Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Межрегиональный институт повышения квалификации
специалистов начального профессионального образования
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
разработка урока с применением инновационных технологий
на тему: «Правила расчетов с покупателями»
Выполнила Елена Алексеевна Холкина
Мастер производственного обучения
ГБПОУ «Горнозаводский политехнический техникум»
Казань, 2016
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПЛАН УРОКА
КОНСПЕКТ УРОКА
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Пояснительная записка
Внедрение ФГОС основано на компетентностном подходе к обучению. Поэтому в процессе урока мастеру необходимо использовать различные формы и методы для формирования как общих, так и профессиональных компетенций. Так же большой акцент делается на организацию самостоятельной работы обучающихся.
В разработке используются элементы информационно-коммуникационной технологии обучения, которая направлена на формирование навыков работы с информацией (поиск, отбор, обработка), метода модерации, который используется как процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения, выполнения самостоятельной работы. Просматривается эффективность работы в командах посредством создания команд магазинов. Наглядный просмотр торговых ситуаций при расчете с покупателем от наставников производства дает возможность реально оценить и разрешить сложившуюся производственную ситуацию. Применение ФЦИОР модуля в программе ОМС плеера дает возможность самостоятельно пройти тестирование по эксплуатации ККТ и произвести самопроверку.
В конечном итоге, навыки самостоятельного труда помогут будущим рабочим и специалистам в самореализации, самосовершенствовании и стать конкурентоспособными на рынке труда.
Методическое обоснование темы
ПМ.03 Работа на контрольно – кассовой технике и расчеты с покупателями
Тема 1.1 «Соблюдение правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ), способы расчетов с покупателями». Время на изучение темы 66 часов.
Урок №11 Правила расчетов с покупателями. Время на изучение темы урока 6 часов.
На уроке формируется профессиональная компетенция ПК 3.1 «Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями».
Данный урок изучается в конце темы 1.1 и является логическим завершением темы.
Методические рекомендации проведения урока:
Подготовка к занятию ведётся в течение недели. Обучающиеся разделены на микрогруппы. Заранее получают домашнее задание, накапливают материал, готовят отчет о проделанной работе.
План урока
ТЕМА: №1.1 « Соблюдение правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ), способы расчетов с покупателями».
УРОК № 11. Правила расчета с покупателями.
ТИП УРОКА: Урок по изучению трудовых приемов и операций.
- отработка умений при эксплуатации различных ККМ.
- формирование у обучающихся первоначальных умений правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции, самостоятельное выполнение задания, включающее различные ситуации при расчетах с покупателями.
ВИД УРОКА: Комбинированный с использованием метода «Модерации»
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКАЯ: создание условий для формирования знаний, умений и компетенций.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Создание условий для формирования ПК 3.1 Соблюдение правил эксплуатации ККТ и выполнение расчетных операций с покупателями.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
- закрепить умения и практический опыт работы на ККМ различных типов.
- научить выполнять правила расчета с покупателями.
Развивающая:
- развивать логическое мышление, умение анализировать, работать в команде, слушать друг друга и формулировать собственное суждение;
- развивать умение принимать решения в различных ситуациях;
-развивать умения делового общения с покупателями.
Воспитательная:
- воспитывать необходимые современному человеку личностные качества, самостоятельность и ответственность за результаты работы;
- создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии;
- создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков самоконтроля.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА И ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- организационный
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- вводный
ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК. 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК. 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК. 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
- текущий
ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК. 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК. 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК. 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК. 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
- заключительный
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Оборудование:
- рабочее место кассира;
- контрольно – кассовая техника;
- калькулятор;
- торговые корзины,
- монетница, губочница.
Материалы:
- образцы продукции;
-образцы денежных купюр.
Компьютерное обеспечение:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Программное обеспечение:
- программное обеспечение Power Point, WORD, модуль ФЦИОР. Дидактическое обеспечение:
- оценочные листы;
- критерии оценок;
- тестовые задания;
- инструкции ККМ;
- карточки задания.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
1. МДК 03.01. Эксплуатация контрольно – кассовой техники.
2. МДК 02.01 Организация и технология розничной торговли.
3. Основы деловой культуры.
4. Санитария и гигиена.
5. Учет и отчетность.
6. Информатика и ИКТ.
План – конспект урока по системе В.Д. Шадрикова
№ этапа
|
Работа педагога
|
Работа обучающихся
|
1.Организационный
Цель педагога:
Сформировать общий настрой студентов на эффективную работу на уроке.
Задача педагога:
-контроль готовности к уроку;
-определение команд, выбор модератора
(ст. кассира);
-установления свободной и доверительной атмосферы.
Метод:
- Беседа.
Задача студентов:
-подготовиться к уроку
-распределиться по командам
-выбрать старшего кассира (модератора)
Метод:
-самопроверка
-самоорганизация
Критерии достижения цели:
Полная готовность группы, настрой на совместную коллективную работу.
|
- Приветствие педагога:
«Здравствуйте ребята присаживайтесь, дежурный группы доложите о готовности к уроку» (Проверка присутствия студентов;
осмотр внешнего вида)
-Психологическая подготовка к уроку:
определение двух команд магазинов, выбор модераторов команд;
-объяснение направления работы модератора;
напоминание о правилах поведения в командах во время работы;
-ознакомление с раздаточным материалом (лист оценивания) (Приложение 1)
|
Командир группы докладывает о готовности обучающихся к уроку, выполнения санитарных требований к спецодежде.
Слушают, воспринимают, выбирают старшего кассира.
|
2. Вводный инструктаж
2.1:Мотивация обучающихся к определению темы урока.
2.1.1 Домашнее задание
Цель педагога:
Развитие познавательных способностей в условиях торговых предприятий.
Задача педагога:
-формирование умения студентов находить возможности и ресурсы для решения поставленной проблемы
- способствовать развитию способности обучающихся к анализу информации и выявлению проблемы
Метод: Модерации
Задача студентов:
- определиться по микрогруппам
- провести наблюдение за работой кассиров в магазинах города и района
- определить последовательность выполнения операций кассира
- проанализировать, сделать вывод
- подготовить сообщение о проделанной работе
Метод:
- частично – поисковый
- беседа
Критерии достижения цели:
Анализ работы и предоставленный вывод
2.1.2 Видеосюжет
Цель педагога:
Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов.
Задача педагога:
-предоставить сюжеты для сравнения при выполнении операций кассиров
-способствовать выходу из проблемы на тему урока и определение задачи урока
Метод:
- интерактивный
- модератора
Задача студентов:
- внимательное восприятие информации
- обсуждение, ответы на вопросы
- определение темы и задач урока
Метод:
- наглядно – демонстрационный
- информационно-развивающий
Критерии достижения цели:
Данная работа способствует развитию логического мышления, внимания, памяти. Кроме того, эта работа является подготовительным этапом для изучения нового материала.
2.2 Актуализация знаний обучающихся для выполнения учебно -производственных работ урока.
Цель педагога:
Организовать деятельность обучающихся по проверке теоретических знаний и сформированности ПК 3.1 тема 1.1
Задача педагога:
- подготовить тестовые задания различных форм
- подготовить и провести фронтально-командный опрос
- подготовить задание для выполнения практического опыта
Метод:
- проблемно-поисковый
- информационно-развивающий
Задача студентов:
Закрепить полученные знания и умения по формированию ПК 3.1 темы 1.1:
- выполнить тестовые задания, провести самопроверку
- активно участвовать в опросе
- выполнить правила ТБ при работе на ККТ
- выполнить практические задания
Метод:
- индивидуальная работа
- самопроверка
- проблемная ситуация
- информационный
- модерации
Критерии достижения цели:
Организованность деятельности обучающихся на данном этапе.
Такая форма проверки усвоения материала показывает уровень сформированности ПК 3.1, позволяет выявить проблемы в изучении материала.
2.3 Мотивация перехода к новому материалу.
Цель педагога:
- сформировать устойчивый интерес к профессии, выполнению технологических операций и решению профессиональных ситуаций.
Задача педагога:
- Способствовать развитию творческого выполнения поставленных задач
- Способствовать формированию выполнения технологического процесса расчетных операций на ККМ
- Обеспечить условия для овладения учащимися решений проблемных ситуационных задач.
Метод:
- проблемный
- наглядно – демонстрационный
- эвристический (ситуации)
Задача студентов:
- закрепить полученные знания, обобщить изученный материал, логически его осмыслить;
- закрепить практически первоначальные умения;
- решить реальные торговые ситуации.
Метод:
- логическое конструирование
- репродуктивный
- выполнение приемов практического показа
- конкретная ситуация
Критерии достижения цели:
Демонстрация личного показа операций технологического процесса позволяет обучающимся полному восприятию к самостоятельному выполнению задания. Связь с наставниками производства дает возможность реально решать сложившиеся ситуации.
2.4 Мотивация самостоятельного выполнения заданий.
Цель педагога:
- Обеспечить условия для самостоятельного выполнения поставленных задач
Задача педагога:
- Организовать раздаточный материал для выполнения работ
Метод:
- дидактический
- репродуктивный
Задача студентов:
- ознакомиться с заданием
- настроиться на выполнение задания
Метод:
- репродуктивный
Критерии достижения цели:
Обеспечение обучающихся дидактическим материалом
|
2.1:Мотивация обучающихся к определению темы урока.
2.1.1 Домашнее задание
Начнем наш урок с проверки домашнего задания (слайд 1)
1.Посетить торговые предприятия Горнозаводского района
Магазин «Магнит»; магазин «Монетка»
2. Провести наблюдение работы контролера-кассира во время обслуживания покупателей.
3. Определить, что общего между разными кассирами во время работы.
4. Вывод.
2.1.2 Видеосюжет
Во время выполнения вашего домашнего задания, я тоже посетила торговые точки нашего города, и мне удалось сделать видеосюжет работы контролеров-кассиров.
Внимание на экран (видео 1)
Обсудите в команде видеосюжеты и дайте ответы на вопросы:
1. В каком магазине была произведена видеосъемка?
2. Что общего между разными кассирами во время работы?
3. Какие различия во время выполнения операций кассиров?
- Исходя из выводов вашего наблюдения и просмотра видеоролика, определите сами тему нашего урока.
- Хорошо тему вы определили, а какую задачу вы поставите себе на урок?
Сообщение темы и задач урока (слайд 2)
2.2 Актуализация знаний обучающихся для выполнения учебно - производственных работ урока.
- Выдача тестовой работы одному обучающемуся из команды - «Магнит».
- Предложение выполнения теста на тренажере модуля ОМС «Эксплуатация ККМ»- команде «Монетка» (приложение 2)
Как вы уже успели заметить, на ваших столах находится кассовая техника. Скажите мне:
с чего начинается изучение ККТ? (с техники безопасности).
Опрос обучающихся по командам:
- Магазин «Магнит» - рассказать и выполнить правила техники безопасности работы на ККМ перед началом работы.
Вопросы:
1. Назовите марку ККМ на вашем столе.
2. Почему ваша ККМ не подключена к розетке?
3. Что такое ЭКЛЗ?
- Магазин «Монетка» рассказать и выполнить правила техники безопасности работы на ККМ во время работы.
Вопросы:
1. Назовите марку ККМ на вашем столе.
2. Как называется металлическая планка с заводским номером машины и где она находится?
3. Что такое РПЗУ?
(Приложение 3)
Молодцы! А теперь вы должны найти и определить следующее задание сами. Для этого я предлагаю вам войти в программу «Касса» и получить нулевой чек.
Вопрос:
Что мы проверяем в нулевом чеке?
найдите задание, запрограммированное в заголовке чека, и с помощью инструкции ККМ выполните его. (Приложение 4)
Молодцы! с заданием вы справились, старшие кассиры не забывайте оценивать этапы работы.
2.3 Мотивация перехода к новому материалу.
А мы продолжаем урок, следуя нашему плану, переходим к новому материалу.
Постоянный рост современных магазинов сильно изменил подход к розничной торговле. Удовлетворенность покупателя определяется быстротой выбора покупки, и затраты времени на оплату покупки. Вот здесь и раскрывается значимость контролера - кассира. От его профессиональной компетентности зависит настроение покупателя, желание повторно посетить магазин.
И вам, как будущим торговым работникам, необходимо формировать умения по эксплуатации ККТ и точно выполнять правила расчётных операций с покупателями.
Я предлагаю командам методом логического конструирования, на основании домашнего задания и теоретических знаний, составить алгоритм «выполнения правил расчета с покупателями» (приложение 5) время работы 3-5 минут
Посмотрите на экран и проверьте, все ли пункты у вас совпадают (слайд 3)
Сейчас я покажу вам последовательность выполнения операций расчета с покупателями (личный показ операций)
Теперь я попрошу одного из вас пройти на рабочее место для закрепления новых умений выполнения правил расчета с покупателями.
Я хочу вам представить наших бывших выпускниц, это ваши будущие наставники. Они для вас приготовили рабочую ситуацию. Внимательно просмотрите её, обсудите поведение кассира при расчете с покупателем.
Молодцы! Вы не только выявили ошибки при расчете, но и логически обоснованно разрешили торговую ситуацию.
2.4 Мотивация самостоятельного выполнения заданий.
Все вопросы по новому материалу мы отработали, теперь переходим к выполнению работы самостоятельно. Разберите карточки задания в ваших папках, ознакомьтесь с заданием и приступайте к выполнению.
(Приложение 6)
|
Обучающиеся из каждой команды зачитывают отчет о выполненном домашнем задании.
Обобщают информацию.
Слушают, просматривают видеосюжет, обсуждают,
Отвечают на вопросы.
(видео 1)
Обучающиеся предлагают варианты темы урока. Записывают в тетрадь тему урока
Формулируют задачу на урок.
Выполняют тестовые задания, производят самооценку знаний и умений по критериям.
Каждая команда отвечает на вопросы и выполняет правила Т.Б при работе на ККМ.
Расписываются в журнале по ТБ.
Обучающиеся включают ККМ, входят в режим «Касса», пробивают нулевой чек, при проверке реквизитов чека находят задание, запрограммированное в заголовке чека, выполняют задание, используя инструкцию ККМ.
Слушают, воспринимают.
Каждая команда составляет алгоритм
«выполнение правил расчета с покупателями»
Проверяют правильность составления алгоритма.
(слайд 3)
Наблюдают, запоминают выполнение операций.
Обучающийся выполняет расчетные операции.
Внимательно наблюдают за рабочей ситуацией, обсуждают, выявляют ошибки при расчете с покупателем, аргументируя правила расчета с покупателями.
Получают карточки задания, ознакомляются, и приступают к выполнению трудовых операций.
|
3. Текущий инструктаж
Цель педагога:
- Способствовать развитию выполнения технологического процесса.
Задача педагога:
- контроль и корректировка выполнения задания
Метод:
- практический
- модерации
Задача студентов:
- отработка навыков технологического процесса по выполнению правил расчета с покупателями на ККМ
- четкое соблюдение ТБ и охраны труда
Метод:
- практический
- самооценки
Критерии достижения цели:
Выполнение обучающимися заданий технологического процесса обеспечивает сформированность профессиональной компетенции 3.1 «Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями».
|
Обходы мастером рабочих мест с целью:
-определение готовности самостоятельно приступить к выполнению работы;
-контроль, за правильностью организации рабочего места, за выполнением
обучающихся требований охраны труда;
-контроль, за правильностью выполнения задания;
-индивидуальное инструктирование обучающихся по выполнению правил расчета с покупателями.
Старшие кассиры сдают оценочную ведомость.
|
Выполняют операции согласно, карточек:
Расчет с покупателями, решение ситуационной задачи при расчете.
Соблюдая при этом требования охраны труда.
|
Заключительный инструктаж
Цель педагога:
- Определение эффективности урока
Задача педагога:
- подвести итоги урока
- провести рефлексию обучающихся
- выдать домашнее задание
Метод:
- модерации
Задача студентов:
- обратить внимание на ошибки
- провести итоговую самооценку
- ответить на вопросы рефлексии
- восприятие домашнего задания
Метод:
- самооценка
- модерации
Критерии достижения цели:
- На данном этапе вопросы рефлексии дают возможность оценить эффективность проведенного занятия;
- Выдача домашнего задания обеспечивает углубленное изучение пройденной темы.
|
Давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: все ли поставленные задачи были решены?
Рефлексия мастера.
Отметить активных обучающихся, проговорить о типичных ошибках,
озвучить оценки за урок, поощрить команды за работу.
Рефлексия обучающихся.
Вопросы для рефлексии обучающихся
сегодня я узнала…
мне было интересно…
мне было трудно…
теперь я могу…
сегодня я научилась…
Выдать домашнее задание: Составить кроссворд на тему: «Оборудование и инвентарь РМК» (рабочего места кассира).
|
Рефлексия:
отвечают на вопросы, высказывают свое мнение об уроке. Записывают домашнее задание.
|
|