Скачать 181.41 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины Онтологическое моделирование для направления 010400.62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Автор программы: Поршнев А.В., кандидат психол.наук, aporshnev@hse.ru Одобрена на заседании кафедры прикладной математики и информатики «___»____________ 2014 г Зав. кафедрой Калягин В.А. Рекомендована секцией УМС «Прикладная математика» «___»____________ 2014 г Председатель Калягин В.А. Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2014 г. Председатель Бухаров В.М. Нижний Новгород, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Онтологическое моделирование», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.62 Прикладная математика и информатика уровень подготовки бакалавр. Программа разработана в соответствии с: - Образовательным стандартом ФГАУ ВПО НИУ-ВШЭ по направлению подготовки "Прикладная математика и информатика " (уровень подготовки: "бакалавр"). - Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 010400.62 Прикладная математика и информатика, утвержденным в 2014г. Цели освоения дисциплиныКурс посвящен рассмотрению различных подходов к поиску и обработке информации находящейся в Интернет, анализ данных человеком, психологии творчества и генерации нового знания. Целью освоения дисциплины «Онтологическое моделирование» является изучение современных подходов к проблематике анализа данных и творческого решения задач. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин профиля подготовки. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях по комбинаторике и теории вероятностей, теории графов и дискретной математике, программирования. Используются знания из других областей: курса библиотечной культуры, общей психологии, социологии и т.д.. В результате освоения учебной дисциплины студенты должны продемонстрировать не только понимание методов и алгоритмов интеллектуального анализа данных, но умения творчески подойти к решению задач и отрефлексировать процесс решения задач (для того чтобы избегать психологических ловушек возникающих в ситуации неопределенности). В ходе курса рассматриваются задачи связанные с анализом данных публикуемых пользователями сети Интернет. Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля знаний студентов
1.1Критерии оценки знаний, навыковТекущая оценка рассчитывается как среднее из оценок: выступление с презентацией, участие в дискуссиях на семинаре, оценки за домашнюю и контрольную работу. Выступление с презентацией оценивается двумя оценками (А и Б): А. Подготовка презентации. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет, способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии. Оценивается качество материала презентации: использование информационных источников (3 балла), нацеленность на аудиторию (3 балла), насколько презентация в Power Point (OpenOffice) проработана (3 балла), бонусный балл за блестяще подготовленную презентацию (1 балл), итого максимум 10 баллов. Б. Проведение презентации. Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии. Оценивается качество процесса презентации: умение заинтересовать аудиторию (3 балла), устная речь оратора (3 балла), взаимодействие с аудиторией (3 балла), бонусный балл за блестяще подготовленную презентацию (1 балл), итого максимум 10 баллов. Участие в дискуссии на семинаре Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков. Оценка за семинар: активность на семинаре (3 балла), способность критически обработать информацию (3 балла); умение привлечь необходимые знания для участия в дискуссии (3 балла), бонусный балл за блестящий ответ на семинаре (1 балл), итого максимум 10 баллов. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Порядок формирования оценок по дисциплине1. При получении результирующей оценки учитываются: среднее арифметическое оценки за участие в семинарах (Осем), оценки за выполнение лабораторных работ 1 и 2 ( Олаб1 , Олаб1). 2. Вес оценок: Wсем = 0.3, Wлаб1=0.4, Wлаб2=0.3 3. Накопленная оценка за второй и третий модули выставляется по следующей формуле Онакопленная = Wсем * Осем +Wлаб1 * Олаб1. +Wлаб2 * Олаб2 Например, если у студента по 10-балльной шкале набраны следующие оценки: Осем = 6, Олаб1 = 6, О лаб2=4 то Отекущий = Wсем * Осем +Wлаб1 * Олаб1.+ W лаб2 * О лаб2 = 5 4. Если студент не согласен с накопленной оценкой, то он может сдавать экзамен (письменно). Oитоговая=0.6*Oнак+0.4*Oэкзамен На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле Оитоговый = Wзэкзамен·Оэкзамен + Wнакопленная Онакопленная+Oдоп.вопрос В ведомость выставляется оценка Оитог: например, "экзамен" (7). В диплом выставляется результирующая оценка по дисциплине Оитог. Способ округления дробных арифметический. Содержание дисциплиныТема 1. Простейшие модели анализа текстовой информации Основы компьютерной лингвистики. Использование регулярных выражений для анализа текстов. Применение алгоритмов обработки текстов для решения задач анализа мнений (opinion mining) и анализа тональности высказываний (sentiment analysis). Реализация словарного анализатора настроений на языке Python. Реализация анализатора настроений с использованием наивного байесовского алгоритма в системе RapidMiner. Основная литература.
Дополнительная литература.
Тема 2. Базовые методы интеллектуального анализа данных Введение в нейронные сети. Подготовка данных использования алгоритмов нейронных сетей. Сеть Левенберга-Марквардта. Сеть Хакена. Стохастические методы обучения искусственных нейронных сетей. Использование нейронный сетей для решения прикладных задач. Применение нейронных сетей с помощью существующих программных комплексов. Основная литература.
Дополнительная литература
Тема 3. Психология творчества. Принятие решений в ситуации неопределенности. Проблема творчества и нестандартного подхода к решению задач. Творчество как культурный феномен (ценностный и нормативный аспекты), Творчество и свобода. Творчество в межличностных отношениях. Эмоциональный интеллект. Место творчества в ее различных видах деятельности Процесс принятия решений человеком. Роль эмоций в поведении человека. Особенности познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия) и их роль в принятии решений. Психологические эффекты, возникающие при принятии решений в ситуации неопределенности. Информационные каскады. Основная литература
Дополнительная литература
Образовательные технологииНа семинарах проводятся дискуссии на основе обсуждения статей или глав из книг, написанных на русском и английском языках. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента Описание лабораторной работы 1. 1. Цель работы: познакомиться с практическими аспектами анализа Больших данных и выявления возможных путей использования результатов их обработки. 2. Задача 1 Построение простейшего словарно анализатора тональности. Выберите одну из эмоциональных тональностей: Радость, счастье Гнев Страх Печаль Для построения словаря Вам необходимо выбрать 7-10 слов, которые на Ваш взгляд будут свидетельствовать о наличии том, что оцениваемое Вами сообщение имеет выбранную тональность. Например, «Настроение отличное. Уже почти здоров. Наверное, завтра в школу не пойду ищо, пойду к врачу и потом подстричься», в данном примере «настроение отличное» может служить индикатором радости. 3.Задача 2 Написать простейший скрипт на Python, который анализирует сообщения из Твиттера (см. приложении 113000 сообщений) и в случае нахождения слов из словаря записывает сообщение в файл. Файл потом потребуется для ручной оценки качества скрипта на Python 4. Постройте график динамики тональностей сообщений пользователей Твиттер 5. Напишите отчет, в котором опишите график динамики тональностей сообщений. Связан ли график с реальными событиями, происходившими в это время. К отчету необходимо приложить работающий код на Python Описание лабораторной работы 2. 1. Цель работы: познакомиться с практическими аспектами анализа сетей цитирования и создания библиографической карты научной области. 2. Загрузка списков цитирования Выбор ключевых слов. В качестве ключевых слов могут быть использованы ключевые слова из курсовой работы или предполагаемой ВКР. Требование к ключевым словам – выдавали список литературы не менее 100 источников. Для загрузки библиографических данных необходимо использовать базы данных Web of Knowledge или Science Direct. Если в поиске будет больше 500 источников придется загружать несколько файлов. 3. Построение сети цитирования С помощью программы CiteSpace http://cluster.ischool.drexel.edu/~cchen/citespace/tutorial.html построить граф цитирования в области научных интересов 4. Анализ сети цитирования Определите наиболее авторитетные источники, статьи содержащие обзоры области, основные тренды развития данной научной области, для 2 авторитетных статей и 2 статей с обзорами постройте график цитируемости по годам (что мы можем сказать по этим графикам). Определите есть ли группы, можно ли выявить группы в которых происходил прорыв. 5. Напишите отчет, в котором опишите область, насколько она является связной, какие работы необходимо прочитать, чтобы получить о ней представление, как будет происходить развитие данной области. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныОсновная литература
Дополнительная литература
Интернет-ресурсыКурсы на coursera.org Big Data Analysis https://www.coursera.org/course/bigdata Networked Life https://www.coursera.org/course/networks Machine Learning https://www.coursera.org/course/ml Конференции по интеллектуальному анализу данных 1. CIKM Conference – ACM Conference on Information and Knowledge Management http://www.cikmconference.org/ 2. ICDM Conference – IEEE International Conference on Data Mining http://www.cs.uvm.edu/~icdm/ 3. KDD Conference – ACM SIGKDD Conference on Knowledge Discovery and Data Mining http://www.kdd.org/ Материально-техническое обеспечение дисциплиныИспользуется компьютер, стандартный проектор, видеокамера, карточки для экспериментов по распространению информации. Для занятий с использованием Python необходим компьютерный класс. Автор А.В.Поршнев |
Рабочая программа дисциплины «Имитационное моделирование» Направление подготовки «Имитационное моделирование» являются получение теоретических знаний по имитационному моделированию и приобретение практических навыков... |
С. Г. Пудовкина моделирование, анализ Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплины «Математические методы и модели в экономике», «Математическая экономика»,... |
||
Программа учебной дисциплины «Моделирование с помощью профессиональных пакетов» Направление подготовки: 02. 04. 02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» |
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая... Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» (далее Программа) определяет содержание... |
||
Рабочая программа дисциплины Цифровая обработка сигналов Изучение современных методов цифровой обработки сигналов (моделирование временных последовательностей, теория дискретных линейных... |
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) инженерные web-технологии... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования,... |
||
Тематический план и содержание учебной дисциплины мдк. 04. 01 Моделирование... |
П. Д. Киселев моделирование движения бесконечной цепи тел Направление подготовки бакалавров: 010800 Механика и математическое моделирование |
||
В. С. Погодина моделирование движения связанных спутников в гравитационном... Направление подготовки бакалавров: 010800 Механика и математическое моделирование |
Компьютерное моделирование и визуализация в архитектуре и градостроительстве... Цель освоения дисциплины: сформировать у студентов навыки автоматизированного проектирования, подготовка специалиста, способного... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины «Прогнозирование, проектирование... Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления... |
Программа разработана на основе методик: Н. А. Бабаев, О. К. Гаевский,... ... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины Обоснование. Место дисциплины... Цели и задачи освоения дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины |
Рабочая программа Моделирование физических систем |
||
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей... |
Фгос ворабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины... |
Поиск |