечает, что в новой конституции зафиксированы установки, которые должны регламентировать общественную жизнь и предопределить содержание трудового законодательства. В целом положения конституции по социальным и демографическим проблемам свидетельствуют о новом этапе наступления эксплуататорской верхушки на права трудящихся. В статье Ю. А. Ли рассматривается интерпретация основных законов такой серьезной проблемы социальной инфраструктуры,, как подготовка национальных кадров. Новая конституция уделяет вопросам образования больше внимания, чем конституции 1924 и 1961 гг., однако это внимание в основном выражается в том, что она определяет возможность обучения только на турецком языке в качестве родного языка, практически сводит на нет самоуправление высших учебных заведений, резко усиливает контроль государства за системой подготовки кадров. Иными словами, здесь явственно проступают реакционные тенденции правящей верхушки. Концепции и практика турецкого национализма, отношение основного закона к национальному вопросу — тема статьи М. А. Гасратяна. Основная составная часть национального вопроса —• курдский вопрос. Автор делает вывод, что конституция 1982 г., как и предыдущие, игнорирует стремления курдского народа, не признает за ним национальных прав. Более того, эта политика выражена в новой конституции более ярко, чем в предыдущих законодательных актах. Итак, представленные в сборнике материалы показывают, как отражены в конституции экономические, социальные, общественно-политические и некоторые другие проблемы страны. А поскольку основной закон не просто отражение проблем общества, а интерпретация их, реакция на них правящих кругов, определяющих законодательство, читатель получает представление об основных направлениях политики этих кругов на современном этапе. Предпринятый в сборнике сравнительный анализ отражения ряда вопросов в трех конституциях республшш позволяет проследить политику правящих кругов в развитии,, выделить тенденции этого развития. Создается, таким образом, представление о соотношении между проблемами общества и власти, путях трансформации органов власти в целях решения: этих проблем в интересах правящей элиты. В данном случае речь может идти о явном усилении реакционных, антидемократических тенденций, четком проявлении авторитаризма в управлении государством и формировании политической структуры. Указанная тенденция, находящая выражение также в ущемлении прав трудящихся, сокращении свобод, увеличении разрыва между конституционными декларациями и их фактическим обеспечением, неизбежно, мы полагаем, усилит явление противоположного свойства, а именно рост широкой социально-политической оппозиции реакционным положениям, новой конституции. Среди включенных в сборник статей присутствуют работы? обобщающего характера, подводящие определенные итоги развития страны. К таким работам можно отнести статью-П. П. Моисеева, анализирующую «программу экономической стабилизации» 1980 г. как этап в стратегии экономического развития страны; статью В. И. Данилова, в которой рассматривается эволюция политической структуры республики, в том числе после военного переворота 1980 г., а также такая важная особенность политической борьбы в Турции, как высокая политическая активность армии; статью Э. Ю. Гасановой, посвященную характеристике основных этапов становления и развития идеологии национально-освободительного движения в Турции; статью К. А. Беловой, где рассматривается эволюция общественного идеала в сознании турецкой интеллигенции в связи с социально-экономическими процессами, происходившими в турецком обществе в XX в. Ряд включенных в сборник материалов рассматривает те или иные аспекты политики и истории. В статье В. В. Емельянова анализируются некоторые стороны новой, созданной после военного переворота 1980 г. законодательной основы функционирования многопартийной системы. Статья Р. И. Керим-Заде посвящена рассмотрению основ турецкого буржуазного парламентаризма, содержания принципа народного суверенитета. Внешнеполитический аспект истории республики представлен, в частности, статьей А. Ш. Расизаде, в которой уделяется особое внимание усилиям правительства НРП в 1948—I95Q гг. добиться принятия Турции в НАТО. Р. С. Корхмазян в своей статье впервые вводит в научный оборот документы Централь- шого архива ГДР в Потсдаме, рассматривая на их основе некоторые стороны турецкой внешней политики в период второй мировой войны. Рассмотрению некоторых проблем идеологии посвящены статьи Н. Фарфутдинова — об отражении ряда аспектов идейно-по-.литической борьбы, различного толкования кемализма в турецком журнале «Кадро» (30-е годы XX в.); Э. Э. Замановой — о влиянии идеологической борьбы на интерпретацию в среде турецкой интеллигенции традиций национальной культуры и культурных ценностей Запада; написанная на архивных материалах •статья Р. А. Сафрастяна о процессе внедрения в законодатель-лые акты в 50—60-е годы XIX в. концепции «османизма». Сюда же можно отнести статью М. М. Ахмедова, где на основе анализа концепций турецкого историка Танера Тимура поднимается Бопрос о .проблемах научной методологии в турецкой исторической науке. Ряд материалов сборника посвящен вопросам социально-эко-жэмического развития республиканской Турции. Статья Д. А. Ве-.лиева рассматривает налоговый механизм как одни из аспектов государственного регулирования экономики, получивший развитие в республиканской Турции. В статье Е. И. Уразовой прослеживаются основные этапы формирования и развития банковской системы, дается оценка пути развития банковской системы по-<�сле военного переворота 1980 г. Статья Н. В. Комахидзе посвящена актуальной для Турции проблеме преодоления социально-.экономической отсталости восточных районов. В связи с этим .автор анализирует программные установки и практическую деятельность основных буржуазных партий страны. Статья .А. А. Алиевой посвящена особенностям и этапам развития кооперативного движения в республиканской Турции. С. В. Гега-мян в своей статье рассматривает характерные черты взаимодействия турецкой буржуазии с государственным сектором и иностранным капиталом в период 1945—1959 гг. В целом представленные в сборнике материалы помогут читателю лучше узнать как историю, так и современные проблемы соседней Турции. 1 Турецкая Республика (справочник). М., 1975, с. 56; Иванов С. М. 'К вопросу о типологической характеристике современной Турции.— Экономическое развитие современной Турции. М., 1983, с. 28, 30. 2 См.: Турецкая Республика в 60—70-е годы. Вопросы общественно-политического развития. М., 1984, с. 5—23. 3 См.: Моисеев П. П. Социальная структура общества (Турция).— Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока. М., 1981, с. 126—140; Турецкая Республика в 60—70-е годы, с. 23—49. 4 В январе 1945 г. была введена в действие новая конституция, однако она была упразднена в декабре 1952 г., и одновременно принят закон о повторном введении конституции 1924 г. (Закон № 5997 от 24 декабря 1952 г.) .(см. Современная Турция. М., 1958, с. 269). s Hurriyet. 12.09.1980. '•6 Там же. |
Сборник статей Часть 1 Красноярск 2016 Международный педагогический портал «Солнечный свет» Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 1 |
Задача очевидным образом выходила за рамки узко медиевисти История ментальностей. К реконструкции духовных про- цессов. Сборник статей под редакцией У. Рлульфа |
||
Сборник статей москва издательство «изобразительное искусство» «Н. К. Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с с ил |
Высшего профессионального образования «воронежский государственный... Человек и общество: история и современность : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 9 / [науч ред. М. В. Шакурова]. – Воронеж:... |
||
Сборник статей Часть 1 Красноярск Май 2017 г. Международный педагогический... Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 1, май 2017 г |
Итоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей... История России и Татарстана: Итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции... |
||
Сборник статей под ред. О. А. Голубковой, к ф. н,- спб.; Издательств «ом-пресс» Технологии коммуникации в транзактном анализе. //Сборник статей под ред. О. А. Голубковой, к ф н,– спб.; Издательств «ом-пресс»,... |
Zarlit современнаяпоэзия : русскаяизарубежная краснодар 2011 удк... С современная поэзия: русская и зарубежная (сборник статей) / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: zarlit, 2011 |
||
Итоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей... России и Татарстана: Итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции... |
Сборник статей итоговой научно-практической конференции научных сотрудников... России и Татарстана: проблемы энциклопедических и науковедческих исследований : сборник статей итоговой научно-практической конференции... |
||
Примерные вопросы к вступительному экзамену в магистратуру уголовный процесс Типы (формы) уголовного процесса: история и современность. Отличительные черты обвинительного, инквизиционного, состязательного и... |
Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической... Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции. Самара, 12 13 ноября 2009 г. Самара:... |
||
Сборник статей Новокузнецк Инновационные процессы в системе начального и среднего профессионального образования |
Сборник статей выпускников Оценка эффективности управления финансированием крупных судостроительных контрактов |
||
"Решение уравнений" с применением технологии ркмчп 59 Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 4 |
Сборник статей Омск 2015 Омское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира» |
Поиск |