Скачать 1.35 Mb.
|
Содержание Введение 3 Глава I. Медиа дискурс и новые медиа 11 §1 Медиа дискурс как теоретический инструмент анализа медиа системы 11 §2 Фотожурналистика: теории и практики в период цифровой революции 29 §3 Новые способы презентации фотографии 41 Глава II. Фотография в блогосфере: новые жанры и новые свойства 61 §1 Многообразие форм ведения фотоблогов 61 §2 Профессиональные фотожурналисты и их фотоблоги 75 §3 Фото в социальных сетях: точки роста 105 Заключение 114 Список литературы 118 Приложение 127 Введение Актуальность. Журналистика в настоящее время находится в стадии глобальных изменений, дигитализация, виртуализация и конвергенция меняют медийное пространство, возникает новый медиа дискурс – социальные сети, мобильные приложения, блоги, новые медиа стали полноценными участниками формирования новостной повестки дня в обществе. Важнейшую роль в этом процессе занимает визуальная информация и ее новые свойства, обретаемые в результате этого поворота – гиперреалистичность, гипертекстуальность и реактивность, способность к интерактивности. Меняются не только каналы распространения и доставки информации, совершенствуются не только средства производства – фотокамеры, с увеличивающимся числом пикселей, медиа сфера в целом переживает качественные, фундаментальные трансформации. Картина информационных каналов усложняется, читатель сегодня – активный участник, комментатор, самостоятельный создатель контента, вертикальные информационные потоки сопрягаются с не менее интенсивными горизонтальными связями. В последние годы появилось ряд исследований блогосферы с точки зрения политической активности, коммуникации, языковой стилистики, на текущий момент исследования, посвященные визуальному контенту блогосферы только начинаются. Именно здесь и происходят интересные процессы становления новых форм презентации визуальной информации. Анархичное, не сдерживаемое профессиональными рамками, становление новых форм фотожурналистики в частности. Лавинообразный рост числа блогов и фотоблогов происходит на фоне кризиса институализированной прессы. Многие печатные СМИ в последнее десятилетие сократили тиражи, прекратили выпуск бумажных версий. Кризис затронул влиятельные иллюстрированные глобальные еженедельники такие как как Life, Newsweek, задававшие профессиональные стандарты в фотожурналистике и ее формах, и жанрах. У блогеров появляется общественный статус, происходит профессионализация их деятельности, блогосфера всерьез начинают конкурировать с традиционными СМИ, что особенно ярко проявляется в моменты разнообразных кризисов и политических обострений. Блогосфера начинает постепенно брать на себя функции «общественного контроля». Сегодня складывается новая медиа система, с более расплывчатыми границами, которая отличается от той, которую на рубеже веков исследовал МакКуйэйл, автор классических работ по медиа коммуникации, относивший к медиа лишь институализированные СМИ. В современном медиа пространстве одновременно присутствуют множество разнообразных агентов – институализированные СМИ в виде порталов, сайтов, социальные сети с обилием так называемых «паблик» страниц, представляющие в сетях СМИ, как например: Esquire, «Известия» или «Эхо Москвы», масса независимых блогов, авторы которых законодательно приравнены к СМИ, многочисленные новые ресурсы в виде сайтов и мобильных приложений как Storehause или Bloglovein. На смену статичному приходит динамический аудио–визуальный ряд, отчасти наследуя жанровое многообразие присущее традиционным СМИ. Объект исследования – многообразие жанров и форм в блогосфере, становление новых подходов к важнейшим понятиям фотожурналистики таким как документальность, фоторепортаж и их место в новом медиа дискурсе. В блогосфере значительное место занимает блоги с визуальной фотографической доминантой, возникают новые способы презентации фотографии. Фотожурналистика обогащается приемами из блогосферы, а блогосфера, как непрофессиональная среда, ориентируется на стандарты и ценности фотожурнализма. Это процесс взаимовлияния и взаимообогащения, процесс конвергенции гражданской фотожурналистики с традиционными, институализированными СМИ. Единицей анализа в исследовании в случае с фотоблогами становится один «пост» или одна публикация на сайте или портале. Смысл высказывания зачастую зависит от контекста и сценария медиа, то есть платформы и окружения, и обойтись без анализа сценария, заданного сервисом невозможно. Предмет исследования – фотоблог как коммуникационный феномен. Профессионализация и классификация фотоблогов. Новые способы презентации фотографии, обусловленные в том числе и пространственно-временной архитектурой виртуального мира, сценариями социальных платформ. Фотожурналистика стоит на пороге изменений и ростки этих изменений обнаруживаются как в непрофессиональной и полупрофессиональной среде блогов, так и в среде профессионалов, формирующих тренды. Старейшее и самое влиятельное фотоагентство мира Magnum создало новый формат показа визуальной информации – Magnum in Motion. На этом сайте демонстрируются не серии снимков или фотоочерки, а полноценное видео, с комментарием, аудио сопровождением, фотография преодолела в данном продукте немоту и статичность, вышла за свои рамки. Magnum называет такую практику визуальной эссеистикой. Фотожурналистика и фотоблогинг являются частью современного медийного процесса, и рассматривать явления происходящем в этом поле в отрыве от медиа дискурса невозможно, фотожурналистика и фотоблогинг подвержены тем же процессам, что происходят в целом в прессе, которая переживает период медиакратии, падение бумажных тиражей, переход на новые носители и новые экономические схемы. И, если исследователь медиа МакКуйэйл относил к медиа только те медиа, которые имеют институализированные ограничения, то современные аналитики, такие как Норберт Больц и Джон Кин, включают в медиа все информационное поле в совокупности. В первой главе мы рассматриваем сегодняшний медиа дискурс в контексте новых медиа, и в свою очередь, изменения в подаче визуальной информации, новые информационные поля, востребованность, и как она находит свое место в архитектуре новых медиа. Эти процессы связаны в свою очередь и с циркуляцией информационных потоков в обществе, и то, как фотоинформация встраивается в эти потоки – социальные и виртуальные медиа. Задачи: 1) Теоретическое обоснование расширения медиа пространства, в контексте теории коммуникации МакКуйла и теории медиакратии в виде новых форм фотожурналистики, 2) Контент-анализ и классификация фотоблогов, темы, жанры, новые свойства и формы, профессионализация и социальный статус новых участников медиа процесса, наиболее успешные формы в демонстрации визуальной информации, 3) Анализ изменений, происходящих в функционировании фотожурналистики новых медиа. Целью работы является определение места фотоблогов в медийном пространстве, их типология, жанровое многообразие, новации в презентации фотографии, функциональные особенности, специфика фотографического языка и выявление новых смыслов, возникающих в блогосфере, возможности конвергенции с институализированными СМИ. Методологическая база: теория медиакоммуникации МакКуйла в последние годы дополняется новыми исследованиями, которые затрагивают новые медиа, отметим работы Н. Больца «Азбука медиа», Д. Кина «Демократия и декаданс медиа», А Калмыкова «Медиалогия интернета», мы привлекли в своем исследовании работы, исследующие коммуникацию, философию фотографии, социологию, журналистику – философские работы Е. Петровской, исследования фотографии А. Руйе, Берджера, медиа-теоретиков Ф. Киттлера, Д. Матисона. Изменения, происходящие в фотожурналистике, в частности конвергенция фотоблогерской деятельности с институализированными СМИ, требуют многостороннего анализа на стыке разных дисциплин, жанровые трансформации и функционирование возможно рассмотреть с точки зрения сложившегося медиа дискурса, содержание блогов с помощью контен-анализа, стилистические особенности – в традиции фотокритики и философии фото. Совершенствование фотографии как технического средства познания видимого мира и одновременно появление разнообразных способов монтажа: таких как программа Adobe Fhotoshop и философское осмысление фотографии как медиа поставило вопросы достоверности, документальности, подлинности и важнейший вопрос для СМИ – доверия – с новой остротой. Алан Д. Коулман в статье «Документальная фотография, фотожурналистика и пресс–фотография сегодня»1 отмечает, что понятия фотодокументалистика, фотожурналистика и пресс-фотография за последнюю треть прошлого века претерпели значительные изменения и находятся в постоянном движении относительно друг друга в зависимости от практики фотографов, издательств и дистрибуционных систем, а понятие достоверности попадает в постоянное поле недоверия, о котором говорят такие исследователи фотографии как например, философ Елена Петровская – «…документальное не может быть правдой. Документальные фотографии односторонние, это только одна часть разговора. Они невозможны с приходом цифровых технологий, потому что никто не верит в искренность», – цитирует она известного фотографа Бориса Михайлова, и продолжает – «для использования фотографии в нынешних условиях требуется переопределение ее как средства, и даже больше – плюрализация и размывание, еще точнее – размыкание присущего ей языка».2 Новая медиа действительность ставит перед профессиональной фотожурналистикой вызов, и, возможно новые подходы обнаруживаются в новых медиа, в том числе и блогосфере, которая в силу своего анархичного характера, отсутствия штампов и традиции, стихийному существованию даст новые горизонты. Как отмечает Александр Калмыков в исследовании «Медиалогия интернета» в медиапространстве расширяется зона интернет-журналистики, которая обладает новыми свойствами – интерактивностью и гипертекстовостью, добавим, что и – гиперреалистичностью, особой, сверхвизуальностью, и, одновременно, интернет-журналистика быстро усваивает свойства других участников медиа системы – ТВ, радио, бумажной прессы, происходит процесс конвергенции, в результате карта СМИ значительно изменится, участниками этих изменений становятся авторы коммуникационных технологий, разработчики компьютерных программ, приложений и платформ коммуникации. Анализ такой разножанровой среды возможен методом контент-анализа, который применил Д. Матисон при разборе рекламных и журналистских текстов в работе «Медиадискурс» – метод основан на традиции текстуального анализа и целью ставит выявление смыслов того или иного высказывания. Как пишет Матисон: «Новости производят смысл в рамках определенного социального контекста»3,– что справедливо и для фотожурналистики. Корпус классических текстов, в которых рассматривалась феноменология фотографии от Беньямина и Кракуауэра, Барта и Зонтаг остается актуальной и до сегодняшнего дня, хотя и требует переосмысления, теория фотографии переросла свой семиотический извод и в работе Андре Руйе «Между документалистикой и искусством» подводится окончательная черта под идеей фотографии как «слепка времени» и с появлением «цифры» увязывается момент утраты фотографией практического значения, размышление о фотографии становится размышлением о практиках фотографии и создании с её помощью тех или иных высказываний, что сближает фотографию с производством произведений искусства. Фотографии возвращается фотографический дискурс, фотография «Фабрикует и заставляет жить новые миры», – говорит Руйе, в случае с виртуальной средой мы имеем одну из её ипостасей, родственную, но не равную фотодокументалистике. Эмпирическая база – Фотоблоги лидеров рейтинга блогосферы (И.Варламов, Р.Адагамов, А.Петросян и др.), фотоблоги на порталах СМИ («Эхо Москвы», Colta, независимые фотоблоги, такие как Humans of New York С. Брентона, паблик-страницы в социальных сетях («Больше, чем фото», «БигПикча» и др.), блоги топ-блогеров и профессиональных журналистов на платформе «Живого журнала», паблик-страницы социальных сетей «ВКонтакте» и Facebook, топовые публикации на сервисах Storehause, блоги на порталах институализированных медиа «Эхо Москвы» и Colta.ru, фотоблоги государственных деятелей Дмитрия Медведева, Ахмада Кадырова, Дмитрия Рогозина, блоги на платформе Instagram Георгия Пинхасова. Выбор блогеров обусловлен их значимостью, социальным капиталом в той или иной среде, новациями в их творчестве. Вся палитра средств и форматов показа визуальной информации на текущий момент не имеет очерченных границ, на наших глазах формируются рамки жанров, профессиональная среда, активисты блогосферы сами создают новые средства медиа, выходят из-под диктата медиакратической институализированной прессы, которая в свою очередь предпринимает попытки аккумулировать блогерскую активность и замкнуть ее на себе В первой главе рассматривается медиа дискурс, теория фоторепортажа и новые медиа. Во второй главе проводится контент-анализ фотоблогов, выявляются новые свойства и форматы, отличия новой фотожурналистики от традиционной. По результатам исследования выяснилось: 1) Обнаруживается тенденция, которую предсказал историк и исследователь фотографии Владимир Никитин – на смену статичной визуальной информации в традиционной прессе приходит новый мультимедийный технологический продукт, обогащенный комментарием, аудиорядом, текстом и интерактивом. 2) Фотография в фотоблоге тяготеет к документальному показу события и явления, наследует традиции производственной журналистики. Основным методом презентации фотографии является расширенный документальный фоторепортаж. 3) Фотографии в блогосфере создают не ряд образов, но ряд документальных картин. 4) Фотография в блогосфере стремится расширять области видимого: географические, культурные, антропологические. 5) Осуществляется конвергенция информационных потоков, деятельности институализированной прессы и массы гражданских активистов. Глава I Медиа дискурс и новые медиа Гражданская журналистика, социальные сети и электронные медиа на сегодняшней карте СМИ заняли важнейшее место, вступили в конкуренцию с федеральными телеканалами, оттесняют «бумажную» прессу. По меткому наблюдению главного редактора журнала «Искусство кино», социологу Даниилу Дондурею: «Мы давно живем в 3D. Третья реальность – это реальность медийная, виртуальная, где (и дальше самое главное), первая и вторая совместились. И сегодня, как бы, все говорят в шутку «У тебя нет телевизора – тебя нет и в жизни» или «Тебя нет в Facebook – тебя нет и в жизни»»4. Виртуализация, дигитализация средств массовой коммуникации и СМИ, геометрический рост участников медиа процесса, «гражданских журналистов», их функциональное участие в общественной сфере и влияние на политическую жизнь, говорит о новом медийном повороте и заставляет искать дискурсы для анализа стихийно организованной блогосферы. В частности, для моделирования фотожурналистики будущего представляет интерес происходящие трансформации жанров в презентации фотоизображений в социальных сетях, виртуальных СМИ и визуальной журналистики в целом. §1 Медиа дискурс как теоретический инструмент анализа медиа системы Сегодня как никогда сама медиа система подвижна, и можно выделить несколько подходов к ее определению и описанию. Один из теоретиков массовой коммуникации Денис МакКуэйл, автор «Теории массовой коммуникации», утверждает, что масс–медиа – это не синоним массовой коммуникации. Под масс–медиа он понимает масштабные, бюрократические и корпоративные организации, которые используют СМИ для организации связей в обществе. Он подчеркивает организованный, управляемый, технологический характер этих отношений. По МакКуэйлу «вся история изучения масс медиа в разных аспектах – это попытки разрешить проблему взаимодействия медиа и общества. Он считает, что медиа фактически формируют определенный кодекс поведения и правил политиков, государственных деятелей, людей культуры всю публичную сферу социальной жизни общества. Он утверждает, что существуют определенные индикаторы, которые позволяют подходить к исследованию качества медиа, и на их основе формулировать критерии, определяющие качество и ценность медийной системы в целом. По МакКуэйлу – это следующие индикаторы: разнообразие, локальность, определение аудитории, информативность, уровень свободы, (который вполне поддается измерению), критическая роль медиа по отношению к обществу, эффективность, и наконец, уровень профессионализма и мастерства. При анализе медиа учитывается монополизация, финансовая структура существования СМИ, форма собственности и возможности отступления от правил, а с другой стороны важна характеристика политической системы и роль государства. На стыке этих отношений и образуется медиа дискурс. МакКуэйл полагает, что СМИ должны служить «общественным интересам» или «общему благосостоянию». Они несут ответственность за то, что делают или не делают в отношении общества. Предлагаемый МакКуэйлом медиадискурс пользуется серьезным влиянием в демократических странах и обществах, именно его шкалу характеристик часто применяют для определения качества прессы в том или ином государстве. МакКуэйл видит различия в существовании медиа системы в государствах с различным политическим устройством. Он выделяет страны с развитой демократией и страны, вставшие на демократический путь, и говорит, что механически переносить одинаковые принципы оценки на все государства и политические системы нецелесообразно. В одних государствах СМИ выступают источником изменений в обществе, в другом – являются проводниками идей более высокого порядка. В первом случае СМИ обретают «четвертую власть», а государство выступает арбитром в этих отношениях. МакКуйэл рассматривает медиа в непосредственных социальных связях, где главенствующую роль играет общественный договор. В работе С. Михайлова «Журналистика Соединенных Штатов Америки» подробно рассматривается практическое воплощение модели журналистики, построенной на теории общественного договора. В США многие считают, что «журналистика – это не литература. Она – часть коммуникаций, где самое главное – доведение до аудитории идей коммуникатора»5. В 1947 году в США комиссия по свободе прессы под руководством Роберта М. Хатчинсона выпустила доклад «Свободная и ответственная пресса», который считается основным источником концепции социально ответственной прессы. Этот доклад стал основополагающим для практики журналистики многих стран. Комиссия предложила пять норм деятельности, требуемых от прессы:
Лицо американской прессы и воплощение концепции общественной ответственности определяется подходом к определению понятия новостей. Михайлов выделяет следующие «классические элементы новости»:
Практика концепции «общественного договора» в результате привела к распространенной теории медиакратии. Медиакратический дискурс наделяет СМИ реальной властью, а общественная коммуникация в этих условиях совершается не в первичной политической плоскости, а в интересах СМИ, на этой почве возникают подозрения в манипуляциях в интересах политических партий, институтов, медиаконцернов. Профессор и преподаватель журналистики Филип Мейер из Detroit Free Press утверждает, что медиакратия лишает гражданина возможности самоопределения и превращает его в пассивного зрителя без активного вмешательства и соответственно лишает его соучастия в повестке дня, Мейер выдвигает теорию «демократии созерцания». Российский исследователь журналистики Светлана Бодрунова в работе «Медиакратия. Современные теории и практики» пишет: «Принципиальная схема медиакратического взаимодействия... подразумевает интеракцию трех элементов: политического поля (или политического актора), журналистики как системы и аудитории СМИ – в первую очередь электорального возраста, то есть возраста, в котором индивид способен, имеет право и желает принимать самостоятельные решения, осуществлять социальный̆ выбор и контролировать механизмы отправления властных полномочий»6. Все исследователи отмечают сегодня процесс отрыва интересов прессы от интересов аудитории. Концепция медиакратии рассматривает СМИ не только как средство воздействия власти на аудиторию, но как полноценного участника, вовлеченного в процесс создания власти и ее распределения. Согласно этимологической или семантической концепции медиакратии СМИ осуществляют правление обществом и политикой. Словарь Urban dictionary дает следующее определение медиакратии: «Медиакратия – правление СМИ, форма правления, в которой высшая власть передается корпорациям и осуществляется ими напрямую или через их легитимно избранных агентов». В этой интерпретации медиакратии власть рассматривается как возможность формирования взглядов, поведения, этики и аудиторий. Согласно этимологической концепции, СМИ создают общественное мнение, которое в дальнейшем меняет общественное поведение. В этимологической теории крайне важны два момента: как СМИ выполняют функции власти, и что происходит в это время с аудиторией, как изменяется ее поведение. В частности, политическое, электоральное. Светлана Бодрунова выделяет две зоны исследований в этом направлении. Зона «как» – это изучение и процесс создания моделей, определяющих повестку дня, невозможность аудитории критически включится в анализ медиатекста (теория «моделей отрицания»), так называемый прайминг, когда в силу скорости информации и невозможности включить ее анализ, аудитория формирует свое отношение к ней опираясь на подсознание и стереотипы, и как следствие – упрощенное восприятие политики. Модель фрейминга, то есть рамок новостных форматов, эти рамки задает и коммуникатор или журналист, в этих рамках существует и реципиент – то есть читатель. Фрейминг – это способ и форма организации информационного потока, то есть, что попадает в каналы информации, а что упускается, находится в зоне невидимого. Зона «что», которую отмечает Светлана Бодрунова, это зона где аудитория испытывает медаэффекты, где можно так или иначе оценить воздействие на аудиторию в цифрах, например, при помощи телеметрии. Две зоны, как считает Бодрунова, позволяют конкретизировать взаимовлияние СМИ и аудитории, оценить медиа практику и поведение аудитории. Многие исследователи фиксируют разрыв между интересами аудитории и журналистики, «…журналистика стала более ученой, более снобистской, более запуганной и в процессе развития все дальше удаляется от своих читателей», – такие слова Сэма Смита из «Прогрессив ревью» приводит Светлана Бодрунова. Согласно этимологической теории, медиа признаются самостоятельным и важным участником социального публичного пространства. Согласно второй концепции медиакратии, маркетинговой, власть СМИ — это правление через СМИ. В этом подходе доминирует интерпретация СМИ как инструмента для манипуляций на рынке политического и социального маркетинга. В этом случае речь идет о «власти посредника», а аудитории рассматриваются с точки зрения электоральных возможностях. Аналитик политической коммуникации США Дорис Грейбер констатирует: политика и новостные СМИ неразрывно переплетены и говорит о так называемых «медийных политиках» и выстраивании цепочек связей и влияний между политикой, СМИ и аудиторией, предупреждает, что медиакратия вполне может стать политическим режимом. Медиакратический маркетинговый подход к СМИ выносит на повестку дня вопрос: почему происходит отход от концепции «четвертой власти» в пользу СМИ, по меткому выражению Д. Миллера, «лишенных собственной воли». Эти процессы свидетельствуют о кризисе институционализированных СМИ, угрозе демократическим обществам, сращении СМИ и политических сил, С.Бодрунова отмечает, что эти угрозы выражаются в: «препятствиях для общественной проверки политических решений, снижение возможностей рациональной общественной дискуссии, потерю ориентации политической системы на свою главную цель – поиск формулы общественного блага, кризис общественной коммуникации в «век презрения». Бодрунова выделяет несколько методов анализа медиасистемы. Первый – ситуационный, когда исследуются трансформации и выясняется качество демократических преобразований в тот или иной период. Другой метод – индексирования, когда замеряют в числовых параметрах определенные характеристики медиаситемы. Этими методами возможно оценить степень и динамику медиакратизации в разных странах. Первое сравнение медиасистем было осуществлено в американском исследовании «Четыре теории прессы» в 1956 году. Это был период холодной войны и главной целью авторов было показать тоталитарный характер советской журналистики. Методу сравнительной методологии следует швейцарский аналитик Т.Ханитцш, используя детерминированное выражение «Запад и все остальные». В работе «Роль СМИ в западном мире» Мартина и Подари медиасистемы подразделяются на три идеологические группы – западные, коммунистические и третьего мира, в 80 е годы появляются работы по поиску неидеологизированных критериев оценки систем. В работе «Кризис общественной коммуникации» Гуревича и Бламлеуа предложена модель в которой измеряется соединение политики и журналистики по следующим параметрам: уровень контроля над медиа, партийность прессы, степень интеграции в прессу политической элиты и легимитизация медиа институтов. Основная работа в сравнительной методологии, «Сравнение медиасистем: три модели СМИ и политики» Д. Хеллина и П. Манчини, дает сразу множество параметров, характеризующих медиасистему: степень развития рынка прессы, параллелизм прессы и политических движений, профессионализм журналистики, причины вмешательства государства в деятельность прессы. Важная работа по исследованию медиасистем вышла 2011 году под руководством Т.Ханитцша, в этой работе сравниваются практики и идеи которыми журналисты легитимируют свою роль в обществе. Светлана Бодрунова предлагает для оценки медиасистем использовать метод матрицы и параметры оценки медиасистемы, который она описывает как «универсальный динамический комплексный параметр домена «СМИ», всего этих параметров 50 и по каждому из них она предлагает выставлять балы от 0 до 2.Эта система позволяет оценивать медиасистемы конкретных стран и, что очень важно, оценивать поведение конкретного СМИ в существующей системе. Практика концепции «общественного договора» сегодня привела к разговору о медиа системе как системе медиакратии. Современной наукой широко обсуждается медиакратический дискурс, в котором медиа наделяются реальной властью. Это продолжение размышления о «четвертой власти». При медиакратии общественная коммуникация совершается не в первичной политической плоскости, а в интересах СМИ, и возникают подозрения в манипуляциях в тех или иных интересах политических партий, власти, медиаконцернов. Исследователи отмечают отрыв интересов прессы от интересов аудитории. Аудитория в таком построении рассматривается как пассивный реципиент получающий новостную повестку дня, сформированную в политическом поле, аудитория в такой концепции становится лишь объектом обработки и лишена голоса. Французский философ Ги Дебор в знаменитом манифесте 60–ых годов прошлого века «Общество спектакля» говорит о фальсификации общественной и личной жизни. Что коммуникация не происходит напрямую между людьми, но только через СМИ посредством искусственных образов, и что языком и целью коммуникации является как раз создание фабрики искусственных образов. «Спектакль – это кошмар пленного современного общества, которое не выражает никаких желаний, кроме желания спать»7. Важно замечание МакКуейла: «Все теории имеют свои слабые стороны, они принадлежат времени своего возникновения и можно сказать устарели. Массовые коммуникации развиваются таким образом, что довольно трудно сохранять какую–либо единую критическую позицию к ним. Общество тоже меняется. И сегодня уже нельзя игнорировать то, о чем социальные исследователи говорят уже десятилетиями, а именно, что мы входим в «информационное общество», – и спустя десятилетие продолжает в интервью: «Есть ли в этой концепции (информационного общества) нечто большее, какое-то качественное изменение, которое трансформирует старые формы общества с новыми переменами того же масштаба, которые испытали аграрные общества при переходе в индустриальные?». В применении к новым медиа, блогосфере и социальным сетям этот вопрос можно сформулировать так: изменились ли критерии оценки медиа пространства сегодня, когда медиакратическая система на практике сталкивается с воплощением в жизнь утопии информационного общества? Общественный контроль в эпоху новых медиа Французский философ Пьер Леви в книге «Коллективный разум» рассматривает новое информационное общество как «открытые и интеллектуальные системы», задача которых оперировать в пространстве идей, что в этом обществе идет борьба не за обладание теми или иными материальными ресурсами, а в поле новых ценностей – интеллектуальных. «Коллективные разумы создают новые языки–мутанты, конструируют виртуальные вселенные, киберпространство, в котором они ищут небывалые формы коммуникации». Паоло Вирно в работе «Грамматика множества» предлагает говорить о современном обществе в категориях «множества». На смену традиционным общественным структурам приходят динамические «множества», сочетающие в себе мобильность и синтез разных видов деятельности. «Современное общество состоит не из «граждан» и не из «производителей». Оно находится посередине между «индивидуальным» и «коллективным», и разница между «общественным» и «частным» для него не имеет никакого значения». Джон Кин в исследовании «Демократия и декаданс медиа» утверждает, что в «сложной динамике современных форм связи» пора «в какой– то мере отказаться от избитых понятий и точек зрения, которые мы унаследовали из эпохи печатной культуры, радио, телевидения и голливудского кино», а разговоры об «информированном гражданине» стали бесполезным клише. И продолжает – «Надо поставить под вопрос устаревшие клише и освободиться от них, в том числе и от описания средств массовой коммуникации как «четвертого сословия», что является неверной метафорой, возникшей благодаря Эдмунд Беру, а также памфлетам и газетным битвам времен Французской революции. Современные теории средств массовой коммуникации, предполагающие, будто эта метафора по-прежнему работает, например, исследования идеальных функций «систем медиа» как «посредников», независимых «составителей повестки» как «четвертой власти» или даже «четвертого сословия», выглядят совершенно неубедительно»8. Немецкий исследователь медиа Норберт Больц в работе «Азбука медиа», считает «что теперь нет общих медиа. Разные ценностные системы обслуживают разные медиа. Разные информационные миры отделяют друг от друга демографические, политические, культурные границы», а новые сетевые медиа создают когнитивную стратификацию, пользователь социальных сетей генерирует собственные информационные пространства. Российский исследователь Александр Калмыков теорию медиа дискурса распространяет на все поле коммуникации в информационном обществе: он включает интернет журналистику и блогосферу в общее поле медиа, проводя границу лишь там, где проводят ее сами участники коммуникации, то есть, если интернет– ресурс позиционирует себя на рынке СМИ, выстраивает экономическую модель как СМИ и ведет в соответствии с этим свою деятельность, то его следует отнести к медиа. Такие поисковые системы, как Яндекс, которые выстраивают рейтинг новостей, Калмыков относит к новым медиа. Однако Калмыков вводит важную дефиницию – журналистская деятельность и продукция нацелены на со–бытийность и актуальность, со–участие и со–причастность, и эта дефиниция легко разграничивает журналистику и PR–деятельность. В случае с блогосферой следует очевидно рассматривать публикации с точки зрения актуальности и сопричастности пользователей. Калмыков называет СМИ «скриптором» актуальности – по сути, летописцем. Исследуя интернет журналистику последнего десятилетия, Калмыков выявляет свойства, отличающие ее от традиционных предшественников – интерактивность, гипертекстуальность, гиперреализм. Калмыков замечает, что на текущий момент метатеории коммуникации не существует, и можно говорить лишь о нескольких исследовательских парадигмах,в которых можно производить анализ нового медиа пространства в зависимости от предмета исследования и объектов анализа, в случае с интернетом, мы имеем дело с маклюэновским пониманием «расширения человека». Калмыков выделяет следующие типологические черты Web 2.0: Протосоциальность (Социальные сети создают образ пользователя в форме узла связи, а сама сеть может выступать плацдармом для создания транссоциальных конструкций, то есть новые виды реальности и социальности), гипертекстуальность как новое качество высказывания, возможность создания эпистемотологических сообществ, что особенно актуально для журналистики, агрегация социальных сетей и других веб ресурсов, персонализация пользователя. Он приходит к выводу, что возможно существование нового типа СМИ на новых базисах – горизонтальных связях и открытом участии, жанры и формы традиционной журналистики будут модернизированы, и отчасти пересмотрены, журналистам придется решать более сложные задачи и иметь большую ответственность и квалификацию. Сегодня, однако в интернете наблюдаются процессы характерные для эпохи традиционных СМИ и медиакратии – желание властей взять под контроль каналы распространения информации, желание корпораций монополизировать рынок, желание тех и других создавать собственную повестку дня, появление ресурсов, подконтрольных корпорациям, партиям, медиакорпорациям. Медиакратические модели СМИ, перенесенные из традиционных конкурируют с деятельностью разнообразных активистов, желающих осуществлять общественный контроль над обществом. На примере деятельности таких блогеров как Рустем Агадамов, Илья Варламов ярко проявляются модели взаимоотношений и поведения между гражданскими активистами и властными структурами (см главу 2). Интерес политиков, партий, властей и корпораций сосредоточен как правило в политическом поле новых медиа и первые исследования блогосферы как раз происходили под этим углом: исследователей волнуют политический выбор пользователей сетей, и сами пользователи как электоральная масса с которой необходимо взаимодействовать. Одно из первых исследований российского сегмента интернета было проведено группой аналитиков Центра Беркмана по изучению Интернета и общества и имело такой заголовок: «Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете»9. В этом исследовании использовался анализ масштабной карты ссылок – метод, разработанный Джоном Келли из Morningside Analytics. Аналитики выделили четыре ядра блогерской активности в Рунете: политические отношения, культура, местные новости и так называемые инструментальные блоги – блоги для заработка. По результатам исследования была сделана карта интересов. Российский исследователь И.М. Шатин в статье «Блогосфера как социальная среда современной политики»10 однако ставит вопрос о комплексном изучении интернета и социальных медиа, но считает, что на текущий момент попытка четкой систематизации затруднена из-за разнообразия теоретико-методологических подходов. Шатин фиксирует блогосферу «как специфическую информационную, коммуникативную, социальную среду, обладающую сетевой структурой, интегрированную в сложную систему современного общества», а другой исследователь, Е.В.Лазуткина считает, что «блоги из средства межличностный коммуникации превратились в массовую комбинационную среду». Американские исследователи Х.Фарелл и Д.Дрезнер в статье «Власть и политика блогов» обращают внимание на взаимодействие отдельных блогов и институционализированных СМИ, они отмечают, что горстка «избранных» блогов собирает урожай траффика и суммарную статистику, и указывают на тот факт, что популярные блоги просто в силу геометрической прогрессии становятся еще популярнее. В сегодняшней политической жизни России признается важная роль блогеров в формировании общественного мнения и такие проекты как «Гослюди» и «Госблоги» подтверждают этот интерес. Политика лишь один из аспектов новой системы медиа, включившей в себя блогосферу и социальные сети, антропологический поворот в информационную эпоху не ограничивается борьбой за власть, в обществе идет поиск новых ценностей, а социальные сети уже сформулировали внутри себя такое понятие как «социальный капитал» и учитывают это понятие при создании линий новостей. Российский философ Елена Петровская, изучающая разные аспекты новых сообществ, замечает, что сегодня наступает время новых идентичностей, «общности, которые все чаще отождествляются с «множеством» – наиболее популярным обозначением для коллективной субъективности сегодня, подрывают логику представления спонтанно, то есть действием. Они бросают вызов не только хорошо известным формам идентичности в политике (народ, государство, суверенитет и др.), но и в не меньшей мере и самой модели политического представительства. Наверное, можно без преувеличения сказать, что способом существования «множества» является прямая, «непредставительная, демократия», блогосфера как раз является такой моделью множеств, в которую входят на уровне сетевых структур самые разнообразные сообщества. Блогосфера значительно расширила поле СМИ, одни исследователи предрекают сложности институту прессы в целом, Джон Кин в работе «Демократия и декаданс медиа»11 вводит такое понятие как коммуникационное изобилие и говорит о трудностях, испытываемых традиционными институциональными медиа, анализирует попытки политической власти управлять новыми медиа и манипулировать аудиторией, одновременно он далек от киберутопизма и интернетоцентризма. «Мониторная демократия и компьютерные медийные сети действуют так, словно они были братья–близнецами». Норберт Больц задается вопросом, что происходит со старыми медиа в новую эпоху? И приходит к взвешенному выводу. «Перевод в цифровой формат всех данных впервые в истории создал возможность связать друг с другом все изображающие медиа. Старые медиа тем самым оказались не вытесненными, а добавленными к этой всеобщей функциональной взаимосвязи»12, – и далее утверждает, что для печатных СMИ новые не представляют угрозы, а лишь усложняют саму структуру, старым СМИ придется уживаться с новыми, он называет такой процесс «медиасожительством». И, заодно, утверждает, что печатные СМИ ожидает хорошее будущее вследствие профессионализма, устойчивости и они будут по-прежнему навигаторами для читателя. Джон Кин выделяет тренды важные для нового медиа дискурса. Демократизация информации, – отмена привилегий в доступе к информации, общественная транспарентность. Новая публичность – жизнь в экономике «слежения». Децентрализация сетей: она выводит на передний план социальной жизни объединения гражданских журналистов такие как индийский сервис I paid a bribe (я заплатил взятку) или SMS – активизм в Филиппинах или Южно–Корейский сайт Ohmy News. Новое макрекерство – огласка фактов из жизни элиты, если они имеют общественное значение. Американский исследователь Кей Ширки считает, что, сетевые сообщества эпоху коммуникационного изобилия, в отличии от эпохи газет и ТВ, позволяют объединять группы людей и действовать в их интересах. Сетевые коммуникации дают голос тем, кто его был лишен, неизбранным представителям, таким как Джулиан Ассанж. Последние статистические данные о российском сегменте сети подтверждают многие предположения аналитиков. По данным Фонда общественного мнения проникновение интернета в российских городах сто тысячниках достигает 60–70 процентов населения, по данным ВЦИОМ 82% процента пользователей имеет минимум один аккаунт в социальной сети. Facebook или «ВКонтакте» стали нормой жизни, лидером социальных сетей в России на сегодняшний день является сеть «ВКонтакте» и имеет на март 2015 года 52,1 млн. активных пользователей. Западные социальные сети – Facebook (23,8 млн.) и Twitter (12 млн.) пока отстают от российских. Согласно исследованию социальных сетей в России, проведенных компанией Mail.ru group, поведение пользователей можно описать следующим образом: 15–20 процентов рассказывают и делятся сведениями о себе, 40 процентов делятся новостями из СМИ, сами создают новости и передают информацию с мест событий, обсуждают мероприятия, услуги и товары, а также делятся развлекательны содержанием. Информационный портал Cossa13 делает следующие выводы о тенденциях в российском виртуальном пространстве:
С 1 августа 2014 года владельцы аккаунтов в социальных сетях, владельцы сайтов и страниц, имеющие аудиторию свыше трех тысяч читателей обязаны зарегистрировать аккаунты в качестве СМИ в Роскомнадзоре и исполнять российское законодательство. Практические изменения в законодательстве приравнивают ответственность блогера к журналистской ответственности. Законотворческое признание блогера в качестве полноправного агента медийного процесса фиксирует момент перехода частной фигуры автора в медийное пространство, и этот факт требует определения правил поведения, стандартов и этики, закон фактически фиксирует приход медиареальности в маклюэновском варианте «всемирной деревни». Петербургский философ Валерий Савчук отмечает: «Реальность, обратившаяся медиареальностью, есть новая страница настоящего, возможного, случайного… действительность в основе своей все более становится потоком коммуникации и информации»14. В сегодняшней России блогерами стали государственные деятели, и чиновники. Собственные блоги в Twitter и Instagram ведет председатель правительства Дмитрий Медведев, лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский и президент Чечни Рамазан Кадыров лидируют среди сетевых дневников государственных деятелей. В 2011 году главным блогом года в Рунете стал тогдашний президент России Дмитрий Медведев. Последние цифры по блогосфере российского сегмента интернета относятся к 2009. Исследование «Яндекса» 15 зафиксировало 4 миллиона блогов в 2009 году. Более свежих цифр нет, но графики роста аккаунтов в социальных сетях свидетельствуют о геометрическом расширении этого пространства. Американский блогер (37 тысяч подписчиков в Twitter) и директор Центра общественных медиа (совместный проект Центра изучения интернета и Общества Гарвардского университета и факультета журналистики университета Беркли, Калифорния), автор книги We the media, Дэн Гиллмор, называл в 2005 году блоги «народной журналистикой, создаваемой людьми для людей. Дэн Гиллмор считает, что в будущем важную роль будут играть нетрадиционные медиапроекты, основанные на сотрудничестве и диалоге читателей – своего рода аналог идеологии открытых исходников, применённый не к программированию, а к журналистике. «Традиционные СМИ, новые виды СМИ, прочие коммерческие организации, потребители, регулирующие органы, политики и электорат. Теперь добавьте разнообразные средства коммуникации (электронную почту, веблоги, синдикацию на базе таких сетевых технологий, как RSS) и получите представление о сложности и характере нового коктейля взаимоотношений»,16 – пишет Гилмор, описывая новую ситуацию, в которой оказываются сегодня ньюсмейкеры и читатели. Позицию Гилмора можно сегодня, спустя 10 лет охарактеризовать отчасти как «информационный утопизм». Джон Кин называет сегодняшнюю ситуацию «мониторной демократией» в обществе информационного изобилия. И ровно как Больц говорит о наркотической ситуации, когда аудитория увлечена слухами и разоблачением властей с помощью разнообразных технических средств слежения, наблюдения, переносных камер, но, впрочем, он полагает что несмотря на ажитацию и скандальность «новая галактика медиа позволяет расширять горизонты людей. Она порождает сознательных, то есть опытных граждан, которые знают, что они знают не все, и которые подозревают тех, кто полагает будто знает все, особенно, когда такие люди пытаются замаскировать свое высокомерие и волю к власти над другими». Один из самых известных политических блогеров российского сегмента интернета, Алексей Навальный, казалось бы действует весьма авангардно, публикуя те или иные факты о жизни элиты, но оказывается, он действует вполне в традиции бумажной макрекерской журналистики, которая проникала в самые укромные места американской элиты и предавала гласности компрометирующие факты, Кин приводит массу примеров такого поведения в американской прессе начиная с начала века. Ги Дебор критикуя современное общество писал: «Образы, оторванные от различных аспектов жизни, теперь слились в едином бурлящем потоке, в которой былое единство жизни уже не восстановить. Реальность, рассматриваемая по частям, является нам в уже в качестве собственной целостности, в виде особого, самостоятельного псевдонима, который можно лишь созерцать»17. Ги Дебор считал, что это спектакль – отрицание жизни, «самостоятельное движение неживого». Cлова Дебора справедливы относительно картины постмодернистского общества потребления, сегодня мы становимся свидетелями поворота от постмодерна к информационному обществу. Президент Ассоциации распространителей печатной прессы Д.В.Мартынов в докладе «Рынок печатных и электронных СМИ России в 2013 году» отмечает, что главная тенденция современного рынка СМИ заключается в поиске новых форматов. «Социальные медиа и расширение масштабов «народной» журналистики сегодня олицетворяют новый этап развития средств массовой информации», – считает Мартынов, – «Разовые тиражи традиционных СМИ будут снижаться до 10% в год», – считает он.18 Наблюдатели отмечают переход прессы в виртуальную среду, на мобильные платформы и носители и в этой ситуации блогосфера становится таким «бульоном», где развиваются тренды в журналистике в том числе и фото, блогосфера создает новые сюжеты поведения для фотожурналиста, предъявляет новые стилистические и поведенческие требования, новые возможности презентации визуальной информации. |
Данный документ содержит подробные инструкции по установке и настройке... Этот документ предназначен для интеграторов, которые устанавливают медиа-блоки Christie в проекторы Christie Solaria Series 2 |
Дипломная работа о редакционной специфике транснациональных новостных медиа Европы в новых медиа на русском и английском языках. Руководила запуском интернет-видеотрансляций матчей, интернет-канала, вела полуторачасовые... |
||
Положение о Конкурсе медиа-творчества и программирования«24 bit»... Конкурс медиа-творчества и программирования «24 bit» (далее – Конкурс) проводится с 01 февраля по 27 апреля 2018 г |
Список литературы для статьи Гипотиреоз в общей врачебной практике:... Дедов И. И., Мельниченко Г. А., Фадеев В. В. Эндокринология. М.: Гэотар-медиа, 2009. − 422 с |
||
Новые поступления в библиотеку чгма 1 Сахарный диабет 2 типа. Проблемы и решения : учебное пособие для врачей, системы послевузовского профессионального образования /... |
Список рекомендуемой литературы по курсу инфекционных болезней у... Учайкин В. Ф., Нисевич Н. И., Шамшева О. В. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей: учебник. – М.: Гэотар-медиа, 2006.... |
||
Список рекомендуемой литературы основная литература: Лучевая диагностика:... Лучевая диагностика: учеб для студентов мед вузов / под ред. Г. Е. Труфанова. – М.: Гэотар-медиа. Т – 2011, 2009, 2007. Гриф умо |
Обучение учащихся старших классов гимназий с гуманитарным профилем... Теоретические предпосылки обучения учащихся старших классов гимназий с гуманитарным профилем культуроведческому дискурсу на основе... |
||
Список литературы внутренние болезни стандарты ведения больных. Клинические... Стандарты ведения больных. Клинические рекомендации. Выпуск 2 / Под ред. Баранова А. А. и др. «Гэотар-Медиа», 2011 г |
На правах рукописи Репутация государства в сми и социальных медиа: теоретические аспекты исследования 7 |
||
На правах рукописи Медиасистема Республики Молдова: особенности функционирования традиционных и новых медиа |
25. 12. 2015 ннт «10 канал», Медиа центр Крапивинского района, омикс,... И развивается, отвечая на новые угрозы современности, не только, собственно, спасательная техника, но и те средства, что стоят на... |
||
На правах рукописи Основные представители новых медиа в США и их место в системе распространения информации 37 |
11. 08. 2017 гу мчс россии по ко, Медиа Кузбасс, Безформата, нгс,... Гу мчс россии по ко, Медиа Кузбасс, Безформата, нгс, Вести Кузбасс, СибДепо, Политэксперт, Прокопьевск ру |
||
Формирование медиа-коммуникативнои образованности школьников-подростков... |
Единый медиа-план по информированию жителей Ахтубинского района о... Единый медиа-план по информированию жителей Ахтубинского района о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в... |
Поиск |