АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №9 «ЧЕРЕПАШКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
ГОРОД РАДУЖНЫЙ
Семинар – практикум для родителей
«Игра – как средство формирования коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста»
Жевакина С.Н.
педагог - психолог
г.
Цель: дать родителям понятия, что игра является одним из средств формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
познакомить родителей с особенностями игры детей старшего дошкольного возраста; дать родителям возможность «прикоснуться» к самобытному миру их ребенка;
акцентировать внимание на особенностях выбора папами и мамами игр для детей;
дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребенком.
Материал и оборудование: вазочка с цветами, альбомные листы, простые и цветные карандаши, цветные обручи для игры «Пять островов», материал для упражнения «Знаю ли я своего ребенка?»
План семинара-практикума:
1. Приветствие родителей. Игра «Комплимент»
2. Игра «Да – нет»
3. Диалог с родителями «Зачем нужна игра?»
Сообщение педагога – психолога «Игра – как средство коммуникативных навыков у детей.
4. Игра «Снежные слова»
5. Игра «Дорисуй»
6. Обсуждение по кругу «Особенности игры с детьми женщин и мужчин»
7. Игра «Пять островов»
8. Игра, "Какой он – мой ребенок"
9. Упражнение для родителей и детей «Знаю ли я своего ребенка?»
Игровое упражнение «Комплимент»
Цель: установить между родителями контакт, сформировать у них положительный настрой.
Педагог – психолог:
- «Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами».
Родители сидят в кругу. Каждый участник представляется и, передавая соседу, вазу с цветами, говорит комплимент или приятные слова, которые вызывает образ данного человека.
Игра «Да – нет»
Педагог – психолог:
- «Сейчас я вам предлагаю ответить на мои вопросы «да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны.
«Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю, …как быть, господа?
Проблемы деток решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ –
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я,
Активными все будем?» (да)
Родители садятся за столы. Педагог-психолог читает информацию.
В наш век бурного развития информационных технологий педагоги ДОУ и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам, и большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Современные дети не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения.
Недостаточное развитие коммуникативных способностей вызывает серьезную озабоченность педагогов дошкольных учреждений. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими — залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни.
Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка к взрослой жизни.
Коммуникативные способности (или умение общаться) – это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Гармоничное психическое развитие детей дошкольного периода целиком зависит от благоприятного психологического климата в их семье. Это та почва, на которой будут взращены важные в человеческом обществе черты личности.
Родительская любовь способна направить в верное русло психологическое развитие детей.
Любовь и мудрое воспитание родителей дают детям твердую опору и надежную эмоциональную защиту в жизни.
Обсуждение по кругу «Зачем нужна игра?»
Цель: предоставить родителям возможность задуматься о значении игры в жизни их ребенка.
Инструкция. Родители по очереди высказывают свое мнение по поводу значения игры в жизни их ребенка. Педагог – психолог подводит итог.
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей. В процессе игры, дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.
Таким образом, игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велики.
Игры очень разнообразны, и условно, их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
Вторая группа игр — игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию.
Основной компонент игры — правила. Благодаря ним возникает новая форма удовольствия ребенка — радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им.
Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.
Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей — ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра — главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.
Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.
Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстникам
Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.
Контакты со сверстником приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь с взрослыми.
Игра «Снежные слова»
Цель: познакомить родителей с детской игрой, направленную на развитие внимания, памяти, активизации словаря детей.
Родители обсуждают развивающее значение этой игры.
Игра «Дорисуй»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие воображения.
По кругу передается альбомный лист и карандаш, каждый из участников игры дорисовывает одну деталь. Итог – получается общий рисунок.
По окончании рисования дать название предмету (кстати, предмет не обязательно должен быть реально существующим), поговорить о его назначении, а может быть и придумать короткий рассказ
Обсуждение по кругу «Особенности игры с детьми женщин и мужчин»
Цель: предоставить родителям возможность задуматься об особенностях игры мужчин и женщин.
Инструкция. Родители по очереди высказывают свое мнение по поводу различий игры папы и мамы с ребенком. Ведущий в столбик записывает на доске эти характеристики.
В заключение участникам предоставляется возможность сравнить особенности игр папы и мамы с ребенком и сделать выводы взаимодополняемости этих игр.
Игра «Пять островов»
Цель: активизация внимания и физической активности, развитие способности к кооперации.
На полу пять кругов разного цвета, достаточно больших, чтобы разместить всех участников. Попросите остров, на котором они хотели жить. Предупредите участников, что один из островов очень скоро затонет в море. И жители этого острова будут вынуждены быстро переселиться на другие острова. Пусть все разместятся, а потом выкрикните цвет острова, который тонет. Участники бегут к четырем другим островам. Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одном острове.
Игра, «Какой он – мой ребенок»
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.
Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех.
Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.
Знаю ли я своего ребенка?
Упражнение для родителей и детей
Цель: осознание важности понимания себя самого и понимания своего ребенка.
Родителям предлагается ответить на ряд вопросов. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома. Родитель должен задать ребенку имеющиеся у него вопросы, записать ответы ребенка и сравнить их с теми, которые он предполагал.
Психолог может заранее опросить ребенка, и тогда обсуждение происходит на консультации.
Вопросы:
Мое любимое животное и почему?
Мое нелюбимое животное и почему?
Мой любимый цвет и почему?
Мой нелюбимый цвет и почему?
Моя любимая сказка
Сказка, которая мне не нравится.
В другом человеке мне больше всего нравиться такая черта, как…
В другом человеке мне не нравиться такая черта, как…
Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем – то на один день, то я бы стал… почему?
Доброго волшебника я попросил бы о… почему?
А злого волшебника попросил бы о … почему?
В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?
Важно, чтобы родители рассказали о себе, нашли то общее, что объединяет их самих и детей.
Многие вопросы из перечня, которые задаются родителям, касаются их желаний, нереализованных возможностей, представлений об идеальном существовании. Далеко не всегда родители хорошо знают об истинных чаяниях и желаниях своих детей. Обмен собственными ответами на вопросы родителей побуждает к самоанализу.
Анализируемые параметры
Несмотря на изменения в мире, наиболее ценными в людях качествами остаются доброта, честность, открытость, верность, ответственность, а в числе неприемлемых чаще всего называются лживость, лицемерие.
Что касается животных, то кошки и собаки, безусловно, держат пальму первенства. Желание превратиться в кого – нибудь у взрослых часто связано с потребностью унестись от забот (ветерком, облаком, птицей, ручейком) или обрести могущество (волшебник, обладатель цветика – семицветика).
Иногда возникает вопрос: почему в одних семьях ассоциации на животных носят однообразный характер (например, мы все кошки, волчья стая, или мама – доберман, папа – ньюфаундленд, сын – щенок), а в других семьях четко прорисовывается индивидуальный характер каждого животного? Например: муж – слон, жена – пантера, сын – котенок, дочка – белка. Нельзя интерпретировать эту информацию однозначно, не опираясь еще на какие – то данные отношения в семье.
Обычно в разных животных обращают членов семьи дети старшего возраста, которые хорошо чувствуют индивидуальность каждого. Можно, конечно, строить гипотезу о большей интеграции ребенка в состав семьи, если все животные принадлежат к одному виду, однако она не должна преподноситься как единственная верная. Желание стать кем – то на короткое время могут быть вызваны самыми разными причинами.
Выбор сказок диктуется предпочитаемыми качествами сказочных героев (искренность, бескорыстие, справедливость, красота и т.д.). Однако чаще сюжеты сказок являются отражением реализованных или нереализованных жизненных сценариев. Размышляя на тему «Почему мне не нравится эта сказка?» могут быть еще более увлекательными, чем поиск причин предпочтения любимого сюжета.
Сказки, которые завораживали в детстве нехитрыми, повторяющими действиями, кажутся взрослым людям: глупыми, непонятными, бестолковыми («Колобок», «Курочка, Ряба», «Репка»). Действительно, смысл многих сказок скрыт в глубине веков: кто догадается сейчас, что золотое курочкино яичко – символ вечной жизни, и тот, кто его разобьет, обретет счастья бессмертия? Да и сказки писались когда – то не для детей.
При выполнении этих заданий родители почти всегда отмечают, как им хочется угадать ответы ребенка, а некоторые даже начинают искать себе оправдания за неугаданные ответы. Часто эти чувства родителей связаны с установками «Я должен все знать о ребенке», «У него не должно быть никаких тайн от меня», «Если я хорошая мама (папа), значит, я все знаю о нем». Отчасти эти установки связаны с предыдущим ранним опытом ухаживания за малышом, когда действительно было очень важно распознавать малейшие телодвижения, чтобы удовлетворять все потребности не умеющего говорить младенца.
Известно, что именно способность матери эмпатично (сопереживания) относиться к младенцу способствует формированию у него надежного типа привязанности, возникновению чувства безопасности, на основе которых в дальнейшем базируется уверенность ребенка в себе.
Человек учится этому чувству постепенно, шаг за шагом, быстрее или медленнее. С самого раннего детства, всю жизнь. Когда малыш спотыкается и падает, то часто слышит: «Не плачь, ничего страшного не случилось!» Родители это делают для того, чтобы ребенок не вырос плаксой, а тот недоумевает: «Как же не случилось, если у меня болит ножка?» Лучше обними малыша и примени старинный проверенный рецепт — подуй на больное место. И кроха получит то, что ему требуется: поддержку и утешение. Он видит, что его понимают, и одновременно запоминает, как правильно поступать в подобных ситуациях.
Однако часто перечисленные выше чувства и установки родителей являются следствием их возрастающего желания оказывать на ребенка, несмотря на его взросление. Пониманию этих явлений может способствовать рассказ о «двух территориях» - детской и взрослой, которые существуют рядом на протяжении всей совместной жизни. Особенно ярко эта модель может быть продемонстрирована на примере – «территории матери».
В период вынашивания плода территория ребенка полностью принадлежит матери, находится под ее контролем. Появление на свет лишь немного меняет ситуацию – за территорией ребенка (кроватка, его желания) столь же необходим неусыпный контроль.
Но дальнейшие события разворачиваются таким образом, что ребенок все чаще и чаще начинает выходить из поля зрения матери, и в конечном итоге целью его развития становится обретение самостоятельности.
Конечно, этот процесс постепенный и во многом индивидуальный, с постепенной передачей прав и ответственности по мере готовности ребенка действовать независимо от матери, однако вся проблема в том, насколько родители готовы предоставить эти права. Иногда на этих «территориях» могут разворачиваться целые сражения – ребенку приходиться бороться за отстаивание своей самостоятельности, или, наоборот, ситуация «маминого крылышка» его очень устраивает, но зато маму очень тяготит социальная несостоятельность взрослеющего дитяти.
Подведение итогов семинара: «Мы, взрослые, бываем очень озабочены подготовкой детей к школьному обучению. Мы пытаемся наших шестилетних детей учить писать, читать, считать. Для этого сажаем их за стол и учим, учим, учим.… Все это нужно. Однако давайте вспомним, что дошкольник развивается в игре и подчас именно она делает его обучение привлекательным, легким и эффективным.
Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать!
|