1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 98 г. Липецка.
- Устав ДОУ №98.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Возрастные особенности детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает1 изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5-6деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут.
Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.
Планируемые результаты освоения программы детьми
Физическое развитие.
Ребёнок гармонично физически развивается, в двигательной деятельности проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость.
Уверенно и активно выполняет основные элементы техники основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве.
Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности.
Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.
Самостоятельная двигательная деятельность разнообразна. Ребёнок самостоятельно играет в подвижные игры, активно общаясь со сверстниками и воспитателем, проявляет инициативность, контролирует и соблюдает правила.
Проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности: видоизменяет физические упражнения, создаёт комбинации из знакомых упражнений, передаёт образы персонажей в подвижных играх.
Осуществляет перенос опыта здоровье сберегающей деятельности в игру, соблюдает правила здоровье сберегающего и безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками.
Социально – коммуникативное развитие.
Ребёнок активен в самообслуживании, стремится помогать взрослому в организации процесса питания, режимных моментов.
В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Ребёнок называет свои игровые действия, называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Вступает в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задаёт их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, ведёт диалог с игрушками, комментирует их «действия», говорит разными голосами за разных персонажей.
Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов – заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками, может вести ролевой диалог с игрушкой – партнёром.
Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.
В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.
Доброжелателен в общении с партнёрами по игре. Выполняет правила общения со взрослыми.
Внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения.
Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Понимает и словесно выражает некоторые свои эмоции, может рассказать о том, что умеет делать самостоятельно, положительно оценивает свои возможности. Ребёнок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определённых действий и достижения результата.
Стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками.
Познавательное развитие.
Ребёнок проявляет интерес к познанию, обследованию незнакомых предметов, их свойствам.
Рассматривает, обследует предмет, по- разному действуя с ним по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и результаты обследования.
Любит экспериментировать, с удовольствием включается в поисково- исследовательскую деятельность, организует собственную деятельность по исследованию свойств и качеств предметов и материалов.
Способен к целенаправленному наблюдению за объектами в процессе организованного взрослым восприятия и самостоятельной деятельности. Проявляет любознательность: задаёт разнообразные поисковые вопросы, высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
Умеет выполнять сенсорный анализ, выделяя не только наиболее выраженные, но и скрытые в предметах качества и свойства.
Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, верно использует их в своей речи.
Адекватно передаёт отношение цветов, размеров, форм, пропорции, структуру в изобразительной и конструктивной деятельности.
Ребёнок проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизни.
Называет геометрические формы, размеры, сравнивает предметы, сосчитывает, группирует по признакам сходства и различия.
Речевое развитие.
Ребёнок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнаёт новую информацию, выражает просьбу, желание, без напоминания взрослого здоровается, прощается, благодарит и т.д.
Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задаёт встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.
Все звуки произносит чётко, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.
Самостоятельно пересказывает рассказы и стихи, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.
Ребёнок внимательно и с интересом слушает чтение или рассказывание. Просит взрослого прочитать новое литературное произведение, охотно его обсуждает, отвечает на вопросы по содержанию, устанавливает причинные связи, объясняет мотивы поступков героев.
Имеет представление об особенностях литературных жанров: загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица.
Пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть прибаутки, стихи и поэтические сказки, придумывает короткие описательные загадки.
Художественно – эстетическое развитие.
Ребёнок проявляет желание общаться с прекрасным, любит заниматься изобразительной деятельностью со взрослым и самостоятельно.
Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности.
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые свойства выразительности, соотносить воспринимаемое с собственным опытом.
В процессе собственной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого, правильно использует материалы и инструменты.
Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (в лепке, аппликации, рисовании, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
При поддержке педагога принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.
Ребёнок может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально – художественного образа.
Владеет элементарными вокальными приёмами. Чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов.
Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.
3. ОБЬЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Образовательные области
|
Виды образовательной деятельности
|
длительность образовательной деятельности
|
средние
группы (4-5 лет)
|
«Познавательное развитие»
|
ФЭМП
|
20 мин
|
1
|
ФЦКМ (окружающий мир и природа)
|
20 мин
|
1
|
Конструирование
|
20 мин
|
0,5
|
«Речевое развитие»
|
Развитие речи (подготовка к обучению грамоте)
|
20 мин
|
1
|
«Художественно-эстетическое развитие»
|
Рисование
|
20 мин
|
0,5
|
Лепка
|
20 мин
|
0,5
|
Аппликация
|
20 мин
|
0,5
|
Музыка
|
20 мин
|
2
|
«Физическое развитие»
|
Двигательная деятельность
|
20 мин
|
3
|
Итого:
|
20 мин
|
10
|
3. КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Календарный месяц
|
Неделя
месяца
|
Тема недели
|
Итоговое мероприятие
|
СЕНТЯБРЬ
|
1 неделя
|
Наш детский сад.
|
Игра – драматизация: «Детский сад».
|
2 неделя
|
Наши любимые игрушки.
|
Развлечение: «Праздник игрушек».
|
3 неделя
|
Моя семья.
|
Конкурс рисунков: «Мой портрет».
|
4 неделя
|
Времена года.
|
Презентация проекта: «Календарь».
|
ОКТЯБРЬ
|
1 неделя
|
Осень.
|
Музыкальное развлечение: «Разноцветная осень».
|
2 неделя
|
Наши домашние питомцы.
|
Кукольный спектакль: «Добрая Змея».
|
3 неделя
|
Весёлое подворье.
|
Драматизация сказки: «Три поросёнка».
|
4 неделя
|
Птицы.
|
Конкурс на лучшую кормушку.
|
НОЯБРЬ
|
1 неделя
|
Животные средней полосы.
|
Создание книжки малышки: «Звериный детский сад».
|
2 неделя
|
Животные жарких стран.
|
Сюжетно - ролевая игра: «Зоопарк».
|
3 неделя
|
Животные Севера.
|
Театрализованная постановка: «Северная сказка».
|
4 неделя
|
Предметы быта. Инструменты.
|
Фотовыставка: «Домашние помощники».
|
ДЕКАБРЬ
|
1 неделя
|
Кем быть?
|
Игра – драматизация: «Дядя Стёпа».
|
2 неделя
|
Зима.
|
Выставка детского творчества: «Весёлые снежинки».
|
3 неделя
|
Новый год.
|
Новогодний утренник: «Здравствуй, Новый год!».
|
4 неделя
|
Зимние забавы.
|
Физкультурный досуг: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
|
ЯНВАРЬ
|
|
|
|
2 неделя
|
Транспорт.
|
Сюжетно – ролевая игра: «Автобус».
|
3 неделя
|
Машины специального назначения.
|
Презентация проекта: «Важные машины».
|
4 неделя
|
Бытовая техника.
|
Выставка работ детей и родителей: «Умные машины».
|
ФЕВРАЛЬ
|
1 неделя
|
Здоровье
|
Зимние олимпийские игры.
|
2 неделя
|
Наша Родина. Наш город.
|
Фотоколлаж: «Липецк и я».
|
3 неделя
|
Основы безопасности жизни.
|
Сюжетно-ролевая игра: «Наш друг - Светофор».
|
4 неделя
|
День защитника Отечества
|
Развлечение: «Мой папа»
|
МАРТ
|
1 неделя
|
Мамин день.
|
Музыкальный досуг: «Тепло сердец для милых мам».
|
2 неделя
|
Весна.
|
Коллективная работа: «Весна – красна».
|
3 неделя
|
Растения садов и огородов.
|
Конкурс загадок: «Во саду ли в огороде».
|
4 неделя
|
Растения лесов и лугов
|
Просмотр русской народной сказки «Маша и медведь».
|
АПРЕЛЬ
|
1 неделя
|
Творческая мастерская.
|
Художественная галерея.
|
2 неделя
|
День космонавтики.
|
Выставка: «Космодром».
|
3 неделя
|
Наши дома.
|
Выставка поделок из бросового материала: «Моя улица».
|
4 неделя
|
Природный и рукотворный мир.
|
Конкурс стихов: «Мир вокруг нас».
|
МАЙ
|
1 неделя
|
Подводный мир.
|
Коллективная работа: «Аквариум».
|
2 неделя
|
Насекомые
(ползающие, прыгающие).
|
Выставка работ из природного материала: «Жук».
|
3 неделя
|
Насекомые (летающие).
|
Экскурсия по экологической тропе.
|
4 неделя
|
Лето.
|
Презентация проекта: «Какого цвета лето?».
|
|