Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Верхнеуслонского муниципального района РТ «Дом школьников»
«Утверждаю»_________________
Директор МБОУДОД «Дом школьников»
Верхнеуслонского муниципального района РТ
Биктагирова Н.Х.
«___» ______________________ 2013 г.
Протокол № от ____________
Программа кружка
«Багги: моделирование и конструирование»
Срок реализации 3 года
Составитель: Ширяев Е.Г.
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дом школьников»
Верхнеуслонского муниципального района РТ
Пояснительная записка.
Представленная программа является общеобразовательной с авторскими наработками.
Для реализации учебной программы секции необходимы условия:
Набор производится без экзаменов и тестирования всех желающих
а) набор учебных групп учащихся по возрастам, по степени их технической подготовки. Группы составляются из одинаково подготовленных и одного возраста по 6…8 человек. Обучение проводится по 3-х годовому циклу. Первый год – «ученик», второй – «механик», третий – «гонщик»;
б) необходима материальная учебная база: учебные автомобили, спортивные машины. Учебные автомобили нужно изготавливать с учётом возраста учащихся и их опыта;
в) необходимое оборудование: станки, слесарный инструмент, верстаки для организации рабочих мест.
Занятия чередуются по принципу теоретических уроков (комбинированного типа, беседы, лекции и др.) и практических занятий, приоритет отдаётся практическим занятиям. Учебный материал тем занятий выдаётся по принципу: от простого к сложному, системности и многократного повторения в разных формах.
Основная форма обучения – это индивидуальная работа с учащимся на практических занятиях.
Групповая форма применяется на уроках по теории и учебном практическом вождении автомобилей. Группа 3-его года обучения, при подготовке учащихся к участию во Всероссийских соревнованиях (этапах Кубка или Первенства) проводится индивидуально с каждым спортсменом, как теоретические так и практические занятия, групповой метод лучше применять при изучении тем правил соревнований, общих требований к СКА.
Контроль полученных знаний, умений и навыков проводить нужно постоянно после каждого теоретического занятия методом фронтального опроса, а по темам ПДД – письменных контрольных тестов.
Практические умения и навыки контролируются на практических занятиях при выполнении упражнений и работ.
Основная форма подведения итогов полученных знаний и умений - это участие в соревнованиях, показательных выступлениях, автопробегах.
Учащиеся в результате обучения должны хорошо знать устройство автомобиля, уметь проводить операции Т.О и ремонта. Знать свойства материалов, управлять СКА –Багги.
Каждый спортсмен получает лицензию на участие в соревнованиях и при достижении успехов, выполнении разрядных норм получает зачётную книжку спортсмена с присвоением спортивного разряда или звания и судейскую квалификацию по автоспорту.
Цели и задачи образовательной деятельности.
Цель: выявить и развить интерес учащихся к автоспорту, организовать полезный досуг детей и подростков под руководством преподавателя-тренера и подвести наиболее одаренных в спорте учащихся к высоким спортивным достижениям.
Задачи:
Образовательные: научить практическим навыкам и умениям вождения автомобиля, его техническому обслуживанию, ремонту; дать навыки безопасной работы с инструментом, на станках и оборудовании; обучить правилам дорожного движения.
Развивающие: привитие учащимся интереса к автоспорту; развитие технического мышления и технической грамотности, индивидуальных способностей; развитие бойцовских качеств личности через привлечение учащихся к участию в соревнованиях по автокроссу.
Воспитательные: воспитание порядочности, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственности за порученное дело.
Методология решения поставленных задач.
Большое внимание уделить формированию навыков вождения, работе на тренажёре. Использовать на занятиях дидактические материалы, в их числе плакаты, развивающие тесты, практические задания.
В ходе проводимых занятий, объяснение нового материала, самообучение и самоподготовка, творческий подход к заданию, закрепление и систематизация знаний.
В секции занимаются 3-5 групп по трём блокам 1-ый блок – Ученик, 2-ой блок - Механик, 3-ий блок - Гонщик. Учебный план делится на ступени обучения, в зависимости от возраста и знаний учащихся. Занятия длятся от 2 до 3 часов, а при подготовке соревнований до четырех часов. Занимаются учащиеся 5-9 классов. Из 152-304 календарных часов – 135-285 отводится на практические занятия.
Перечень образовательных блоков и тем:
Блок 1 «Ученик»
Темы:
Введение
Автодело. Общее устройство автомобиля.
Слесарные работы. Измерительный инструмент. Разметка.
Правила дорожного движения. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
Материаловедение. Стали. Чугуны.
Правила соревнований. Трасса для автокросса.
Учебное вождение.
Итоговое занятие.
Блок 2 «Механик»
Темы:
1 Введение
2 Автодело. Общее устройство двигателя.
3 Слесарные работы. Резка и рубка металла.
4 Правила дорожного движения. Предупредительные сигналы.
5 Материаловедение. Алюминиевые сплавы.
6 Правила соревнований. Технические требования к машинам.
7 Учебное вождение.
8 Итоговое занятие.
Блок 3 «Гонщик»
Темы:
1 Введение
2 Автодело. Работа двигателя. Трансмиссия (силовая передача).
3 Слесарные работы. Разборочно-сборочные работы.
4 Правила дорожного движения. Дорожные знаки.
5 Материаловедение. Медь и сплавы.
6 Правила соревнований. Судейство и флаги.
7 Учебное вождение.
8 Итоговое занятие.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Темы
|
Количество часов
|
1 год обучения
|
2 год обучения
|
3 год обучения
|
теория
|
прак-тика
|
теория
|
прак-
тика
|
теория
|
прак- тика
|
1
|
Введение
|
2
|
-
|
2
|
-
|
2
|
-
|
2
|
Автодело
|
20
|
25
|
20
|
40
|
20
|
70
|
3
|
Слесарные работы
|
10
|
31
|
20
|
48
|
30
|
60
|
4
|
Правила дорожного движения
|
10
|
-
|
25
|
-
|
30
|
-
|
5
|
Материаловедение
|
5
|
9
|
15
|
20
|
20
|
30
|
6
|
Правила соревнований
|
2
|
2
|
5
|
5
|
10
|
10
|
7
|
Учебное вождение
|
-
|
20
|
-
|
40
|
-
|
60
|
8
|
Итоговое занятие
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
49
|
87
|
87
|
153
|
102
|
210
|
Блок 1 «Ученик»
Тема 1. Введение
Тип занятия: лекция
Цель: Рассказать учащимся о спортивно-технических соревнованиях, об автокроссе, истории возникновения, заинтересовать и увлечь к занятиям в секции.
Основная часть: Возникновение и становление соревнований на багги; первые отечественные кроссы. Классификация автомобилей и технические требования для автокросса. История и достижения спортивно-технической секции СЮТ «автокросс багги». Документы, необходимые спортсмену и его «багги».
Средства обучения: Фотостенд работы секции; альбомы технического описания «багги»; лицензии и зачётные книжки спортсменов.
Контроль: устный опрос в конце занятия.
Тема 2. Общее устройство автомобиля: «багги» и «карткросса».
Тип занятия: комбинированный урок.
Цель: Дать теоретические знания об устройстве автомобиля, органах управления, о механизмах и системах машин. Дать и научить терминологии названий деталей, узлов и агрегатов машин.
Основная часть: Устройство «багги» и «карткросса», общая компоновка. Рулевой механизм. Тормозная система. Силовой агрегат (двигатель). Система питания ДВС. Электрооборудование. Трансмиссия. Ходовая часть. Кабина водителя, приборы управления и контроля. Дополнительное оборудование (пожаротушение, надписи, обозначения, номера и др.). отличительные особенности «багги Д3/юниор» от «карткросса».
Средства обучения: Плакат «багги»; фотографии машин; полнокомплектный автомобиль «багги Д3/юниор»; полнокомплектный автомобиль «карткросс».
Контроль: фронтальный опрос по устройству «багги», устройству «карткросса». Отличие «багги» от «карткросса». Тест десяти движений рулём на время каждого учащегося с записью времени в журнал.
Тема 3. Слесарные работы. Виды слесарных работ
Тип занятия: комбинированный урок.
Цель: Дать теоретические знания выполнения слесарных работ; познакомить с видами слесарных работ, с инструментом. Научить практической работе с инструментом и безопасным приёмам работы.
Основная часть: Виды слесарных работ. Разметка, виды, инструмент. Опиливание, инструмент, назначение. Шабрение, притирки, инструмент, назначение. Резка металла, инструмент, техника безопасности. Рубка металла, инструмент, техника безопасности. Лужение и паяние, инструмент, техника безопасности. Разборочно-сборочные работы, техника безопасности, приёмы выполнения работ. Сверление, обработка отверстий, инструмент, техника безопасности. Гибка, правка металла, инструмент, назначение, техника безопасности.
Средства обучения: Инструменты; материалы; мел, классная доска; рабочие места: верстаки, тиски, инструмент; сверлильный настольный станок; электропаяльник; необходимые материалы.
Контроль: практическое выполнение работ на практических занятиях.
Тема 4. Правила дорожного движения. Обязанности участников движения.
Тип занятия: комбинированный урок.
Цель: Объяснить правила поведения на дороге: пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов и др. Научить основным терминам по Правилам дорожного движения. Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД.
Основная часть: Основные термины. Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров. Обязанности велосипедов. Обязанности водителей.
Средства обучения: Учебники; мел; классная доска.
Контроль: фронтальный опрос на знание основных терминов, обязанностей участников движения.
Тема 5. Материаловедение. Стали. Виды чугуна.
Тип занятия: комбинированный урок.
Цель: Дать знания о свойствах стали, классификации стали, области применения. Научить отличать сталь и чугун. Научить понятиям качественная сталь, легированная
Основная часть: Область применения стали в технике и быту. Классификация стали: а) углеродистые С до 2,14% примеси постоянные Si ≈ 0,5%; Mg ≈ 0,7%; S ≈ 0,02…0,06%; P ≈ 0,025…0,08% (улучшает обрабатываемость); N; H и О2; б)углеродистые стали конструкционные:
- обыкновенного качества: Ст0…Ст3…Ст8;
- качественные стали: Сталь 10…Сталь 45…70;
- автоматные стали: А 12…А30 (повышенное содержание S и Р);
- листовая сталь для холодной штамповки мало (С ≈ 0,05…0,11%; Si ≤ 0,03%); в) легированные стали: (элементы Mn, Si, Ni, W, V, T, Mo и др.):
- конструкционные: 15Х, 20ХН, 30ХГТ (валы, шестерни и др.);
- инструментальные: У7, У8, 9ХС, ХВГ, быстро реж. Р18, Р9 и др.;
- стали с особыми свойствами (магнитная, жаропрочная, нержавеющая и др.);
- пружинно-рессорные: Сталь 65…75…85, 65Г (марганцовистая);
50 С2, 60 С2 (кремнистая);
50 ХГ, 60 С2ХРА и др.
Определение состава стали по «искре».
Свойства чугуна. С 2,14% его состав. Область применения в быту и технике. Классификация: а) серые; б) ковкие; в) высокопрочные.
Средства обучения: Образцы стали, чугуна; мел; классная доска.
Контроль: фронтальный опрос на знание темы.
Тема 6. Правила соревнований автомобильного спорта. Трасса для автокросса.
Тип занятия: комбинированный урок.
Цель: Изучить правила проведения соревнований, судейство, права и обязанности гонщика и зрителей. Основные требования к трассе.
Основная часть: Трасса для автокросса. Правила поведения зрителей. Обязанности и права гонщика. Документы необходимые для участия в автокроссе. Организация судейства. Сигналы флагами. Техническое обеспечение соревнований. Требования безопасности трасс для автокросса.
Средства обучения: Схема трассы; судейские флаги; регламенты РАФ; образцы документов спортсмена; мел; классная доска
Контроль: опрос на знание сигналов флагами, обязанностей гонщика.
|
|