Скачать 2.31 Mb.
|
МАРКЕТИНГ Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университетэкономики и сервиса Е.Б. КМЕТЬ О.Г. МарченкоН.А. ЮрченкоЮ.А. ШевченкоМАРКЕТИНГ Практикум для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Маркетинг» в цикле общепрофессиональных дисциплин Владивосток Издательство ВГУЭС 2011 ББК Рецензенты: А.А. Исаев, д-р экон. наук, профессор А.А. Напалкова, канд. экон. наук, доцент Кметь Е.Б., Юрченко Н.А., Марченко О.Г., Шевченко Ю.А. МАРКЕТИНГ: практикум. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. – 148с. Практикум по дисциплине «Маркетинг» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студенты в целях освоения профессиональных компетенций. Для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Маркетинг» в цикле общепрофессиональных дисциплин. Печатается по решению РИСО ВГУЭС. Утвержден на заседании кафедры Маркетинга и Коммерции 18.05.2011, протокол № 10. Рекомендован к изданию методическим советом Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС © Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2011 ВВЕДЕНИЕ Сегодня маркетинг является одной из самых актуальных экономических дисциплин. Без знания теоретических аспектов маркетинга и приобретения основных практических навыков профессиональные компетенции многих специалистов были бы неполными. Маркетинг определяет назначение и миссию компании, а также стратегию ее осуществления. Маркетинг обосновывает выбор компанией обслуживаемой потребительской аудитории, определяет на удовлетворение каких потребностей ориентировать производство, какие товары и услуги выпускать и предлагать рынку. Маркетинг является комплексом организационных рычагов и действий, обеспечивающих осуществление других производственных и управленческих функций для развития компании и достижения ее целей. Цель данного практикума – способствовать формированию профессионального мышления у будущих специалистов и профессионального подхода к решению маркетинговых задач на уровне предприятия. Практикум предназначен для проведения семинарских занятий по дисциплине «Маркетинг», а также организации самостоятельной работы студентов. В практикуме системно и комплексно сформулированы подходы к реализации функций маркетинга на уровне предприятия на основе базовых теоретических принципов маркетинга. Структурно практикум соответствует учебной программе дисциплины и предназначен для работы студентов на практическом / семинарском занятии, а также для самостоятельной работы студента. В каждом разделе практикума содержатся ситуационные задачи (кейсы), составленные по материалам действующих предприятий, расчетные задачи и упражнения, тесты. Значительная часть заданий отражает региональную специфику. Разноплановые задания по разделам дисциплины позволяют осуществить всестороннюю подготовку будущих специалистов. Сформированные на основе решения заданий практикума профессиональные компетенции, позволят студентам проводить анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде; исследовать рынок и его конъюнктуру, потребности и спрос; разрабатывать стратегию предприятия в условиях конкуренции; готовить предложения по развитию товарного ассортимента; формировать ценовую политику; выбирать каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт; формировать коммуникативную политику; принимать участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования; оценивать эффективность маркетинговой деятельности.
В соответствии с действующим учебным планом по дисциплине «Маркетинг» предусмотрено 48 часа аудиторных занятий, в том числе лекционные занятия – 32 часа, практические занятия – 16 часов. Практические занятия призваны сформировать у студентов профессиональные компетенции. После изучения курса студенты должны знать: - роль и значение маркетинга в профессиональной деятельности предприятий; - роль процесса маркетинга в рыночной экономике; - изменение роли маркетинга в процессе эволюции концепций маркетинга; - основные методы и методики сбора и анализа маркетинговой информации; - правила и критерии сегментации потребительского рынка; - общие принципы организации маркетинговой деятельности при различных моделях бизнеса; - структуру маркетингового комплекса на товарном рынке и в сфере услуг; - особенности реализации маркетингового комплекса на различных рынках. Студенты должны владеть следующими компетенциями:
На практических занятиях предполагается проведение следующих видов работ: - краткий текущий контроль лекционного материала в форме тестов или устных опросов; - изучение и анализ ситуаций (кейсов); - решение задач по теме; - обсуждение дискуссионных вопросов; - предоставление результатов самостоятельных исследований и их обсуждение. Основные задания по темам дисциплины, представленные в данном практикуме, - это ситуационные задачи (кейсы), расчетные задачи и упражнения, тесты. В пособии представлены задания по следующим темам: Тема 1. Понятие маркетинга компании. Тема 2. Маркетинговая среда как объект исследования и фактор принятия маркетинговых решений. Тема 3. Информационная база маркетинга и маркетинговые исследования Тема 4. Поведение индивидуальных потребителей. Тема 5. Поведение потребителей на деловых рынках. Тема 6. Управление маркетингом. Тема 7. Выбор целевого рынка. Позиционирование и дифференцирование Тема 8. Разработка маркетинговых стратегий и планов компании Тема 9. Управление товаром Тема 10. Решения в области товарной политики Тема 11. Разработка ценовых стратегий и программ Тема 12 Маркетинговые каналы и логистика Тема 13. Оптовая и розничная торговля и прямой маркетинг Тема 14. Коммуникационная политика компании Тема 15. Особенности маркетинга на различных рынках
Практикум составлен из заданий по темам, полностью соответствующим рабочей учебной программе дисциплины «Маркетинг» и обеспечивающих подготовку студентов к итоговой аттестации по дисциплине в виде экзамена (электронное тестирование). Для студентов очной формы обучения пособие, в основном, рассчитано на аудиторную работу в рамках семинарских и/или практических занятий в присутствии преподавателя. Часть заданий (по усмотрению преподавателя) может быть предложена в качестве домашнего задания. Сроки выполнения студентами домашнего задания устанавливаются преподавателем. Если студентом в процессе освоения дисциплины было выполнено менее 75% предложенных в практикуме упражнений и заданий, он не допускается до итоговой аттестации по дисциплине (зачета). Студенты недневных форм обучения решают задания, представленные в пособии самостоятельно, до начала экзаменационной сессии. Для самостоятельной работы можно использовать учебные и методические издания, указанные в разделе 3 данного пособия. 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Задания по теме «Понятие маркетинга компании» Задание 1. Проанализируйте определения маркетинга по предлагаемому алгоритму.
Маркетинг – управленческий процесс, направленный на определение, предвидение и удовлетворение потребностей клиентов, ориентированный на получение прибыли (Институт маркетинга, Лондон). Маркетинг – процесс планирования и практического осуществления разработки идей, товаров и услуг, формирования цен на них, стимулирования их сбыта и распределения для реализации обмена, удовлетворяющего целям индивидов и организаций (Американская ассоциация маркетинга). Маркетинг – управленческая концепция, обеспечивающая рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности фирмы (Г. Абрамишвили). Маркетинг – чел. деятельность, которая направлена на удовлетворение как осознанного, так и латентного (скрытого) спроса на товары услуги (Р. Гист). Маркетинг – процесс, который направлен в рамках наложенных обществом ограничений к установленному при обмене удовлетворительных взаимоотношений между людьми и организациями, стремящимися удовлетворить эти потребности (Д. Джолсон). Маркетинг – вид чел. деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Маркетинг есть социальный процесс, посредством которого отдельные индивиды и группы получают то, в чем нуждаются и чего желают, за счет создания и обмена одних товаров и стоимостей на другие (Ф. Котлер). Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя (Ж.Ж. Ламбен). Маркетинг – это мост между производством и потреблением, который состоит из всех видов деятельности, приводящих к тому, что товары и услуги находятся в руках потребителей (У. Район). Маркетинг – ведущая область хозяйственного управления, в состав которой входят организация и руководство целой совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос специфического изделия или услуги, а также с доведением этого изделия или услуги до конечного или промежуточного покупателя с тем, чтобы обеспечить определенную компанию нормой прибыли или достижение других целей (Л. Роджер). Маркетинг – действия, включенные в поставку товаров и услуг от производителя к потребителю (С. Рюуолд, Дж. Скотт, М. Уоршоу). Задание 2. Установить соответствие между базовыми понятиями маркетинга и их определениями 1. Чувство, ощущаемой человеком нехватки чего-либо. 2. Потребность, подкрепленная покупательской способностью. 3. Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. 4. Все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления. 5. Совокупность покупателей и продавцов, которые совершают операции по купле-продаже товаров определенного типа. 6. Предел, к которому стремится спрос по мере безграничного наращивания маркетинговых расходов в данной рыночной среде. 7. Акт (процесс) получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. 8. Экономический процесс взаимосвязи и борьбы между фирмами, целью которого является завоевание преимуществ в сбыте своей продукции. Ответы: 1. Рыночный потенциал 2. Обмен 3. Рынок 4. Потребность 5. Конкуренция 6.Нужда 7. Запрос 8. Товар Задание 3. Определите, к каким функциям маркетинга относятся следующие виды маркетинговой деятельности, заполнив таблицу 1.1 Таблица 1.1
|
Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное... Л. А. Федько, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков двгту |
Практикум Министерство науки и образования Российской Федерации Владивостокский... Практикум по дисциплине «Стратегический маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта России и в... |
||
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... «Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» |
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по направлению подготовки |
||
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам... |
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... «43. 03. 01 Сервис» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования... |
||
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... «Экономика» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования... |
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... Юриспруденция и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования... |
||
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... Экономика и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования –... |
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... «43. 03. 02 Туризм» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования... |
||
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... Управление персоналом и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования... |
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... Государственное и муниципальное управление и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным... |
||
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... Технология транспортных процессов и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам... |
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... Лингвистика (уровень бакалавриата) и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам... |
||
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... Экономика (уровень бакалавриата) и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам... |
Министерство образования и науки российской федерации владивостокский... Лингвистика (уровень бакалавриата) и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам... |
Поиск |