Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение

Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение


Скачать 1.31 Mb.
Название Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение
страница 1/10
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО МГГУ)
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)


ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРЕЖДЕНИЯХ

(НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 216

ГОРОДА ГАДЖИЕВО ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)


Выполнила студентка

Куликова Ирина Александровна

направление подготовки

«Организация работы с

молодёжью»

очная форма обучения
Научный руководитель:

Тегалева Татьяна Дмитриевна

старший преподаватель кафедры социальных наук.
Консультант:

Сидорова Маргарита Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных наук

Мурманск

2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..2

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ

  1. Понятия патриотизма и гражданственности в отечественной науке.….7

  2. Нормативно-правовые основы гражданского и патриотического воспитания учащейся молодёжи в современной России………………16

  3. Основные направления и формы гражданского и патриотического воспитания современной молодёжи………...........................…………..25

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЁЖИ (на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 216 города Гаджиево закрытого административного территориального образования Александровск Мурманской области)

2.1. Характеристика деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 216» г. Гаджиево по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи………………………………………………………………………....28

2.2. Результаты проведённого исследования…………………………….…….43

2.3. Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи……………………………………………….58

Заключение ………………………………………………………………………62

Список литературы.....…………………………………………………………...63

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………67



Введение
В настоящее время, в трудных геополитических условиях для страны, от гражданской позиции молодёжи, от её социально-политической активности, нравственных и духовных качеств зависит, какой Россия, как государство будет в будущем. Молодёжь – ресурс и показатель развития общества, и всегда было очень важно, какие ценности приоритетны у молодых людей, соответствуют ли они ценностям предыдущих поколений, сохраняются ли традиции. Без этого не решить вопрос формирования гражданской культуры, которая, безусловно, зависит от исторического времени и веяний эпохи.

По мнению российского ученого и педагога В.А.Сухомлинского, гражданственность человека определяется высокой степенью осознания себя гражданином своей страны. Этому должно соответствовать и поведение человека, т.е. он должен быть готов трудиться для того, чтобы его отечество процветало.

В современном академическом словаре русского языка даётся следующее определение понятия: «Гражданственность - это сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству». Несколько иная трактовка данного понятия встречается сегодня в интернет-ресурсах: «Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества …»1.

Вроде бы одно и то же, но на первое место ставится личное, а уже потом общественное. А патриотизм – очень важная составляющая гражданственности, и это важнейшие качества для людей, которые составляют современное общество и делают вклад в развитие своей страны.

Неспроста сегодня исследователи в различных отраслях научного знания: политологии, истории, педагогики, социологии, психологии и др. отмечают опасные изменения в ценностных ориентирах и жизненных стратегиях молодежи. В настоящее время в новых политических и экономических условиях необходимо воссоздание системы гражданско-патриотического воспитания на государственном уровне. Идёт поиск современных форм гражданского и патриотического воспитания.

В современной отечественной науке вопросам гражданского и патриотического воспитания молодёжи уделяется достаточно много внимания. Так. например, в работах по гражданско-патриотическому воспитанию Е.П. Белозерцева, А.В. Беляева, М.В. Богуславского, А.Н. Вырщикова, К.С. Гаджиева, О.С. Газмана, Ф.Б. Горелика, И.А. Ильина, В.А. Кобылянского, К.М. Никонова, Г.И. Школьник и др. рассматриваются вопросы о целях, задачах и сущности гражданского воспитания, доказывается необходимость разработки общенациональных проектов по проблемам патриотизма в современной России1.

В педагогической теории и практике образовательных учреждений накоплен определенный опыт решения различных вопросов патриотического воспитания и целостного представления о гражданском воспитании молодежи, который находит отражение в трудах таких современных ученых как А.С. Ахиезер, А.К. Быков, И.И. Валеев,В.В. Дьяченко, Г.В. Здерева, В.И. Лутовинов и др2.

В новейшей истории России проблема модернизации гражданско-патриотического воспитания представлена в диссертационных исследованиях В.А. Белевцева, И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой, Н.Н. Михеева и др3.

На наш взгляд, недостаточно уделяется внимание изучению регионального опыта организации гражданского и патриотического воспитания учащейся молодёжи.

Это определило тему нашего исследования - "Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи в образовательных учреждениях (на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 216 города Гаджиево закрытого административного территориального образования Александровск Мурманской области)".

Цель нашего исследования: выявить особенности организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодёжи в образовательных учреждениях.

Объектом исследования является учащаяся молодёжь.

Предметом исследования являются процесс организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодёжи в образовательных учреждениях.

Задачи исследования:

1. Изучить методологические основы организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодёжи в образовательных учреждениях.

2. Рассмотреть нормативно-правовые основы гражданского и патриотического воспитания молодёжи в современной России.

3. Изучить региональный опыт работы по организации гражданского и патриотического воспитания учащейся молодёжи (на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 216» г. Гаджиево ЗАТО Александровск Мурманской области).

4. Разработать методические рекомендации по организации гражданского и патриотического воспитания школьников.

Методы исследования: изучение и анализ научной, нормативно-правовой и методической литературы по теме исследования, анкетирование, анализ результатов исследования, обобщение полученных данных.

База исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 216» г. Гаджиево ЗАТО Александровск Мурманской области.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлены проблемы в воспитании гражданственности и патриотизма; разработанные по результатам исследования методические рекомендации могут быть использованы в работе школьных специалистов: они позволяют активизировать и оптимизировать процесс патриотического воспитания учащейся молодёжи, гармонично решать задачи гражданского и патриотического воспитания на основе включения школьников в активную деятельность не только по изучению законов, традиций, истории, культуры страны, но и психологии людей.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который насчитывает 57 источников и приложения.


ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ



1.1. Понятия патриотизма и гражданственности в отечественной науке
Для понимания особенностей развития идеи гражданского воспитания необходимо обратиться к идеям русской педагогики.

Виссарион Григорьевич Белинский отстаивал своё убеждение, что сначала нужно воспитать человека и лишь потом — гражданина. По мнению педагога и писателя, нравственные основы человеческой личности закладываются в семье, а задача учебных заведений — сделать обучающихся истинными гражданами1. С этим невозможно не согласиться и сегодня.

Идеи гражданского воспитания в России основывались на очень важном, на наш взгляд, положении: путь к образу «идеального гражданина» лежит через усвоение общечеловеческих и моральных ценностей; и только воспитанный и образованный человек способен и на проявление гражданских и патриотических поступков.

Более ста лет назад считалось, что патриотизм – это не только гордость за славные времена своей Родины, но и принятие горьких страниц истории своего Отечества, это не столько чувство, сколько деятельность, направленная на преумножение духовных и материальных благ своей страны. Очень важная роль в этом воспитании уделялась русскому языку, литературе, словесности2.

Развитию национального самосознания, подъёму патриотического духа и «взлёту» чувства гражданственности способствовали не самые лучшие для государства времена - Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Народ сумел противостоять фашизму только объединившись, не разбирая национальностей, отставив личное и поставив государственные задачи на первое место. И Великая Победа 1945 года укрепила этот моральный и патриотический дух и помогла вывести из разрухи экономику страны в невероятно короткие сроки.

В середине 20-го века идеи гражданского воспитания, построенные на основе нравственности, подтверждают ученые-педагоги В.А. Сухомлинский и его последователи Ш. Амонашвили, Н. Шаталов и др. 1

С конца 70-х годов XX в. научно-исследовательские педагогические институты проводят коллективное исследование на общую тему «Воспитание гражданина». Главная цель ученых и педагогов-практиков: определить цель и задачи, разработать содержание, подобрать методы и выявить факторы социального формирования личности.

Гражданское и патриотическое воспитание, в первую очередь, должно быть направлено на формирование у человека тех черт, которые позволят ему стать активным и сознательным участником жизни общества. Система гражданского воспитания должна способствовать социализации личности и, таким образом, решать одновременно задачи образования, воспитания и развития 2.

В отдельных исследованиях понятия «патриотизм» и «гражданственность» отождествляются, неверно понимаются некоторыми социальными группами (в том числе школьниками). Данные понятия подменяются представлениями о «чистоте нации», что подразумевает такую идеологию, когда интересы нации ставятся превыше любых других интересов; прослеживается стремление к национальной замкнутости, недоверие к другим нациям, приоритет мнения, что «своя» нация лучше, чем другие. В 2001-2002 году проводилось соответствующее исследование, и на вопрос, что такое гражданственность, от молодёжи было получено очень много ответов о национал-патриотизме, а это очень опасные тенденции.

Сравнивая понятия патриотизм и гражданственность, необходимо отметить их сходство и различие. Сходство заключается в положительном отношении к своей стране, желании быть нужным своему Отечеству.

Патриотизм –забота о процветании Отечества, преданность и любовь к родине.

Гражданственность - ощущение себя свободным, активным, полноправным членом общества и готовность предпринимать действия для его развития.

Отличия заключаются в том, что гражданственность - более осознанное чувство; предполагает деятельность человека, деятельность и характерна только для демократии. Патриотизм не зависит строя государства.

Среди наиболее распространенных определений патриотизма можно выделить следующие 1: чувство любви и преданности к Родине, готовность служить ей и защищать ее от врагов; любовь к Родине, преданность отечеству, забота о его процветании; многогранное чувство, проявляющееся в любви к земле, где человек родился и прожил много лет и где жили его родители и предки, к окружающей природе, к своему народу, его языку, традициям и культуре; гордость за свою страну и ее достижения; чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); ответственность за судьбу Родины; общечеловеческие ценности.

Гражданственность включает в себя: чувство гордости, собственного достоинства, самодостаточности; чувство внутренней свободы, способность и возможность поступать правильно не потому, что так прописано в законах, а в соответствии со своей совестью; способность быть реальным субъектом права; уважительное и дове­рительное отношение к другим гражданам и государственной власти; понимать, что свободна – это не вседозволенность, а гармония прав и обязанностей.

Высшими проявлениями гражданственности являются патриотизм и чувство ответственности перед последующими поколениями.

Психолого-педагогическая составляющая понятий гражданственность» и «патриотизм» заключается в следующем. Если мы хотим сформировать такие ценности как гражданственность и патриотизм, то образовательное пространство должно быть организовано как интерактивная среда, сформированная вокруг единой цели, идеи. Образовательная среда (в нашем случае – школа) должна создавать благоприятные условия, которые будут стимулировать патриотически направленную деятельность учащихся1.

По мнению российского психолога А.Н.Ключенко, который рассматривает патриотизм и гражданственность как социально-психологические составляющие социальной идентичности, а также как психолого-педагогические феномены, структура этих качеств следующая2: нравственный принцип; установка; личностное качество; результат воспитания; поведенческую модель; ценность.

Гражданственность формируется не сразу, а постепенно, по ходу социализации личности и накопления жизненного опыта3, то есть готовность личности к гражданскому действию формируется на протяжении жизни и затрагивает глубинные пласты личности, формирует духовно-нравственную самоидентификацию.

Отсутствие сформированности гражданственности чреваты серьезными нравственными и политическими последствиями; и поэтому тоже воспитание гражданина определяется как одна из важнейших задач образовательного учреждения..Основная цель гражданского воспитания состоит в «…формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения»1.

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, время пересмотра приоритетов, переоценки ценностей, признания прав человека и его свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, не могут не отразиться на новых требованиях к образованию детей. Успешная самореализация личности и ак­тивная адаптация являются важнейшими задачами школы. Кристаллизуются основные, базовые направления государственной политики, и одно из них - усиление воспитательной работы в школе, в частности, акцент на форми­рование нравственности, гражданственности, трудолюбия2.

Соответственно, повышаются требования к учителям. Педагогу важно обладать не только специальными знаниями, но и соответствующими лич­ностными качествами. К сожалению, случается так, что учитель, не обладая высокой культурой гражданственности, считает себя правым учить этому других, хотя на плечи учителя ложится огромная ответственность за успешное развитие гражданского образования.

Педагог должен прежде всего сам стать гражданином, а помочь учителю осмыслить назначение и роль гражданского образования могут теоретические основы организации гражданского образования, которыми являются: системное знание терминологии, необходимой в налаживании конструктивного диалога с участниками образовательного процесса; изучение исторических материалов, которые будут способствовать формированию собственной точки зрения педагога на проблему.

Целью же гражданского образования является содействие социализации личности, её «роста» и развития в обществе, формированию ее активной позиции во всём, что происходит в стране. Такая работа становится возможной, если учитель и воспитатель готовы сами учиться и постигать новое и реализуют образовательный подход, направленный на утверждение ценности человека как приоритета государства. От педагога требуется повышение собственного развития, активность в создании новых образовательных программ, предметная переориентация содержания учебных дисциплин и многое другое.

Задачи гражданского воспитания могут быть разделены на три группы1.

1. Теоретико-методические задачи:

1) проанализировать состояние, тенденции гражданского образо­вания в России и определить направления работы в этой области;

2) проанализировать состояние гражданского образования, изучить проблемы и ошибки;

3) упорядочить опыт по гражданскому образованию;

4) разработать методику диагностики затруднений учителей в области гражданского образования и определить пути их преодоления;

2. Практические задачи внедрения гражданского воспитания:

1) реализовывать комплексную программу по гражданскому образованию;

2) повышать коммуникативную и профессиональную культуру учителя;

3) разработать критерии оценки компетентности педагогов и учащихся в сфере гражданского образования.

3. Аналитические задачи:

1) проанализировать деятельность педагогического коллектива по программе осуществления гражданского об­разования, определить причину затруднений;

2) выявить наиболее эффективные организационно-педагогические формы работы по гражданскому образованию и пути их внедрения в социальную практику обучающихся;

3) обобщить и расширить опыт работы педагогов школы по гражданскому образованию.

Итак, гражданское и патриотическое образование и воспитание –не столько новое, сколько стратегическое направление образовательной политики нашей страны. Это система знаний, которая способствует не только формированию нравственности и духовности, но и выработке пути поведения современного человека. В связи с этим «гражданское образование и воспитание рассматриваются и как учебный предмет, и как межпредметная форма деятельности, и как форма организации школьной жизни»1.

Таким образом, гражданское образование и воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование. Это образование реализуется через: проведение уроков, активное ведение внеклассной работы, создание демократического уклада школьной жизни, создание правового пространства школы, формирование социальной активности, формирование коммуникативной активности средствами учебных дисциплин.

Такое образование должно способствовать формированию у учащихся гражданской компетентности личности, что позволит эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей, применить свои знания и умения на практике, принимать ответственность за свои слова и поступки.

Признаки гражданских компетенций личности таковы1.

Многопрофильность : способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.

Межпредметность: они применимы в различных ситуациях: в школе, в семье, на работе, в политической сфере и др.

Динамичность и многомерность: гражданские компетентности требуют развития мышления, самоанализа, определения своего личного мнения, самооценки, критического мышления и др.; они включают умственные процессы и интеллектуальные умения: аналитические, критические, комму­никативные, а также здравый смысл.

Основные гражданские компетенции личности включают в себя следующие компетенции2:

  • самостоятельный поиск и получение информации, умение ее ана­лизировать, критически и избирательно относиться к её применению (учебно-познавательная компетенция);

  • выполнение функций гражданина - прав и обязанностей, взаимодействие с другими людьми и властью (общественно-политическая и правовая компетенция);

  • личное развитие человека, умение оценивать свое поведение (морально-нравственная компетенция);

  • ориентирование на рынок труда, понимание своего места и предназначения, знание норм трудовой и коллективной этики (социально-экономическая компетенция).

Социализация школьников очень важна, так как гражданские знания и умения должны соответствовать их взаимоотношениям с окружающим миром. Школьники должны уметь давать нравственную оценку всему происходящему в обществе, истории и политики, в культуре и искусстве; гражданское образование должно быть направлено на воспитание внутренней свободы ученика и создание условий для реализации его потенциала.

Но надо отметить, что эффективность воспитания определяется не только лишь усвоением человеком социального опыта, а, скорее, готовностью и способностью людей к сознательной созидательной деятельности. Главным результатом гражданского образования будет, пожалуй, формирование уважения, терпимости не только к самим людям, но и к их точкам зрения, а также следующее: уважение к закону и умение пользоваться личными свободами; независимость суждений, критичность, умение не поддаваться манипуляциям средств массовой информации и навязыванию «общепринятых» мыслей; опора на разуме и опыт; решение различных столкновений убеждений и ценностей с помощью логики здравого смысла и общечеловеческой морали1.

На основе изученной нами научной и справочной литературы мы установили, что патриотизм и гражданственность – важнейшие качества личности человека, без которых невозможна гармоничная социализация индивида, а в глобальных масштабах – невозможно становление государства; понятия «гражданственность» и «патриотизм» нельзя рассматривать только как общественно-историческое явление: Нужно сказать, что  в педагогический науке накоплен значительный опыт гражданского и патриотического воспитания молодежи, но в связи с многоплановыми изменениями в жизни нашей страны и мира этот опыт должен быть адаптирован к современным условиям и требованиям образования.
1.2. Нормативно-правовые основы гражданского и патриотического воспитания учащейся молодёжи в современной России
В настоящее время правовую основу патриотического воспитания в Российской Федерации также составляют 1:

Конституция Российской Федерации (1993),

Федеральные законы:

«О Государственном флаге Российской Федерации» (2000),

«О Государственном гербе Российской Федерации» (2000),

«О Государственном гимне Российской Федерации» (2000),

«О днях воинской славы и памятных датах России» (2014), 

«Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (2014), 

«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (2013), 

«Об образовании в Российской Федерации» (2012), 

«О Дне Государственного флага Российской Федерации» (2000).

Указы Президента Российской Федерации: «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (2012),«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», 07.05.2012 № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», от 24.06.2012 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».

Распоряжение Правительства России «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» (2013),другие документы. 

В инструктивном письме Министерства образования и науки Российской Федерации «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (2014) патриотическое воспитание определено как ключевое в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.1

Создание системы патриотического воспитания граждан России как условие решения задач обеспечения национальной безопасности обозначены в "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537) (п. 84 разд. III Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации).2

В данной Стратегии патриотизм рассматривается как особый вектор социального поведения граждан, как долг и ответственность перед обществом, как высокая деятельность личности; эти качества предполагают верх общественных интересов над личными вплоть до самопожертвования при защите интересов Отечества.3

Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания включает в себя1: систему законодательных актов; определение социально-правового статуса патриотического воспитания; определение роли, места, задач, функций каждого органа власти или ведомства.

В марте 1998 г. утверждена Концепция «Военно-патриотическое воспитание молодёжи», разработчиками и исполнителями которой стали Министерство обороны России, Министерство образования и науки России, Министерство культуры России и Министерство внутренних дел России.

В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», функции по патриотическому воспитанию детей и молодежи переданы Министерству образования и науки России.

В "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г., цель государственной молодёжной политики определяется созданием условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитием потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны2.

В Концепции сформулированы основные задачи, которые необходимо решать для достижения поставленной цели. Одной из главных является – гражданское образование и патриотическое воспитание молодёжи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Решение данной задачи возможно, по мнению авторов Концепции, в том числе, за счет «…популяризации с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция».1

Поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества - так же необходимо для формирования гражданских и патриотических ценностей у детей и молодёжи. Важным направлением для достижения главной цели Концепции является «…стимулирование интереса молодёжи к историческому и культурному наследию России…».

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» определена основная цель – дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, предложены формы ее реализации2.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года», определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно – воспитательных целей.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации - документ, который отражает систему официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Основным инструментом реализации Концепции является выполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», а также разработка и реализация государственных, ведомственных, региональных, муниципальных программ патриотического воспитания граждан.

Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения поставленных задач патриотического воспитания. Концепция ориентирована на переоценку некоторых традиционных представлений в области патриотического воспитания и создание условий для новых тенденций в организации, формах и методах деятельности практической направленности1.

Цель Концепции: определить место и роль воспитания патриотизма у российских граждан, дать новый импульс духовному развитию народа.

В Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» подчёркивается, что патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера и ему присущи свои особенности: направленность на гуманизм, веротерпимость, общность, особая любовь к родной природе. Недооценка патриотизма приводит к ослаблению всех основ развития общества и государства - этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан2.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания. Развитие технологий патриотического воспитания должны быть направлены на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

На сегодняшний момент достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:

1) утверждение в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений,

2) воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям,

3) повышение престижа государственной и военной службы;

4) вовлечение граждан в решение проблем государства;

5) воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности;

6) соответствующая работа телевидения, радио и других средств массовой информации;

7) формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Принципами патриотического воспитания, которые должны быть взаимосвязаны и реализовываться в единстве, являются1:

- системность (скоординированная работа всех структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации);

- адресность (использование форм и методов работы с учетом различных групп населения);

- активность и деятельность (систематичность и целенаправленность в изменении мировоззрения граждан);

- универсальность (целостный и комплексный подход)

Основные группами граждан как объекты патриотического воспитания: семья, молодые граждане, молодежные общественные объединения; военнослужащие; трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели; представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие; творческая интеллигенция, представители средств массовой информации; преподаватели и воспитатели; представители традиционных для России религиозных конфессий.

Основы организации работы по патриотическому воспитанию: плановость, системность, постоянность, приоритетность.

Система патриотического воспитания включает в себя: соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу, охватывает все уровни воспитательной деятельности начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских и иных коллективов и заканчивая высшими органами государства.

Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. В семье как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма.

Призвание системы патриотического воспитания заключается в следующем: обеспечивать формирование у граждан активной позиции, способствовать включению граждан в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у граждан государственного мышления, пропагандировать активную жизненную позицию и такую деятельность, в которой знания и опыт гармонично сочетаются с понятием гражданского долга.

Ответственность за функционирование системы патриотического воспитания лежит на государстве, что не снимает моральной ответственности за ее функционирование с общества и с каждого гражданина.

Педагогическое и методическое обеспечение включает следующие действия1:

- фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания,

- использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения;

- развитие и совершенствование форм и методов воспитания.

Система критериев, которая позволяет произвести оценку результативности патриотического воспитания, включает в себя следующие моменты: целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научная обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широта охвата объектов воспитания.

Изучив нормативно-правовые и законодательные документы, регламентирующие процесс организации гражданского и патриотического воспитания, мы установили, что для гражданского и патриотического воспитания учащейся молодёжи в современной России подведены все необходимые нормативно-правовые основы, являющиеся гарантом реализации гражданского и патриотического воспитания в образовательном учреждении.
1.3. Основные направления и формы гражданского и патриотического воспитания современной молодёжи
Воспитание политической правовой культуры включает в себя: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, воспитание готовности делать всё возможное для сохранения и возрождения Родины, ее духовных, культурных и материальных благ.

В социальном плане необходимо формировать: добросовестное отношение к учебе, терпимость к чужой вере, культуру межличностных отношений, уважение к традициям семьи; взаимопонимание между семьей и ребенком.

Нравственный аспект гражданско-патриотического воспитания: воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским; формирование общечеловеческих ценностей.

Выделяются несколько методов гражданско-патриотического воспитания1:

1) метод убеждения (формы: информационные часы, единые дни информирования, тематические кураторские часы, беседы, семинары, лекции, видео-лектории, обзор прессы и основных событий в мире, подписка на периодические издания средств массовой информации, оформление информационных стендов, др.);

2) метод положительного примера (формы: краеведческая и поисковая работа, создание музея, экскурсии по историческим и памятным местам родного края, походы по местам боевой славы, встречи, круглые столы, пресс-конференции с ветеранами войны и труда, шефство над ветеранами войны и труда и др.);

3) метод упражнений (формы: трудовые, экологические и благотворительные акции, тематические вечера, уроки мужества, «Вахта памяти», «Дни здоровья», туристические слеты и др.).

Все эти формы работы должны быть взаимосвязаны и должны дополнять друг друга в реализации задач гражданско-патриотического воспитания молодёжи через систему различных воспитательных мероприятий.

Эти задачи решаются совместными усилиями дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждениями дополнительного образования, семьи и других общественных организаций.

Сегодня воспитательная работа организуется и проводится с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги, специалисты военного дела, активисты оборонно-массовой работы - своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества1.

Незаменимыми людьми в воспитательной работе и таком ее направлении, как патриотическое воспитание, становятся родители; именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, именно семья формирует эмоциональный и нравственный мир.

Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества воспитываются с раннего возраста; заложенные в школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом будущего гражданина.

Школьное образование помимо просветительской, обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина. И именно в школе, в образовательном пространстве подрастающего поколения, должны быть созданы условия для становления гражданственности и патриотизма.

Итак, нами были изучены методологические основы организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодёжи в образовательных учреждениях. Мы установили, что в отечественной науке вопросам патриотического и гражданского воспитания молодёжи традиционно уделялось достаточно внимания. В педагогический науке накоплен значительный опыт гражданского и патриотического воспитания молодежи, но в связи с изменениями в жизни нашей страны и мира этот опыт должен быть адаптирован к современным условиям и требованиям образования. Процесс осуществления гражданского и патриотического воспитания молодёжи в современной России регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, федеральными целевыми программами.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Управление образованием мэрии Новосибирска
Серия «Методические материалы в помощь военно-патриотическому воспитанию молодежи»
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon 4. Презентация дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию...
«Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях фгос до»
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon 31. 08. 2016 г (обслуживающий труд) Составила учитель технологии мкоу оош с. Кай
Образовательная область "Технология" имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых...
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Рабочая программа дополнительного образования музей «Православной...
Ноу «Лесосибирская православная гимназия» музея «Православной традиции Русской Армии и военно-исторической реконструкции». Организаторами...
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Организация режима жизнедеятельности детей в рамках реализации вариативной части ооп
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №4 «ласточка» города армянск республики крым
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Тезисы докладов 70 «Современные проблемы и тенденция развития агропромышленного комплекса»
Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и учащейся молодежи
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Шестая Брянская корпоративная региональная олимпиада учащейся молодежи обществознание
Партия, ориентированная на общественную собственность, выступающая за социальное развитие, называется
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Тезисы докладов 70 «Современные проблемы и тенденция развития агропромышленного комплекса»
Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и учащейся молодежи
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Публичный отчет муниципального образовательного учреждения «Кемпендяйская...
Духовно-ценностная ориентация субъекта образовательного процесса основана на эффективном подключении всех ресурсов партнерства школы...
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому...
Мухоморина Людмила Гавриловна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе мб доу «Детский сад №2 «Золотой ключик» города...
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Методические рекомендации по результатам социологического исследования...
Белгородской области, мониторинга девиантного поведения молодежи, анализа деятельности молодежных субкультур в целях выявления фактов...
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Должностная инструкция №06 заместитель директора по гражданско патриотическому...
Устава школы, на основе тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, утвержденных...
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Программа XVII межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества...
Координационный совет студенческих научных обществ профессиональных образовательных учреждений и образовательных организаций высшего...
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Дистанция водная 2 класс
В. Н. Ермолова, проводятся с целью дальнейшего развития туристско спортивной работы с молодежью Алтайского края. Соревнования проходят...
Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодёжи Заключение icon Приказ Минобрнауки России №84 от «6» октября 2004 г. "О знаках отличия...
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск