Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет мировой экономики и мировой политики
Кафедра международного бизнеса
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему «Особенности стратегических альянсов международных компаний в секторе информационно-коммуникационных технологий в XXI веке»
студент группы № 561
Стрельников Евгений Игоревич
5 курс МЭиМП
Руководитель ВКР
к.э.н., доцент
Карпова Наталия Станиславовна
Москва, 2013
Содержание
Глава 1. Сущность стратегических альянсов в современном международном бизнесе 6
1.1. Предпосылки и условия формирования стратегических альянсов 6
1.2. Понятие и виды стратегических альянсов 11
Глава 2. Стратегические альянсы в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) 18
2.1. Современные тенденции развития отрасли ИКТ 18
2.2. Характеристика компаний-лидеров и особенности их стратегий 26
2.3. Предпосылки создания и анализ использования альянсов в качестве эффективного и гибкого инструмента адаптации к меняющимся условиям ведения бизнеса компаниями отрасли ИКТ 32
Глава 3. Перспективы развития стратегических альянсов в отрасли ИКТ 42
3.1. Изменение условий мировой экономики и поиск более гибких форм развития бизнеса 42
3.2. Направления и формы дальнейшего развития сотрудничества компаний в рамках стратегических альянсов в отрасли ИКТ 53
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 61
Введение
Одним из важнейших аспектов развития мировой экономики в условиях глобализации является степень ее интегрированности, которая возрастает благодаря растущему количеству слияний и поглощений в бизнесе, заключению международных соглашений, созданию стратегических альянсов. В нынешних условиях высоко конкурентных рынков именно объединение капиталов позволяет компаниям получить значительные преимущества путем кооперации, благодаря которой капитал приобретает все новые, более сложные формы. Эти формы эволюции капитала и способы его объединения возникают из-за многообразия форм связей между компаниями – растущее число слияний и поглощений в международном бизнесе, заключение всевозможных соглашений о сотрудничестве. Все это ведет к расширению зон влияния, сферы экономического контроля компании. Даже крупным ТНК становится все труднее удержаться на рынке – отсюда возникает потребность технологической и торговой экспансии, привлечения капитала сразу в несколько отраслей.
Переплетение интересов и пересечение целевых рынков международных компаний приводит к серьезным изменениям в структуре мировой экономики – идут процессы возникновения ее новых субъектов, растет степень взаимозависимости между игроками на рынке. В этих условиях появляется новые формы организации международного бизнеса – стратегические альянсы. На их появление повлияло множество факторов, но среди них можно выделить несколько ключевых. Во-первых, появление окончательно сформировавшихся глобальных рынков и резкое обострение конкуренции в условиях интенсивных процессов глобализации. Во-вторых, все возрастающее значение передовых технологий для получения преимуществ в конкурентной борьбе.
Существует несколько определений стратегического альянса, но наиболее удачным, на мой взгляд, является следующее – «это соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов этих компаний».1 В данном случае стратегический альянс рассматривается, как объединение нескольких компаний, имеющее своей целью организацию определённого вида производства или совместную работу над проектом, в ходе которой компании делятся знаниями, технологиями, ресурсами, чтобы, в конечном счете, опередить конкурентов (или вытеснить их с рынка) или прийти к пониманию необходимости более полной кооперации путем слияния или поглощения. Данный вид кооперации позволяет компаниям повысить свою конкурентоспособность путем освоения новых технологий, выхода на новые рынки сбыта продукции. Кроме того, это позволяет адаптироваться к требованиям (или обходить их) антимонопольных законодательств.
Стратегические альянсы являются одним из важнейших инструментов глобального корпоративного роста компаний по всему миру. Согласно многим американским аналитикам и исследователям, число стратегических альянсов в мире ежегодно возрастало более чем на четверть, начиная с середины 1980-х годов. И, несмотря на то, что альянсы, зачастую, «размывают» границы компаний, их создание нацелено на получение конкурентных преимуществ в долгосрочном периоде; их включают в глобальные стратегические планы компаний. Наиболее интенсивное развитие данной формы интеграции компаний происходит в последние 15-20 лет. Именно стратегические альянсы считаются наиболее перспективной формой интеграции фирм, способной превратиться в одно из самых эффективных средство конкурентной борьбы. К плюсам заключения альянсов можно прибавить то, что они представляют собой один из самых быстрых и недорогих способов реализации глобальных корпоративных стратегий.
Сектор информационно-коммуникационных технологий является одним из наиболее динамично развивающихся и играющих ключевую в роль в мировой экономике на сегодняшний день. Так или иначе, с компаниями данной сферы взаимодействуют представители практически всех сфер международного бизнеса. Поэтому сложно переоценить значение устойчивого и эффективного развития компаний в секторе ИКТ для мировой экономики в целом, т.к. именно здесь сосредоточена большая часть новых, инновационных технологий, посредством которых осуществляется взаимодействие между всеми субъектами мировой экономики. Повышение роли и значения данной сферы привело к неизбежному усилению конкурентной борьбы между уже существующими компаниями и стремительному появлению новых фирм, которые, в условиях интенсивного обмена технологиями и информацией, быстро становятся полноправными игроками на рынке. Здесь возникает проблема необходимости поиска новых, наиболее эффективных путей повышения конкурентоспособности компаний и гибких инструментов адаптации деятельности фирмы к быстро меняющейся высококонкурентной среде. В таких условиях стратегические альянсы способны играть весьма существенную роль в мировом секторе информационно-коммуникационных технологий.
Целью проводимого в данной работе исследования является анализ выбора компаниями стратегического альянса как формы межфирменного сотрудничества и обретения конкурентных преимуществ в секторе ИКТ, а также, выявление тенденций и особенностей дальнейшего развития стратегических альянсов в условиях динамично меняющейся бизнес-среды данной сферы международного бизнеса.
Объектом исследования в данной работе является взаимодействие и сотрудничество компаний в секторе информационно-коммуникационных технологий в начале XXI века.
Предметом исследования являются процессы образования и развития стратегических альянсов, выбора стратегического альянса в качестве продвинутой формы сотрудничества компаний в условиях динамичной предпринимательской среды в секторе ИКТ.
Задачами данного исследования являются – определение сущности стратегических альянсов в современном международном бизнесе, включающее анализ предпосылок и условий формирования стратегических альянсов, а также их виды. Кроме того, основной задачей работы является подробное рассмотрение стратегических альянсов в секторе ИКТ, а именно – современные тенденции развития отрасли, характеристика компаний-лидеров и особенности их стратегий развития, а также анализ использования стратегических альянсов в качестве эффективного и гибкого инструмента адаптации к меняющимся условиям ведения бизнеса компаниями сферы ИКТ. Еще одной задачей данного исследования является анализ перспектив развития альянсов как более гибких форм развития бизнеса в отрасли ИКТ в изменяющихся условиях мировой экономики. Более того, в работе проводится краткий обзор направлений и возможных форм дальнейшего развития сотрудничества компаний в рамках стратегических альянсов в анализируемой отрасли.
В рамках данного исследования было использовано большое количество наиболее авторитетных в данной сфере источников, как отечественных, так и зарубежных, статьи и обзор ведущих университетов мира (например, Harvard Business Review on Strategic Alliances), а также статистические данные нескольких аналитических агентств Интернет-ресурсов (например, DataMonitor, OECD Statistics). Хронологические рамки работы охватывают период с 2000 по 2012 год.
Таким образом, актуальность данной темы для исследования заключается в том, что на сегодняшний день в мировом секторе информационно-коммуникационных технологий сложились такие условия, когда отдельно взятой компании, не обладающей монополистической властью, становится все сложнее успешно конкурировать, не имея доступа к инновационным технологиям, исследованиям и разработкам свои конкурентов. Старые формы сотрудничества между компаниями изживают себя, теряя эффективность ввиду ужесточения конкурентной борьбы, истощения ресурсной базы и возрастания роли новых технологий. Все больше и больше компаний готовы к тесной кооперации друг с другом без принятия на себя рисков и обязательств партнера, что возможно именно в рамках стратегических альянсов.
|