На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации)


Скачать 2.55 Mb.
Название На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации)
страница 1/24
Тип Выпускная квалификационная работа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Выпускная квалификационная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории русской литературы

Выпускная квалификационная работа на тему:

ПРОЗА Б. ШЕРГИНА (ТЕКСТОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМЫ ЦИКЛИЗАЦИИ)

Направление 032700 «Филология»

Выполнил: студент

Клементьевская Марина Валентиновна

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Игорь Николаевич Сухих

Рецензент: кандидат филологических наук Ксения Сергеевна Оверина

Санкт-Петербург

2016

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Б. Шергин: перспективы изучения 8

Глава 2. Проза Б. Шергина: проблемы циклизации 15

2.1 Проблема циклизации: теоретический аспект 15

2.2 Книги Б. Шергина: разделы и циклы 18

2.3 Итоговый сборник Б. Шергина: принципы циклизации 30

Глава 3. Проза Б. Шергина: текстологии 43

3.1 Текстология: терминология и методология 43

3.2 Рассказы Б. Шергина: варианты и редакции 47

Заключение 58

Библиография 60

Приложение 1 65

Приложение 2 78

Введение


Имя Бориса Викторовича Шергина сегодня упоминается, к сожалению, не часто. Мало кто знает и помнит творчество этого чудесного северного писателя, почти всю свою жизнь прожившего в Москве и написавшего там немало удивительных рассказов о своей далекой родине – Архангельской земле. Несмотря на то, что при жизни были опубликованы 9 сборников Шергина, литературное наследие его невелико: многие рассказы переходили из сборника в сборник, а весь корпус текстов мог бы занять всего пару томов. Но это не снижает их литературной ценности: Шергина высоко ценили хорошо знакомые с его творчеством М. Горький, Б. В. Томашеский, а его земляк, северный писатель Ф. А. Абрамов назвал его настоящим мастером слова. Рассказы Шергина публиковались в таких ведущих литературных журналах СССР, как «Нева», «Звезда», а также в «Литературной газете», он неоднократно выступал на радио, читал свои произведения в концертных залах и университетских аудиториях.

К сожалению, немногих современных филологов привлекает творчество Шергина – оно довольно скупо освещено в научной литературе. Большая часть научно-критических работ связана с биографией писателя, причем ученые при построении биографии пользуются его произведениями как источниками. Между тем, сам автор, по воспоминаниям Ю. И. Коваля, говорил о своих произведениях так: «Большинство моих рассказов – и устных и печатных – идут от первого лица – “я”. Но это не я, Борис Шергин, это – и молодой моряк, и портниха архангельская, и старуха, которую немцы заставили копать себе могилу»1.

Среди биографических работ стоит отметить книгу Ю. Ф. Галкина «Борис Шергин: Златая цепь»2. В ней автор, который знал писателя лично и много общался с ним, дает достаточно полную его биографию, подкрепляя ее своими мыслями по поводу его произведений. Более краткая, но в то же время более точная биография Шергина представлена в биобиблиографическом словаре «Русская литература XX века: Прозаики, поэты, драматурги»3, а также в очерке жизни и творчества писателя Е. Ш. Галимовой, приложенном к биобиблиографическому указателю Шергина4 и главе «Окнами на север» ее монографии «Книга о Шергине»56.

Как видим, биографии писателя посвящено немало книг и статей. Однако многие из них, как уже упоминалось выше, имеют очень существенный недостаток: в качестве источников в них использованы произведения автора. Конечно, не подлежит сомнению тот факт, что многие рассказы Шергина глубоко автобиографичны. Но это значит только, что требуется отдельное исследование, в котором определялась бы степень автобиографичности этих произведений.

Другой пласт научных работ о Шергине – это исследования, посвященные поэтике его произведений. К таковым следует отнести в первую очередь монографии Е. Ш. Галимовой «Книга о Шергине»7 и «Земля и небо Бориса Шергина»8, большая часть которых описывает художественный мир писателя. В первой главе «Книги о Шергине» описывается пространство рассказов писателя, а именно город Архангельск, в соотношении с реальным Архангельском того времени (начало ХХ века). Глава пятая («”На веках неакотором осударстве…”») посвящена сказке Шергина и его работе с фольклором. В шестой главе речь идет о языке произведений писателя9. Особый интерес представляет глава четвертая «Феномен Шергина», посвященная фольклорной составляющей творчества писателя.

«Земля и небо Бориса Шергина» еще больше концентрируется на поэтике произведений писателя, а именно на образной структуре его текстов. Глава «Домострой Бориса Шергина» посвящена образу семьи в его произведениях, глава «Город архангела Михаила, древний, пречудный город…» продолжает заявленную в «Книге о Шергине» тему образа Архангельска, в главе «Без радости человеку незачем таскать свое тело» речь идет о теме радости и веселья у Шергина, а в главе «У природы лик всегда живой…» - об образе природы в творчестве писателя.

Образам героев произведений «Северного текста», к которым относят прозу Шергина, посвящена статья Л. С. Скепнер «О литературоведческом аспекте “Северного текста”»10. В ней исследовательница выявляет типологические особенности героев прозы Шергина и отмечает, что основное различие прозы Шергина и Писахова заключается как раз в том, что Писахов ориентируется на героя-крестьянина, а Шергин – на героя-моряка, помора.

Схожую характеристику дает прозе писателя и Н. М. Теребихин в статье «Северный текст Б. В. Шергина»11, где он также обращается к символическим образам, связанным с морской стихией.

Особое место занимает статья японского исследователя Томоко Фудзита «Шергин с японской точки зрения»12, представляющая собой краткое, но довольно интересное описание сказовой манеры повествования писателя.

Еще меньше работ посвящено текстологическим аспектам творчества Шергина. К ним можно отнести только главу третью монографии Е. Ш. Галимовой «Книга о Шергине» «Судьбы книг», которая представляет собой довольно краткий обзор прижизненных сборников Шергина, и статью С. В. Петухова «Циклизация прозы Шергина»13, в которой дается характеристика двум «собранным» циклам писателя: циклу «Государи-кормщики» и никогда не публиковавшемуся циклу сказок о животных «Друзья».

В статье используются материалы архива Шергина, находящегося в ИРЛИ РАН. Текстологического аспекта изучения прозы писателя также касается в главе «“Ему не будет перемены”»14 А. А. Горелов. Он обращается к некоторым принципам работы писателя с текстом и формирования сборников, особо подчеркивая, что книги Шергина «компонуются не как случайные сборники, но как единства. Их композиция <�…> тщательно продумана»15.

Проанализировав литературу, посвященную творчеству Шергина, мы приходим к следующим выводам: во-первых, творчество писателя недостаточно изучено и требует более детального рассмотрения во всех аспектах, большая часть работ посвящена биографии писателя, остальные во многом тяготеют к публицистике; во-вторых, совершенно необходимыми остаются текстологические исследования творчества Шергина.

К этой лакуне в изучении его текстов и будет обращена эта работа. Цель ее - установить основной источник произведений Шергина и определить композиционную структуру его текстов. Для этого мы проведем текстологический анализ некоторых рассказов Шергина, сопоставив все их варианты и редакции, а также сопоставим структуру сборников, на основе этого сопоставления проследим историю формирования разделов-циклов Шергина и охарактеризуем все циклы произведений писателя.

Таким образом, предлагается следующая структура работы: первая глава посвящена перспективам изучения творчества Шергина; во второй речь пойдет о принципах циклизации его прозы и о том, как от сборника к сборнику меняется состав разделов-циклов; в третей главе от изменений в группировке текстов мы перейдем к изменениям внутри самих текстов – она будет посвящена текстологическому анализу рассказов писателя. От более крупных различий между сборниками мы будем двигаться к более мелким – от различий, которые проявляются на уровне циклов, к различиям на уровне текстов.

Объектом изучения будут являться сами тексты произведений Шергина во всех девяти прижизненных сборниках, а также циклы или разделы, по которым тексты распределяются в каждом из сборников. Предметом изучения становится циклизация произведений Шергина, изменения структуры циклов и самих текстов его произведений внутри каждого из циклов.

Новизна работы заключается в том, что до сих пор никто из исследователей прозы Шергина не обращался к текстологическому анализу его произведений. Если же говорить о циклизации, то исследования, касающиеся этого аспекта творчества Шергина, обращались только к тем циклам его произведений, которые изначально были задуманы как циклы и меньше всего подвергались изменениям: «Государи-кормщики» и неопубликованный цикл сказок о животных «Друзья». Однако наша гипотеза такова: остальные разделы его последних сборников тоже являются циклическими образованиями.

Практическое применение данной работы очевидно – и выбор итоговой структуры циклов, и текстологическая подготовка необходимы для корректного издания произведений Шергина, которого по сей день не существует.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Диссертация На тему «Формы визуализации данных на сайтах российских...
На тему «Формы визуализации данных на сайтах российских информационных агентств: проблемы и перспективы»
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Олег Иванович На соискание региональной литературной премии «В начале...
На соискание региональной литературной премии «В начале было слово» в номинации «Малая проза»
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Диссертация на тему: «Производство, прокат и показ документального...
Научный кандидат филологических наук, профессор департамента журналистики
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Рекомендации по написанию исследовательской работы с чего начать исследовательскую работу?
Затем определить тему – название должно быть лаконичным и отражать суть проблемы
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Раевская М. А. [Комментарии]/ Высоцкий В. С. Песни. Стихотворения....
Раевская М. А. [Комментарии]/ Высоцкий В. С. Песни. Стихотворения. Проза/ [Сост. И комм. М. А. Раевской, вступит статья В. И. Новикова]....
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Докладов третьего межвузовского круглого стола на тему: «актуальные...
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Мониторинг введения фгос в оу района на 01. 09. 2012г
Вахтер Светлана Николаевна, Дубакова Нина Серафимовна, Аугервальд Ирина Валентиновна(1В и 2А), Межакова Марина Владимировна, Шергина...
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Демидова А. С. Д 30 Бегущая строка памяти: Автобиографическая проза
«Золотой эльф» («Триумф») Автор Эрнст Неизвестный совместно с галереей «Русский мир»
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Диссертация на тему: «Проблемы задолженности по оплате труда в период...
Охватывает различные группы населения и предоставляет информацию о динамике широкого круга экономических и социальных показателей,...
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Реферат По дисциплине: «Обществознание» на тему: «Атомный марафон»
Атомный марафон стоит лишь вдуматься в эти слова как сразу приходят в голову ассоциации, такие как авария, боль, страх, опасность,...
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Тезисы докладов 68 научно-практической конференции студентов, аспирантов...
Печатается по решению Ученого совета факультета ветеринарной медицины и факультета биотехнологии и стандартизации фгбоу впо «Казанская...
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon План лекции. Введение. История развития трансплантации. Проблема...
Тема 11: Этические проблемы трансплантации органов и тканей человека. Этические проблемы ксенотрансплантации
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Эксперимент продолжается аннотация в книге обобщаются основные принципы и
В. Ф. Шаталова "Куда и как исчезли тройки", 1979; "Педагогическая проза", 1980; "Точка опоры", 1987. Основное внимание уделяется...
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Отчет по научно-исследовательской работе на тему: «Изучение влияния...
Одной из возможностей решения этой проблемы является использование пробиотиков как кормовой добавки, которая помогает переваривать...
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon Создание онлайн-опроса (анкеты) с использованием опросных форм Google
Назовите опрос (внесите данные вместо слов «Новая форма», выберите тему оформления (кнопка «Сменить тему»)
На тему: проза б. Шергина (текстология, проблемы циклизации) icon А. В. Маловичко, В. Г. Козырский, В. В. Учанейшвили
В наше время нельзя сказать о каких-то оптимистических перспективах в решении проблемы этрусского языка, а значит и проблемы происхождения...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск