Приложение
к рабочей программе дисциплины
«Метрология, стандартизация и сертификация»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
КАФЕДРА ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся
по направлению подготовки
43.03.01 Сервис
Тип ООП: прикладной бакалавриат
Владивосток 2017
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «43.03.01 Сервис» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367).
Составитель:
Шеромова Ирина Александровна, профессор кафедры ДЗТ, д-р техн. наук
Утверждена на заседании кафедры ДЗТ от 14.03.2017 г., протокол № 7
Заведующий кафедрой ДЗТ _____________________ Клочко И.Л.
подпись
«14» марта 2017 г.
Заведующий кафедрой ДЗТ ______________________ Клочко И.Л.
подпись
«14» марта 2017 г.
1 ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ*
№
п/п
|
Код компетенции
|
Формулировка компетенции
|
Номер
этапа
(1–8)
|
1
|
ПК-10
|
готовностью к проведению экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса
|
5
|
2 ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПК-10 «готовностью к проведению экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса»
Планируемые результаты обучения
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
|
Критерии оценивания результатов обучения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Знает:
|
Отсутствие знания теоретических основ метрологии, стандартизации и сертификации, порядка подтверждения соответствия, проведения сертификации, принципов построения международных и отечественных стандартов
|
Фрагментарное знание теоретических основ метрологии, стандартизации и сертификации, порядка подтверждения соответствия, проведения сертификации, принципов построения международных и отечественных стандартов
|
Неполное знание теоретических основ метрологии, стандартизации и сертификации, порядка подтверждения соответствия, проведения сертификации, принципов построения международных и отечественных стандартов
|
В целом сформировавшееся знание теоретических основ метрологии, стандартизации и сертификации, порядка подтверждения соответствия, проведения сертификации, принципов построения международных и отечественных стандартов
|
Сформировавшееся систематическое знание теоретических основ метрологии, стандартизации и сертификации, порядка подтверждения соответствия, проведения сертификации, принципов построения международных и отечественных стандартов
|
Умеет:
|
Отсутствие умения использовать стандарты и другую нормативную документацию при оценке, контроле качества и сертификации изделий, работ и услуг, проводить контроль качества и сертификацию изделий, работ и услуг
|
Фрагментарное умение использовать стандарты и другую нормативную документацию при оценке, контроле качества и сертификации изделий, работ и услуг, проводить контроль качества и сертификацию изделий, работ и услуг
|
Неполное умение использовать стандарты и другую нормативную документацию при оценке, контроле качества и сертификации изделий, работ и услуг, проводить контроль качества и сертификацию изделий, работ и услуг
|
В целом сформировавшееся умение использовать стандарты и другую нормативную документацию при оценке, контроле качества и сертификации изделий, работ и услуг, проводить контроль качества и сертификацию изделий, работ и услуг
|
Сформировавшееся систематическое умение использовать стандарты и другую нормативную документацию при оценке, контроле качества и сертификации изделий, работ и услуг, проводить контроль качества и сертификацию изделий, работ и услуг
|
Владеет:
|
Отсутствие владения приемами метрологии, стандартизации и сертификации, порядком подтверждения соответствия, проведения сертификации, принципами построения международных и отечественных стандартов
|
Фрагментарное владение приемами метрологии, стандартизации и сертификации, порядком подтверждения соответствия, проведения сертификации, принципами построения международных и отечественных стандартов
|
Неполное владение приемами метрологии, стандартизации и сертификации, порядком подтверждения соответствия, проведения сертификации, принципами построения международных и отечественных стандартов
|
В целом сформировавшееся владение приемами метрологии, стандартизации и сертификации, порядком подтверждения соответствия, проведения сертификации, принципами построения международных и отечественных стандартов
|
Сформировавшееся систематическое владение приемами метрологии, стандартизации и сертификации, порядком подтверждения соответствия, проведения сертификации, принципами построения международных и отечественных стандартов
|
Шкала оценивания
(соотношение с традиционными формами аттестации)
|
не зачтено
|
не зачтено
|
зачтено
|
зачтено
|
зачтено
|
3 ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
№
п/п
|
Коды компетенций и планируемые результаты обучения
|
Оценочные средства*
|
Наименование
|
Представление в ФОС
|
1.
|
ПК-10
готовностью к проведению экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса
|
знать
теоретические основы метрологии, стандартизации и сертификации, порядок подтверждения соответствия, проведения сертификации, принципы построения международных и отечественных стандартов
|
Итоговое собеседование
Контрольные работы
|
Вопросы для итогового собеседования
Тестовые задания для проведения контрольных работ (по темам практических занятий)
|
уметь
использовать стандарты и другую нормативную документацию при оценке, контроле качества и сертификации изделий, работ и услуг, проводить контроль качества и сертификацию изделий, работ и услуг
|
Кейс-задача
|
Кейс-задача № 2
|
владеть
приемами метрологии, стандартизации и сертификации, порядком подтверждения соответствия, проведения сертификации, принципами построения международных и отечественных стандартов
|
Кейс-задача
|
Кейс-задача № 1
Кейс-задача № 2
Кейс-задача № 3
Кейс-задача № 4
Кейс-задача № 5
|
4 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Промежуточная аттестация по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» включает в себя теоретические задания, позволяющие оценить уровень усвоения обучающимися знаний, и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и владений (см. раздел 5).
Усвоенные знания и освоенные умения проверяются при помощи бланкового тестирования, умения и владения проверяются в ходе выполнения практических заданий и решения ситуационных задач.
Объем и качество освоения обучающимися дисциплины, уровень сформированности дисциплинарных компетенций оцениваются по результатам текущих и промежуточной аттестаций количественной оценкой, выраженной в баллах, максимальная сумма баллов по дисциплине равна 100 баллам.
Сумма баллов, набранных студентом по дисциплине, переводится в оценку в соответствии с таблицей.
Сумма баллов
по дисциплине
|
Оценка по промежуточной аттестации
|
Характеристика уровня освоения дисциплины
|
от 91 до 100
|
«зачтено»
|
Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на итоговом уровне, обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоил основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, умеет свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, свободно оперирует приобретенными знаниями, умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.
|
от 76 до 90
|
«зачтено»
|
Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на среднем уровне: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
|
от 61 до 75
|
«зачтено»
|
Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на базовом уровне: в ходе контрольных мероприятий допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие отдельных знаний, умений, навыков по некоторым дисциплинарным компетенциям, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
|
от 41 до 60
|
«не зачтено»
|
Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на уровне ниже базового, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков.
|
от 0 до 40
|
«не зачтено»
|
Дисциплинарные компетенции не формированы. Проявляется полное или практически полное отсутствие знаний, умений, навыков.
|
5 КОМПЛЕКС ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1 Вопросы для итогового собеседования
Тема 1 . Введение в курс «Метрология, стандартизация и сертификация». Предмет, цель и задачи курса. Стандартизация, метрология и сертификация как инструменты обеспечения качества. Понятие технического регулирования
1. В чем заключается государственное регулирование применительно к таким объектам, как продукция и услуги?
2. Дайте определение термину «Техническое регулирование».
3. Охарактеризуйте три основных элемента технического регулирования.
4. Каковы цели и задачи технического регулирования?
5. Дайте определение термину «Технический регламент». Каков статус имеет технический регламент?
6. Каковы требования к содержанию технического регламента?
7. Назовите виды технических регламентов в зависимости от области распространения и устанавливаемых требований.
8. В чем заключается различие понятий «установление требований», «применение требований» и «исполнение требований»?
9. Какую информацию несет знак обращения на рынке? Какой аналог этому знаку имеется на европейском рынке?
Тема № 2. Понятие стандартизации как вида деятельности и ее сущность
1. Дайте определение термину «стандартизация».
2. Сформулируйте основные цели, стоящие перед стандартизацией.
3. Что называется объектом стандартизации?
4. Дайте понятие нормативного документа (НД).
5. Какие документы относятся к нормативным документам по стандартизации? Дайте их краткую характеристику.
6. Перечислите и дайте характеристику основным принципам, на которых базируется стандартизация.
7. В чем состоит принципиальное различие между понятиями «орган по стандартизации» и «служба по стандартизации»? Дайте характеристику органов и служб по стандартизации. Их функции в организации работ по стандартизации.
8. Дайте определения понятиям: региональная стандартизация, международная стандартизация, национальная стандартизация.
9. Охарактеризуйте структуру международной организации по стандартизации ИСО. Область ее компетенции.
10. Что называется комплексом стандартов?
11. Перечислите известные вам системы (комплексы) межгосударственных стандартов.
12. Перечислите семь направлений развития национальной стандартизации.
Тема № 3. Категории и виды нормативных документов по стандартизации
1. Перечислите категории основных документов по стандартизации.
2. Охарактеризуйте объекты стандартизации и требования, устанавливаемые к ним различными категориями НД по стандартизации.
3. Какие виды стандартов вы знаете? Охарактеризуйте содержание и структуру стандартов различных видов.
4. Каким образом пользователи получают информацию о действующих ГОСТ Р, сроках их действия и изменениях к ним?
Тема № 4. Методы стандартизации
1. Раскройте сущность такого метода стандартизации как «Упорядочение объектов». Дайте определения составляющих его методов: систематизация, селекция, симплификация, типизация и оптимизация.
2. В чем заключается параметрическая стандартизация?
3. Дайте определение термину «Унификация продукции». Какие виды унификации вы знаете?
4. Раскройте сущность следующих методов стандартизации: агрегатирование, комплексная стандартизация, опережающая стандартизация.
5. Какой стандарт называется опережающим? Роль опережающих стандартов в научно-техническом прогрессе и обеспечении конкурентоспособности продукции.
Тема № 5. Метрология как вид деятельности и наука об измерениях
1. Дайте понятие «метрология».
2. Дайте определение основным терминам в области метрологии: «измерение», «погрешность измерений», «средство измерений», «эталон единицы величины», «единство измерений».
3. Что является основным объектом измерения в метрологии?
4. Классификация измерений: по характеристики точности; по числу измерений в ряду измерений; по отношению к измерению измеряемой величины; по общим приемам получения результатов измерений.
5. Что называется методом измерений? Классификация методов измерений по различным признакам: по общим приемам получения результатов измерений; по условиям измерения; по способу сравнения измеряемой величины с ее единицы.
6. Что называется средством измерения? Классификация средств измерений по конструктивному исполнению и метрологическому назначению.
7. Какие средства измерений (СИ) называются мерами?
8. Какие средства измерений называются измерительными преобразователями?
9. Какие средства измерений называются измерительными приборами, измерительными установками, измерительными системами?
10. Какие по метрическому назначению СИ называются рабочими, а какие эталонами?
11. Дайте определения основным метрологическим характеристикам СИ: «диапазон измерений», «порог чувствительности», «погрешность», «точность измерений» и связанные с ней «систематическая погрешность» и «случайная погрешность», «сходимость» и «воспроизводимость результатов измерений».
12. Назовите метрологические характеристики СИ, определяющие:
- область применения,
- качество измерения.
13. Какая характеристика определяет точность измерения СИ? Чем в большинстве случаев определяется класс точности СИ?
14. Перечислите и охарактеризуйте факторы, влияющие на результат измерений.
Тема № 6 Обеспечение единства измерений в Российской Федерации
1. Раскройте сущность системы воспроизведения единиц физических величин и передачи размера средствами измерений.
2. Расшифруйте аббревиатуру ГСИ.
3. Охарактеризуйте структуру государственной метрологической службы.
4. Что является объектами государственного метрологического контроля и надзора?
5. В чем заключается цель государственного метрологического контроля и надзора?
6. Перечислите и охарактеризуйте виды государственного метрологического контроля.
7. Что такое «поверка СИ»? Что является объектом поверки СИ?
8. Как подтверждаются результаты положительной поверки СИ?
9. Что понимают под калибровкой средств измерений? В чем ее отличие от поверки СИ?
10. По каким причинам единство измерений становится объектом технических регламентов?
11. Перечислите направления совершенствования метрологической деятельности.
Тема № 7. Качество продукции и услуг
Тема № 8. Подтверждение соответствия
1. Какие лица или органы участвуют в подтверждении соответствия.
2. Перечислите возможные формы подтверждения соответствия. Какая форма подтверждения соответствия преобладает в РФ, а какая за рубежом?
3. Какая сторона подтверждает соответствие:
- при сертификации;
- при декларировании соответствия?
4. Дайте понятие сертификации.
5. Что понимается под термином «третья сторона» при сертификации?
6. Дайте определение термину «система сертификации».
7. Какие термины или отличительные знаки применяют как подтверждение соответствия при сертификации? Дайте их характеристику.
8. Перечислите основные цели сертификации.
9. Какими принципами руководствуются при проведении сертификации?
10. Какой вид сертификации называется обязательной?
11. Какими документами определяется перечень объектов обязательной сертификации?
12. Охарактеризуйте правила выполнения работ при обязательной сертификации.
13. В чем сходство и в чем различие в процедурах обязательной сертификации и декларирования соответствия?
14. В чем заключается специфическая цель добровольной сертификации? Порядок выполнения работ по добровольной сертификации.
15. Кем заверяется копия сертификата соответствия?
16. Кто является участниками (субъектами) обязательной сертификации? Обязанности и функции субъектов обязательной сертификации.
17. Кто является участниками добровольной сертификации?
18. Какие законодательные и подзаконные акты Российской Федерации лежат в основе работ по сертификации?
19. Какие виды нормативных документов по стандартизации входят в систему документов, лежащих в основе работ по сертификации?
20. Дайте определение термину «схема сертификации». В чем различие понятий «схема сертификации» и «порядок сертификации»?
21. Охарактеризуйте четыре возможных способа доказательства соответствия, которые могут использоваться в различных схемах сертификации.
22. Перечислите основные этапы сертификации продукции.
23. Какие цвета имеют бланки сертификата соответствия при обязательной сертификации и добровольной сертификации?
24. Различаются ли между собой формы сертификатов соответствия при обязательной и добровольной сертификации?
25. В чем заключаются функции органа по сертификации?
26. В чем отличие схем сертификации продукции от схем сертификации услуг?
27. Назовите основные причины, побуждающие предприятия и организации сертифицировать не продукцию и услуги, а систему качества, действующую на предприятии.
28. Назовите нормативные документы, которые используются при сертификации систем качества.
29. Охарактеризуйте правила и порядок сертификации систем качества.
30. Перечислите направления совершенствования сертификации.
Краткие методические указания
Собеседование может проходить в устной или письменной форме с применением или без применения бланкового теста. При собеседовании в устной форме или письменной без применения бланкового теста студент должен отвечать четко, внятно и только на конкретно поставленный вопрос. Если собеседование проходит в письменной форме с использованием бланкового теста, то в зависимости от формы тестового задания он должен выбрать один или все возможные варианты ответов, либо вставить пропущенное слово или словосочетание. Тестовые задания, требующие множественного выбора ответов, в тесте помечены звездочками. Пропущенное слово или словосочетание необходимо вставить вместо горизонтальной черты.
Критерии оценки
№
|
Баллы*
|
Описание
|
5
|
23–25
|
При устном ответе и письменном ответе без применения бланкового теста студент четко, внятно и конкретно ответил на все поставленные вопросы. При бланковом тестировании количество верных ответов от 23 до 25 соответственно
|
4
|
19-22
|
При устном ответе и письменном ответе без применения бланкового теста студент четко, внятно и конкретно ответил на все поставленные вопросы, но одном-двух допустил неточности непринципиального характера. При бланковом тестировании количество верных ответов от 19 до 22 соответственно
|
3
|
15–18
|
При устном ответе и письменном ответе без применения бланкового теста студент ответил на большинство поставленных вопросов, но одном-двух допустил неточности принципиального характера, или ответ на эти вопросы был неверным. При бланковом тестировании количество верных ответов от 15 до 18 соответственно
|
2
|
12–14
|
При устном ответе и письменном ответе без применения бланкового теста студент не ответил или ответил неверно на 40 – 60 % поставленных вопросов. При бланковом тестировании количество верных ответов от 12 до 14 соответственно
|
1
|
0–11
|
При устном ответе и письменном ответе без применения бланкового теста студент не ответил или ответил неверно на 60 % и более поставленных вопросов. При бланковом тестировании количество верных ответов от 0 до 11 соответственно
|
|