Пояснительная записка.
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) в условиях детского сада и рассчитана на два года обучения, включает в себя учебно-тематические планы и методические рекомендации по работе с детьми первого и второго года обучения.
В основе данной программы лежит идея реализации в максимально полном объеме образовательного, воспитательного и развивающего потенциала предмета «Иностранный язык» в рамках детского сада.
При разработке программы учитывался тот факт, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для изучения иностранных языков.
Цель программы: Формирование у детей любви и уважения к языку и культуре своего народа, а также к языку и культуре народов англоязычных стран через изучение английского языка.
Практическая цель: Формирование первоначальных речевых навыков и умений самостоятельно решать элементарные коммуникативные задачи на английском языке при ведущей роли игровой мотивации.
Задачи:
формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками, коммуникативно-оправданно пользоваться иностранным языком для достижения целей, выражения мыслей и чувств;
развитие психических функций, связанных с речевыми процессами (восприятия, памяти, мышления) и личностных качеств (эмоциональных, творческих, социальных, когнитивных и языковых);
передача ребенку сведений и представлений об окружающем мире средствами иностранного языка;
формирование навыков работы в коллективе;
воспитание уважительного отношения друг к другу и к учителю;
воспитание положительного отношения к языку, к стране изучаемого языка, через ознакомление с культурными традициями собственной страны и англоязычных стран;
воспитание активно-творческого и эмоционально-эстетического отношения к слову;
развитие лингвистических способностей учащихся с учетом возрастных особенностей дошкольников;
развитие фонематического слуха;
развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Указанные задачи решаются в процессе целенаправленной деятельности: на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, в практической деятельности, в тесном сотрудничестве с родителями и воспитателями.
Формы организации обучения.
Обучение английскому языку проходит на занятиях в группах во второй половине дня. Используются индивидуальные, фронтальные, групповые, парные формы организации учебного процесса.
Методы обучения.
Основной метод, используемый на занятиях английского языка - игровой, т.к. именно игра является для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, т.е. такой деятельностью, развитие которой «… обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии» (А. Н. Леонтьев).
Игра на занятиях английского языка – это не развлечение, а основной способ решения всех учебных задач. Для детей - это и взаимодействие, и общение, и увлекательное путешествие в новую сказку, а для учителя игра – это упражнение, в процессе которого дети учатся произносить звуки, употреблять слова, строить высказывание на иностранном языке.
На занятиях используются различные виды игр:
ролевые (причем развитие ролевых игр идет от ролевых действий до ролевых образов и сюжетов), широко используются также психодрамы и пальчиковые драматизации, т.е. разыгрывание сюжетов только с помощью пальцев;
пальчиковые игры (в занятия целесообразно включать пальчиковую гимнастику, например, при изучении счета или детских английских стихов). Этим достигается как минимум две цели: переключение детей на иную деятельность, лучшее запоминание материала.
коммуникативные игры;
подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений, выработке нравственно-волевых качеств, а также создающих условия для развертывания двигательной активности;
дидактические игры;
музыкальные игры (в основном проводятся в форме инсценировок песенок).
Все игры проводятся на материале английского языка, обогащая естественным образом пассивный и активный словарный запас малышей.
Практические методы обучения:
упражнения разных типов (подражательные, конструктивные, творческие), благодаря которым ребенок не только овладевает различными способами умственных действий, но и получает опыт использования иноязычной речи в различных ситуациях общения;
метод моделирования, имеющий особое значение при ознакомлении детей с грамматическими явлениями (предметно-схематические модели) и художественной литературой (пиктограммы).
Большое место в образовательном процессе принадлежит наглядному методу обучения - демонстрации наглядных пособий, а также использованию приемов показа (предъявление конкретного задания, иноязычного учебного материала и способов действий с ним).
Словесные методы и приемы (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, перевод на родной язык) используются только в сочетании с вышеперечисленными, делая их более результативными.
Методы проверки результативности
При оценке качества знаний и мотивации к обучению у детей дошкольного возраста используются словесные методы – диалог, беседа; метод наблюдения, возможно также использование рисуночного теста. Диалоги и беседы проводятся на заключительных и открытых занятиях. Метод наблюдения применяется на протяжении всего учебного процесса, как на занятиях, так и вне их – на праздниках и открытых мероприятиях во время исполнения детьми песен и стихов на английском языке. Наблюдая за играющими в подвижные игры детьми (с использованием изученной лексики), слушая их высказывания тоже возможно получить информацию о результатах обучения. Рисуночные тесты проводятся на занятиях и их тематика соответствует темам занятий. Проводиться они могут по-разному: в виде игры или “диктанта”, когда преподаватель говорит по-английски, например, названия цветов, а дети изображают их на бумаге. В таком случае по рисункам можно определить, насколько детям нравится заниматься – по преобладанию тех или иных цветов.
Программа носит спиральный характер: один и тот же тематический материал изучается каждый год на новом уровне. Таким образом, осуществляется комплексное решение развивающих, воспитательных и коммуникативно-практических задач обучения.
Минимальные требования к усвоению материала в разных возрастных группах
критерии
|
форма контроля, стимульный материал
|
оценка
|
СТРАНОВЕДЕНИЕ
|
Знание названий
англо-говорящих
стран
Место на карте
Флаги
Столицы
Праздники
Игры, игрушки
Фольклор
Писатели, произведения
|
«Назови страны, в которых большинство людей говорит по-английски (для 6-леток – в каких странах английский язык –национальный?)»
«Покажи на карте Россию, англо-говорящие страны»
Показывая изображения флагов: «Какой из этих флагов – российский, а какой английский?»
«Найди среди этих флагов российский,
английский, флаг США.
То же задание, но предъявляется 6 флагов.
«Назови главный город России, Англии»
« Назови столицы России и Англии»
«Назови столицы России, Англии, США. Какие в этих городах есть достопримечательности?»
«Какие праздники отмечают в России?»
«Какие праздники отмечают и в России, и в Англии, и в Америке? Чем отличается празднование Нового года, Рождества в России и других странах?»
«Назови национальные праздники, России, Англии, США».
«Какие английские игры тебе нравятся?»
«Назови, какие ты знаешь русские народные игры? А в какие игры любят играть ребята в Англии и США?»
«Назови, какие ты знаешь народные игры – русские и английские? Расскажи правила.»
«Какие игрушки ты видишь на картинке?»
Знает названия не менее 2 аутентичных стихотворений.
Может назвать не менее 5 английских песенок, рассказать, о чем они.
Может рассказать 3 стихотворения, спеть песенку
Называет не менее 2 произведений английских авторов, может назвать имена героев.
Называет не менее 2 произведений, их авторов и имена героев.
Называет не менее 5 произведений, не менее 3 авторов и героев произведений.
|
5-6 лет – называет не менее 2 стран
6-7 лет – называет не менее 3 стран
5 лет – показывает Россию,
6-7 лет – показывает Россию, то Англию,
6-7 лет – показывает Россию, Англию, США
5 лет
5-6 лет:
6-7 лет
5-6 лет
6-7 лет (не менее одной достопримечательности каждого города)
5 лет (называет не менее трех)
6-7лет (называет не менее трех)
6-7 лет – не менее двух по каждой стране
5 лет: называет не менее двух
5 лет
6лет
6-7 лет
5-6 лет: не менее двух каждой страны
6-7 лет – не менее трех каждой страны
|
АУДИРОВАНИЕ
|
1 уровень. Удерживает в памяти звуковые цепочки разной длинны.
Узнает в незнакомом контексте знакомые слова и выражения.
Понимает с опорой на наглядность содержание стихов, песен, рифмовок и т.д.
Понимает установки по организации игры и занятия.
2 уровень. Удерживает в памяти звуковые цепочки средней длинны.
Понимает установки по организации игры и занятия с опорой на наглядность, жесты.
Может узнавать в новом контексте знакомые слова и выражения
3 уровень. Удерживает в памяти короткие звуковые цепочки.
Отличает иностранную речь от родной.
|
Игра «Эхо»
Встреча с героем сказки
Наблюдение.
«Расскажи, о чем это…»
|
6-7 лет
5-6 лет
5 лет
|
ГОВОРЕНИЕ
|
В условиях непосредственного общения может:
Приветствовать и отвечать на приветствие;
Прощаться;
Представиться;
Поблагодарить;
Выразить согласие\несогласие
Пригласить к действию;
Поздравить с праздником;
Выразить желание\нежелание что-то делать;
Ответить на вопросы о себе (имя, возраст, что любит, что умеет делать);
Ответить на вопросы о названии, качестве предмета;
Сделать элементарное сообщение о себе, члене семьи, животном.
Приветствовать и отвечать на приветствие;
Прощаться;
Представиться;
Поблагодарить;
Выразить согласие несогласие
Пригласить к действию;
Выразить желание нежелание что-то делать;
Ответить на вопросы о себе (имя, возраст, что любит, что умеет делать);
Ответить на вопросы о названии предмета.
В условиях непосредственного общения
при необходимости с помощью взрослого может:
Приветствовать и отвечать на приветствие;
Прощаться;
Представиться;
Повторить за взрослым необходимые реплики
|
«К тебе пришел герой, чтобы
подружиться. Поговори с ним.»
|
6-7 лет (2 год обучения)
5-6 лет
5 лет
|
|