Урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)"


Скачать 48.17 Kb.
Название Урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)"
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
Конспект и презентация урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание гласных в суффиксах - ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)"

Цели урока:

  • познакомиться с правописанием суффиксов – ова - (-ева-), -ыва-(-ива-);

  • научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение. Словообразовательная разминка

На карточках.
Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?
ОСЕННИЙ  –  ОСЕНЬ?     ВИДЕЛ   –   ВИДЕТЬ?
Какая приставка поможет нам завершить действие?
УЧИЛ  –   ВЫУЧИЛ?
Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчесываетСЯ,  одеваетСЯ
(на доске картинка с изображением неряшливого мальчика
На обратной стороне изображение аккуратного мальчика))
Объяснение нового материала.

III. Постановка проблемы

– Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах?
В какой морфеме?

ДОКЛАД ? ВАТЬ,
КОМАНД ? ВАТЬ,
ГОР ? ВАТЬ,
НАСТА ? ВАТЬ.

IV. Сообщение темы урока

Правописание гласных в суффиксах -ыва-(-ива-)  и  -ова-, (-ева-) (Приложение 1. Слайд 1).

– Мы убедились, что при написании этих суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Приложение 1. Слайд 2) –  познакомиться с правилом  и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами (Приложение 1. Слайд 3).
Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Приложение 1. Слайд 4).
Составим опорную схему в справочниках (Приложение 1. Слайд 5).
– Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?

Составление инструкции для применения  правила (Приложение 1. Слайд 6).

V. Применение алгоритма

– «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя  пропущенные буквы (Приложение 1. Слайд 7).

– Почему мы в каждом случае  говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляется после твердых согласных. И, Е – после мягких согласных)

– Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а сейчас, пожалуйста, послушайте сказку.

VI. Грамматическая сказка

Жили-были в русской грамматике суффиксы – -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Честно трудились,  образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы -ыва- и -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Приложение 1. Слайд 8).
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам  Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы -ыва- и -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы -ова- и -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам – -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах (Приложение 1. Слайд 9).
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это – -ыва- и -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О, Е.

–  Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дают эта сказка? Еще раз сформулируем правило.

VII. Закрепление нового материала

Работа по алгоритму (Приложение 1. Слайд 10).

– Это задания  не очень сложные, суффиксы даны, вам только нужно объяснить, почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания  будут усложняться.

VIII. Работа с карточками

Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 посл. каждому ученику.)

  • Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.

  • Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

  • Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.

  • Всякий трус любит  о храбрости беседовать.

  • Новых  друзей наживай, а старых не теряй. (посл.гл – провокац. буква пропущена в корне.

IX. Самостоятельная работа (Приложение 1. Слайд 11)

– Из  каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в тетрадь, выделяем суффиксы.
– Подчеркните, пожалуйста,  первые  буквы каждого глагола; если правильно выполнили, то вы прочитаете вашу  отметку.

И проверяем (Приложение 1. Слайд 12)

X. Тестирование или словарный диктант (Приложение 1. Слайды 13, 14; Приложение 2)

Подведение итога урока. (Приложение 1. Слайды 15, 16)
–  Используя записанные на слайде глаголы составить простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении рассказать о том, что мы делали на уроке. Объяснить еще раз гласные в суффиксах глаголов.

X. Дополнительный материал

Смотреть – рассмАтривать (СМОТР)
Умолчать – умАлчивать  (МОЛЧА)

– Правильно ли здесь подобраны проверочные слова?  Ребята, запомните раз и навсегда!!! Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-.
Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.

Ослабеваю – ослабеть.
Повелеваю – повелеть.

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл НСВ обр. с пом. суф -ВА-  а гл. буква  Е проверяется с пом. глагола СВ. Записываем в  словарики.

XI. Домашнее задание (на карточках)

Карточка 1

От данных глаголов образуйте глаголы с  изученными суффиксами. Не  забудьте обозначить орфограмму.

Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу…ствие

Карточка 2

К данным глаголам подберите  антонимы с  изученными суффиксами.

Обвинять  –                                     Копить –
Печалиться –                                   Молчать –

Карточка 3

Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти – 
Покрывать лаком –
Быть шефом –
Принимать участие –
Проводить расследование –
Дать совет –

Похожие:

Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon Методическая разработка урока русского языка с использованием эор...
Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастный...
Оборудование: иллюстрации и детские рисунки с осенними пейзажами, стихи об осени, карточки
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастный...
Оборудование: иллюстрации и детские рисунки с осенними пейзажами, стихи об осени, карточки
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon Урок русского языка в 4 классе по теме Разновидности текстов- повествований: инструкция, рецепт

Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon «Местоимение»
Данная презентация сопровождает урок русского языка в 3 классе. Конспект и технологическая карта урока представлены ниже
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon Урок географии в 7 классе по теме «Географическое положение Евразии»
Методы: Икт технологии, раздаточный материал, атласы,карты, выполнение поисковой и практической работы по теме урока
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon Урока физической культуры в 4 классе по теме «Технические действия. Спуски и подъемы»
Технологическая карта урока физической культуры в 4 классе по теме «Технические действия. Спуски и подъемы»
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon Урока физической культуры в 3 «б» классе (скк) по теме «Лыжная подготовка. Подъемы»
Технологическая карта урока физической культуры в 3 «б» классе (скк) по теме «Лыжная подготовка. Подъемы»
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon Урока немецкого языка по теме «Покупаем билеты»
Тип урока: Урок практического применения знаний в типичных ситуациях общения, приближенных к реальным
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана на...
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч...
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon Программа учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика...
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,...
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon Технологическая карта урока русского языка в свете требований фгос...
Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon Учимся рассказывать о действиях
Технологическая карта урока русского языка Дата: 25. 12. 2015 Учитель: Краснянская Екатерина Ивановна
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon Тема «Жанры речи. Объявления» Тип урока: комбинированный
На уроках русского языка мы каждый день открываем тайны родного языка и каждый день поднимаемся по лестнице знаний, потому что мы…...
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon Программа повышения квалификации для преподавателей русского языка...
Программа предназначена для преподавателей русского языка (в том числе как неродного), специалистов учреждений дополнительного профессионального...
Урока русского языка в 7-м классе по теме \"Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)\" icon Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы»
«Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы мкоу «Каштановская...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск