Скачать 410.22 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Зоркальцево» Томского района Томской области Программа По развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (модифицированная) « Пальцы помогают говорить» Предназначена для детей 3 – 6 лет Срок реализации – 3 года Составитель: Петрова Екатерина Васильевна Воспитатель 2015 Пояснительная записка «Рука- это своего рода внешний мозг» Э.Кант О том, что движения руки тесно связано с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, они сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда и появились известные всем «Ладушки», «Сорока – ворона», «Сорока – белобока» и др. И.П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. Вспомним сказанное И.П. Павловым: «развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обеих полушариях даёт человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана мышлением». Развитие функций обеих рук повышает уровень организации и распределения их между левым и правым полушариями мозга. Левое полушарие ответственно за формально – логическое мышление и речь. Правое полушарие, освобожденное от этой задачи, получило возможность целиком переключиться на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отражении мира в формах искусства. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Письмо- это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Предлагаемые игры- упражнения учитывают особенности физиологии детского организма, дают возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему (в частности речевой центр, который находится в непосредственной близости с двигательной областью коры головного мозга) и 3 способствуя ее развитию. Значение развития мелкой моторики: 1.Формирует положительные эмоции. 2. Снимает тревожность. 3. Развивает речь. 4.Помогает в навыках самообслуживания. 5. Развивает память, мышление, воображение. Актуальность данной программы заключается в том, что она помогает в решении следующих моментов: 1. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка к школе. Ежегодно количество детей с задержкой развития речи увеличивается. Это можно проследить по результатам мониторинга. 2. Адаптационный период. В этот период у детей наблюдается повышенная тревожность. 3. Низкий навык сформированности самообслуживания. Дети затрудняются застегнуть и расстегнуть пуговицы, пальчики не слушаются. 4. Недостаточная компетентность родителей в вопросах развития своего ребенка. Родители не знают, что именно необходимо развивать в ребенке, не знают возрастные особенности детей. Данная программа позволяет сформировать у родителей знания в вопросах развития своего ребенка, поможет направить наше совместное сотрудничество на то, чтобы помочь детям в развитии навыков самообслуживания. Нормативно-правовая база: Программа построена с учетом изменений, касающихся вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания, что регламентируется и обеспечивается следующими нормативно-правовыми документами:
2)Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г. 3)Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г. 4)Постановление Главного государственного санитарного врача №26 от 15.05.2013г. (СанПиН 2.4.1. 3049-13) 5)Постановление Правительства РФ №662 от 5.08.2013г. 6)Приказ Министерства образования и науки РФ №1014 от 30.08.2013г. 7)Приказ Министерства образования и науки РФ №462г от 14.06.2013г 4 Программа модифицированная, рассчитана для детей от 3 до 6 лет . Моя программа разработана на основе методического пособия Н.Л. Стефановой, Н.А. Лукиной «Наши пальчики играют». Характер освоения :развивающий, обучающий, воспитывающий. Срок реализации - 3 года. По каждому году обучения представлены: Задачи обучения и предполагаемые результаты к концу года; Перспективно-календарное планирование. Мониторинг моторного и речевого развития детей. Форма организации образовательного процесса: подгрупповая, индивидуальная. Включение средств развития мелкой моторики в разнообразные формы -организации детей: Утренние сборы; Игровая деятельность; Режимные моменты; Праздники, развлечения; Организованная образовательная деятельность детей. В содержании программы учтены возрастные особенности детей. Все игры подобраны в соответствии с возрастом и распределены по принципу «от простого к сложному». Продолжительность занятия 15 – 20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Новизна данной программы: 1. Обучение детей проводится с трехлетнего возраста; 2. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с лексической темой; 3. Разработан мониторинг определения уровня развития, мелкой моторики руки 4. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях дети работают с бумагой, с шаблонами, с пайетками, бусами,с крупами, песком, с массажными мячиками, пробками, пуговицами, пластилином, счетными палочками. Ребенку предоставляется возможность выбрать понравившийся ему материал и решить проблему. Это позволяет развить воображение детей, знакомиться с разными материалами. В работе с родителями: 1. Использование разнообразных форм работы с родителями (представлен план по данной теме) 2. Разработан цикл родительских собраний, направленных на знакомство со средствами и способами развития мелкой моторики 3. Разработаны консультации, сообщения, рекомендации для родителей по 5 формированию мелкой моторики рук и подготовки к письму Цель программы: повысить уровень речевой компетентности ребенка; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику посредством дидактических игр и упражнений. Задачи: 1. Вызвать интерес к пальчиковым играм, формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки. 2. Развивать уверенность ребенка в навыках самообслуживания, учить правильно держать карандаш, формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений. 3. Стимулировать речевое развитие детей, активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой. 4. Развивать память, мышление, воображение, зрительно-моторные координации. 5. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве. 6. Формировать навыки учебной деятельности: Умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; Умение действовать, повторяя показанный образец и правило 7. Создать необходимые условия для развития мелкой моторики у детей 8. Повышать педагогическую компетенцию у родителей по данной теме 9. Мотивировать родителей к созданию условий и развитию мелкой моторики в домашних условиях. Программа опирается на следующие принципы: Систематичность и взаимосвязь учебного материала. Тесная взаимосвязь развития речи, познавательных интересов и моторики. Постепенность перехода от наглядно- действенного и наглядно- образного к вербально- логическому мышлению. Принцип дифференцированного подхода. Результат: 1. В группе создан уголок «Наши пальчики играют», пополнение игрового материала. 2. Развитые мышцы руки. 3. Повышение речевой активности у детей. 4. Эмоциональный комфорт детей. 5. Повышение педагогической культуры родителей. 6. Появление уверенности и самостоятельности ребенка. 6 Приемы и методы, используемые на занятиях: Игра; Наглядные и словесные методы; Наблюдение, беседы; Анализ результатов деятельности; Учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка, эмоционально-положительный настрой. Первый год обучения (3-4 года) Задачи обучения: 1. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением. 2. Формировать навык правильной осанки за столом при выполнении графических упражнений. 3. Развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук. 4. Учить использовать предметы для рисования (краски, карандаши, лист бумаги). 5. Развивать зрительно-двигательную координацию. 6. Формировать умения проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и рисовать круги на ограниченном пространстве, закрашивать готовые изображения, не выходя за контур. Показатели развития к концу первого года обучения. 1. Дети должны выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу; 2. Показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы; 3. Захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в емкость. 4. Проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии., ритмично наносить точки и рисовать круги на ограниченном пространстве, закрашивать готовые изображения, не выходя за контур. 5. Соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых (выполнять по просьбе взрослого указательный или большой пальцы. Второй год обучения (4-5 лет) Задачи обучения: 1. Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений. 7 2. Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. 3. Учить выполнять действия кистями и пальцами рук по образцу и речевой инструкции. 4. Формировать специфические навыки в действиях рук: захват предметов указательным типом хватания, графические навыки. Показатели развития к концу второго года обучения. 1.Брать мелкие предметы указательным типом хватания; 2. показывать по просьбе взрослого и называть указательный и большой пальцы, остальные показывать. 3. Проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины: 4. изображать круг, волнистую линии. 5. раскрашивать изображения, ограниченные контуром. Третий год обучения (5-6 лет ) Задачи обучения: 1. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: к веточкам листья, и т.д.; размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону; проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями; обводить по контуру простые предметы; проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги; штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы. 2. Продолжать учить застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки. 3. Формировать умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка; индивидуальные предпочтения при выборе цвета при раскрашивании контурных сюжетных рисунков цветными карандашами Показатели развития к концу третьего года обучения. 1. Застегивать и расстегивать пуговицы на своей одежде. 2. выполнять игровые упражнения для пальцев с речевым сопровождением. 3. проводить непрерывную плавную линию пальцем и карандашом между двумя ломаными линиями, повторяя изгиб 4. обводить пальцем по контуру простые нарисованные предметы, следить за тем, чтобы линия была плавной 5. штриховать простые предметы сверху вниз Направления в работе с семьей: 8 1. Информационно-аналитическое. Цель: сбор информации по теме (анкетирование, опрос, беседа). 2. Информационно- ознакомительное. Цель: знакомство родителей с работой детского сада по развитию мелкой моторики (организация выставок детского творчества: - рисование, лепка, аппликация, фотоколлажи, показ презентаций, где дети развивают мелкую моторику, приглашение на семинары, досуги, развлечения). 3. Информационно-просветительское. Цель: вооружить родителей знаниями по данной теме (консультации, индивидуальные беседы, тематические рекомендации, папки-передвижки, родительские собрания). 4. Совместная деятельность. Цель: вызвать интерес родителей к развитию мелкой моторики у детей (организация конкурсов, выставок, совместная деятельность родителей и детей на различных мероприятиях) 9 Список литературы :
10 Приложение 1 Перспективно- календарное планирование (1-й год обучения)
|
Инновационный проект «Пальчиковая страна» Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста |
Глава 1 Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями... Средства развития мелкой моторики Упражнения с пластилином Упражнения с бумагой упражнения с карандашом, крупой, бусами, орехами |
||
Марий Эл «Косолаповская школа-интернат» Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию мелкой моторики и координации движении рук |
Развитие мелкой моторики и координации движений руки важный момент... Развитие мелкой моторики и координации движений руки важный момент подготовки детей. Дети, имеющие высокий уровень развития мелкой... |
||
Программа практикума: Планирование и организация подвижных игр с... Сообщение методиста Зыковой Н. В. на тему: Планирование и организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста на прогулке |
Развитие мелкой моторики у младших школьников с ограниченными возможностями... Развитие мелкой моторики у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья как условие развития речи. Магнитогорск: моу... |
||
Рабочая программа организации деятельности учителя-дефектолога с... Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей с нарушением... |
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией |
||
Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Карагайский детский сад №5» |
Программа по развитию эстетического отношения детей старшего дошкольного... ... |
||
Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома» Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели» |
Образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Количество групп: 12 ( 2 группы раннего возраста, 10 групп дошкольного возраста, из них 2 логопедические, 1 с воспитанием и обучением... |
||
Авторская программа «Социализация детей дошкольного возраста через правовое воспитание» 2014 г Программа социализации детей дошкольного возраста через правовое вос-питаниев мбдоу «Балтасинский детский сад №1комбинированного... |
Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе №7 Настоящая рабочая программа по развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет старшей группы №7 «радуга» разработана воспитателем мбдоу... |
||
Программа социально педагогической направленности дошкольного образования... Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и... |
Мдоу «Д/С №41р п. Петровское» Создать условия для развития у детей логического мышления, мелкой моторики рук, внимания и воображения, через использование математического... |
Поиск |