Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик»


Скачать 1.19 Mb.
Название Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик»
страница 1/12
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(3-7 ЛЕТ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

(Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.
Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»

Цель:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Групповые занятия:

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.



Возраст


Количество детей в группе

Время занятия

3-4 года

5-6 человек

20 минут

4-5 лет

6-7 человек

20 минут

5-6 лет

7-8 человек

25 минут

6-7 лет

8-10 человек

25 минут


Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

3 – 4 года – восприятие;

4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;

5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;

6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.

Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий
- Аудио – видеотека;

- фонотека и фильмотека;

- настольно – печатные игры;

- предметные игрушки;

- доска;

- цветные мелки;

- пластилин;

- краски, карандаши, фломастеры;

- писчая и цветная бумага;

- строительный материал;

- ковер.
Принципы проведения занятий
- Системность подачи материала

- наглядность обучения;

- цикличность построения занятия;

- доступность;

- проблемность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

Этапы:

1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа:
Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями детей - участников программы:
Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Психологический курс

«Цветик-семицветик» для детей 3-4 лет
Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.

В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. Яркими проявлениями «кризиса трех лет» являются: негативизм, упрямство, строптивость.

В возрасте трех лет у детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка.

Основным видом деятельности трехлеток становится игра.

Задачи психологического курса для детей 3-4 лет


  1. Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.

  2. Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

  3. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.

  4. Развивать способность подчинять свои действия правилам.

  5. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. Восприимчивости.

  6. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо _ плохо.

  7. Способствовать формированию позитивной самооценки.



Возрастные особенности детей 3-4 лет
Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.

Ведущая деятельность — игровая.

Переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущая функция — восприятие.

Особенности возраста:

  1. Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».

  2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.

  3. Появление смысловой структуры сознания.

  4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.

  5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.

  6. Удерживает внимание 7–8 минут.

  7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

  8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как Я).

Цели и задачи для взрослых:

  1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.

  2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.

  3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо -плохо.

  4. Формировать умение действовать по правилам.

  5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.

6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Программа социально педагогической направленности дошкольного образования...
Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и...
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для...
«Юный конструктор»: Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. – Анжеро-Судженский...
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Программа практикума: Планирование и организация подвижных игр с...
Сообщение методиста Зыковой Н. В. на тему: Планирование и организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста на прогулке
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Пояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы...
Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности...
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Оздоровительно-коррекционная направленность занятий физическими упражнениями...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №8 «Снеговичок»
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста...
В основе данной программы лежит идея реализации в максимально полном объеме образовательного, воспитательного и развивающего потенциала...
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Рабочая программа организации деятельности учителя-дефектолога с...
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей с нарушением...
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Рабочая учебная программа по образовательным областям для детей старшего...
Наименование Программы: Рабочая программа воспитателя по реализации основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №54 Радуга»...
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Образовательная программа дошкольного образования государственного...
Санкт-Петербурга (далее «Программа») предназначена для педагогов, которые работают с детьми от 1-го до 7-ми лет, составлена на основе...
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Образовательная программа дошкольного образования государственного...
Санкт-Петербурга (далее «Программа») предназначена для педагогов, которые работают с детьми от 1-го до 7-ми лет, составлена на основе...
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Конспект занятия кружка «цветик семицветик» Класс
Цель – формирование экологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Программа курса «цветик-семицветик. Приключения будущих первоклассников»
Цветные полоски бумаги, фломастеры для психолога, степлер, ширма для сказки, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, бланки...
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
Образовательная деятельность по профессиональной коррекции и нарушения развития детей
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Программа По развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Зоркальцево» Томского района Томской области
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «цветик семицветик» icon Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Карагайский детский сад №5»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск