Скачать 0.59 Mb.
|
Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования» Кафедра социально-гуманитарного образования Методические рекомендации по результатам социологического исследования социальной обстановки в образовательных организациях Белгородской области, мониторинга девиантного поведения молодежи, анализа деятельности молодежных субкультур в целях выявления фактов распространения экстремистской идеологии Белгород – 2016 ББК 74.23.7 М 54 М 54 Методические рекомендации по результатам социологического исследования социальной обстановки в образовательных организациях Белгородской области, мониторинга девиантного поведения молодежи, анализа деятельности молодежных субкультур в целях выявления фактов распространения экстремистской идеологии / Автор-составитель Пересыпкина А. В. – Белгород, ОГАОУ ДПО «БелИРО» – 2016. – 39 с. Данные методические рекомендации являются выполнением задания, обозначенного в плане мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 года, а также распоряжения Правительства Белгородской области №618-рп от 30 ноября 2015 года «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года на территории Белгородской области». Целью методических рекомендаций является своевременная информационно-просветительская работа, способствующая усилению воспитательной деятельности педагогов со старшеклассниками в рамках профилактики экстремистских проявлений и повышения уровня толерантности. Методические рекомендации ориентированы на руководителей общеобразовательных организаций, педагогов и слушателей курсов повышения квалификации. © ОГАОУ ДПО БелИРО, 2016 ©Пересыпкина А.В. 2016 Современное общество и грозящие ему угрозы Социологическое исследование социальной обстановки в образовательных организациях, мониторинга девиантного поведения молодежи, анализа деятельности молодежных субкультур в целях выявления фактов распространения экстремистской идеологии проведено в целях реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 года, а также распоряжения Правительства Белгородской области №618-рп от 30 ноября 2015 года «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года на территории Белгородской области». Сроки проведения исследования охватывают февраль-апрель 2016 год. В исследовании приняло участие 7340 респондентов. Диагностические материалы, представленные опросными листами, ориентированы на обучающихся 10-11 классов. Данная категория респондентов в этот период, т.е. период ранней юности ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. В связи с осложнением самосознания усложняется отношение к себе и к другим; обостряется потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы. Старшеклассники дистанцируются от родителей, семья отходит на второй план. Подростковая группа для старшеклассника главная. В процессе общения со сверстниками расширяется представление о собственной личности. Подросток подражает тем ребятам, которые пользуются у него наибольшим уважением. Группа подростков становится для старшеклассника своеобразной школой жизненного опыта, где приобретаются новые знания и навыки. Особое значение приобретает проблема формирования межличностной толерантности. В последние годы у старшеклассников наряду с высоким интеллектом, глубокими знаниями, широким кругозором, активной нравственной позицией, духовными запросами порой развивается чувство своей исключительности, излишней самоуверенности, стремление к самоутверждению своей независимости. Это приводит их к раздражительности, нетерпимости, агрессии по отношению к ровесникам, учителям, родителям, к межличностным конфликтам, неприятию окружающей действительности. Установлено, что развитие эмоциональной устойчивости старшеклассников и бесконфликтного поведения учащийся молодежи положительно влияют на снижение экстремистских проявлений. Выявлено, что разработанная программа Закон и порядок способствует профилактике экстремизма в среде старшеклассников в общеобразовательных учреждениях. Существенные изменения в политической, экономической и социальной сферах, начавшиеся со времен перестройки наложили существенный отпечаток на формирование молодежных течений, движений и группировок. Ко времени распада СССР они приняли вид хорошо структурированных организаций, носящих агрессивный характер, оттачивая физическую подготовку и имея четкую идеологическую установку. Все активнее заявляя о своих притязаниях к существующему строю, продвигая свои цели и реализуя желания, выступали с акциями, носящий преступный характер. Распространяя радикальный национализм в обществе, исповедуя ксенофобские взгляды, согласно статистическим данным отечественных социологов, в стране в настоящее время насчитывается не менее десятка партий и движений, исповедующих расизм и ксенофобию, а их деятельность экстремистских групп существенно занижает престиж государства и авторитет правоохранительных органов в глазах граждан. Экстремистские взгляды несут в себе опасность не только в нарушении общественного порядка, но и принимают формы совершения таких преступлений как убийство, террористические акты. И если английское общество в первые столкнулось к экстремистскими проявлениями еще в 59-60-хх годах прошлого века, тот в нашей стране это движение оформилось гораздо позже. Демонтаж советской административной системы, трансформация России с ее демократическими, псевдолиберальными лозунгами инициировали хаотические и анархическое движение во многих сферах жизнедеятельности общество, не минуя ее политическую сторону. Сведя до минимума идеологический контроль над обществом, государство, по сути, отказалось от определения жизненно важных приоритетов и целей. Таким образом, отчуждение общества от государства привело к появлению и усилению мощи нелегитимных форм и способов решения проблем российских граждан. В целом рост напряженности связан с нестабильностью жизни граждан, недостаточной реализаций первостепенных направлений в социальной политике, раскола общества в связи с имущественным расслоением и маргинализацией общества. Развитие идей социального протеста особенно в молодежной среде способствовало появлению неформального молодежного движения в русле политического экстремизма. Анализируя статистические данные, количество националистических групп именующих себя партиями в настоящее время, указывает на рост преступности в молодежной среде, социальную и экологическую трансформацию и ослабление уровня целостности общества. Школьные педагоги отмечают, что в последнее время ярко проявляется жестокость и агрессия в межличностном отношении учащихся. Видя в повреждении молодежи элементы девиантного поведения принимаемого как образец подражания. Молодежь, согласно определению словаря социологических терминов, объединяет людей в возрасте от 15 до 35 лет. Для них характерно эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться и контролировать свои эмоции и не имеют навыков положительного решения по выходу из конфликтной ситуации. Кроме того, молодежь остро реагирует на социальное неравенство, которое имеет место быть в современной жизни общества, отсутствие или минимальный профессиональный и жизненный опыт. Молодежи характерна психология максимализма. Что в условиях острого социального кризиса является основанием для количественного роста радикально настроенных людей. Таким образом, маргинализация значительной части молодежи, девиация ее поведения сформировала поколение граждан современной России, способных на проявление политического и религиозного экстремизма. Сегодня ведется борьба с проявлениями экстремизма через различные сферы, которые трактуются как: - подрывание безопасности страны; развитие расовых, национальных или религиозных проблем, а также социальных разногласий, связанных с насилием или призывом к нарушениям правопорядка; - стремление унизить национальное достоинство, в основе заложена мотивация к ненависти и вражде по отношению к какой-либо социальной группе; - пропагандируют исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признакам их отношения к религиям, отличается социальная, расовая, национальная, религиозная или языковая принадлежность; пропагандируют и публично демонстрируют нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходную с нацистской атрибутикой или символикой. Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus крайний) приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы, напоминающие ведение партизанской войны. Экстремизм это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могут различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могут различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могут различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий. Основной задачей современного общества является его стабильное и поступательное развитие, сохранение исторических культурных и религиозных ценностей, являющихся доминантным фактором его существования. Поэтому разоблачение идеологии терроризма и экстремизма является в современном мире приоритетным направлением деятельности, поскольку угрожает конституционной целостности государства. Эффективное противодействие терроризму невозможно без содействия общественных и религиозных организаций по формированию устойчивого неприятия данного явления. На современном этапе развития человеческой цивилизации экстремизм и терроризм является важнейшей проблемой и угрозой для существования мирового сообщества, и Российская Федерация не является исключением. Экстремизм и терроризм необходимо рассматривать в конкретно-историческом и национальном контексте, но обязательно как часть современного общечеловеческого явления, как глобальную проблему, затрагивающую фактически все государства. Сочетание национального и общечеловеческого в изучении религиозно-политического экстремизма и терроризма позволяет синтезировать опыт отечественных и зарубежных социологов, политологов, философов и психологов для выявления причин экстремизма и терроризма в конкретно взятой стране и в мире в целом с целью недопущения его распространения. Экстремизм и терроризм в настоящее время стали крупной социально-политической проблемой, негативно влияющей на многие важные аспекты развития мира, в том числе и в России. Российская Федерация, столкнувшаяся в 1990-е годы с прямой масштабной атакой международного религиозно-политического экстремизма и терроризма, была вынуждена отражать эту атаку сначала военными средствами, а потом начать систематическую работу по профилактике экстремизма и терроризма. В стратегической перспективе после снятия прямой военной угрозы целостности государства и прекращения масштабных боевых действий именно гуманитарные, а не силовые методы противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму приобретают решающее, определяющее успех значение. Основной целью методических рекомендаций по изучению законодательства в области противодействия идеологии экстремизма и терроризма в общеобразовательных организациях базового и профильного уровня является необходимость усиления идеологической работы, направленной против религиозно-политической экстремистской и террористской идеологии и практики. Экстремизм стремится к тотальному подчинению для того, чтобы создать некую модель бездумной ударной силы. Тебе отдали приказ, и ты должен его исполнить. И в этой связи есть разные мотивации экстремизма. Крайний экстремизм – ваххабизм в исламской среде. Чем он характеризуется? Прежде всего, это попытка подменить законы светские, государственные законами Шариата. Главное установить шкалу ценностей, которая бы выходила из правового поля государственных законов, шкалу, исходящую из верований крайних, экстремистких устремлений, ваххабизма, когда все должны подчиняться лишь законам Шариата, и эти законы должны быть установлены насильственно. Здесь возникает непреодолимое противоречие: законы Шариата, если кто-то немного знаком с ними, предполагают крайние меры, связанные с ознакомлением с другими религиозными, культурными ценностями. Это закрытость, непубличность, стремление к подчинению одних другим. И в России сегодня одна из самых наболевших проблем, стоящих очень остро, это проблема правильного соотношения христианства и ислама. «У «Исламского государства» есть своего рода доска объявлений на те профессии, которые им востребованы. Это, в первую очередь, лингвисты – ИГ вербует на 24-ёх языках, - напомнила общественница. - Отдельной строкой стоит русский язык, потому что они считают Россию перспективной страной для вербовки. Также востребованы студенты вузов, готовящих IT-специалистов, психологов, врачей, специалистов в нефтегазовой отрасли, в области зерновых культур. В вербовке работают высококлассные специалисты, которые активно используют социальные сети. Вначале они внимательно изучают профили – как человек реагирует на те или иные события, какие он выкладывает фотографии. Затем начинается переписка, личные контакты. Кому-то они предлагают деньги на учёбу, кому-то – «социальный лифт»». «Игиловцы» используют соцсети, ролики, на это тратятся огромные средства, которые не уступают Голливуду, а где-то и превосходят». Молодежная среда особенно восприимчива в этом смысле. Задача СМИ – прививать, культивировать толерантность, что в какой-то степени будет способствовать стабильности и спокойствию в обществе. Очевидно, что эта зависимость не носит линейного характера, но все же нельзя недооценивать такого существенного фактора влияния на формирование определенных представлений и установок людей (молодежи в первую очередь), как средства массовой информации. В проводимом социологическом исследовании приняли участие старшеклассники 17 муниципальных территорий, кроме г. Белгорода, Вейделевского, Грайворонского, Краснояружского, Прохоровского районов. Между тем верно просчитанная квота респондентов, позволяет с незначительными погрешностями сделать определенные выводы, относительно выявления уровня толерантности/интолерантности. Опрос старшеклассников показал, что в целом получены следующие результаты: более 56,0% респондентов относительно толерантны, что в единичном эквиваленте составило 4118 человек, у 35,7% достаточно высокий уровень толерантности – 2620 учащихся. Таким образом, 6738 респондентов или 98,0% старшеклассников Белгородчины толерантны. Эмоционально декларируемый принцип толерантности сегодня нередко сводится лишь к возбуждению сочувствия к людям иной этнической, религиозной принадлежности либо к выявлению несоответствия тех или иных общепризнанных прав человека реальной политике в конкретном государстве. Кроме того, толерантность прямо противоположна по своему значению интолерантности, предполагающей проявление различных форм нетерпимости (от дистанцированности на бытовом уровне до применения насилия вплоть до геноцида). Вероятно, в такой парадигме толерантности может быть выполнена её цель – «достижение межнационального примирения политическими средствами, снятие негативных тенденций в сфере национальных отношений», однако не только в условиях постконфликтной ситуации, но и в процессе всего межэтнического взаимодействия через развитие межкультурных контактов, при этом признавая и уважая существование иного. Вместе с тем, вряд ли сегодня можно говорить о каких-либо единых границах, пределах толерантности, поскольку она проявляется в конкретных историко-культурных и политических ситуациях, причём в одной социокультурной среде приемлемым может быть то, что в иных условиях становится неприемлемым. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. Ученые психологи уже давно обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я - идеальным» и «Я - реальным», чем у интолерантного человека (у которого «Я – реальное» и «Я идеальное» практически совпадают. Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Между тем, данное исследование выявило у более 8,0% респондентов (в единичном эквиваленте составило 602 человека), интолерантное отношение, как самому себе, так и к окружающим его людям, миру. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как самим с собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться – важное условие развития толерантной личности. Интолерантные личности делят мир на две части – черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей – плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между своей и чужой группами. Они не могут относиться к чему – то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив признает мир в его разнообразии и готов выслушать любую точку зрения. Исследования отечественных и зарубежных ученых психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием безграничной власти. Другой путь – путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. В разрезе районов беспокойство вызывают полученные данные из Губкинского городского округа, Алексеевского и Чернянского районов. Все это возлагает на педагогов - педагогов большую ответственность и требует создания надежной воспитательной среды. Воспитание в духе толерантности означает предложение индивиду по-иному взглянуть на знакомые образцы поведения, поставить их под сомнение и развивать возможности использования другого, альтернативного, пути. Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Целесообразно активизировать работы по реализации тренинговой программы, которая будет способствовать развитию этнической толерантности в ранней юности, через развитие таких составляющих толерантности, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, раскрывается суть «инаковости», отличности от других. Три занятия тренинга должны быть посвящены формированию у старшеклассников толерантности по отношению к самому себе, в первую очередь, чувства собственного достоинства и способности к самопознанию. Эти качества личности рассматриваются в контексте группы, когда терпимое отношение к себе выступает как необходимое условие толерантности по отношению к другим. Участники группы должны осознать, что позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Важной целью тренинга является формирование у старшеклассника способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. Для решения поставленных целей используются различные методы: социально - перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры. Социодраматические, бихевиориальные, когнитивные и экспрессивные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые формируют навыки ведения позитивного диалога, умения выслушивать собеседника, а также техники, фиксирующие состояние «здесь и теперь. Ведущему следует помнить об основных принципах групповой работы: Предоставление детям полной информации о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам. Следует рассказать о том, что может происходить в группе. Желательно, чтобы каждый потенциальный участник дал согласие на свое участие в тренинге. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Следует объяснить подросткам, что полное соблюдение конфиденциальности вряд ли возможно: в особых случаях ведущий может выносить информацию за пределы группы (для сохранения благополучия самого ребенка или других членов группы). Принцип добровольности. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях, и ведущий должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. Также любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении не только ведущему, но и всем участникам. Обеспечение психологической и физической безопасности участников группы. В группе недопустима физическая и вербальная агрессия, употребление психоактивных веществ. Ведущий должен быть гарантом безопасности всех участников группы, С самого начала вводится правило, согласно которому участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга. Участников группы следует ознакомить с этой информацией еще на этапе отбора. Она послужит основой для принятия правил работы группы. Следует помнить, что эффективность и слаженность работы группы зависит от умения ведущего давать четкие, недвусмысленные инструкции, понятные всем участникам. Ведущий может принимать участие в некоторых упражнениях, особенно, если кто-то из старшеклассников остался без пары, а также в случае, если упражнение не требует непосредственного наблюдения или руководства со стороны ведущего. |
Конспект-лекций основы социальной работы 44. 05. 01 «Педагогика и... Мельников С. В. Основы социальной работы: Конспект-лекций по специальности 44. 05. 01 «Педагогика и психология девиантного поведения»... |
Инструкция по проведению социологического исследования в общеобразовательных... Инструкция по проведению социологического исследования в общеобразовательных организациях |
||
Методические рекомендации по проведению социально-психологического... Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования... |
Методические рекомендации для образовательных организаций, подведомственных... «Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных... |
||
Инструкция по проведению социологического исследования Для обеспечения... Пнп «Здоровье», выявления негативных факторов, влияющих на качество медицинских услуг в хмао-югре и оценке данных в динамике, отделом... |
Уфимский государственный авиационный технический университет использование... Использование spss при проведении конкретно-социологического исследования: Методические рекомендации в помощь студентам и аспирантам,... |
||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований... Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных... |
Организация и проведение социологического исследования Дегтярева О. И., главный специалист информационно-методического отдела Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской... |
||
Отчет по организации и проведению социологического исследования Программа социологического исследования по изучению мнения населения о состоянии и эффективности противодействия коррупции на территории... |
Методические рекомендации по дистанционному обучению в образовательных... Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей образовательных организаций, для учителей, использующих... |
||
Регламент на портале государственных и муниципальных услуг Белгородской... Правительства Белгородской области от 12 января 2015 №4-пп «Об утверждении порядка назначения, выплаты и распоряжения средствами... |
Программа «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска» Наименование программы: «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска»» |
||
Инструкция по проведению социологического исследования в профессиональных... Министерства образования и науки Российской Федерации в целях исполнения п. 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства... |
Отчет по результатам социологического исследования Сургут, 2013 Гбоу «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа Югры»» |
||
Отчет по результатам социологического исследования «Мониторинг оценки... Отчет по результатам социологического исследования «Мониторинг оценки эффективности мер противодействия незаконному распространению... |
В. И. Добреньков, А. И. Кравченко методы социологического исследования учебник Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник) |
Поиск |