С.А. Бозрикова
Л.В. Комуцци
НАРРАТИВНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА
В США И В РОССИИ
Учебно-методическое пособие
для студентов, обучающихся по направлению подготовки
"Филология"
Балашов
2014
УДК 808
ББК 80
Н28
|
Рекомендовано к изданию Ученым советом филологического факультета Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышеского»
|
Рецензенты:
Кандидат педагогических наук, учитель английского языка высшей квалификационной категории, директор МОШИ Лицея-интерната г. Балашова
О.Н. Шатух;
Кандидат филологических наук, доцент Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского»
А.Е. Чуранов
Бозрикова С. А.
Б76
Нарративная публицистика в США и в России : учеб.-методич. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Филология» / С. А. Бозрикова, Л. В. Комуцци. — Балашов : Николаев, 2014. — 122 с.
ISBN 978-5-94035-538-0
Цель пособия – ознакомить студентов с популярным в российской и американской лингвокультурах явлением «нарративной публицистики», его сущностью, историей и жанрами и способствовать развитию их лингвокультурной, языковой и коммуникативной компетенций с помощью практики анализа англоязычных и русскоязычных текстов нарративно-публицистического формата.
Пособие включает в себя теоретическую и практическую части. Каждый раздел теоретической части пособия заканчивается послетекстовыми вопросами, направленными на проверку понимания прочитанного. В практической части пособия дается примерный анализ нарративного текста публицистического жанра, за которым следуют тексты американских и российских журналистских нарративов для выполнения их сопоставительного анализа студентами.
Пособие предназначено для студентов филологических направлений подготовки.
УДК 808
ББК 80
О г л а в л е н и е
Расплата 61
Предисловие
Данное учебно-методическое пособие предгназначено для студентов филологических специальностей.
Нарративная публицистика (narrative journalism) – это представлениефактуально достоверной – и, как правило, социально значимой – информации в форме увлекательной истории, рассказываемой в художественном стиле автором – героем событий или непосредственным наблюдателем.
В настоящее время во всем мире наблюдается рост популярности нарративной публицистики, поскольку такой способ представления информации имеет большее воздействие на читателя чем «жесткие новости» или модель перевернутой пирамиды, являвшаяся стандартом газетной публикации в XX веке.
Нарративная публицистика в США – модная, активно развивающаяся линия литературы: там издается множество специализированных печатных и электронных журналов для подобного рода текстов, существуют и разрабатываются разнообразные интернет-проекты и приложения для работы с публицистическими нарративами, курс «narrative journalism» входит в группу университетских спецдисциплин, проводятся факультативные программы по обучению практикующих «традиционных» журналистов технике создания нарративов, выпускаются методические пособия, содержащие советы профессиональных журналистов и писателей и т.п.
Большинство работ, посвященных исследованию нарративной публицистики, также принадлежит американским ученым. Достаточно хорошо изучив феномен американской нарративной публицистики и литературы нон-фикшн, сейчас многие из них (Дж. Хартсок, Дж. Бак, Н. Симс и др.) занимаются исследованием моделей фактуальных нарративов других стран и их сравнением с американской. Тем не менее, когнитивному анализу публицистических нарративов в США не уделяется достаточного внимания.
Российская нарративная публицистика развивается менее активно: практически не проводятся научные конференции, отсутствуют специализированные научные журналы; в целом, количество научных работ, посвященных изучению феномена весьма незначительно. В отечественной науке нет самого понятия «нарративная публицистика». Ее отдельные жанры (репортаж, очерк, роман нон-фикшн и др.) рассматриваются в рамках теории журналистики и литературоведения, но практически отсутствуют попытки рассмотрения их в качестве единой категории «нарративной публицистики», как это делается на Западе.
При этом с каждым годом количество и качество отечественных журналистских нарративов заметно растет.
Актуальность настоящего пособия обусловлена тем, что, во-первых, в нем рассматриваются нарративные жанры периодической печати и «репортажные» жанры документальной литературы; во-вторых, в нем предлагается лингво-когнитивная модель анализа публицистических нарративов, овладение которой должно способствовать развитию когнитивных, коммуникативных и лингвокультурных компетенций бакалавров.
Основная
цель данного пособия – представить нарративную публицистику как теоретическое явление и как материал освоения навыков текстового анализа.
Задачи пособия: охарактеризовать феномен нарративной публицистики; научить студентов анализировать журналистские нарративы американских и российских авторов с помощью теоретической лингво-когнитивной модели, предлагаемой в первой части пособия.
Методология исследования базируется на концепции точки зрения Б.А. Успенского и на лингвистической теории нарратива. В основе концепции лежит лингво-когнитивная модель нарратива, предложенная Л.В. Татару.
Практическая значимость пособия состоит в том, что оно может быть использовано на лекционных и практических занятиях по курсам «Стилистика», «Лингвостилистический анализ текста», «Основы теории нарратива», «Лингвострановедение», а также для самостоятельной исследовательской работы студентов.
Пособие состоит из теоретической и практической части. В теоретической части – 7 разделов, каждый из которых содержит информацию об одном из аспектов проблемы (нарратив как теоретическое понятие, специфические характеристсики журналистского нарратива, стиль и жанровая природа нарративной публицистики и т.д.). В последнем разделе представлена лингво-когнитивная модель анализа нарратива на основе текстовой сетки. Каждый раздел сопровождается списком рекомендуемой литературы и вопросами для контроля понимания материала.
Практическая часть включает примерный лингво-когнитивный анализ публицистического нарратива (романов нон-фикшн американского и российского авторов), а также тексты (очерки), предназначеные для анализа согласно предложенной модели. Студенты должны научиться интерпретировать смысл каждого текста, постигая закономерности его структуры с помощью категорий точки зрения и текстовой сетки в ее четырех разновидностях: пространственной, темпоральной, нарративно-речевой и модальной
.
Первый вариант пособия был разработан для спецкурса «Нарративная журналистика в Америке и в России» (36 часов), который читалсяся для студентов 3 курса иностранного отделения филфака БИ СГУ (Бозрикова С.А. Нарративная журналистика в Америке и в России : учеб.-метод. пособие для студентов филол. специальностей / С. А. Бозрикова, Л. В. Татару. – Балашов : Николаев, 2012. – 120 с.). Данное издание отражает основные идеи указанного пособия, но общая его концепция была уточнена и существенно дополнена.
Часть I. Нарративная публицистика как объект теоретического изучения
The difference between literature and journalism is that journalism is unreadable, and literature is not read.
Oscar Wilde (1891)
Теория нарратива и ее объект
Нарратология – это лейбл, который возник во французской структуралистской теории повествования, науке, которая стремится объяснить, как нарративы (истории, в которых повествуется о каких-либо событиях) устроены и как они влияют на наше мировосприятие. Не ставя перед собой задачи проследить всю эволюцию понятия «нарратив», остановимся кратко на структуралистском, коммуникативном и «постклассическом» его определениях.
В структуралистском понимании нарратив – это тип текста, отличный от других типов текста (описательных, аргументативных, агитационных и т. д.) тем, что его содержание представляет собой «историю» – особым образом скомбинированную цепочку событий, происходящих в определенном пространственно-временном контексте с определенными людьми (героями), которая вводит в исходную ситуацию серьезные изменения и представляет собой определенное решение проблемной ситуации. Главными категориями нарратива, в структуралистском понимании, являются события, сюжет, образуемый этими событиями, и точка зрения – позиция (пространственно-временная, персональная, речевая и модально-оценочная), с которой представляется мир истории.
Согласно коммуникативному подходу, нарратив – это модель дискурса, в которой есть а) «содержание истории», б) «говорящий» (нарратор, который опосредует это содержание, то есть излагает его для слушателя/читателя, пропустив через призму своего восприятия) и в) аудитория, воспринимающая содержание истории. Коммуникативная традиция изучения нарратива направлена на различение типов повествования и повествовательных инстанций (конкретный автор, абстрактный (имплицитный, внутритекстовый) автор, нарратор или фиктивный рассказчик и т. д.). Их классификации систематизированы во второй главе книги В. Шмида [Шмид 2003] и в диссертационных работах отечественных исследователей.
Сообразно принципам постклассической нарратологии нарратив рассматривается как «нечеткое множество» (a fuzzy set) текстов разных степеней нарративности, группирующихся вокруг прототипических представителей истории. То есть, нарративами считаются не только «настоящие» истории, но и тексты, в которых фабула «размывается» дискурсом героев или повествователей (их восприятиями пространства и времени, мыслями-ассоциациями, потоками сознания, внутренними монологами и пр.), а события лишь «просвечиваются» через этот дискурс.
В нарративе, при всем разнообразии способов его представления – от театральных и кинематографических до языковых, включающих и повседневный живой процесс рассказывания историй, и высокие образцы художественной прозы – обнаруживаются следующие
прототипические характеристики: «(i) структурированный временной ход уникальных событий (в отличие от общих тенденций), который (ii) вводит разрушение или дисбаланс в порождаемую нарративом ментальную модель мира рассказчиков и интерпретаторов, <�…> показывая, (iii) каково это – пережить подобное разрушение, то есть, передавая прочувствованное, субъективное понимание (the «qualia») реальных или воображаемых сознаний, переживающих разрушительный опыт» [Herman 2008, p. 24]. Эти признаки сохраняются в любом конкретном нарративном тексте и в любой ситуации общения.
4. В когнитивном плане нарратив понимается как ментальная модель мира, в который реципиент переносится из ситуации «здесь и сейчас», «глобальная ментальная репрезентация», дающая коммуникантам возможность делать заключения о фактах и событиях, эксплицитно или имплицитно включенных в дискурс. Западные нарратологи, вслед за Д. Германом, вместо классического термина «повествовательный текст» (story) все чаще пользуются термином «мир истории» (storyworld), который «лучше отражает экологию интерпретации нарратива»: постигая смысл истории, читатели реконструируют не только порядок событий, но и их пространственно-временной контекст (окружающую среду), пропущенный через определенную перспективу [Herman 2002, p. 13–14]. То есть, «мир истории» – это не столько текст, сколько модель дискурса.
Литература:
Татару Л.В. Нарратив и культурный контекст. – М.: Ленанд, 2011. – 287 c.
Шмид В. Нарратология. – М.: «Языки славянской культуры», 2003.
Herman D. Story Logic: Problems and Possibilities of Narrative. – University of Nebraska Press, 2002.
Herman D. Description, Narrative, and Explanation: Text-type Categories and the Cognitive Foundations of Discourse Competence // Poetics Today. – 2008. – 29 (3). – pp. 437–472.
Вопросы к разделу:
1. Что изучает нарратология?
2. Что такое нарратив в структуралистском понимании?
3. Как следует определять нарратив с точки зрения коммуникативной теории?
4. Объясните, как понимается нарратив с позиций когнитивной науки (когнитологии). Что такое когнитология?
Краткая история развития нарратологии
Изначально объектом нарратологии был художественный текст, а сама эта наука была «чистой», то есть не выходящей за пределы теории литературы. Но Ролан Барт еще в 1966 году провозгласил необходимость изучения «дискурса» как объекта «второй лингвистики», выходящей за пределы предложения, в контексте которой «язык (langue) нарратива является одним (если не одним-единственным) из способов выражения, достойных изучения»
1 [Barthes 1977, p. 83–84]. Цветан Тодоров понял когнитивную сущность поэтического дискурса, охарактеризовав его как «
спектр литературных возможностей, в котором реальные литературные произведения занимают место определенных частных случаев» и должны «проецироваться на нечто «другое», как и в случае критики с психологическим или социологическим уклоном» [
курсив мой – Л. К.: Тодоров 1975, с. 41–42]. Однако ранний период веры в возможности использования лингвистических категорий для нарративных исследований сейчас называют «методологическим утопизмом», а масштаб и характер лингвистического воздействия на дальнейшее развитие нарратологии − это вопрос, который остается открытым. Только в 1980–1990-е годы [Fowler 1986; Fludernik 1993, etc.] призыв Барта рассматривать конкретный текст как метатекст, а нарратив как междисциплинарный объект исследования был принят как руководство к действию. Тогда и начался нарративный (он же когнитивный) поворот, который захватил все гуманитарные науки и принял международный размах. В 1990-е годы достижения когнитологии, объединившей под единой кровлей шесть наук − философию, психологию, науки, изучающие работу сознания, теорию искусственного интеллекта, лингвистику и антропологию − подвели западных нарратологов к пониманию необходимости введения нарративной проблематики в поле когнитивных исследований [Jahn 1997; Ryan 1998]. И лишь недавно американский нарратолог Дэвид Герман открыто заявил о назревшей необходимости объединения достижений нарратологии и когнитологии [Herman 2000].
Ученые Европы, Израиля, Южной и Северной Америки, Азии, Африки и Австралии создают междисциплинарные серии книг (напр., «Frontiers of Narrative» – серия издательства University of Nebraska Press), международные журналы нарративного профиля (Image (&) Narrative, Journal of Narrative Theory, Narrative Inquiry, Poetics, Poetics Today, Style и др.), проводят международные симпозиумы для компьютерных инженеров, разработчиков компьютерных игр, философов, лингвистов и теоретиков литературы («Narrative Intelligence» 1999, 2009: http://www.lcc.gatech.edu/~mateas/narrative.html), выпускают энциклопедии по теории нарратива (The Routledge Encyclopedia of Narrative Theory: см. RENT 2007), организуют финансируемые грантами долгосрочные проекты по междисциплинарному изучению нарратива (напр., Project Narrative – инициативный проект, осуществляемый с 2006 года в Огайском университете: http://projectnarrative.osu.edu/), создают мощные методические центры обучения нарративным навыкам, в том числе с использованием мультимедийных технологий, для педагогов и самой широкой аудитории учащихся (см., напр., сайт Центра Цифровых Историй, созданный в университете Беркли, − Center for Digital Story Telling: http://www.storycenter.org/,http://www.lcc.gatech.edu/~mateas/narrative.html). А в январе 2008 года был официально учрежден Международный день историй о личной жизни (International Day of Sharing Life Stories: http://internationaldayblog.storycenter.org/).
Французская, структуралистская нарратология, породившая современную междисциплинарную теорию нарратива, сложились под прямым влиянием идей русских формалистов – В. Шкловского, Б. Томашевского, Ю. Тынянова, Б. Эйхенбаума, и работ В. Проппа, Л. Выготского, М. Бахтина, Ю. Лотмана, Б. Успенского. Зарубежные нарратологи двигаются по пути сближения теории нарратива с лингвистикой и науками когнитивного цикла. В последнее время интерес к этой науке активизируется среди российских литературоведов [Седов 1994;Тюпа 2001, 2006 и др.], лингвистов [Падучева 1996; Андреева 1998; Губернская 2002; Филистова 2007; Ласточкина 2011 и др.], социологов, философов и психологов [Троцук 2004; Карабаева 2003 и др.].
Нарративная журналистика – одна из многочисленных сфер современной, постклассической теории нарратива.
Литература:
Андреева К.А. Грамматика и поэтика нарратива в русском и английском языках: автореф. дис. … докт. филол. наук. – Екатеринбург, 1998.
Губернская Т.В. Языковое воплощение категории повествователя в раннем русском романе (на мат. прозы Ю.М. Лермонтова): автореф. дис. … канд. филол. наук. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
Карабаева А.Г. Нарратив в науке и образовании // Инновации и образование.: Сб. материалов конференции. Серия “Symposium”. − Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. − Вып. 29. − С. 89–96.
Ласточкина А.С. Нарративные стратегии в трилогии У. Голдинга «На край земли»: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Санкт Петербург, 2011.
Седов К.Ф. О поэтике прозы В. Ерофеева: «Москва – Петушки» (прагма-семиотический анализ текста) // Исследования по художественному тексту: мат-лы 3-х Саратовских чтений по художественному тексту / Под ред. Б. Л. Борухова и К.Ф. Седова – Саратов: Изд-во СГПИ им. К. А. Федина, 1994. – Ч. 1. – С. 77–80.
Тодоров Цв. Поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей / Под ред. Е. Я. Басина и М. Я. Полякова. − М.: Изд-во «Прогресс», 1975. − С. 37-113.
Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН. Серия Социология, 2004. – № 6-7. – С. 56–62.
Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ)– М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.
Тюпа В.И. Анализ художественного текста. − М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Филистова Н.Ю. Структура и семантика детективного нарратива (на материале текстов русских и английских рассказов): автореф. дис. … канд. филол. наук. − Тюмень: ТГУ, 2007.
Barthes R. Introduction to the Structural Analysis of Narratives // Image. Music. Text. − Trans.: Stephen Heath. − New York: Hill and Wang, 1977. − pp. 79-124.
Fowler R. Linguistic Criticism. – N. Y., Oxford: Oxford UP, 1986.
Fludernik M. The Fictions of Language and the Languages of Fiction: The Linguistic Representation of Speech and Consciousness. – London and New York: Routledge, 1993.
Herman D. Narratology as a cognitive science // Image [&] Narrative. Issue 1. Cognitive Narratology. − Published Sept. 2000. − http://www.imageandnarrative.be/narratology/davidherman.htm
Jahn M. Frames, Preferences, and the Reading of Third-Person Narratives: Towards a Cognitive Narratology // Poetics Today. − 1997. − № 18.4. − pp. 441–468.
Ryan M.-L. The Text as World Versus the Text as Game: Possible Worlds Semantics and Postmodern Theory. − M-L. Ryan // Journal of Literary Semantics. − 1998. − № 27.3, − pp. 137–163.
Вопросы к разделу:
Охарактеризуйте путь развития теории нарратива.
Назовите основные направления теории нарратива за рубежом.