На уроках английского языка в начальной школе


Скачать 0.73 Mb.
Название На уроках английского языка в начальной школе
страница 1/5
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
  1   2   3   4   5



Управление образования администрации Муромского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булатниковская средняя общеобразовательная школа»

Педагогический опыт
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством метода проектов

на уроках английского языка

в начальной школе


Автор: Долгушина Ангелина Алексеевна,

учитель английского языка




с.Булатниково

Содержание

Информационный лист………………………………………………………..…….3

Введение………………………………………………………………………….. …4

3. Условия формирования опыта……………………………..………………….....6

4. Теоретическая база опыта………………………………………………………..8

5.Актуальность опыта……………………………………………………………..13

6. Ведущая педагогическая идея опыта………………………………………..….14

7. Новизна опыта…………………………………………………..……………….14

8. Адресная направленность опыта…………………………………..…………...14

9. Длительность работы над опытом………………………………………..…….15

10. Технология опыта…………………….……………………………………...…15 11. Результативность опыта……………………………………………………..…20

12. Заключение……………………………………………………………………...25

13. Литература…………………………………………………………………...….27

Приложение ………………………………………………………………………...28

Фотоприложение………………………………………………………………..….52

Информационный лист
Сведения об авторе опыта
Ф.И.О. Долгушина Ангелина Алексеевна

год рождения: 1988 г.

образование: высшее

общий трудовой стаж: 9 лет

места предыдущей работы: МБОУ «Алешунинская СОШ»

педагогический стаж: 8 лет

квалификационная категория и год присвоения: первая, 2013г.

поощрения (награды, звания) ---

курсы повышения квалификации:

-«Формирование профессиональной компетентности учителя иностранного языка в условиях ФГОС», 2015г.

-«Система работы учителя по подготовке учащихся к новым формам итоговой аттестации по иностранному языку», 2016г

-«Психолого-педагогическая поддержка и развитие детской одаренности средствами предметов гуманитарного цикла», 2016г.


Введение

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой
С каждым годом возрастает значение межнационального общения, в связи с чем, стремление к овладению иностранными языками развивается во все больших масштабах. На сегодняшний день, исходя из особенностей развития современного общества, экономики, политики в нашей стране жизненно важнымстало знание английского языка.

Изменения, происходящие в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.

Коммуникативная компетенция учащихся в образовательном процессе рассматривается не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения коммуникативность, умение общаться рассматривается, как важнейшая компетентность современного человека.

Современный выпускник школы должен быть готов к эффективной коммуникации, что позволяет ему проявить себя не только квалифицированным специалистом в своей области, но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать окружающих.

Поэтому за последние годы требования к английскому языку также возросли. Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Наиболее благоприятным для обучения английскому языку является младший школьный возраст. На данном этапе закладываются основы иноязычной коммуникативной компетенции, под которой понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах, что предусматривает сформированность языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной коммуникативной компетенции. 

Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка.

Противоречие. После выдвижения в качестве цели обучения – развития умения общаться на английском языке – все больше ощущаться несоответствие между традиционно используемыми методами обучения и новой целью современного общества - сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.

Поэтому преподавание английского языка, с учётом перспективных тенденций развития языкового образования, должно осуществляться на основе использования современных образовательных технологий, которые позволяют развивать коммуникативную компетенцию младших школьников.

Умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке,задача весьма нелегкая и ответственная.

Я считаю, что решить все эти дидактические задачи позволит метод проектов. Проектная методика является одним из методов коммуникативного обучения, цель которого имеет четыре функции: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную, этикетную.

Метод проектов позволяет создать на уроке творческую, максимально приближенную к реальной языковой среде атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс.

Полагаю, что проектная методика, как ни одна другая методика, характеризуется особенно высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения, который сочетается с любым УМК, используемым в начальной школе и другими учебными средствами, также дает возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. 
Проблема заключается в том, чтобы использование проектной деятельности на уроках английского языка сделать благодатной средой для формирования коммуникативной компетентности младших школьников.
Поэтому тема моего педагогического опыта «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством метода проектов на уроках английского языка в начальной школе».
Целью моего педагогического опыта является: формирование коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов посредством проектирования на уроках английского языка.
Я определила следующие задачи:

-изучить работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития коммуникативных навыков на уроках английского языка;
-формировать коммуникативные навыки на уроках английского языка младших школьников на основе активного использования проектирования, как современной личностно-ориентированной технологии;

-создать дидактический инструментарий (проектов) как средства формирования коммуникативной компетенции младших школьников в урочной деятельности.
3.Условия формирования опыта
Знание иностранного языка становится в современном обществе необходимо в личной и профессиональной жизни человека. Считаю, что изучение иностранного языка со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Я работаю учителем английского языка в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Булатниковская средняя общеобразовательная школа».

В школе созданы все условия для формирования свободной, всесторонне-развитой и образованной личности школьника. Невозможно сегодня представить хорошо образованного, интеллектуально – развитого человека, способного жить и творить в постоянно меняющемся мире, без знания английского языка, владения иноязычной коммуникативной компетенцией.

Курсовая подготовка на базе ГАОУ ДПО ВО«Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой» и участие в работе тематическихВебинаров, привело меня к убеждению, что только в ходе языковой практики можно познать особенности общения на английском языке и овладеть высоким уровнем коммуникативной компетенции. 

Исходя из уровня обученности учащихся и потребностей знаний, приняв во внимание результаты диагностических исследований, я убедилась в необходимости использовать инновационные технологии для включения учащихся в активный диалог.

Наиболее эффективной формой работы считаю технологию проектного обучения. В проектной технологии заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, для выполнения требований, которые предъявляются к формированию коммуникативной компетентности обучающихся.

Поэтому я пришла к выводу, о необходимости изучения и применения в урочной деятельности проектной технологии, как средства формирования

коммуникативной компетенции, являющейся ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций.


  1. Теоретическая база опыта


Основной вопрос, волнующий ученых разных стран, – роль общения со сверстниками в жизни ребенка и его личностном развитии. Многие ученые утверждают, что общение – решающий фактор общего личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте. Подавляющее большинство авторов полагают, что адекватное возрасту взаимодействие между детьми необходимо для развития ребенка в целом и формировании его личности в частности.

Однако разные исследователи вкладывают в понятие коммуникация различный смысл. Так, например, Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина называли общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М.С. Каган говорил об общении человека с природой и самим собой. А.Н. Леонтьев считал, что в современной науке существует огромное число несовпадающих определений коммуникаций; В.М. Филатов определяет коммуникацию как «общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности». [6]

Само понятие «компетентность» имеет латинские корни и происходит от «compete», что переводится на русский язык как «добиваюсь», «соответствую», «подхожу». В наши дни компетентность рассматривается как самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях учащегося, его интеллектуальном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики.
Объединяя исследования отечественных ученых: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимовой, М.К.Кабардова, В.А. Кельней, К.М. Левитана, А.М. Новикова, М.В. Пожарской, Р.П. Мильруда, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского и других.[3]

Принцип коммуникативной направленности определяет содержание обучения: какие коммуникативные умения необходимо формировать, чтобы учащийся мог осуществлять общение в устной и письменной формах. Например: поздороваться, дать совет, посоветоваться с кем-то.

При этом ученые убедительно доказывают необходимость в параллельном и взаимосвязанном овладении системой языка системой речи выполнения коммуникативных задач, например: как сказать, кто ты, чем занимаешься, как узнать о чем-то; как понять текст на уровне значения и на уровне смысла; какую выбрать стратегию в чтении, исходя из цели, которую ставит читающий; как "сжать" текст, чтобы передать главное.
Принцип коммуникативной направленности определяет отбор и организацию учебного материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях. Тема регулирует и минимизирует речевое поведение
собеседников. Она обеспечивает им взаимодействие в содержательном плане (о чем можно научиться говорить, читать, писать), иначе невозможно осуществить минимизацию объема языкового материала и в то же время сохранить коммуникативный характер обучения и ее направленность на достижение практически значимых целей. 
Принцип коммуникативной направленности определяет средства обучения, с помощью которых можно обеспечить овладение коммуникативной функций изучаемого языка на основе аутентичного звукового и печатного материала, нужного для общения, стимулирующего его.
Принцип коммуникативной направленности, ставит перед необходимостью соответствующей организации самого учебно-воспитательного процесса, деятельности учащихся в нем, использования различных организационных форм для включения каждого обучающегося в общение.Таким образом, основная идея принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Целью начального этапа изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников.[2]

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения.В современных условиях развития образования имеются исследования проектной методики как зарубежных, так и отечественных авторов: Е.С. Полат, И.Л. Бим, О.М. Моисеевой, И.А. Зимней,  Т.Е.Сахаровой,  Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной.и др. [7]

По мнению ученых, проектная деятельность является важным компонентом системы продуктивного образования, представляющая собой нестандартный,  нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.[4]
В основе современного понимания проектной методики, как отмечает Е.С. Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов». «Чтобы добиться такого, результата», - продолжает Е.С. Полат, «необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных

областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.[7]

Существенной особенностью любой деятельности, как подчеркивает

И.А. Зимняя, является ее мотивированность. Так как объектом обучения в преподавании иностранного языка, согласно личностно-деятельностному подходу, служит речевая деятельность, а языковая система выступает только как средство реализации этой деятельности, то, как и всякая деятельность, речевая деятельность должна основываться на коммуникативно-познавательной потребности учащихся высказать свою мысль. Эта потребность, как подчеркивает И.А. Зимняя, входит в общую систему его мотивации.[12]

Соответственно у учителя иностранного языка возникает педагогическая и психологическая проблема первоначального создания, формирования или сохранения уже существующей у школьника потребности общения на иностранном языке и познания средством этого языка личностно-значимой действительности. Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения иностранного языка. [14]

Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются:

1. Cвязь идеи проекта с реальной жизнью: идея всякого проекта должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности;

2. Наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников: в процессе применения проектной методики очень важно добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждение подлинного интереса к его реализации, что позволит добиваться успешного его выполнения и эффективности его обучающего воздействия;

3.Ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя: переход с позиции лидера в позицию консультанта и координатора, что дает обучаемым реальную автономию и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует саморазвитию личности. [15]

Педагоги С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина считали, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач.

И.Л. Бим говорит о необходимости включать в содержание обучения элементы языковой культуры народов, говорящих на изучаемом языке,

и страноведческие сведения применительно к ситуациям общения. В рамках данного подхода речь идет о необходимости насыщения предметного

содержания речи страноведческим материалам с ориентацией на диалог культур.[8]

Б.А. Лапидус в своей книге «Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе» (М., 1986) пишет о необходимости предусматривать в обучении навыки и умения использования страноведческих фоновых знаний, включая в знания и умения и сам языковой материал, считая, что его изучение в отрыве от навыков и умений нецелесообразно при практических целях общения.

Наиболее широко лингвострановедческий материал представлен у Р.К. Миньяр-Белоусова, который включает в знания и лексический фон, и национальную культуру, и национальные реалии. Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету.

Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимая друг друга при защите проектов. Дети работают сосправочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. Что такое проект? Проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, где происходит интеграция четырех видов деятельности. Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует:

-повышению значимости языка как средства общения;

-развитию умения работать в коллективе; ·

-расширению кругозора учащихся;

-поощрению творчества;

-воспитание самостоятельности.

Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый, менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность.

Проектная работа придаёт процессу обучения и воспитания личностно-ориентированный и деятельностный характер, и в полной мере отвечает поставленным целям и задачам обучения.

Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы. [13]

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока. Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

1.По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные (прикладные).

2.По признаку предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты.

3. По характеру контактов: внутренние или региональные, международные.

4. По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые.

5. По продолжительности проекта: краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. [7].

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка: *Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.

*Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

*Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка».

*Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса.

*Творческие проекты, которые предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности,

интересам участникам проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (газета, сочинение, драматизация, видеофильм.) Оформление результатов проектов требуют чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, альманаха, альбома.

Учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать впроектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.

Еще одним аспектом проектной деятельности является формирование исследовательских личностных навыков через применение кейс-технологий.

В переводе с английского Case означает:
1. Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы учеников);

2. Ситуация, случай, казус, в ряде случаев – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые должны изучаться учениками).

Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей деятельности. Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности. Учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Кейс- метод используют и при коммуникативно-ориентированном обучении языку, когда школьникам предлагают для анализа те или иные коммуникативные ситуации. При этом исследуется и анализируется аутентичное использование языка, случаи фразеологии, механика обмена репликами и др. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык. [15]

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта  имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Что касается использования проектного метода в начальных классах, то  эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: 
-мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи)
-планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности)
-информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;

учитель: наблюдает, координирует, поддерживает);
-рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

-воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);

-деловая игра;

-демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий;

-диалог исторических или литературных персонажей;

-защита на Ученом Совете;

-иллюстративное сопоставление фактов, событий; инсценировка реального или вымышленного события;

-научная конференция, отчет исследовательской экспедиции;

-путешествие, ролевая игра

-соревнования; спектакль и т.д.

К организации проектов предъявляют следующие требования:

-проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;

-учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность - учащихся должна иметь целесообразный характер;

-работа учащихся должна быть осмысленной и активной;

-учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,

-анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

-конечный вид проекта (представленный в любой форме) - должны быть указаны: название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.[10]
5. Актуальность опыта
В настоящее время вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Сегодня, в век развития коммуникационных технологий, знание иностранного языка необходимо каждому. Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом.
Таким образом, актуальность опыта определяется следующими противоречиями:
1. Между потребностью в более гибком и неординарном преподавании предмета, в целях активизации познавательной деятельности обучающихся и «классической», «традиционной» формой преподавания.
2. Между потребностью применения коммуникативных способностей обучающихся на практике в ситуациях близких к «реальному» общению и недостатком времени и возможности полного погружения в языковую атмосферу, диктуемую рамками традиционного урока. 
Следовательно, внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как одно из условий, направленных на разрешение данных противоречий.

Целенаправленное и систематическое использование проектной деятельности в методике преподавания английского языка способствует формированию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции
школьников, повышению качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося.
Сущность опыта заключается в том, чтобы увлечь ученика, научить его мыслить, работать с информацией, развивать коммуникативные способности, помочь стать ему свободной творческой и ответственной личностью.
Опыт адаптирует новые педагогические технологии в практику обучения иностранному языку к условиям общеобразовательной школы.
6. Ведущая педагогическая идея опыта заключаетсяв создании необходимых условий, способствующих внедрению и эффективному использованию проектной технологии, как средства развития коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов на уроках английского языка.
7. Новизна опыта заключается в применении метода проектов в качестве педагогической технологии, способствующей успешному овладению обучающимися начальных классов коммуникативной функций английского языка.
8. Адресная направленность
Опыт работы направлен на развитие у обучающихся начальных классов мотивации и готовности к общению на английском языке и формирование положительного настроя к дальнейшему его изучению.

Выполнение младшими школьниками представленных в опыте проектов, как на уроках, так и в качестве домашнего задания будет способствовать развитию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Данный опыт может быть использован как учителями со стажем, так и молодыми специалистами на уроках английского языка, в целях создания условий, которые позволяют ученикам достичь уровня знаний, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта.

9. Длительность работы над опытом
Разработка опыта продолжалась три года, в течение которых уточнялись и корректировались отдельные моменты, тщательно изучалась динамика роста качества знаний и уровень коммуникативной компетенции обучающихся.

Начальный период (сентябрь 2012 – сентябрь 2013 года) предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы использования проектной методики для формирования коммуникативной компетентности обучающихся при обучении иностранному языку, исследование и анализ опубликованного педагогического опыта по данной проблеме.

На основном этапе (октябрь 2013 – октябрь 2014 года) была разработана и апробирована система уроков и внеучебных занятий с использованием проектной методики, направленной на формирование коммуникативной компетентности младших школьников. На межмуниципальной научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее»представлена проектная работа обучающихся и выступление педагога по теме опыта.

На третьем, заключительном этапе (ноябрь 2014 – апрель 2015 года),

выяснялась эффективность используемой технологии, проводился мониторинг определения коммуникативных компетентностей обучающихся 2-4 классов, обработка и анализ полученных данных. В рамках представления результатов работы по теме опыта провела открытый урок на районном методическом объединении учителей иностранного языка.
Диапазон опыта представлен системой "урочная деятельность» для обучающихся 2-4 классов. Опыт может быть использован при организации классно – урочных занятий базового и профильного уровня в системе общего образования.
10. Технология опыта
У школьников младших классов наблюдается большая тяга к изучению иностранного языка, однако из-за ряда разных причин, этот предмет постепенно теряет для них свою привлекательность, отстающие учащиеся считают его одним из самых трудных.
Поэтому использование метода проектов способствует:

-более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

-формированию у детей готовность к общению на иностранном языке;

-создает положительный настрой к дальнейшему его изучению.

Вовлечение школьников 2-го класса в проектную деятельность начинается с практико-ориентированного проекта по теме: "Английский букварь".

Целью проекта является повторение букв английского алфавита и закрепление знания алфавита.

Продукт проекта: книжка об алфавите.

Ход проекта:

1.Повторение букв английского алфавита. Сравнение их с буквами русского алфавита. Коллективный поиск и обсуждение ответов на вопросы учителя:

-Как по-английски будет "букварь"?

-Зачем люди учат алфавит?

-Чем отличаются заглавные и строчные буквы, их применение?

-Каково происхождение алфавита?

-Сколько букв в русском и английском алфавитах, почему их не поровну?

-Почему английские буквы похожи на русские по написанию и различаются по произношению?

2.Дома дети готовят свои буквари, подбирают к каждой букве картинки, начинающиеся с данной буквы.

3. На презентации школьники представляют свои буквари.

Для младших школьников важно создать условия, которые помогают понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения.

С большим удовольствием обучающиеся включаются в реализацию проекта «Знакомство». Целью проекта «Давайте знакомиться!» является формирование умения и навыка речевого общения применительно к данной теме (умение рассказывать о себе (о друзьях), называя свое имя, возраст, страну, умение задавать соответствующие вопросы, знание приветствия, прощания и т.д.).

Задачи проекта: усвоение приветствия, прощания, построение предложений с глаголом tobe (I am…, I’mfrom…), умения задавать специальные вопросы (what, where, howold), обучение построению простейших монологических и диалогических высказываний.

Работа над проектом: на мотивационном этапе, дети знакомятся с другими детьми, далее им предлагается отправить письмо в виде рассказа о себе. На подготовительном этапе с детьми обсуждается сценарий письма,

актуализируются лексико-грамматические единицы, четко определяется порядок и текст выступлений, необходимое оформление. На операционном этапе дети прорабатывают свое выступление и оформляют его. Далее презентуют и оценивают результаты своей работы. 
Причем уже с выполнения первых проектов осуществляется дифференцированный подход, так сильным учащимся можно предложить стать интервьюерами, а слабым учащимся предложить оформить рисуночное письмо с той же информацией, для облегчения высказывания.
Получаем, что мини-проект «Давайте знакомиться!»:

-по виду деятельности – информационно-творческий;

-по содержательной области – моно-проект с непосредственным руководством;

-по характеру контактов  - личностный;

-по продолжительности – краткосрочный;

-по характеру презентации – ролевой.

Говорение на английском языке будет более успешным, если оно осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят.

Один из проектов, который вызывает у учащихся 2-го класса положительные эмоции – это исследовательский проект по теме «Моя семья» - «MyFamily» (Приложение № 1).

Цель проекта: использование технологии составления семейного древа как средства формирования разговорной и письменной лексики обучающихся. В реализацию проекта активно включаются родители и родственники учащихся. 

Ребята подбирают семейные фотографии, собирают информацию о своих родственниках, узнают интересные события из жизни своих родных и близких. В ходе работы над проектом ребята учатся любить и уважать своих родителей и родственников, чувствовать себя частью своей семьи.

Продукт: семейное древо (рисунок или коллаж) с небольшим рассказом по опорным фразам.

Данная тема «MyFamily» изучается глубже в 3-4 классах: «Чем занимаются члены твоей семьи?» или «Досуг с семьей».

Проектная деятельность на этом уроке направлена на исследование традиции своей семьи. Обучающиеся собирают информацию о семейных традициях работы на земле, бытовых традициях, традициях семейных праздников. Им необходимо  подготовить рассказ и составить вопросы для своих одноклассников. Защита проходит в форме представления Портфолио «Традиции моей семьи».

Проектная деятельность, организуемая в 3-м классе, способствует совершенствованию знаний и навыков английского языка, позволяет использовать языковую коммуникацию как средство познания окружающего нас мира.
Учащиеся 3-го класса успешно овладевают данной компетенцией в ходе выполнения творческого проекта по теме: «Животные» (Приложение № 2).

Тема урока: Meetourpets!”.Учащиеся в ходе проекта знакомятся с образцами загадок, представленных в учебнике. Учитель обращает внимание учащихся на содержание загадок. Затем ученики составляют свои загадки в письменном виде, используя образец и словари. На этом этапе учитель оказывает школьникам необходимую помощь.

Итогом проектной работы является выпуск газеты о своих домашних питомцах и выступление каждого ученика со своей загадкой перед классом.

Например, загадка, составленная Прохоркиной Кристиной.
MypetiscalledGrey.He has got a short neck, a big head, a long tail, four short legs. His favourite food is meat, milk and fish. He is very noisy and naughty. He can run and jump. He likes to sleep in the armchair. He’s very clever and funny. Ilikemypet! Whatisit?
Постепенно расширяется спектр применяемых в проектной деятельности ресурсов и методов. Например, использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету, активизирует речемыслительную деятельность и позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать задачи по формированию коммуникативных  учебных действий. 

Целью практико-ориентированного проекта для учащихся третьего класса по теме Myclassroom является  повторение лексики по теме и развитие орфографических навыков. В ходе проекта:

-Организуется ролевая игра “Учитель- Ученик”. Учащиеся повторяют слова по теме “Myclassroom,”, с использованием постера.

-Ученики решают кроссворд из приложения learning.Apps.

-Учитель объясняет, как составить кроссворд.

-Учащиеся самостоятельно составляют кроссворды.

При выполнении домашнего задания ученики составляют свои кроссворды в электронном виде. Кроссворды будут использоваться на уроках для закрепления знаний учащихся по активной лексике.

Выполнение мини-проектов по составлению кроссвордов проводится и при изучении других тем: “Mybody”, “Weather” и т.д.

Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексических навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.

Работа с диалогическими единствами протекает более эффективно в том случае, если реплики снабжены зрительными опорами (картинками,

схематическими рисунками, кроки, символами), указывающими на вид коммуникативного намерения.

У детей постепенно создастся впечатление, что английский язык - это деятельность, удовольствие. В процессе выполнения творческих проектов кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы, особенно, когда мы делаем какие-либо практические проекты из серии «Мы мастерим».

Атмосфера увлеченности, радости, ощущения посильности заданий возникает в процессе выполнение третьеклассниками проекта: «Дом моей мечты» по теме “Mydreamhouse” (Приложение № 3).

Цель проекта: повторение лексики по теме и закрепление грамматических навыков. Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает текст с описанием комнаты. В тексте необходимо заполнить пропуски глаголами is/are. Затем, используя раздаточный материал, ребята создают коллаж. В коллаже они расставляет мебель в комнате в соответствии с предложенным текстом. Завершив работу, учащиеся защищают проект и рассказывают стихотворения о доме на английском языке.

Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игровых проектов как эмоционального фактора.

Игры-театрализации приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.

В четвёртом классе при изучении раздела «Рассказываем сказки» выполняется проект «Любимые сказки» (Приложение № 4).

Ход проекта:

-Написание мини-сказки «Три поросенка» в ролях на английском языке.

-Разучивание ролей.

-Изготовление учащимися с помощью родителей костюмов, декораций и афиши.

-Выступление.

В процессе выполнения проекта у ребят формируются качества, способствующие дальнейшему развитию коммуникативных навыков -это общительность, желание вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе.

В развитии коммуникативной компетенции немалую роль играет создание здоровой, эмоционально комфортной среды, которая требует использования здоровьесберегающих технологий. Во избежание усталости учащихся, происходит смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо,

слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания.

Также учащимся предлагается выполнение проектов по теме «Здоровьесбережение».
  1   2   3   4   5

Похожие:

На уроках английского языка в начальной школе icon Программа кружка английского языка "Мир английского языка"
...
На уроках английского языка в начальной школе icon Проблемная технология на уроках английского языка в 9 классе Автор: Закирова Татьяна Валерьевна
Маоу «сош №7 с углубленным изучением английского языка» г. Перми, учитель английского языка высшей квалификационной категории
На уроках английского языка в начальной школе icon Тема эффективность использования системы тестирования на уроках русского...
Представить собственный опыт использования системы тестирования на уроках русского языка
На уроках английского языка в начальной школе icon Индивидуализация подхода в обучении как средство реализации творческого...

На уроках английского языка в начальной школе icon Использование компьютерных и мобильных технологий на уроках английского...
Использование компьютерных и мобильных технологий на уроках английского языка (Computer and mobile technologies at efl lessons)
На уроках английского языка в начальной школе icon Информация об опыте
Использование моделирования на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных учебных действий
На уроках английского языка в начальной школе icon Реализация требований фгос: использование технологии деятельностного...
Ii реализация требований фгос через использование технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе
На уроках английского языка в начальной школе icon Указательный с порога
Тема: "Использование приёмов, игр и упражнений, способствующих успешному развитию изобразительных навыков у детей с ограниченными...
На уроках английского языка в начальной школе icon «Углубленное изучение английского языка» по направлению подготовки...
Повышение уровня культуры образования, а также культуры общения, мышления и речи. 3 Знакомство с культурой стран изучаемого языка...
На уроках английского языка в начальной школе icon Должностная инструкция учителя английского языка
Учитель английского языка назначается на должность и освобождается от должности директором школы
На уроках английского языка в начальной школе icon Опыта: «Использование икт на уроках окружающего мира в начальной...
Автор опыта: Чебыкина Мария Викторовна, учитель начальных классов мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
На уроках английского языка в начальной школе icon Пособие по английскому языку Практический курс
Данное пособие предназначено для использования на уроках английского языка в профильных милицейских и юридических классах Самарского...
На уроках английского языка в начальной школе icon Методическая разработка по английскому языкуна тему «Использование...
Актуальность данной методической разработки включает проверку и оценку знаний умений и навыков владения ия студентами технических...
На уроках английского языка в начальной школе icon Рабочая программа по иностранному (английскому) языку 3,4 классы
Программа предназначена для школьников, изучающих английский язык второй и третий год соответственно, при этом на изучение английского...
На уроках английского языка в начальной школе icon Доклад на конференцию «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы»
«Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы мкоу «Каштановская...
На уроках английского языка в начальной школе icon Н. С. Кузнецова, Н. А. Шайдорова практикум по стилистике английского...
Иностранный язык с дополнительной специальностью с учетом рекомендаций, данных в разделе «Стилистика английского языка» Программы...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск