Скачать 4.92 Mb.
|
ЯЗЫК И ДИСКУРС СМИ В XXI ВЕКЕ Москва 2011 Ответственный редактор: д-р филол. наук, профессор М.Н. Володина Редакционная коллегия: д-р филол. наук, профессор В.З. Демьянков, д-р филол. наук, профессор И.М. Кобозева, д-р филол. наук, профессор Г.Я. Солганик Ответственный секретарь: М.В. Крапивкина
Введение Настоящее издание представляет собой коллективную монографию, созданную авторским коллективом филологов, философов, психологов, социологов и журналистов, поскольку глубокое изучение языка и дискурса СМИ возможно только на междисциплинарном уровне. Авторы книги продолжают комплексное исследование языка СМИ в аспекте восприятия и продуцирования текста. Это новое научное направление, основы которого заложены на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Важнейшую роль в определении и развитии данного направления сыграл исследовательский проект филологического факультета МГУ 2000–2002 гг. «Язык СМИ», поддержанный Российским гуманитарным научным фондом (грант РГНФ № 00-04-00184а, руководитель М.Н. Володина). В 2003/2004 гг. в издательстве Московского университета было опубликовано двухтомное учебное пособие для вузов «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования», которое в одной из рецензий охарактеризовано как «первая в России учебно-научная энциклопедия по медиалингвистике». Об актуальности нового направления исследований свидетельствует тот факт, что на базе материала этого пособия в 2005 г. в Германии вышла книга «Perspektiven auf Mediensprache und Medienkommunikation»1, а в 2008 г. в издательстве «Академический проект» –«Язык средств массовой информации»2. Основная задача авторов коллективной монографии «Язык и дискурс СМИ в ХХI веке» – поиск новых подходов к решению проблем, обусловленных процессом медиатизации жизненного пространства современного общества, напрямую связанный с его духовной и социальной экологией. Современные средства массовой информации во многом определяют языковую, социально-психологическую, и культурную ситуации в обществе. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй его мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Человеческое восприятие постоянно испытывает влияние современных СМИ, обнаруживающих свое воздействие во всех областях жизни. Именно в сфере массовой коммуникации сегодня во многом формируются коллективные знания, составляющие основу социально ориентированного отношения человека к действительности. Как «поставщики» соответствующей информации и посредники в ее распространении, СМИ включаются в процесс и результаты социальной коммуникации, никогда не оставаясь индифферентными по отношению к тому, что опосредуют. Язык СМИ относят сегодня к одной из основных форм языкового существования. Именно анализ текстов массовой коммуникации позволяет делать выводы относительно языковой компетенции говорящих и тех тенденций в развитии литературных языков, которые наблюдаются в данный период. В коллективной монографии освещаются общие и частные проблемы исследования языка и дискурса СМИ, которые представляются наиболее актуальными в настоящее время. К ним относятся: информационно-языковая экология общества, методология анализа дискурса СМИ, механизмы воздействия СМИ на массовое и индивидуальное сознание, используемые в политическом, рекламном и других видах дискурса. Особое внимание уделяется рассмотрению речевой практики СМИ в ее отношении к языковой норме, а также исследованию активных процессов в развитии русского литературного языка, проявляющихся в текстах СМИ. Анализируются разные модусы и жанры медийного дискурса, представленные в прессе, на телевидении и в Интернете, с учетом национальной и региональной специфики их функционирования. Монография «Язык и дискурс СМИ в XXI веке» состоит из четырех глав, расположенных в порядке убывания степени обобщенности рассматриваемых в них проблем:
В фокусе внимания исследователей оказываются комплексы конкретных вопросов, непосредственно связанных с узловыми проблемами лингвистического, социологического, психолингвистического, политологического, стилистического и лексикографического анализа. Значимость функционального аспекта исследования, состоящая в необходимости раскрыть значительный потенциал выразительности и эффективности языка СМИ. Разнообразие узуальных норм речевого поведения отдельных социальных групп, характерное для современной речевой коммуникации, которое находит отражение в языковой действительности СМИ. Профессиональная этика журналиста. Современное состояние языка СМИ. Актуальность нормативного аспекта, связанная с жаргонизацией языка СМИ, его отступлением от литературной нормы. Проблема негативного воздействия языка СМИ. Связь демонстрации насилия некоторых материалов СМИ с агрессивным поведением людей. Поиск путей формирования высокой информационно-языковой культуры при сохранении национальных языковых и гуманистических традиций. Роль СМИ в процессе приобретения социального опыта и формирования личности. Усвоение культуры, образцов и норм поведения в условиях информационного общества. Влияние СМИ на установки и поведение индивида. Проблема политической корректности СМИ. Различные вербальные формы существования значений в индивидуальном сознании. Мотивационные факторы и эмоциональные состояния субъекта, их влияние на его стилистический выбор. Общепсихологические аспекты процесса категоризации значения слова. Художественные конструкты произведений искусства и массовых коммуникаций. Рекламная коммуникация как неотъемлемая часть медийного контента. Изменения в сфере рекламных коммуникаций в России, которая относится к группе стран с наиболее высоким потенциалом роста рекламного рынка. Различные подходы к исследованию рекламных сообщений. Сфера Интернета как одна из наиболее динамично развивающихся областей языковой коммуникации. Основные тенденции в эволюции современного русского языка, обусловленные необходимостью обслуживать разные виды Интернет-коммуникации. Проблемы оптимизации коммуникативных элементов языкового стиля в этой сфере, которые будут препятствовать размыванию специфики русского языка и способствовать сохранению его как языка национального и межнационального общения. |
Медиа дискурс и новые медиа 11 §1 Медиа дискурс как теоретический... Сми, многочисленные новые ресурсы в виде сайтов и мобильных приложений как Storehause или Bloglovein. На смену статичному приходит... |
Отчет о научной деятельности за 2016 год 1 Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: XIII международная научно-практ конф. 28-29 января 2016 г., Мгюа им. О. Е. Кутафина,... |
||
Асеан во внешней политике США в XXI веке Становление Ассоциации стран Юго-Восточной Азии как ведущей региональной организации 15 |
Материалы международной ежегодной научно-практическая конференция «Правовая политика российского государства в XXI веке: состояние, проблемы и направления развития» |
||
Экономическое сотрудничество россии с китаем в XXI веке Диссертация выполнена в Центре постсоветских исследований Учреждения Российской академии наук Института экономики ран |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... «Особенности стратегических альянсов международных компаний в секторе информационно-коммуникационных технологий в XXI веке» |
||
Молодежь и медицинская наука в XXI веке 30 марта 1 апреля 2011 года г. Киров Под ред. И. В. Шешунова, С. А дворянского, С. В. Игнатьева – Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2011. 240 с |
О теории правового регулирования: сравнительный анализ Эффективно ли оно влияет на развитие экономики и социальной сферы? Помогают ли традиционные процедуры правотворчеству? Каковы возможные... |
||
Хильдегард Шефер. Мост между мирами. Теория и практика электронного общения с Тонким Миром «То, что в одном веке считается мистикой, в другом веке становится научным знанием» |
Эволюция политики США в атр в XXI веке По мнению многих аналитиков, в ближайшем будущем центр мировой политики и экономики переместится из евроатлантического региона в... |
||
Ричард По Четвертая волна, или Сетевой маркетинг в XXI веке Джон Милтон Фогг, соучредитель журнала «Network Marketing Lifestyles», однажды сказал мне, что по части публикаций в сфере сетевого... |
И. Т. Касавин Текст, дискурс, контекст И. Т. Касавин. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка |
||
Книга является результатом многолетних исследований одного из ведущих... Роберт Б. Такер. Инновации как формула роста: Новое будущее ведущих компаний. М.: Олимп-бизнес, 2006. – 224 с |
Учебно-тематическое планирование Проект «Начальная школа XXI века». Н. Ф. Виноградова (Русский язык. С. В. Иванов) М: Вентана-Граф, 2015г |
||
Руководство пользователя Москва 2008 Руководство пользователя «Автоматизированная... Ооо "ФинПромМаркет-xxi" (далее – Правообладатель) и Вами – конечным пользователем продукта (далее – Пользователь). Соглашение определяет... |
Речевые стратегии и апеллятивный дискурс монография Л. Г. Васильев, Н. Н. Черкасская. Речевые стратегии и апеллятивный дискурс / Монография. – Калуга: Калужск гос ун-т им. К. Э. Циолковского;... |
Поиск |