Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание»


Скачать 480.34 Kb.
Название Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание»
страница 1/5
Тип Методическая разработка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическая разработка
  1   2   3   4   5


Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Исовский Дом детского творчества»


методическая разработка

педагог дополнительного образования

кружок «Художественное выжигание»

Попкова Наталья Юрьевна

Г. Нижняя Тура, П.Ис
2014г
Содержание:



  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………….… 2




  1. Историческая справка ……………………………………………………………….… 3




  1. Прибор для выжигания. Иглы для аппарата………………………………………. 4




  1. Инструменты и материалы …………………………………………………………....5




  1. Вспомогательные приспособления…………………………………………………. 6




  1. Технология изготовления вспомогательных приспособлений…………………. 7




  1. Подготовка и выбор ткани……………………………………………………..…… 8




  1. Подготовка рабочего места…………………………………………………….….. 8




  1. Правила техники безопасности………………………………………...……… 9-11




  1. Основные приёмы выжигания…………………………………………………. 11-12




  1. Уход за изделиями, выполненными в технике выжигания………………… 12




  1. Терминологический словарь…………………………………………………………13




  1. Заключение 14



14. Список литературы……………………………………………………….………….. 18

15. Приложение

Приложение №1:: «Технологические карты».

Приложение №2: «Фигурные линейки, эскизы салфеток».

Приложение №3: «Фотографии изделий».
16.Задания для закрепления пройденного материала.
Игра «Выбор инструментов, материалов».

Игра «Угадай слово».

Задание: Найти все монограммы.

Тест по теме "Гильоширование"

Комплекс упражнений ФМ общего воздействия для обучающихся кружка


Пояснительная записка.

Методическое руководство разработано для детей кружка «Художественное выжигание» 7-18 лет. Методическая разработка может быть использована в качестве как для занятий по трудовому обучению в УДО, так и МОУ средних общеобразовательных школах.

Детальное описание технологии создания методом выжигания платочков, салфеток, аппликаций и др. изделий (см. приложение №1), а также наглядные иллюстрации (приложение №3) и эскизы (см. приложение №2) сделают процесс обучения увлекательным и быстрым, интересные задания помогут, лучше запомнить пройденный материал.

Цель:

Формирование художественной и эстетической культуры учащихся, организации полноценного досуга.
Задачи:
• Научить владеть техникой и приемами гильоширования.
• Развивать творческую активность, эстетический вкус.
• Формировать внимание, мышление, усидчивость.
• Развивать трудолюбие, стремление создавать нужные и красивые вещи.
• Способствовать развитию организаторских способностей.
• Привить знания, умения и навыки соответствующие гильошированию.
Четкое описание последовательности процессов, необходимых инструментов и приспособлений для каждого типа изделий позволит избежать ошибок при выполнении работы.

Результатом успешного освоения данного курса обучающимися является участие в выставках творческих работ; тематические, итоговые выставки-продажи, участие в конкурсах.

Историческая справка.
Вообще гильоширование — это гравирование на специальной так называемой гильоширной машине рисунка в виде тех или иных комбинаций линий. В применении к рукоделию гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.

В 80-е годы в г. Рыбинске впервые был разработан новый оригинальный метод обработки тканей - гильоширование. Автором его является Зинаида Петровна Котенкова. Многих мастериц обучила она этому искусству в Ярославле, Москве, Угличе, Луге. Сотрудничала Зинаида Петровна с известным модельером Вячеславом Зайцевым, признана она и Энной Бурдой, от которой получила благодарственное письмо.

В 1990 году 3. П. Котенкова получила авторское свидетельство на свое изобретение. Работы, которые выполняет сама Зинаида Петровна, поражают мастерством, фантазией, красотой и изяществом. Редко кому из ее учениц удается достигнуть такого же уровня мастерства, но и ее учениками накоплен уже достаточно богатый опыт.

В Германии в 70-е гг. XIX в. ручная техника выжигания по ткани называлась пиротехникой. Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы. Гильоширование популярно, как в России, так и за рубежом. Учатся основам этого искусства и дети, начиная с шести лет.

Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а, кроме того, кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т. д.

Главное - это творить, работать, проявлять свою фантазию и выдумку, а отточенность техники придет со временем.

Сюжеты из каталогов, альбомов по народной вышивке, забавные рисунки из детских книг-раскрасок, с поздравительных открыток, а также свои собственные эскизы послужат первоначальным рабочим материалом для изготовления изделий.
Прибор для выжигания.

В качестве основного инструмента для гильоширования используется аппарат для выжигания по дереву типа «Узор», «Умелец», «Вязь», «Дымок» и другие. Такие аппараты выпускаются отечественной промышленностью и поступают в розничную торговлю.



Иглы для аппарата.

В настоящее время вместе с инструкцией по эксплуатации аппарата в комплект входят толстая игла для выжигания по дереву и тонкая игла для гильоширования. У ранее выпущенных аппаратов таких игл нет, поэтому нужно сделать её самому. Вот несколько вариантов игл:



Простые иглы



Витая и "королевская" игла


Это простые (тонкие) иглы (а), предназначенные для тех, кто только начинает заниматься выжиганием по ткани, и более сложные иглы, используемые опытными мастерицами: витая и «королевская» (б и в).

Тонкая игла удобна практически для всех операций художественного выжигания по ткани. Если у вас нет такой иглы, ее можно изготовить из нихромовой проволоки диаметром 0,8 мм (возможная толщина иглы 0,6-1 мм). Конец иглы заостряют.

«Королевской» иглой опытные мастерицы обрабатывают тонкие ажурные аппликации. Эта игла не дает опалины материала, запаха и дыма. Витой иглой удобно обкалывать материал, при этом образуются круглые выразительные точки. Для её изготовления можно взять обыкновенную швейную иглу № 3 (4), у

которой отломаем ушко (этот конец будет вставлен в аппарат); отступя от острия иглы на 5 мм, обмотаем нихромовой проволокой на 1/3 длины.

Если такого прибора нет под рукой, то можно использовать обыкновенный паяльник небольшого размера. Для этой цели лучше купить новый с медным жалом. Жало вынуть, напильником заточить кончик до остроты и аккуратно загнуть, до удобного для работы положения.


Инструменты и материалы.

Ножницы.



Необходимо иметь две пары острых ножниц: одни - большие с прямыми концами для изготовления шаблонов геометрической формы из картона и металлической фольги, другие - маникюрные с загнутыми концами для вырезания маленьких фигурных шаблонов с прорезными отверстиями. Ножницы применяют только в работе с картоном и фольгой.

Калька. Для перевода рисунка.



Пинцет.

Для снятия мелких вырезанных деталей применяется пинцет с острыми концами.



Альбом.

Фотоальбомы незаменимы для хранения шаблонов, линеечек, мелких деталей, вырезанных из ткани, а также выкроек цветов.





Папка с файлами

Рисунки, эскизы, чертежи изделий хранят в регистраторах с полиэтиленовыми вкладышами или в регистраторах с прижимом. В результате рисунки не мнутся, долго сохраняются и удобны для просмотра и работы.



Разные крышечки

Пластмассовые, полиэтиленовые крышки (майонезные крышки, крышки из-под масла, упаковочные крышки из-под кофе, какао, косметических кремов), используют в качестве основы для миниатюрных декоративных панно круглой или прямоугольной формы.



Ручка, карандаш.

Гелевая ручка черного цвета, твердый механический карандаш. Т, 2Т с диаметром грифеля 0,5 мм, черная карандашная тушь необходимы при переводе рисунков на кальку или плотную рисовальную бумагу. Они не оставляют следов от чернил на ткани.



Вспомогательные приспособления.

Для работы с повторяющимися узорами и рисунками удобно пользоваться вспомогательными приспособлениями. К ним относятся фигурные линейки, шаблоны и трафареты.

Фигурные линейки (см. приложение №2) служат для оформления узорчатого, фигурного края изделия. Фигурный узор края должен быть выполнен в натуральную величину, а длина линейки - достаточной для выполнения небольшого, удобного для непрерывной работы участка края изделия. Передвигая фигурную линейку вдоль края изделия, можно будет обработать весь край. Для удобства работы можно предусмотреть оформление не только прямых участков, но также и скругленных по форме обрабатываемого изделия. В любом случае линейка будет выглядеть как небольшая часть изделия - прямая, скругленная, с прямым углом или другой необходимой для данного изделия формы. Если фигурная линейка изготавливается для выполнения определенного изделия с известным рисунком, то помимо края в ней можно выполнить некоторые внутренние украшающие элементы, например отверстия.





Шаблоны служат для выжигания одинаковых деталей по наружному контуру. Это могут быть лепестки и листики декоративного цветка, собираемые потом в единую композицию (рис. а); накладной элемент, украшающий узорчатый край изделия по всему контуру (рис. б); элемент узора, часто встречающийся в рисунке аппликации (рис. в) и др.

рис.а

рис.б

рис.в

Трафареты - это вспомогательные приспособления, предназначенные для оформления узора внутри какой-либо детали изделия. Они могут иметь и свой наружный фигурный контур, как шаблоны, но основное значение имеет узор внутри него. Здесь представлены несколько вариантов трафаретов (а - с несимметричным узором; б - с симметричным узором; в -1/4 части узора).


а

б

в


Технология изготовления вспомогательных приспособлений

Вспомогательные приспособления бывают разовые и многократного применения. Если вспомогательное приспособление предназначено для выполнения одного изделия, то целесообразно выполнять его из твердой лощеной бумаги или картона. Из этого материала легче вырезать и он, более доступен. Глянцевая поверхность не позволяет некоторое время прижигаться с тканью, но при многократном использовании такие вспомогательные приспособления быстро выходят из строя: края лохматятся и начинают оставлять следы на изделии, к ним прилипают оплавы, что приводит к искажению рабочего края шаблона или линейки.

Для изготовления вспомогательных приспособлений многократного использования лучше всего подходит листовая фольга. Металлическая основа делает ее прочной и нечувствительной к прикосновению раскаленной иглы, а оплавы и нагары от ткани легко стираются обычной тряпочкой.

Технология изготовления вспомогательных приспособлений состоит в следующем (см. приложение №2). Сначала выполняется рисунок шаблона, линейки или трафарета на клетчатой или миллиметровой бумаге в натуральную величину. Если рисунок трафарета симметричный, то выполняется половина рисунка. В случае если вспомогательный элемент будет выполняться из бумаги или картона, его эскиз можно нарисовать прямо на них или наклеить поверх рисунок. Если приспособление будет выполняться из фольги, то рисунок переводится при помощи выдавливания. Для этого следует положить бумагу с нанесенным рисунком на лист фольги и обвести его, например, шариковой ручкой. На фольге останутся вдавленные линии, повторяющие линии рисунка. По этим линиям следует вырезать рисунок маникюрными хорошо заточенными ножницами. Отверстия в трафаретах и на фигурных линейках пробиваются дыроколом или пробойниками. Для симметричных трафаретов или шаблонов фольга складывается пополам и вырезается в два слоя. В трафаретах целесообразнее вырезать сначала контуры внутреннего узора, а в конце наружный контур, чтобы избежать смещения внутреннего рисунка трафарета относительно внешних его сторон.



Работа с 1/4 трафарета Работа с 1/2 трафарета

Подготовка и выбор ткани.
Задумав выполнение того или иного изделия, нужно подобрать ткань.

Для изготовления изделий в технике гильоширования подходят только синтетические ткани: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шелк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими. Непригодны для гильоширования хлопчатобумажные, вискозные и шерстяные ткани, а также смесовые ткани с шерстяными, вискозными и хлопчатобумажными волокнами, так как при обжиге они горят, а не плавятся и не обладают клейкостью.

Клейкость и прочность ткани проверяют на небольшом её лоскутке, проводя горячей иглой по долевой и поперечной нитям. Игла должна разрезать ткань, не обугливая край ткани, а оплавляя его, не оставляя гари или темного следа.

Ткани можно применять как однотонные, так и разноцветные. В качестве основы для изделий чаще других используется белый материал. Прекрасно выглядят в изделиях материалы типа шифона производства Японии, Сирии, Кореи, но эти ткани обладают низкой клейкостью, поэтому под них надо подкладывать капрон.

Материал должен быть чистым, хорошо проглаженным, без заминов и складок. При гильошировании материал можно кроить по долевой, поперечной и косой нитям. На первых порах лучше всего использовать подкладочные шёлковые ткани импортного производства. Они достаточно тонкие, хорошо просвечивают и легко плавятся. Ещё не маловажное их достоинство – они недорогие.

В работе можно использовать не только новую ткань, но и старые вещи, лоскутки от пошива изделий. Ткань должна быть чистая, хорошо выглаженная. Подобранный вами материал можно прожелатинить, тогда ткань будет легче резаться горячей иглой. Чаще всего инструкция по правилам работ с желатином написана на пакетиках с желатином.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
-Приступая к работе, сосредоточьтесь и духовно настройте себя на ее успешное выполнение. Работа не должна вас раздражать. Если что-то не ладится, будьте спокойны, терпеливы, внимательны, и у вас все получится

-Необязательно заканчивать изделие за один присест, лучше всего работать не более четырех часов подряд, делая при этом небольшие перерывы для того, чтобы дать отдых себе и аппарату (чтобы аппарат не перегревался, его следует выключать каждые 30—60 минут работы).

-Не следует увлекаться продолжительной работой, особенно начинающим, так как используемые при обжиге синтетические ткани дают запах и гарь. В связи с этим не рекомендуется заниматься гильошированием людям, страдающим астмой или аллергическими заболеваниями. Не советуем заниматься выжиганием детям младше 10—11 лет.

-Как показала многолетняя практика, умеренная работа с аппаратом (не более 8 часов в сутки с перерывами) вреда здоровью не приносит, а достигнутые при этом успехи повышают настроение, заставляют забыть о недугах, неприятностях.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Методическая разработка «Сборник игр в помощь педагогу»
Автор: Винокурова Дина Владимировна, методист, педагог дополнительного образования Центра детского творчества
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Наталья Николаевна Еленская педагог дополнительного образования моу...
Данная методическая разработка разработана в форме устного журнала «Химический калейдоскоп» с элементами ролевой игры. Считаю, что...
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon О наличии оборудования и программного обеспечения и использовании...
В гкоу «Казачий кадетский корпус» на 13. 10. 17 г обучаются 202 учащихся, работают 12 штатных учителей-предметников, педагог-психолог,...
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Дополнительного образования детей «дом детского творчества» кемеровского...
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, однако также могут быть полезны всем, кто хочет...
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Центр дополнительного образования для детей Тахтамукайского района
Руководитель : преподаватель технологии мбоу сош №5, педагог дополнительного образования кружка «Умелец» Кузьмин В. Н
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Методическая разработка урока по теме: «Пирожные песочные»
Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Английский язык»
Методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка профессиональных образовательных учреждений
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Методическая разработка Урока контроля знаний и умений обучающихся...
Методическая разработка предназначена для преподавателей специальной технологии по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию...
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Автор: Охотникова Светлана Григорьевна, педагог дополнительного образования Центра детского творчества
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Методическая разработка «Анкетирование как форма анализа результативности...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Программа дополнительного образования. Кружок «Мозаика эрудитов»
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы...
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Методическая разработка комбинированного занятия для преподавателей....
Методическая разработка утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии, рекомендована к использованию в учебном процессе...
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Образовательная программа объединения дополнительного образования...
Кружок рассчитан на 33 занятия при продолжительности занятий 35 мин с включением обязательных подвижных игр
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Программа курса «Умелые ручки»
«Художественное творчество» Просняковой Т. Н., Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Методическая разработка внеаудиторного междисциплинарного мероприятия...
Методическая разработка для проведения внеаудиторного мероприятия рассмотрена и утверждена на заседании цикловой комиссии, рекомендована...
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» icon Образовательная программа «мягкая игрушка» Педагог дополнительного...
Образовательная программа «Мягкая игрушка» является программой дополнительного образования детей художественной направленности

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск