Скачать 48.17 Kb.
|
Конспект и презентация урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание гласных в суффиксах - ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)" Цели урока:
ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Повторение. Словообразовательная разминка На карточках. Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу? ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ? ВИДЕЛ – ВИДЕТЬ? Какая приставка поможет нам завершить действие? УЧИЛ – ВЫУЧИЛ? Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок? умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ (на доске картинка с изображением неряшливого мальчика На обратной стороне изображение аккуратного мальчика)) Объяснение нового материала. III. Постановка проблемы – Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме? ДОКЛАД ? ВАТЬ, КОМАНД ? ВАТЬ, ГОР ? ВАТЬ, НАСТА ? ВАТЬ. IV. Сообщение темы урока Правописание гласных в суффиксах -ыва-(-ива-) и -ова-, (-ева-) (Приложение 1. Слайд 1). – Мы убедились, что при написании этих суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Приложение 1. Слайд 2) – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами (Приложение 1. Слайд 3). Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Приложение 1. Слайд 4). Составим опорную схему в справочниках (Приложение 1. Слайд 5). – Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов? Составление инструкции для применения правила (Приложение 1. Слайд 6). V. Применение алгоритма – «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы (Приложение 1. Слайд 7). – Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляется после твердых согласных. И, Е – после мягких согласных) – Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а сейчас, пожалуйста, послушайте сказку. VI. Грамматическая сказка Жили-были в русской грамматике суффиксы – -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному. Суффиксы -ыва- и -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Приложение 1. Слайд 8). Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы -ыва- и -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы -ова- и -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам – -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах (Приложение 1. Слайд 9). Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это – -ыва- и -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О, Е. – Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дают эта сказка? Еще раз сформулируем правило. VII. Закрепление нового материала Работа по алгоритму (Приложение 1. Слайд 10). – Это задания не очень сложные, суффиксы даны, вам только нужно объяснить, почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться. VIII. Работа с карточками Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 посл. каждому ученику.)
IX. Самостоятельная работа (Приложение 1. Слайд 11) – Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в тетрадь, выделяем суффиксы. – Подчеркните, пожалуйста, первые буквы каждого глагола; если правильно выполнили, то вы прочитаете вашу отметку. И проверяем (Приложение 1. Слайд 12) X. Тестирование или словарный диктант (Приложение 1. Слайды 13, 14; Приложение 2) Подведение итога урока. (Приложение 1. Слайды 15, 16) – Используя записанные на слайде глаголы составить простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении рассказать о том, что мы делали на уроке. Объяснить еще раз гласные в суффиксах глаголов. X. Дополнительный материал Смотреть – рассмАтривать (СМОТР) Умолчать – умАлчивать (МОЛЧА) – Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Ребята, запомните раз и навсегда!!! Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне. Ослабеваю – ослабеть. Повелеваю – повелеть. В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл НСВ обр. с пом. суф -ВА- а гл. буква Е проверяется с пом. глагола СВ. Записываем в словарики. XI. Домашнее задание (на карточках) Карточка 1 От данных глаголов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму. Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу…ствие Карточка 2 К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обвинять – Копить – Печалиться – Молчать – Карточка 3 Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Торжественно идти – Покрывать лаком – Быть шефом – Принимать участие – Проводить расследование – Дать совет – |
Методическая разработка урока русского языка с использованием эор... Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы |
План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастный... Оборудование: иллюстрации и детские рисунки с осенними пейзажами, стихи об осени, карточки |
||
План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастный... Оборудование: иллюстрации и детские рисунки с осенними пейзажами, стихи об осени, карточки |
Урок русского языка в 4 классе по теме Разновидности текстов- повествований: инструкция, рецепт |
||
«Местоимение» Данная презентация сопровождает урок русского языка в 3 классе. Конспект и технологическая карта урока представлены ниже |
Урок географии в 7 классе по теме «Географическое положение Евразии» Методы: Икт технологии, раздаточный материал, атласы,карты, выполнение поисковой и практической работы по теме урока |
||
Урока физической культуры в 4 классе по теме «Технические действия. Спуски и подъемы» Технологическая карта урока физической культуры в 4 классе по теме «Технические действия. Спуски и подъемы» |
Урока физической культуры в 3 «б» классе (скк) по теме «Лыжная подготовка. Подъемы» Технологическая карта урока физической культуры в 3 «б» классе (скк) по теме «Лыжная подготовка. Подъемы» |
||
Урока немецкого языка по теме «Покупаем билеты» Тип урока: Урок практического применения знаний в типичных ситуациях общения, приближенных к реальным |
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана на... На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч... |
||
Программа учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика... Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,... |
Технологическая карта урока русского языка в свете требований фгос... Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи |
||
Учимся рассказывать о действиях Технологическая карта урока русского языка Дата: 25. 12. 2015 Учитель: Краснянская Екатерина Ивановна |
Тема «Жанры речи. Объявления» Тип урока: комбинированный На уроках русского языка мы каждый день открываем тайны родного языка и каждый день поднимаемся по лестнице знаний, потому что мы…... |
||
Программа повышения квалификации для преподавателей русского языка... Программа предназначена для преподавателей русского языка (в том числе как неродного), специалистов учреждений дополнительного профессионального... |
Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы мкоу «Каштановская... |
Поиск |