Содержание
1.Пояснительная записка-----------------------------------2-11
2. Учебно-тематический план -----------------------------11-16
3. Содержание программы---------------------------------16-26
4. Методическое обеспечение программы-------------26-27
5. Литература---------------------------------------------------28
6. Приложение-------------------------------------------------29-30
Пояснительная записка
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания школьников. Программа патриотического и гражданского воспитания детей определяется как одна из приоритетных в современной школе. Очень важно, каким вырастет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА. Российская земля богата событиями истории, незыблемыми традициями, великими, знаменитыми сынами отечества, которые преданно служили Родине. В современном мире все это богатство служит основой для формирования граждан Российской Федерации. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал сознательную ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие страны зависит от каждого из нас, от нашей ответственности, организованности, готовности к созидательному труду.
Предлагаемая образовательная программа « Юных спасателей»
– одна из попыток использовать материал из опыта работы различной тематики: от общих характеристик возможных кризисных и опасных ситуаций до практикумов по оказанию само – и взаимопомощи, овладение технологией здорового образа жизни, что является весьма продуктивным решением поставленных перед школой задач в области подготовки школьников к действиям и в чрезвычайных ситуациях.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный спасателель» социально-педагогической направленности для детей 14-18 лет.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности составлена на основе документов: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, СанПин – Постановление от 4 июля 2014 г. N 41.
Программа модифицированная, использованы образовательные программы;
Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны в образовательных учреждениях; примерного положения о дружинах юных пожарных, рекомендованными Всероссийским добровольным пожарным обществом и согласованными заместителем министра по ЧС России и заместителем министра образования России от 2002 г.; положения городских, областных и Всероссийских игр по пожарно-прикладному спорту.
В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации « О безопасности», « О пожарной безопасности», «О защите населения от ЧС природного и техногенного характера», « Об образовании», « Об охране окружающей природной среды», Концепции национальной безопасности.
Настоящая программа тесно связана с программами обучения по основам безопасности жизнедеятельности, биологии, географии, технологии, физической культуры, что повышает теоретические и практические знания у учащихся.
Новизна данной программы – в изменении ее содержания:
-в связи с местными требованиями по подготовке дружины юных пожарных к соревнованиям по пожарно-прикладным и военно-прикладным видам спорта введены темы;
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
- основы строевой подготовки;
- основы огневой подготовки;
- топография;
Программа «Юный спасатель» является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения детей правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуациях, в том числе пожарной опасности.
Реализация данной программы позволит привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области пожарной безопасности; позволит сформировать у них научно - обоснованную систему понятий пожарной безопасности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и при угрозе возникновения пожарной опасности.
Актуальность программы. Реализация данной программы позволит привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области пожарно-прикладного спорта и спасательного спорта. Выработать необходимые умения безопасного поведения в повседневной жизни при угрозе пожарной и другой опасности.
Реализация программы, предусматривает использование инновационных здоровье сберегающих технологий (формирование здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, изучению приемов оказания доврачебной помощи).
Педагогическая целесообразность программы - с увлечением, участвуя в играх пожарно-прикладной направленности, у школьников воспитываются положительные морально-волевые качества, они получают хорошую физическую подготовку, приобретают знания и умения, необходимые будущим гражданам, спасателям. Приобщаются к славным традициям русского народа, к его историческому и культурному прошлому.
Основополагающие принципы
Сознательность и активность - определяют успех учебно-тренировочного процесса в зависимости во многом от того, насколько воспитанники понимают, почему педагог выбрал те или иные средства обучения и насколько активно они в них участвуют.
Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса (общефизической, строевой, огневой, туристической, медицинской, противопожарной и подготовкой к защите от оружия массового поражения).
Доступность - предполагает усвоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, соответствующего уровню его образовательных, физических возможностей, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Систематичность - предполагает регулярные занятия в течение продолжительного времени, чередование нагрузки с отдыхом. Регулярность повторений физических упражнений приводит к закреплению двигательных навыков, улучшению физической формы.
Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по периодам обучения, соответствия его требованиям. Надо обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок.
Вариативность - предусматривает в зависимости от периода многолетней подготовки, индивидуальных особенностей воспитанника, включение в учебно-тренировочный план разнообразного набора методов и средств, а так же изменение нагрузок для решения одной или несколько задач пожарно-спортивной подготовки.
Цель программы – воспитание патриотических чувств, как системы важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей и формирование профессионально значимых качеств, готовности к их активному продлению в различных сферах жизни общества.
Задачи:
Образовательные
- обучить основным положениям пожарной безопасности;
- обучить основам безопасности службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, спортивным оружием;
- обучить приемам и способам оказания первой медицинской помощи;
-приобрести навыки ориентировании на местности, способов преодоления препятствий при движении по пересеченной местности.
Развивающие
- развить навыки строевой подготовки, выполнение определенных действий в составе отделения, выполнение одиночных приемов без оружия;
- укрепить здоровье, совершенствовать физические качества и пропагандировать здоровый образ жизни;
- подготовить воспитанников к службе в МЧС РФ.
Воспитательные
-активно содействовать школе в патриотическом воспитании учащихся, формировать их морально-психологических качества;
-воспитать уважение к историческому и культурному прошлому своего народа, своего города, к МЧС и Вооруженным Силам РФ;
- создать основы здорового образа жизни;
- развить у детей чувства ответственности за свое поведение при соблюдении правил безопасности.
-воспитать патриотические чувства, как систему важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Ожидаемые результаты реализации программы
1 этап спортивной подготовки (14 – 15 лет)
Изучены:
- Закон « О пожарной безопасности»;
- Положения о воинской дисциплине;
- противопожарная профилактика;
- противопожарные требования к территории и помещениям ОО;
- правила соревнований по пожарно - прикладному спорту;
- средства и системы тушения пожаров;
- правила соревнований по пожарно-спасательному спорту;
- устройства и принцип действия стрелкового (пневматического) оружия;
- виды оружия массового поражения;
- назначение и устройство дозиметрических приборов ДП-5Б и ДП-5В;
- первую доврачебную помощь;
- классификацию и назначение топографических карт;
- оборудование лагеря.
Отработаны и закреплены:
- меры противопожарной профилактики;
- средства индивидуальной защиты;
- меры безопасности при обращении с оружием;
- порядок выполнения упражнений курса стрельбы из пневматического
оружия;
- действия при оповещении о применении оружия массового поражения;
- порядок установки палатки и виды костров;
- назначение и устройство компаса;
- нормативные требования по физической подготовке;
- определять по компасу основные стороны горизонта;
- способы транспортировки пострадавшего;
2 этап спортивной подготовки (16 - 18 лет)
Изучены:
- закон « О пожарной безопасности»;
- средства и системы тушения пожаров;
- правовые основы военной службы;
- общевоинские уставы;
- обязанности перед построением и в строю;
- классификацию и назначение топографических карт;
- назначение и устройство дозиметрических приборов ДП-5Б, ДП-5В;
- боевые свойства и материальную часть стрелкового оружия;
- способы оказания первой доврачебной помощи;
- меры предосторожности и правила поведения в общественном месте и
дома;
- способы постановки палатки и разжигание костров;
- положение по проведению соревнований по пожарно-спасательному
спорту;
Отработаны и закреплены:
- средства пожаротушения (огнетушители);
- меры противопожарной профилактики;
- способы содействия органам местного самоуправления, органам управления образованием, пожарным добровольцам и пожарной охране в проведении противопожарной пропаганды в образовательном учреждении и среди населения по месту жительства;
- неполную разборку и сборку автомата АК-74 и снаряжение магазина;
- нормативные требования по стрельбе из пневматического оружия;
- нормативные требования по физической подготовке;
- общепризнанные принципы и нормы поведения;
- ориентирование на местности без карты по компасу, по положению солнца, по солнцу и часам, по Полярной звезде, по признакам местных предметов;
- нормативы по установке палатки, разжиганию костра и кипячение воды на костре;
- преодоление препятствий;
- нормативы по использованию средств индивидуальной защиты;
- нормативы по оказанию первой помощи пострадавшим, накладывать повязки;
-оказывать инструкторскую помощь в подготовке школьной команды в строевой подготовке;
-принимать участие в военно-патриотических и пожарно-прикладных соревнованиях, играх, смотрах, конкурсах, выставках и т.п.
Функции универсальных учебных действий в сфере патриотического воспитания детей и молодёжи заключаются в:
- создании условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД несколько подробнее.
В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования, самоидентификации и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность
и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Соответственно, в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;.
Формы и методы обучения
Основная форма организации учебной деятельности – групповые занятия.
Теоретические занятия: фронтальные, групповые.
Практические занятия: групповые, индивидуальные, поточные, фронтальные.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса.
Словесные методы: беседы, викторины, постановка задач, объяснения, команды и т.д.
Наглядные методы: показ, просмотр пособий, видеокассет, дисков, фотоматериал.
Практические методы: проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные, самостоятельная работа, упражнения, соревнования, проектная деятельность.
Формы диагностики уровня умений и навыков проводится путем выполнения упражнений на силу, скорость, выносливость (контрольное тестирование).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся, по годам обучения.
В зависимости от местных условий, учебной - материальной базы, в содержание тем могут вноситься изменения. Обучение не проводиться таким образом, чтобы у учащихся второго этапа было больше практической подготовки, а у учащихся первого этапа - теоретической подготовки.
Практическое закрепление полученных знаний проверяется в ходе проведения соревнований по ППС, строевой, огневой, туристической и лыжной подготовке в выполнении нормативов по ЗОМП, при проведении пожарно-прикладных и военно-спортивных игр. При обучении предусматривается посещение выставок учебного центра МЧС, военных кафедр высших учебных заведений, участие в экскурсиях и походах, викторинах, научно – практических конференциях. Занятия проводятся в оборудованном кабинете (ОБЖ), на спортивной площадке с использованием специального инвентаря («забор», бум, «окно» и т.п.), или в спортивном зале. Учебные занятия проводят наиболее подготовленные педагоги с привлечением представителей пожарных частей (служб МЧС), военкоматов. На отдельные занятия возможно привлечение: медсестры или врача, родителей учащихся (профессионалов).
Режим работы
Программа рассчитана на 3года обучения и разделена на два этапа. Занятия проводятся по 5 часов в неделю 3 раза. Группы формируются в добровольном порядке из учащихся 14-18 лет. Первый этап включает 1, 2 год обучения, учащихся 14 - 15лет. Второй этап: 3год обучения, учащиеся 16-18 лет.
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся, по классам и годам обучения и является примерной.
В зависимости от местных условий, учебной - материальной базы, в содержание тем могут вноситься изменения. Обучение необходимо проводить таким образом, чтобы у учащихся второго этапа было больше практической подготовки, а у учащихся первого этапа - теоретической подготовки.
Практическое закрепление полученных знаний проверяется в ходе проведения соревнований по ППС, строевой, огневой, туристической и лыжной подготовке в выполнении нормативов по ЗОМП, при проведении пожарно-прикладных и военно-спортивных игр.
При обучении предусматривается посещение выставок учебного центра МЧС, военных кафедр высших учебных заведений, участие в экскурсиях и походах, викторинах, научно – практических конференциях.
Занятия проводятся в оборудованном кабинете (ОБЖ), на спортивной площадке с использованием специального инвентаря («забор», бум, «окно» и т.п.), или в спортивном зале.
Учебные занятия проводят наиболее подготовленные педагоги с привлечением представителей пожарных частей (служб МЧС), военкоматов. На отдельные занятия возможно привлечение: медсестры или врача, родителей учащихся (профессионалов) и др.
Настоящая программа тесно связана с программами обучения по основам безопасности жизнедеятельности, биологии, географии, технологии, физической культуры, что повышает теоретические и практические знания у учащихся.
Формы и методы контроля
Аттестация учащихся проводится два раза в год. Промежуточная I полугодие и II полугодие. Участие учащихся в соревнованиях пожарно - прикладной направленности и других мероприятиях. Диагностика по контрольным нормативам.
Способы определения результатов обучения: опрос, тестирование, практическая работа. Формы подведения итогов реализации программы: соревнования, викторины, конкурсы.
Контрольные нормативы по общей физической подготовке
Контрольные упражнения
|
Оценка
|
Юноши
|
Девушки
|
Год обучения
|
Год обучения
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
Бег 30метров (сек.)
|
отлично
хорошо
удовл.
|
5,2
5,5
5,8
|
5,0
5,2
5,5
|
4,8
5,0
5,2
|
5,5
5,8
6,0
|
5,3
5,6
5,8
|
5,1
5,4
5,6
|
Бег без учета времени (км)
|
отлично
хорошо
удовл.
|
2,0
1,6
1,2
|
-
-
-
|
-
-
-
|
1,6
1,4
1,2
|
-
-
-
|
-
-
-
|
Бег 1000метров (мин)
|
отлично
хорошо
удовл.
|
-
-
-
|
4,50
5,00
5,20
|
4,40
4,50
5,10
|
-
-
-
|
5,10
5,20
5,40
|
5,00
5,105,30
|
Прыжок в длину с места
|
отлично
хорошо
удовл.
|
180
175
170
|
195
180
175
|
230
210
200
|
165
160
155
|
175
170
160
|
185
175
170
|
Подтягивание на перекладине из виса (кол-во раз)
|
отлично
хорошо
удовл.
|
6
5
3
|
10
86
|
15
12
8
|
-
-
-
|
-
-
-
|
-
-
-
|
Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа (кол-во раз)
|
отлично
хорошо
удовл.
|
22
12
10
|
27
16
12
|
32
21
15
|
12
10
6
|
16
11
8
|
21
15
10
|
Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 сек (кол-во раз)
|
отлично
хорошо
удовл.
|
24
13
8
|
26
24
20
|
30
26
22
|
24
22
20
|
26
24
22
|
28
26
24
|
Наклон вперед из положения, сидя (см)
|
отлично
хорошо
удовл.
|
8
4
2
|
10
6
3
|
12
7
4
|
9
5
3
|
12
7
4
|
15
8
4
|
Контрольные нормативы по военно-спортивной подготовке
Контрольные упражнения
|
Оценка
|
Юноши
|
Девушки
|
Год обучения
|
Год обучения
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
Лазание по канату (юноши без помощи рук) в секундах
|
отлично
хорошо
удовл.
|
15,0
13,5
12,0
|
6,8
7,5
8.0
|
4,5
5,8
6,5
|
15,5
16,5
18,0
|
12,0
13,0
14,5
|
11,0
12,0
13,5
|
Прыжок через скакалку, за 1мин. (кол-во раз)
|
отлично
хорошо
удовл.
|
140
125
110
|
150
130
115
|
160
140
120
|
150
130
115
|
160
140
120
|
180
160
40
|
Ходьба на лыжах
Юноши 5000м
Девушки, юн-1-2год 3000м
|
отлично
хорошо
удовл.
|
16,00
16,40
17,40
|
26,30
27,00
28,00
|
25,3
26,3
27,3
|
20,3
21,3
22,3
|
18,0
19,0
19,3
|
17,30
18,30
19,00
|
Переворот в упор из виса
(кол-во раз)
|
отлично
хорошо
удовл.
|
4
2
1
|
7
5
4
|
8
7
6
|
-
-
-
|
-
-
-
|
-
-
-
|
Стрельба из пневматической винтовки (5п с 10м)
|
отлично
хорошо
удовл.
|
18
12
8
|
22
18
12
|
34
26
14
|
18
12
8
|
22
18
12
|
34
26
14
|
|