Скачать 150.43 Kb.
|
Содержание 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание тем учебного курса 4. Требования к уровню развития воспитанников 5. Перечень учебно-методического обеспечения Список литературы. Приложение 1.Пояснительная записка Настоящая рабочая программа описывает курс работы по оригами с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет - старшая группа, 6-7 лет – подготовительная группа) и выходит за рамки основной общеобразовательной программы МБДОУ №46 г. Невинномысска. Данная программа разработана для реализации дополнительных образовательных услуг в МБДОУ № 46 г. Невинномысска. В основу образовательной программы по оригами была положена книга Светланы Мусиенко «Оригами в детском саду». В работе широко используются книги таких признанных мастеров отечественного оригами, как С. Ю. Афонькин и С.В.Соколова. Актуальность Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей с нарушением зрения способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо плохо видящему ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Значимость Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей, происходит развитие глазомера. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. Новизна Отличительной особенностью программы по оригами является развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Цель программы Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы: Обучающие: 1.Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. 2.Обучать различным приемам работы с бумагой. 3.Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. 4.Формировать умения следовать устным инструкциям. 5.Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивающие: 1.Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. 2.Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. 3.Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев. 4.Развивать и совершенствовать зрительные функции. Воспитательные: 1.Воспитывать интерес к искусству оригами. 2.Воспитывать культуру труда (учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место). Принципы реализации программы Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно. Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата. Принцип тематического планирования материала. Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Структура программы I год обучения (старшая группа) Знакомство с искусством оригами. Изготовление базовых форм оригами: «книжка», «конверт», «треугольник», «воздушный змей»; изготовление простых поделок, доступных детям старшей группы. Задачи: 1.Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук. 2.Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. 3.Научить детей складывать базовые формы «книжка», «конверт», «треугольник», «воздушный змей». 4.Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации. 5.Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. 6.Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги. 7.Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки. 8.Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности. К концу первого года обучения дети могут: самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «конверт», «треугольник», «воздушный змей»; - по образцу изготавливать несложные поделки. - знать и называть геометрические фигуры; - ориентироваться на листе бумаги; - уметь намечать линии; тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба; - уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.); - добиваться конечного результата; - самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников II год обучения (подготовительная к школе группа) Программа второго года обучения включает в себя разделы по ознакомлению с условными обозначениями по изготовлению базовых форм оригами и параллельно знакомит детей со схематичным изображением работы. Задачи: 1.Продолжать учить детей искусству оригами, воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук. 2.Познакомить детей с базовыми формами: двойной квадрат, двойной треугольник. 3.Познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами. 4.Учить детей работать по схемам, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами : «перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть». 5.Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги :бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно быть достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги; прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом; сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям; 6.Продолжать формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку. 7.Развивать память и внимание. 8.Развивать творческие способности и исследовательские навыки. К концу второго года обучения дети могут: - ориентироваться на листе бумаги ; - знать названия, различать и применять в работе условные обозначения оригами; - знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами; - изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу; - работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции; - добиваться конечного результата; - самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников; - уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи. Сроки реализации Программы Программа рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май. Режим проведения: один раз в неделю. Продолжительность НОД: 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее количество НОД в год – 36. Методы и форма обучения на занятиях Словесные методы – рассказ, объяснение, беседа Наглядные методы – показ иллюстраций, картинок, моделей, схем. Практического обучения – практические упражнения. Форма обучения – подгрупповое занятие Межпредметные связи «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, предметов для драматизации. «Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов. «Изобразительная деятельность». Знакомство с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия. Рисование разными материалами, сочетание цвета по тону и оттенкам. Система оценки достижений Диагностический материал рабочей программы составлен с учётом ФГТ для детей старшего дошкольного возраста. Диагностика осуществляется в начале и в конце учебного года ( при необходимости может быть проведена промежуточная диагностика в середине года). Разработаны диагностические таблицы по всем разделам программы. Педагог оценивает успешность выполнения разделов программы. Усвоение программного материала определяется по трех бальной системе: ребёнок самостоятельно справляется с заданием-3 балла, ребёнок справляется с незначительной помощью взрослого-2балла, ребёнок затрудняется с выполнением задания, даже с дополнительными вопросами взрослого 1 балл. Использование бальной системы оценки позволяет получить более точный результат в конце диагностического обследования. Условные обозначения: в – высокий уровень, с – средний уровень, н – низкий уровень. Для успешного проведения диагностического обследования предлагаются контрольные задания. Успешность усвоения программного материала проходит также в процессе наблюдения за воспитанниками на занятиях и в их свободной деятельности. Полученные данные заносятся в таблицы по каждому разделу программы. В них отражены успехи каждого ребёнка группы. При выполнении диагностических таблиц можно провести «горизонтальный» (выводы по каждому ребёнку) и «вертикальный» (выводы по задачам раздела) анализ. Таким образом, педагог видит, на что следует обращать особое внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить работу с детьми. Данные по каждому разделу заносятся в свободную таблицу. Это количественный и качественный анализ выполнения программных требований. В таблице указывается процент усвоения детьми программы (высокий и средний уровень). Оформление сводной таблицы ЗУН позволяет сравнивать успехи работы в начале года и в конце, оценивать результаты по каждому разделу программы. Таким образом, система оценки качества организации обучающего процесса позволит: Проследить динамику развития каждого ребёнка; Оценить успешность усвоения программы. 2. Учебно-тематический план
5. Перечень учебно-методического обеспечения Бумага: Непосредственно рабочая: цветная из набора Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений) Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами) Салфетки: бумажная, тканевая. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами Кисти. Список литературы 1. Афонькин С.Ю., Афонькин Е.Ю. Все об оригами. Изд.: Кристалл, 2004 2. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами а детском саду. Изд.: Линка – пресс, 2010 3. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. Изд.: Детство – пресс, 2010 4. Оригами. Конструирование из бумаги/ Эйлин О Брайн, Кейт Нидхем, Фиона Уотт.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г. 5. Корнева Г.М. Поделки из бумаги.- Изд. дом «Кристалл»-2002. 6. Карнавал: маски, костюмы. (Наши руки не для скуки)/ Рей Гибсон// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г. 7. Домашний кукольный театр: куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы (Наши руки не для скуки).// К. Хайнс и др.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г. 8.Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001. 9.Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3 – 7 лет. М.: «Мозаика – синтез», 2012 4.Требования к уровню развития детей Старшая группа Задание №1 «Назови базовые формы оригами» Цель: Выявление знаний базовых форм. Материал: готовые базовые формы («треугольник», «книжка» и т.д.). Инструкция к проведению. Педагог предлагает рассмотреть и назвать базовые формы оригами. Оценка. Высокий уровень – дети знают и правильно называют основные базовые формы. Средний уровень – дети допускают незначительные ошибки. Низкий уровень – дети не знают ни одной базовой формы оригами. Задание №2 «Сложи из бумаги лису». Цель: Выявление умения изготавливать несложную поделку. Материал. Квадратный лист бумаги оранжевого цвета. Инструкция к проведению. Педагог дает ребенку квадратный лист бумаги и предлагает сложить из него мордочку лисы. Оценка. Высокий уровень – дети без помощи педагога складывают поделку. Средний уровень - складывают поделку с незначительной помощью. Низкий уровень – не могут сложить поделку. Задание №3 «Сложи из бумаги зайца» Цель: Выявление умения аккуратно выполнять свою работу. Материал. Квадрат бумаги серого цвета. Инструкция к проведению. Вместе с педагогом дети складывают из квадратного листа бумаги мордочку зайца. Оценка. Высокий уровень – дети аккуратно складывают лист бумаги. Средний уровень - дети допускают неточности при складывании. Низкий уровень – работа выполнена неаккуратно. Подготовительная группа Задание №1 «Назови условные обозначения оригами» Цель: Выявление знаний условных обозначений оригами. Материал. Схемы с условными обозначениями оригами. Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям назвать условные обозначения оригами. Оценка. Высокий уровень – дети знают условные обозначения оригами. Средний уровень – дети знают 2-3 обозначения. Низкий уровень – дети не знают условных обозначений. Задание №2 «Сложи фигурку из бумаги» Цель: Выявление умения правильно складывать из бумаги. Материал. Лист цветной бумаги квадратной формы. Инструкция к проведению. Педагог дает детям лист бумаги и предлагает сложить из нее поделку. Оценка. Высокий уровень – дети умеют правильно складывать поделку. Средний уровень – дети допускают незначительные ошибки. Низкий уровень - дети не умеют правильно складывать поделку. Задание №3 «Исправь ошибку». Цель: Выявление умения находить ошибку и самостоятельно исправлять ее. Материал. Поделка оригами. Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям рассмотреть поделку оригами (в ней допущена ошибка). Исправить ошибку. Оценка. Высокий уровень – дети самостоятельно находят ошибку и исправляют ее. Средний уровень – дети находят ошибку, но исправляют с помощью взрослого. Низкий уровень – дети не находят ошибки. Задание №4 «Сложи из бумаги лодку». Цель: Выявление умения аккуратно выполнять свою работу. Материал. Лист цветной бумаги. Инструкция к проведению. Педагог дает детям лист бумаги и предлагает сложить из нее лодку. Оценка. Высокий уровень – дети аккуратно складывают лист бумаги. Средний уровень - дети допускают неточности при складывании. Низкий уровень – работа выполнена неаккуратно. |
Учебно-тематический план Пояснительная записка |
Пояснительная записка Учебно-тематический план 1-го года обучения Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы |
||
Пояснительная записка 3 Учебно-тематический план 5 Тема Осенние работы в овощеводстве. Уборка урожая, закладка его на хранение 10 |
Пояснительная записка 3 Учебный план 7 Содержание программы 7 Учебно-тематический план 9 Новые фгос требуют освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности, и программы по робототехнике полностью... |
||
Пояснительная записка Структура документа Примерная программа включает пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание тем учебного курса,... |
Пояснительная записка 5 3 Учебно-тематический план 19 4 Содержание изучаемого курса 32 Консультация для родителей на тему «О целесообразности обучения английскому языку в дошкольном возрасте» |
||
Пояснительная записка с. 1-5 Учебно-тематический план 1-3 года обучения с. 6-8 Крючок и спицы в умелых руках способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые |
Пояснительная записка стр. 2 Учебно-тематический план стр. 3 Оценочные и методические материалы стр. 14 |
||
Пояснительная записка учебно-тематический план 1 года обучения Программа имеет техническую направленность и является модифицированной на базе программы «Подготовка спортсменов-гонщиков на начальной... |
Пояснительная записка учебно-тематический план 1 года обучения Программа имеет техническую направленность и является модифицированной на базе программы «Подготовка спортсменов-гонщиков на начальной... |
||
Образовательная программа «Химия вокруг нас» возраст обучающихся... Пояснительная записка Учебно – тематический план содержание программы |
Пояснительная записка стр. 3 Учебный план стр. 8 Учебно-тематический план стр. 9 Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с... |
||
Пояснительная записка Учебно-тематический план 1 года обучения Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно только суметь раскрыть их и развивать |
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися... Федерального закона от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» |
||
Анкета «Удовлетворённость детей занятиями в творческом объединении»... Пояснительная записка Учебно-тематический план и содержание программы первого года обучения |
Пояснительная записка Учебно тематический план Ручное вязание – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Из клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных... |
Поиск |