Пояснительная записка
В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем инженерно – научного мышления. Формирование такого современного инженера-конструктора желательно начинать уже с младшего школьного возраста. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности. Программа «Техническое моделирование «ТехУспех» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направленность.
Программа разработана на основе методик: Н.А. Бабаев, О.К. Гаевский, С.С. Кудрявцев, Э.Б. Микиртумов, Ю.С. Хухра «Программа кружков внешкольных детских учреждений (авиамодельные кружки)», В. С. Рожков «Строим летающие модели», А. Карпинский «Практическое руководство по судомоделированию «Модели судов из картона», А. Бескурников «Практическое пособие по морскому моделированию «Юный моряк-конструктор», Г. Драгунов «Автомодельный кружок».
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Техническое моделирование «ТехУспех».
На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Актуальность данной программы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности. В современном мире стремительного развития производственных объектов, возрастает потребность в высококвалифицированных кадрах.
С целью подготовки учащихся, владеющих знаниями и умениями современной технологии, повышения уровня кадрового потенциала в соответствии с требованиями современной инновационной экономики, разработана и реализуется данная программа, которая направлена на получение учащимися знаний в области конструирования, моделирования, технологий машиностроения и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, авиа-конструктор и т. д.
Перед учреждениями дополнительного образования стоит актуальная задача поиска подходов, методик, технологий для реализации технического потенциала, выявления скрытых резервов личности учащихся, в связи с чем, для Детско-юношеского центра «На Комсомольской» важными задачами являются: помощь детям в выборе сферы деятельности, создание оптимальных условиях для её реализации, способствование формированию творческой личности в различных видах деятельности, создание ситуации успеха, обеспечение педагогической поддержки обучающихся в развитии их творческого потенциала, оказание содействия в профессиональной ориентации учащихся, обеспечение духовного, нравственного и интеллектуального развития обучающихся во внеурочной деятельности.
Решению данных задач способствует реализация дополнительной общеразвивающей программы «ТехУспех», способствующая подготовке учащихся, умеющих изучать, проектировать и изготовлять объекты техники, имеющих мотивацию для поступления в учреждения высшего образования.
Современное моделирование – одно из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Новизна данной программы заключается в изменении подхода к обучению обучающихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, развитие технического интеллекта учащихся, который реализуется в занятиях, побуждающих учащихся решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно-конструкторские проблемы.
Цель дополнительной общеразвивающей программы: формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире, развитие творческих и технических способностей детей посредством изготовления макетов, моделей несложных объектов, проектной деятельности через техническое моделирование и конструирование.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о значении науки, ее законов и закономерностей как фундамента современной техники и основы прогнозирования техники будущего (научно обоснованное предвидение).
Расширить знания об истории развития отечественной и мировой техники, и ее создателях.
Познакомить учащихся в доступной форме со значением техники в жизни человека, с основными направлениями научно-технического прогресса, с ведущими для Калининградской области отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства.
Способствовать формированию устойчивых умений и навыков пользования различными инструментами, рабочими приспособлениями, контрольно-измерительными приборами, аппаратами и машинами, т. е. всем тем, что служит базой для технически грамотной постройки моделей, технических объектов, приборов, устройств, приспособлений и машин.
Способствовать формированию устойчивых навыков в умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыков работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов, материалами, применяемыми в моделизме, приобретение навыков работы с столярными и слесарным инструментом.
Предоставить возможность учащимся познакомится с основными техническими профессиями, организацией технического труда, методами работы новаторов, рационализаторов и изобретателей, возможностями дальнейшего повышения производительности труда и эффективности производства.
Сформировать устойчивые умения и навыки в конструировании, постройке и создании 3-х мерных моделей с помощью 3D-конструктора Engino «Знаток».
Предоставить возможность формирования профессионального самоопределения учащихся в процессе конструирования и проектирования.
Развивающие:
Способствовать интенсивному развитию технического, логического и абстрактного мышления, внимания, памяти, пространственного воображения, наблюдательности, изобретательности учащихся в процессе поисково-конструкторской деятельности.
Способствовать формированию учебной мотивации и мотивации к творческому поиску.
Поддержать развитие у учащихся навыков решения технических задач в окружающей жизни, умения их формулировать, искать лучшие варианты решения, опираясь на знания, полученные на занятиях.
Предоставить возможность для развития научно-технического потенциала, индивидуальности, самостоятельности, ответственности учащихся.
Воспитательные:
Сформировать уважительное отношение к труду, патриотические чувства, гордость за достижения своего народа, его славную историю, выдающийся вклад отечественных ученых и изобретателей в мировую науку, технику, культуру.
Обеспечить совершенствование нравственных качеств личности в соответствии с этическими нормами, принятыми в нашем обществе, сознательного и ответственного отношения к учению и труду.
Воспитывать культуру технического труда, взаимопомощь и взаимовыручку у учащихся.
Принципы реализации программы:
Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;
Последовательность и системность обучения;
Принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;
Принцип доступности;
Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;
Принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;
Принцип динамичности;
Принцип результативности и стимулирования.
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы в том, в том, что данная программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у учащихся мотивации к техническому творчеству, что в образовательном процессе используется различные техники: конструирования из бумаги (картона) (техника Оригами), компьютерное моделирование (компьютерные программы Corel Draw и Adobe PhotoShop), 3D-конструкторы Engino.
Конструирование из бумаги (картона) – одно из направлений моделирования. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги (картона) способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности). Кроме того, владение такими прикладными компьютерными программами, как Corel Draw и Adobe PhotoShop (осваивается самостоятельно), даёт огромное количество вариаций и неограниченные возможности в бумажном моделировании. Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект.
На следующих стадиях обучения ребята учатся работать с такими материалами как дерево, пластмасса и металл. На этом этапе навыки конструирования и работы с бумагой подкрепляются и дополняются навыками работы с другими материалами. Обучающиеся узнают о возможности применять в своих конструкциях разные материалы одновременно, учатся сравнивать и выбирать материал исходя их поставленной задачи, а также учитывать при принятии решения и экономические аспекты. Все эти факторы позволят учащимся в дальнейшей трудовой деятельности также подходить и к решению производственных задач.
Для реализации программы на занятиях используется Конструктор Engino - один из самых современных и универсальных детских конструкторов представленных сегодня на мировом рынке.
В работе используются различные моторы, колеса, солнечные батареи, блоки и подвижные механические элементы, которые позволяют детям создавать реалистичные модели.
Последней стадией обучения в студии является изучение современных компьютерных технологий позволяющих создавать (проектировать) трёхмерные компьютерные модели самых разнообразных и необходимых в жизни вещей и изготовление их на станке с ЧПУ. Изучение основ компьютерного машиностроительного черчения и проектирования изделий (и плоскостные, и пространственные модели). Проектная деятельность.
Возраст детей: дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 18 лет.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы - 4 года. Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время, и делится на учебный год с 1 сентября по 31 мая (аудиторные занятия) и летний период с 1 июня по 31 августа (внеаудиторные занятия).
Формы и режим занятий: в группах занимается от 10 до 15 человек; в зависимости от целей занятия, уровня подготовки учащихся и их индивидуальных особенностей, используются групповая, подгрупповая, индивидуальная формы организации занятий.
Основными формами проведения занятий являются:
- комбинированные, состоящие из теоретической и практической частей. При такой форме проведения занятий большее количество времени занимает практическая часть. Практическая часть подразумевает необходимость применения теоретических знаний, педагог дополнительного образования сводит к минимуму работу учащихся по шаблонам, а работа с заготовками исключается полностью;
- занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний;
- тематическое занятие;
- занятие-импровизация, на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе создания модели и использования различного материала;
- занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога;
- конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей;
- занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в студии;
- итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам, представлении собственных учебных проектов.
Теоретическая часть программы подаётся, в основном, в виде беседы и диалогов, а закрепление и накопление происходит в форме интеллектуальных игр, тест-опросов, мини-соревнований.
Структура организации трудовой деятельности на занятиях по техническому моделированию:
- анализ образца, графического изображения, технического задания;
- выбор материала;
- подбор инструментов и приспособлений;
-технология изготовления (маршрутная технология) с учётом экономии расходного материала и времени;
- организация рабочего места, соблюдение правил ТБ и ГТ;
- изготовление изделия;
- контроль и проверка, самооценка;
- уборка рабочего места;
- оценка изделия.
Учебная нагрузка определена по годам обучения:
Года обучения
|
Кол-во дней и часов в неделю
|
Общее кол-во часов в неделю
|
Аудиторная нагрузка в год
|
Вне-
аудиторная нагрузка в год
|
Итого часов в год
|
1-й
|
3 по 2
|
6
|
216
|
90
|
306
|
2-й
|
3 по 2
|
6
|
216
|
90
|
306
|
3-й
|
3 по 2
|
6
|
216
|
90
|
306
|
4-й
|
2 по 3
|
6
|
216
|
90
|
306
|
ВСЕГО
|
|
|
864
|
360
|
|
ВСЕГО по программе
|
|
|
1224
|
|
|