ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Заведующий
МБДОУ детского сада № 65 МБДОУ детского сада № 65
Протокол № 1 от 07.09.2015г. ___________ С.В.Титкова
Приказ № от
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 65
на 2015-2020 год.
г. Новочеркасск
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
I ЧАСТЬ
Раздел 1 Целевой 4
Пояснительная записка 4
1.1. Общие сведения 6
1.2. Особенности образовательного процесса, приоритетное направление 7
1.3. Цели и задачи образовательной программы 10
1.4 Комплексная программа диагностических исследований в МБДОУ детском саду № 65. 11
1.4.1. Система оценки результатов освоения программы 14
Раздел 2. Организационный 18
2.1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса и форм его организации в ДОУ 18
2.2. Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса 19
2.3. Организация режима пребывания детей в ДОУ. Гибкий режим и организация ежедневной деятельности детей. 27
2.3.1.Режим дня 1-ой группы раннего возраста 28
2.3.2. Режим дня младшей группы 30
2.3.3. Режим дня средней группы 32
2.3.4. Режим дня старшей группы 34
2.3.5. Режим дня подготовительной группы 36
2.4.Годовой календарный учебный график, учебный план. 37
2.5.Модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду 39
2.5.1. 1-ая группа раннего возраста 39
2.5.2. Младшая группа 41
2.5.3.Средняя группа 43
2.5.4.Старшая группа. 45
2.5.5.Подготовительная группа 48
2.6. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий МБДОУ детского сада 64
2.7.Организация культурно - досуговых мероприятий. 66
2.7.1 Первая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) 66
2.7.2.Младшая группа (от 3 до 4 лет) 66
2.7.3. Средняя группа (от 4 до 5 лет) 67
2.7.4.Старшая группа (от 5 до 6 лет) 68
2.7.5. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) 69
2.8.Условия реализации образовательной программы ДОУ 70
2.8.1. Управление и контроль. 70
2.8.2.Создание условий для реализации комплекса оздоровительных мероприятий в МБДОУ детском саду № 65 73
2.8.3. Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации образовательной программы 76
Раздел 3 Содержательный 89
3.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. 89
3.2. Программно-методическое обеспечение и использование форм работы в реализации содержания образовательной программы. 94
3.3. Формы работы с детьми. 100
3.4. Взаимодействие с семьями воспитанников. 103
3.5. Взаимодействие с социумом 104
3.6. Содержание коррекционной работы 104
3.6.1. Содержание коррекционной работы с дошкольниками с нарушением речи. 106
II ЧАСТЬ 112
Особенности образовательного процесса 112
Реализация регионального компонента. 115
Дополнительное образование по реализации приоритетного направления деятельности ДОУ 117
1.3.1 Дополнительная образовательная программа кружка по конструированию «Волшебный мир оригами» 118
1.3.2 Дополнительная образовательная программа логоритмического кружка «Говоруша» 119
1.3.3. Дополнительная образовательная программа кружка по ознакомлению с фольклором родного края «Весёлая беседушка» 121
1.3.4. Дополнительная образовательная программа кружка по социально-коммуникативному развитию «В гостях у сказки» 122
ПРИЛОЖЕНИЯ
Модель образовательного процесса МБДОУ детского сада № 65 124
Учебный план на 2015-2016 год 125
РАЗДЕЛ 1 ЦЕЛЕВОЙ
Пояснительная записка
Образовательная программа является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, каждым образовательным учреждением самостоятельно согласно п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Образовательная программа показывает как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников создается собственная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников в МБДОУ.
Образовательная программа представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий:
специфику содержания образования, воспитания и развития воспитанников;
особенности организации, кадровое и методическое обеспечение педагогического процесса и инновационных преобразований педагогической системы.
Образовательная программа разработана в соответствии:
с международно-правовыми актами:
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изм. И доп.);
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Декларацией прав ребенка провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.2959);
с законами Российской Федерации:
Конституцией РФ от 12.12.1993 (с изм. И доп.);
Семейным кодексом РФ от 08.12.1995 №223 ФЗ (с изм. доп.);
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изм. и доп.);
Законом Российской Федерации «Об образовании».
с документами Правительства РФ:
« О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» (распоряжение от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
с документами Федеральных служб:
СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26 с нормативно-правовыми документами Минобразования России
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384).
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Мин. Образования и науки РФ от 20.07.2011 № 2151)
примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
а также Устава ДОУ и запросами родителей (законных представителей).
Смена модели образования с учебно - дисциплинарной на личностно - ориентированную, создание новой концепции развития образования дошкольника, развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка, его неповторимой индивидуальности становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременное условие гуманистического подхода.
Актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости сохранения, развития и удовлетворения социального заказа в современных условиях. Осознание этого привело нас к необходимости создания Образовательной программы.
Образовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей, с учетом концептуальных подходов, определенных в программе развития МБДОУ № 65, приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Содержание разработанной образовательной программы отвечает ведущим идеям современного образования:
Признание самоценности дошкольного периода.
Сохранения и развития психофизического здоровья дошкольников и школьников.
Гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса.
Свобода выбора программ и технологий
Программа опирается на изложенные научные принципы ее построения:
Принцип гуманизации - предполагающий, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие личности ребенка:
признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
недопустимость осуждения ребенка при необходимости осуждения его поступков;
-акцентирование внимания на развитие субъектной активности ребенка, формирование его общечеловеческих ценностей.
Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивают развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
Непрерывность образования - предусматривает связи всех ступеней образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования. Соблюдение принципа преемственности, формирование интегративных качеств, требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько воспитания и развития познавательных интересов и сформированных умений их удовлетворять.
Инновационность образования реализуется путем перевода коллектива дошкольного образовательного учреждения в поисковый режим деятельности на основе поиска, внедрения и использования новых педагогических технологий.
Системность образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
Управляемость реализацией образовательной программы предполагает постоянное ее регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспитательно-образовательного процесса.
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, профилактику недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, которое является приоритетным направлением в МБДОУ детском саду № 65.
1.1. Общие сведения о ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 65 функционирует с 1976 года. В 1991 году был закрыт на капитальный ремонт. С 2014 года был сдан в эксплуатацию.
Учредитель: Управление образования Администрации города Новочеркасска.
Адрес МБДОУ детского сада № 65: 346404, Ростовская область, г. Новочеркасск, улица Степная 101.
Руководитель: Титкова Светлана Владимировна, заведующий ДОУ с высшим педагогическим образованием, имеет диплом «менеджер в муниципальном управлении», педагогический стаж более 25 лет, 10 лет стажа в должности руководителя ДОУ.
Плановая мощность детского сада (по муниципальному заданию) – 96 детей (3 группы общеразвивающей направленности, 2 группы коррекционные, 1 группа кратковременного пребывания – адаптационная)
Фактическая мощность – 111 человека, из них
В ДОУ функционирует 6 групп для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет:
Группа кратковременного пребывания
|
(2 – 4 года)
|
– 15 человек;
|
1 –я группа раннего возраста
|
(2 – 3 года)
|
– 15 человек;
|
|
(3 – 4 года)
|
– 24 человек;
|
|
(4 – 5 лет)
|
– 25 человек;
|
|
(5 – 6 лет)
|
– 16 человека;
|
|
(6– 7 лет)
|
– 16 человек;
|
|
|
|
Комплектование групп осуществляется детьми с 2-х лет до 7 лет по возрастному принципу.
Наличие элементов инфраструктуры в МБДОУ:
Оздоровительные: музыкальный зал, кабинет учителя-логопеда с сенсорной зоной, кабинет педагога-психолога с зоной релаксации, уголок дефектолога с тренажёрами для коррекции зрения, центр двигательной активности в каждой возрастной группе, уголок с тренажёрами в, спортивные зоны на игровых участках, спортивный комплекс, оборудование для сохранения равновесия, для метания мяча, лесенки для лазания и пролезания, разметка на асфальтовом покрытии – «дорожки здоровья».
Образовательные: музыкальный зал, кабинет учителя-логопеда, в каждой возрастной группе: центр книги, познания, конструирования, природы, творчества, театра и музыки, учебная зона, лаборатория, средства ТСО (магнитофоны, телевизоры, ноутбуки, интерактивные доски и пр.)
Воспитательные: игровые уголки для мальчиков и девочек, уголок дежурства, домашняя зона и центр социально-эмоционального развития.
Дошкольное учреждение распложено в отдельно стоящем двухэтажном здании (694 м кв.), на обособленном земельном участке, удаленном от
промышленных предприятий, магистральных улиц, в центре микрорайона «Октябрьский». Территория детского сада (5433 м кв.) огорожена забором, имеется хозпостройка (сарай).
На территории расположено 6 прогулочных площадок и зелёная зона с птичьим городком. Участки оснащены современным игровым и спортивно-игровым оборудованием, навесами, песочницами. Территория прогулочных площадок покрыта специальным покрытием из резиновой крошки с полиуретановым связующим и газонной травкой.
Рядом с детским садом находятся социально – значимые объекты: библиотека им. М. Горького, стадион, почта, ДК, сеть магазинов розничной торговли промышленными и продовольственными товарами, банк, аптеки и детская поликлиника. Организовано взаимодействие с театром имени В.Ф. Комиссаржевской, МБОУ ДОД СДЮСШОР №1, детской библиотекой имени З. Космодемьянской, детской поликлиникой от МУЗ ГБ № 1, детскими садами № 49, 27, с МБОУ СОШ № 11.
Режим работы учреждения предусматривает 12 – часовой (с 07.00 до 19.00) и 10.5 часовой (с 07.00 до 17.30) рабочий день по пятидневной рабочей неделе.
1.2.Особенности образовательного процесса, приоритетное направление.
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для взрослых. Детский сад работает по программе «От рождения до школы», под редакцией Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, таки зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Программа «От рождения до школы»:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе
реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному ~минимуму~);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Программа начинается с целевого раздела, в котором прописаны общие сведения о ДОУ, цели, задачи и планируемые результаты освоения программы. В организационном разделе даны общие принципы построения режима дня и физкультурно-оздоровительной работы, создания предметно-развивающей образовательной среды, кадровые условия реализации программы, проектирование воспитательно-образовательного процесса и культурно-досуговой деятельности. Содержательный раздел включает в себя: возрастные психофизиологические особенности, особенности общей организации образовательного пространства, взаимодействие детского сада с семьёй и социумом, а также содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям и коррекционный блок.
Содержание психолого-педагогической работы по «Речевому развитию», «Познавательному развитию», «Социально-коммуникативному развитию», «Художественно-эстетическому развитию» и «Физическому развитию» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Авторы Программы, признавая ценность игры как основного вида детской деятельности, поэтому прописывают развитие игровой деятельности отдельным подразделом.
В Программе также большое внимание уделяется организации коррекционной работы в ДОУ, которая подробна, прописана в подразделе «Коррекционная и инклюзивная педагогика». Так как МБДОУ д\с № 65 комбинированного вида работа с детьми с ОВЗ строится на основе этого подраздела, в котором прописаны: условия обучения и воспитания, принципы построения образовательного процесса, а также коррекционная работа по образовательным областям.
Приоритетным направлением является художественно-эстетическое развитие детей. Это предполагает объединение всех видов художественной деятельности детей в единый целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества. Данное направление усилено организацией дополнительного образования: спортивно-танцевальным кружком «Акробатика для малышей», кружком конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами», кружком оп ознакомлению с казачьим фольклором «Весёлая беседушка» для детей старшего дошкольного возраста, а также кружком по логоритмике «Говоруша» для детей среднего дошкольного возраста.
Особое внимание в МБДОУ уделяется внедрению в образовательный процесс развивающих и личностно-ориентированных технологий, которые ориентированы:
на построение гуманных взаимоотношений ребенка и педагога;
на гармоничное развитие ребенка, способного к саморазвитию и активному освоению окружающего мира, а также физическому, самосовершенствованию и саморегуляции;
на реализацию интеллектуального и творческого потенциала детей в деятельности;
на воспитание у детей эстетического отношения, творческого отношения к миру, чувства личной ответственности.
1.3. Цели и задачи образовательной программы МБДОУ детского сада № 65
|