Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291


Скачать 157.02 Kb.
Название Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Опарина О.П.,

учитель-логопед МАДОУ «Д/С № 291

г. Пермь

Игры и игровые упражнения по развитию психических процессов,

как средство коррекции и профилактики нарушений чтения и письма.

В ряде задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Ребенок до обучения в школе должен достичь определенного уровня физического, социального, умственного, а также эмоционально-волевого развития. Обучение в школе требует достаточного запаса знаний о мире и сформированность элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свои действия и контролировать себя. Не менее важны развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, правильное звукопроизношение и развитие соответственно возрасту фонематического слуха. Эти необходимые условия для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма.

На логопедический пункт школ зачисляются дети, которые имеют трудности в овладении письменной и устной речью, что препятствует успешному обучению ребенка в школе и влияет на его адаптацию и психическое развитие.

Неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения).

При дислексии и дисграфии наблюдаются следующие группы ошибок:

  1. Замена и смешение звуков.

  2. Побуквенное чтение – нарушение слияние звуков в слоги и слова.

  3. Искажения звуко - слоговой структуры слова, которое проявляется в пропусках, перестановках, добавлениях звуков и слогов.

  4. Нарушения понимания прочитанного.

  5. Аграмматизмы при чтении и письме. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Виды дислексий (на основе нарушенных механизмов, т.е. несформированных операций процесса чтения, а также психических функций, обеспечивающих процесс чтения):

  1. Оптические дислексии, дисграфии.

Проявляются в трудности усвоения букв, сходных графически, в смешении сходных, в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах.

  1. Мнестические дислексии.

Проявляется в трудности усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

  1. Фонематические дислексии, дисграфии.

Эти нарушения связаны с недоразвитием фонематической системы.

  1. Семантические дислексии.

Проявляются в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текстов, при технически правильном чтении.

  1. Аграмматические дислексии, дисграфии.

Обусловлены недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.

  1. Тактильная дислексия.

Наблюдается у слепых детей.

Нужно знать, что у учащихся с нарушением письма и чтения, данные виды нарушений носят стойкий характер и нуждаются в коррекционной помощи специалистов.

Основная специфичность работы с дисграфиками и дислексиками заключается в:

  1. Сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику;

  2. Развитие анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;

  3. Выработке четкой артикуляции;

  4. Выработке четкой дифференциации оппозиционных звуков;

  5. Систематическом подборе материала для упражнений по анализу и синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию мышления.

В процессе логопедической работы по коррекции нарушений чтения необходимо знать, что чтение является сложным психофизиологическим процессом. А у большинства детей психические процессы развиваются неравномерно. Недостаточная сформированность какой – либо высшей психической функции может стать причиной какой – либо из видов дислексий.

С.В. Костромина указывает, что все причины трудностей можно разделить на семь групп.

  1. Недостаточное развитие пространственных представлений, т.е. восприятие расположения объектов и ориентировки в пространстве.

Для преодоления данных недостатков используются игры, цель которых научить ребенка ориентироваться в пространстве, понимать словесные инструкции, правильно им следовать.

  1. Недостатки в развитии внимания.

Задача данных упражнений – научить ребенка воспринимать общее содержание с учетом боле мелких составляющих его элементов, развивать умение сосредотачиваться на определенной задаче, анализировать письменный текст, умении различать отдельные буквы.

  1. Недостатки в развитии памяти.

Задача – учить пользоваться осмысленными, логическими, ассоциативными приемами запоминания.

  1. Недостатки в развитии интеллектуальной сферы ребенка.

Задача – учить анализировать, выделять наиболее существенные детали, находить общие признаки. Развитие навыков смысловой догадки.

  1. Недостатки в развитии речи.

Используются упражнения по развитию артикуляции, проговаривание чистоговорок, скороговорок, развитие грамматических навыков.

  1. Недостаточная сформированность приемов учебной деятельности.

Основная задача данных упражнений направлена на развитие произвольности и саморегуляции. То есть необходимо научить ребенка длительное время руководствоваться в поцессе работы заданным правилом.

  1. Особенности природной организации нервной деятельности ребенка, которые могут быть причинами трудностей в учебе.

Необходимым условием на коррекционных занятиях стало применение специальных игр и игровых упражнений, способствующих преодолению нарушений в чтении и письме у учащихся.

С.Н. Костромина «Учиться только на пятерки по русскому языку, математике, чтению» предлагает специально подобранные коррекционные упражнения, которые помогают развить те психические процессы, которые «отвечают» за чтение, письмо, тренируя общие способности интеллекта.

Данные упражнения носят развивающий характер, обеспечивают индивидуальный подход к ребенку, вносят разнообразие на занятиях и повышают интерес детей.

Игры и упражнения на развитие восприятия

и ориентировки в пространстве

Упражнение №1. Поиграем в роботов.

Цель: Научить ребенка ориентироваться в пространстве с использованием словесных пространственных обозначений.

Инструкция: Представь, что ты робот. Твоя задача – внимательно слушать и точно выполнять услышанное.

Робот, сделай два шага вперед, поворот налево.

Руки за спину, один шаг назад.

Поворот налево, три шага вперед.

Руки вперед.

Молодец! А теперь ты, робот, попал в темную пещеру, в которой ничего не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.

Поворот направо, руки вниз.

2 шага назад, 2 поворота направо. 3 шага вперед.

Вот ты оказался в нужном месте. Открой глаза.

Упражнение №2. Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как

услышишь.

Цель: Научить ребенка ориентироваться в пространстве, используя понятия «лево», «верх», «низ», «между», «над», «под», «за» и т.д.

Инструкция: Слева, справа, ниже, выше – нарисую, как услышу – правило, по которому ты должен выполнять новое задание.

Перед тобой нарисован круг.

1. Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.

Справа от квадрата нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.

Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.

Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.

Выше большого квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй круг. Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию. Справа от большого круга нарисуй флажок.

Правее флажка нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.

Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.

2. Приготовь цветные карандаши. Раскрась фигуру, которая находится между маленьким прямоугольником и флажком, синим цветом.

Раскрась фигуру, которая находится между большим треугольником и квадратом красным цветом.

Раскрась последнюю фигуру в ряду зеленым цветом.

Фигуру, стоящую слева от снежинки, но справа от квадрата, раскрась красным цветом.

Фигуру под большим треугольником раскрась желтым цветом.

Фигуру, находящуюся слева от большого круга, но справа о квадрата, раскрась зеленым цветом.

Фигуру под желтым кругом оставь незакрашенной.

Фигуру в начале всего ряда, слева от линии, раскрась синим цветом.

Фигуру под овалом закрась зеленым цветом.

Фигуру между двумя кругами, слева от прямоугольника под квадратом, закрась желтым цветом.

Упражнение №3 Фигурное лото (буквенное лото)

Цель: Научить правильно описывать свои карточки: как относительно друг друга на ней располагаются предметы, фигуры или буквы. Или по описанию ведущего его карточки, найти у себя аналогичную карточку. Например: «На моей карточке вверху справа – кружок, внизу справа – квадрат, вверху слева – прямоугольник, внизу слева – кружок, посередине – треугольник.

Инструкция: Сейчас мы будем играть в лото. На его карточках изображены разные геометрические фигуры (буквы). Правила у него простые: если одна из твоих карточек окажется такой же, как та, которую станет описывать ведущий, - обе выходят из игр

Упражнение №4 Помоги пчелке собрать урожай.

Цель: Научить ребенка ориентироваться в пространстве «буквенного поля» (для дошкольника-«фигурного поля») , следя за передвижениями ориентира глазами.

Инструкция: Настоящая пчела – очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному полю, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буквы правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово.

Р

ш

К

Я

ю

г

З

Л

ь

Ё

у

и

А

б

Щ

Э

Р




Д

Ч

О

Г

Е

Н

Ц

Я

У

Ж

П

Х

в

с

м

т

Ф



Игры и упражнения на расширения поля зрения

Упражнение №1 Гениальному сыщику срочно нужен помощник.

Цель: Научить ребенка, фокусирую взгляд на одном предмете, видеть, что находится справа, слева.

Инструкция: Сыщику из мультфильма о Бременских музыкантах нужен помощник. Чтобы стал его помощником, надо очень внимательным, уметь одним взглядом увидеть все вокруг, не упустить ни одной детали. Давай проверим, справишься ли ты с этой задачей?

Повесьте перед ребенком на уровне его глаз, на расстоянии 1,5 – 2 метра лист бумаги с нарисованным в центре кругом. Пусть, сфокусировав взгляд на нем, ребенок назовет предметы, которые видит справа, слева.

Упражнение №3 Помоги елочкам нарядиться.

Цель: Научить ребенка, зафиксировав взгляд на одной точке (центре), не переводя взгляда, вдеть цифры или буквы, стоящие справа и слева.

Инструкция: Тебе нужно нарядить елочку. Наша елочка не простая, а волшебная. Вместо игрушек мы будем развешивать цифры или буквы. Начнем с верхушки. Чтобы украсить ее, тебе нужно охватить одним взглядом сразу две цифры (буквы) по обеим сторонам вершины елочки. Не переводя взгляда, скажи, какая цифра (буква) находится на веточке справа, а какая слева. Если получилось, то опускай взгляд ниже. Постепенно ты сможешь украсить всю елочку.



Игры и упражнения на развитие внимания

Упражнение №1 Сними с букв страшное заклятье

Цель: Научить ребенка воспринимать общее содержание с учетом более мелких составляющих его элементов.

Инструкция: Вредный волшебник заколдовал слова так, что все буквы в них перепутались. Но ты сможешь помочь словам обрести их прежний вид, для этого тебе надо расставить все буквы по местам, объяснив, какие буквы перепутались.

Примечание: Пусть ребенок найдет ошибки, допущенные в правом столбике. Если он затрудняется, помогите ему: прочитайте слово из левого столбца сами, обсудите его смысл, предложите разделить на слоги и прочесть каждый слог отдельно. На следующем этапе предложите ребенку делать послоговую оценку, читая слоги один за другим про себя, а в слух лишь, указывая, где и какая именно ошибка обнаружена.

КОТ КОТУ

СОН ЗОН

МАМА АМАМ

ПАПА АПАП

Упражнение № 2 Буква заблудилась

Инструкция: Посмотри внимательно на каждое изображение. Какая буква встречается чаще других, значит, та буква и заблудилась. ( Для дошкольников- фигуры).

А Б А А В О П Р О Н

С З Ш К

А Ш О Л О Г Щ

И А Д П А В З

Ы О Ч О Р

Упражнение № 3 Собери бусы

Инструкция: Внимательно посмотри на эту цепочку и постарайся найти слова

1 – слово: СГС

2 – слово: ССГС

3 – слово: СГСС

4 – слово: СГСГ

макстолтортмама

Упражнение № 4 Найди слова

Цель: Развитие избирательности внимания.

Инструкция: Среди этих строчек с буквами спрятались целые слова. Быстро посмотри на строчки, найди и подчеркни их. (Время 3 минуты).

УДОМЛ ВМАМА КОТР АСЛОНЛ

Упражнение № 5 Собери буквы – грибы

Цель: Развитие способности анализировать письменный текст, умение различать отдельные буквы, составляющие то или иное слово, умения сосредоточиться на определенной задаче.

Инструкция: Сейчас мы с тобой будем собирать необычные грибы – буквы. Представь, что каждая буква «а» - это гриб. Постарайся найти все буквы «а» в этом тексте и подчеркни их.

Примечание: Со временем игру можно усложнить: например, если строчка начинается с буквы «а», предложите ребенку вычеркнуть другие «а» в этой строке.

Следующий уровень сложности: одну из букв (например, все «е») следует вычеркнуть, а другую (например, все «м») подчеркнуть.

Усложненный вариант: сначала одни из букв подчеркиваются, а другие вычеркиваются, затем задача меняется на противоположную. Например, в первой части задания все «д» - подчеркиваем, а все «о» - вычеркиваем; после команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все «д», а подчеркиваются все «о».

Первая часть Вторая часть

А ПОТОМ ОН ПОКАТИЛСЯ ПОКАТИЛСЯ В ОГОРОД

И НАЗАД НЕ ВОРОТИЛСЯ. ДОКАТИЛСЯ ДО ВОРОТ.

ПОКАТИЛСЯ ПОД ВОРОТА,

ДОБЕЖАЛ ДО ПОВОРОТА.

Упражнение №6 Учимся говорить на сверхсекретном языке

Инструкция: Я буду читать слова, твоя задача произнести эти слова наоборот.

Сон, раб, мел, лен, ром, дым, село, окно, роза, каша, липа, стул,

Телега, метка, крест, книга, ручка, шкаф, клоун, сапоги, грядка.

Игры и упражнения на развитие памяти

Упражнение №1 Страна вообразилия.

Цель: Развитие памяти. Развитие способности запоминать ряд слов.

Инструкция: Представь, что ты попал в страну Вообразилию. По ее закону все жители должны много воображать. Итак, я стану произносить слова, а ты каждый раз воображай себе то, что они обозначают. И рассказывай мне. А теперь назови и запиши слова, которые ты запомнил.

Примечание: Пройдя первый столбик, переходите к следующему, увеличив слова. Постепенно следует отказаться от названных вслух качеств, скрывающихся за тем или иным словом, и проходить этот этап мысленно, в уме.

Бумага Шерсть Сапог Гнездо Телега Палец

Кот Волосы Лимонад Колесо Роза Слон

Палка Платок Поцелуй Фильм Слеза Автобус

Блин Ботинок Доктор Счастье Птица Сок

Упражнение №2 Запомни фигуру.

Цель: Развитие зрительной памяти.

Инструкция: Перед тобой фгурка из спичек. Запомни и сделай так же.

Примечание: Фигурка закрывается.

Упражнение №3 Найди друзей для одинокого слова

Цель: Формировать умение находить внутренний смысл абстрактных понятий. (Устанавливая ассоциации, конкретизируя таким образом понятия абстрактные, ребенок будет одновременно развивать логический вид запоминания.)

Инструкция: Я буду по очереди называть тебе слова. А ты каждый раз говори, какие слова приходят тебе в голову, когда ты слышишь это слово. Одно слово услышишь, а другое вспомнишь. Чем больше найдем - тем лучше.

ОСЕНЬ ВРЕМЯ СВОБОДА ТАНЕЦ

УСТАЛОСТЬ ЖАРА ТЕРПЕНИЕ СЧАСТЬЕ

Игры и упражнения на развитие мышления

Развитие словесно-логического мышления

Упражнение № 1 Как слова дружили

Цель: Развивать умение анализировать. Выделять наиболее существенные детали, находить общие признаки.

Инструкция: Подумай и скажи, чем похожи между собой слова в каждой из строчек. Что их объединяет в пары и тройки?

  1. ЯБЛОКО И АРБУЗ.

  2. САХАР И СНЕГ.

  3. КНИГА, КРЫША, КОРОБКА.

  4. МОРЖ, СТОРОЖ, ЕЖ.

  5. КОВШ, НОЖ, БРОШЬ.

  6. КОЛЕСО, ЯБЛОКО, ОКРУЖНОСТЬ.

  7. ЛОЖКА, ЛОПАТА, ЛАДОНЬ.

  8. СКРИПКА, ГИТАРА, АРФА.

  9. САНКИ, ТЕЛЕГА, КАРЕТА.

  10. ТРУД И РЕКА.

Упражнение № 2 Приведи все в порядок

Инструкция: Нас с тобой окружает огромный богатый мир. Как в нем разобраться? Давай попробуем. Разделим все, что окружает нас, на группы: например, в одной окажется всякая живность, а в другой - разные растения, в третьей – предметы обихода… Для каждой группы нужно придумать не менее 5 слов.

Варианты группировки:

  1. Животные, насекомые, птицы.

  2. Фрукты, овощи, цветы.

  3. Одежда, посуда, мебель.

  4. По начальной букве слова.

  5. Кусты, цветы, деревья.

  6. По последней букве в слове.

  7. По количеству слогов в словах.

  8. Без мягкого знака, с мягким знаком в конце слова, с мягким знаком в середине слова.

  9. По количеству букв в словах.

  10. По соответствию или, наоборот, несоответствию количества звуков количеству букв в слове:

- количество звуков соответствует количеству букв

- звуков больше, чем букв

- звуков меньше, чем букв.

Упражнение № 3 Найди подходящее слово

Инструкция: В каждой строчке левого столбца этого списка стоит слово с указанием какого-нибудь признака. В соответствующей строчке правого столбца признаков дается уже несколько, и тебе надо выбрать подходящий. Правильно это сделать не всегда легко. Все четыре определения правильные, но мы должны выбрать только одно из них. Раз в левом столбце определение давалось по вкусу, значит, и в правом надо выбрать вкусовой признак.

1. КЛЮКВА КИСЛАЯ МЕД (ПОЛЕЗНЫЙ, ЛЕЧЕБНЫЙ, СЛАД-

КИЙ, МАЙСКИЙ)

2. СТУЛ ДЕРЕВЯННЫЙ ИГЛА (ОСТРАЯ, ТОНКАЯ, СТАЛЬНАЯ,

КОРОТКАЯ)

3. УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ САХАР (СЛАДКИЙ, СЫПУЧИЙ. БЕ-

ЛЫЙ, ТЯЖЕЛЫЙ)

4. ЛЕТО ЖАРКОЕ ЗИМА (СНЕЖНАЯ, ХОЛОДНАЯ, ТЕП-

ЛАЯ, ДОЛГАЯ)

5. СЛОН БОЛЬШОЙ МЫШКА (БЫСТРАЯ, СЕРАЯ, ЮРКАЯ,

МАЛЕНЬКАЯ)

6. ВРАЧ УМНЫЙ ДОКТОР (МОЛОДОЙ, ЗНАЮЩИЙ,

ДОБРЫЙ, ХОРОШИЙ)

7. КОНЬ КРЕПКИЙ ЛОШАДЬ (БЫСТРАЯ, СТАРАЯ, НАДЕ-

ЖНАЯ, КРАСИВАЯ)

8. МЕСЯЦ ЮНЫЙ ЛУНА (БОЛЬШАЯ, КРУГЛАЯ, ЯРКАЯ,

МОЛОДАЯ)

9. ПРУТ ТВЕРДЫЙ ХВОРОСТИНА (ЖЕСТКАЯ, КРЕПКАЯ,

ПРОЧНАЯ, НАДЕЖНАЯ)

10. ПИЩА ЦЕННАЯ ЕДА (ВКУСНАЯ, ДОРОГАЯ, СВЕЖАЯ,

ГОРЯЧАЯ)

11. БАГАЖ ТЯЖЕЛЫЙ НОША (ГРОМОЗДКАЯ, БОЛЬШАЯ, НЕ-

ПОДЪЕМНАЯ, НЕУДОБНАЯ)

12. ДЕЙСТВИЕ СМЕЛОЕ ПОСТУПОК ( ХОРОШИЙ, РЕШИТЕЛЬ-

НЫЙ, АКТИВНЫЙ, ОТВАЖНЫЙ)

Упражнение № 4 Верни все на свои места

Инструкция: Раньше слова стояли по порядку и из них можно было составить рассказ. Но вдруг они перепутались. Чтобы вернуть слова на место, надо прочитать цепочку слов и расположить в ней слова по порядку. Для этого тебе придется для начала представить, в какой последовательности происходили события: что случилось сначала, кто пришел потом, что было дальше. Объясни, почему ты расположил слово именно так, а не иначе.

  1. МОЛОКО, ТРАВА, КОРОВА, КУВШИН.

  2. ВРАЧ, БОЛЕЗНЬ, ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ, ЛЕКАРСТВА.

  3. ДОМА, СТРОИТЕЛИ, КОРПИЧИ, ЖИЛЬЦЫ.

  4. ХОЛОД, БОЛЕЗНЬ, ПРОСТУДА, ЗИМА.

  5. ЦВЕТЫ, ПОЧКИ, ЛИСТЬЯ, ПЛОДЫ.

  6. ШКОЛА, ПОРТФЕЛЬ, ОТМЕТКА, УРОК.

  7. ФУТБОЛИСТЫ, ИГРА, РЕЗУЛЬТАТ, СТАДИОН.

  8. ХЛЕБ, ЗЕРНА, МУКА, КОМБАЙН.

  9. ВЗРОСЛЫЙ, РЕБЕНОК, МЛАДЕНЕЦ, ШКОЛЬНИК.

  10. ОТКРЫВАТЬ, ДОСТАВАТЬ, ЗАКРЫВАТЬ, ЧИТАТЬ.


Приложение № 6

Игры и упражнения на развитие самоконтроля и

саморегуляции

Упражнение №1 Сохрани слово в секрет

Цель: Развитие произвольности и саморегуляции. Научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом.

Инструкция: Я буду называть разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список: Окно, стул, ромашка, ириска, просо;

Плечо, шкаф, василек, книга и т.д.

Примечание: - Нельзя повторять слова начинающиеся на звук «Р»:

Море, рак, камень, песок, ракушка, водоросли.

- Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука:

Кот, собака, птица, рыба, окунь, лошадь, акула.

- Нельзя повторять слова, состоящие из двух слогов:

Пол, стол, кровать, стул, шкаф, мебель, диван.

Похожие:

Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Консультация для родителей
Подготовила: Авертьева Н. Г., учитель-логопед группы №2 мадоу «Детский сад №87» г. Перми
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Конспект интегрированной нод с детьми старшего дошкольного возраста...
Задачи: Упражнять детей в правильном употреблении предлогов над, под, между, около
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Методическая разработка «Деловые игры для педагогов». Дуркина М....
На современном этапе в основе работы каждого педагога лежит принцип деятельностного подхода. Деятельностный подход – это процесс...
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Упражнения, способствующие формированию навыков чтения. Добрынина...
Добрынина Э. Г., учитель-логопед высшей категории, моу «Яйская оош №3», п г т. Яя, Кемеровской обл
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Ольга Борисовна Чупик учитель-логопед высшей квалификационной категории...
Ольга Борисовна Чупик – учитель-логопед высшей квалификационной категории мбуо «Центр диагностики и консультирования»
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Проект «Музей ароматов»
Участники проекта: дети логопедической группы, воспитатели, родители, учитель-логопед
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Тема опыта
Автор опыта: Кравцова Наталья Викторовна, учитель-логопед мкскоу скош №30 (VIII) г. Белгорода
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Книга адресована в первую очередь родителям, но она будет весьма полезна и специалистам
Михайлова Алевтина Петровна, учитель – логопед, стаж педагогической работы более 40 лет
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Методическое сопровождение цифрового образовательного ресурса «Приключения Маши»
Пусева Светлана Викторовна, учитель-логопед муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №76»
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Программа «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Новоорловский центр развития ребенка детский сад «Аленушка»
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Название (полное) учебного заведения, год его окончания
Уральский государственный педагогический университет, учитель-логопед – 2009 год; Ижевский государственный технический университет...
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Учебно-методический комплекс дисциплины психолого-педагогическая...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Руководство мадоу детский сад №69 Адрес электронной почты: dou 69@...
Управление мадоу детский сад №69 осуществляет заведующий: Виолетта Александровна Частоступова
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Подготовила: учитель-логопед мбдоу №27 с/п "Рябинка"
Когда необходимо обратиться к логопеду: речь ребенка настолько неразборчива, что его могут понять только близкие люди; при произнесении...
Опарина О. П., учитель-логопед мадоу д/С №291 icon Гончар Елена Леонидовна учитель физики, учитель высшей категории,...
Ключевые слова: энергосбережение, окружающая среда, энергетика, электроприборы, источники энергии, техника безопасности

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск