Скачать 4.31 Mb.
|
Шаталов Виктор Федорович Эксперимент продолжается Виктор Федорович Шаталов Эксперимент продолжается АННОТАЦИЯ В книге обобщаются основные принципы и содержание разработанной под руководством автора экспериментальной методической системы (ее элементы изложены в ранее вышедших книгах В.Ф. Шаталова "Куда и как исчезли тройки", 1979; "Педагогическая проза", 1980; "Точка опоры", 1987). Основное внимание уделяется осмыслению новых подходов к обучению в свете задач реформы школы. Для учителей. СОДЕРЖАНИЕ - ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - С чего же все началось? - "Выбей из круга!" - На подступах к новой методике - Неожиданный результат - ПРОТИВОСТОЯНИЕ - ЖИВАЯ РЕЧЬ НА УРОКЕ - Давайте посчитаем - Подарить время - Не просто забава - Опасная зона - НИ ДНЯ БЕЗ ИГРЫ - 2 минуты урока - Новый класс - новая игра - Главное правило - ВИДИМОЕ И НЕВИДИМОЕ - Стенды - Доска. Доска! Доска!! - Обычай мой таков - Остановиться, оглянуться - Дорогу осилит идущий - ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ! - Кварк - Древний Рим - Усики - Аморфное состояние неустойчиво - глицерин - Крестьянин и лошадь - Метод Усыскина - Всего 26 знаков - К вопросу о перегрузке - Проблемы творческого конспекта - Развитие идеи - Немного о тестах - И вообще и в частности... - Дано. Требуется. Доказательство. - Путь к профессиональному мастерству - Кто виноват? - Оценить по достоинству! - ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ ВО ВТОРОМ ПРИБЛИЖЕНИИ - Удивление - начало познания - Мобильность опорных сигналов - Дополнительная литература - Право на ошибку - Понять, а не запомнить - Истоки таланта - На всю жизнь - ОБРЕСТИ ЛИЦО - Вызовут каждого - Магнитофонный опрос - Тихий опрос - Спрашивайте - отвечаем! - Де-мо-сфе-ны!! - Бухгалтерия разговорной речи - Скорость и восприятие речи - Врачу, исцелися сам! - БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ... - Позиция учителя - Поверить в каждого! - Принцип Л. В. Занкова - В глубину идеи - Скорость отрыва - Освободить от страха - Изобретательные "пи-мезоны" - О ФАКТОРАХ УСПЕХА - Фронт атаки на двойку - Психологические светофоры - В преддверии новых педагогических принципов - На новом уровне требований - БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА - Учиться победно! - О пользе абстракционизма - Когда получается - ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНЕРЦИИ - За что двойка? - Познать себя! - ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ - Контрольная лабораторная - Школа капитана Ширяева - А нужно ли много знать? - Не спеши делом, торопись мыслью! - "Найдите меня!" - "Найдите середину!" - Живые нивелиры - Топографические сочинения - От Парижа до Якутска - Уроки открытых мыслей - Конец - делу венец - Чем сто раз услышать... - Опорные сигналы на уроках истории - Границы допустимого - ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ПТУ - Базовые предпосылки - Цыплят по осени считают - Трансформации уровней знаний - Реализация выигрыша времени - У ИСТОКОВ ЛИЧНОСТИ - Отметка - не цель - Педагогические Робинзоны - Есть контакт! - Не вызывайте его - Не называйте его - Цена оценки - Щадящая педагогика - Навстречу ученику - УЧЕТ И ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ - Открытый список - Без исключений - Когда взаимопомощь норма - Без дневников и журналов - НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ - Рождение мысли - А учить это не нужно - Волшебники поневоле - Сделай сам! - Опережающие практикумы - "Эффект Кобзаря" - "Эффект Шумского" - Теоретические взаимосвязи - ДЕЛАЙ, КАИ МЫ, ДЕЛАЙ ВМЕСТЕ С НАМИ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС - Геометрия - без опорных плакатов - Странные чертежи - Ответ ученика - на уровень рассказа учителя - А теперь - задачи! - Метод цепочки - С весельем и отвагой: я могу! - Пропуски уроков не причина для пробелов в знаниях - Десантный метод - Задание домой - На перекрестках логических взаимосвязей - С открытым забралом - О синице в руке и журавле в небе - Саморегуляция и самоуправление - И числом и умением - На прочной основе знаний - Приглашение к эксперименту - Восхождение по спирали - Солнцем полна голова! - Держись, учитель! - Пути выхода - Отдых - не бездумье! - В новом методическом режиме - Не пропустить ошибку - Единая стратегия - МАТЬ УЧЕНИЯ - Принцип равных условий - Обоснование термина - Второй урок - КПД опроса - На стыке принципа посильности и принципа открытых перспектив - "А разве меня снимали?" - В обстановке обоюдной заинтересованности - Один за всех, и все за одного - Если ученику трудно - Скорая помощь - А бывает и так... - ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - Непрерывность поиска - Лучшее - враг хорошего - Любите книгу - источник знаний - Наташины окошки - Тепло учительских рук - Это нужно знать экспериментатору - На финише года - Потерянное время - Начало урока - Резервные задачи - Включить мысль - Это могут все - Решения с отсроченной проверкой - Зона переноса - Иные стимулы - Испытание жизнью - Тайная мысль - И снова вперед! ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С чего начинается творчество учителя? Что становится толчком к той внутренней работе, которая ведет к рождению нового приема, варианта урока, технологии обучения, педагогической идеи? Почему не довольствуется он найденным, проверенным, действующим, над чем мучительно бьется, к каким вершинам стремится? Месяцы, годы, десятилетия, вся жизнь - непрекращающийся поиск, эксперимент, "езда в незнаемое", чтобы из руды фактов, наблюдений, ошибок, задач и проблем добыть золотинку - прием, который включит в движение мысль ученика, зажжет в нем жажду познания, сделает учение радостным и победным. С чего же все началось? Послевоенное лихолетье. Выжженные села, разрушенные города, разбитые человеческие судьбы. Тяжело было всем, но более всего - школе. Три четверти детей - без отцов. Невосполнимое наследие войны. Все семейные тяготы легли на плечи матерей. Но что удивительно: чем сложнее были условия, чем труднее было работать учителям, тем напряженнее и целеустремленнее велся педагогический поиск. Поиск путей к умам и характерам ребят. То было время большого труда. Нужно было расчищать завалы от взрывов; приспосабливать для жилья и учебы те немногие здания, которые можно было восстановить; обеспечивать металлоломом мартены. Дел было невпроворот, хватало забот и старым и малым. Праздных не было. А разве может что-нибудь еще так единить и взрослых и детей, как общий труд? Да еще если он с выдумкой, фантазией, шуткой, игрой! Чтобы работа спорилась, надо дать ей смысл, не превращать дело в повинность, в унылую обязаловку. Хотение - мать радения. Помню, в какое увлекательное действо превращали мы тот же сбор металлолома. Собирали его целую неделю. На больших листах общих ведомостей фиксировали каждый добытый килограмм и, кроме того, разными красками выделяли чугун, цветные металлы, черный металл первой, второй и третьей категории - на базах вторчермета их оценивали по отдельным тарифам. Дети любят учет. Тем более если его итогом в конце недели становятся игрушки, книги, грамоты, подарки и, конечно же, пальто, платья, ботинки и другие предметы первой необходимости. Теплое зимнее пальто за призовое место в сборе металлолома не подачка - награда. А к награде иное отношение - ею гордиться можно. На всевозможные поощрения самым активным участникам сбора металлолома отчислялось не менее одной трети от суммы, выплачиваемой вторчерметом, а это составляло до полутора тысяч рублей в старом масштабе цен - очень приличные по тем временам деньги. Стоимость же большинства призов-подарков не превышала полутора-двух рублей. Нетрудно подсчитать, сколько ребят получали подарки. До 50-60 человек! А всех учеников в школе было около 500. Можно вообразить, в какой ребячий праздник превращалось награждение победителей и с каким энтузиазмом проходила очередная поисковая эпопея. Неполной средней школы No 8 Донецка, где все это происходило, давно уже нет. Она закрылась в 1955 г. Здание было старое, дореволюционное, да и находилось в зоне опасной концентрации газов рядом с металлургическим заводом. Нового здания мы не получили, учителя и дети были распределены в другие школы. А опыт бывшей 8-й? Возможно, сегодня, когда в нашу жизнь входят самофинансирование, бригадные подряды, кооперативы, хозрасчет, стоит подумать, как использовать стимул личной, в том числе материальной, заинтересованности в таком важном деле, как сбор макулатуры, металлолома, и других видах трудовой деятельности, отдавая ребятам часть вырученных, точнее, заработанных ими денег. Результативность такого подхода к организации дела доказала наша 8-я, постоянно побеждавшая остальные школы города не только в добывании металлолома. "Выбей из круга!" Открытая еще до революции, 8-я школа не имела ни спортивных площадок, ни спортивного зала, ни актового, ни цветников, ни своего земельного участка. С трех сторон ее окружали частные домостроения, а с четвертой проходила булыжная дорога. Был у школы лишь крохотный дворик с глухими стенами по периметру, поэтично называемый римским. Не развернуться, не разбежаться, но зато мяч можно было швырять во все стороны без опасений и оглядки: стену не прошибешь и через два этажа не перебросишь. Десятиклассник, поднатужившись, может быть, и смог бы, да десятиклассников-то у нас не было: старший класс - седьмой. И вот в этих условиях идеальной с точки зрения физического развития ребят оказалась простая, давно уже известная игра. На земле вычерчивается круг диаметром 5-6 метров, 10 человек становятся в круг, а еще 10 - за его пределами. Ударами волейбольного мяча надо выбить из круга всех десятерых. Игра так и называется - "Выбей из круга!". Несколько условий игры. - Игрок, который находится внутри круга, может поймать летящий мяч, но тут же должен возвратить его одному из тех, кто находится вне круга. Правило "запаса" не действует, т. е. игрок, поймавший мяч, лишается права остаться в круге после пропущенного удара или вызвать в круг ранее выбывшего из игры товарища. Это позволяет сделать игру более динамичной и быстротечной. - Мяч, отскочивший от земли, ловить запрещается. - Игрок, находящийся внутри круга, считается выбывшим из игры, если наступит на черту круга или заступит за его пределы. - Игра начинается по команде судьи. Одновременно включается секундомер. Когда выбивается из круга последний игрок, секундомер останавливается. - После завершения первого тура игры (когда выбыли все находящиеся в круге) команды меняются местами. - Побеждает команда, которая дольше смогла продержаться внутри круга. Чемпионат школы проводился по круговой системе, результаты заносились в таблицу, вывешенную в коридоре первого этажа. Вероятно, не стоит рассказывать об атмосфере, которая царила в дни состязаний, о толпах болельщиков, страстно реагировавших на каждый меткий удар и на каждый удачный финт игрока, находящегося внутри круга. Очень скоро выделились асы, мастера экстракласса. Их игру отличали высокие прыжки, неожиданные падения, обманные движения корпуса, мгновенная реакция на самый быстрый и резкий бросок мяча. На игровой площадке не имели ни малейшего значения только что полученные оценки по математике, физике или иностранному языку. Здесь царили другие законы отношений и поклонений. Сейчас уже не вспомнить, кому первому пришла в голову шальная мысль вызвать на соревнование старшеклассников соседней средней школы No 6, но вызов был милостиво принят, условия согласованы, день встречи назначен. И грянул бой. В считанные секунды выбивали наши ребята из круга команду самонадеянных старшеклассников (сборная VIII-X классов). 6-я пыталась несколько раз взять реванш, но превосходство тренированных "малышей" было неоспоримым. Разрыв во времени исчислялся уже не секундами, а минутами. "Римский дворик" задыхался от смеха и торжества. С тех пор прошло больше 30 лет, но и сегодня инженеры, исследователи, кандидаты наук, генеральные директора спортивных комплексов и... пенсионеры при встречах с волнением вспоминают счастливые дни учебы в маленькой семилетней школе No 8, сумевшей дать им в те тяжелые времена нравственную и физическую закалку, запас оптимизма на всю оставшуюся жизнь. На подступах к новой методике Поиск новых методических приемов, начатый еще в 1952 г., был продолжен на уровне эксперимента в 1953-1955 гг., когда в распоряжении автора были уже не отдельные классы, а полнокомплектная школа - неполная средняя No 8 Донецка. Но ни 1952-й, ни 1955-й год нельзя считать отправными вехами работы на новой методической основе, тем более временем рождения новой системы обучения. И вот почему. Методический прием - это целенаправленное педагогическое действие, обеспечивающее решение той или иной воспитательно-учебной задачи. Совокупность методических приемов, неизбежно приводящих к планируемому результату, может быть определена как метод. Объединение методов образует методику. Примерами могут быть и методика математики, и методика географии, и методика химии, и многие другие методики. Интеграцию методик, основанных на научных концепциях и успешно решающих становые воспитательно-образовательные задачи, следует считать системой обучения. В 1955 г. никакой системы обучения не было. Более того, располагая множеством методических приемов и методов, я был убежден, что все они применимы к двум-трем школьным курсам и эффективны только "в руках автора". Переломным стал 1956 год, когда значительно более высокие результаты (по сравнению с обычными) были получены на нескольких учебных параллелях во всех экспериментальных классах от V до X по таким учебным дисциплинам, как математика, физика, астрономия и автодело. В последующие 2-3 года совершенно отчетливо стали просматриваться зоны переноса новых методов обучения на географию, химию, биологию и другие учебные предметы. Экспериментальная работа обрела перспективу, общую стратегию и тактику. И все время рядом с поиском новых методических приемов и методов шли самые разнообразные игры и состязания. На первый план встала забота о здоровье ребят, поддержании высокого рабочего тонуса, бодрого, оптимистического настроя. Незаменимым помощником всегда и во всем был спорт. Ломались самодельные городошные биты, на загородных зеленых лужайках гоняли "змейку", в игровой комнате гремели пластмассовые шары самодельного настольного футбола, вечерами бегали в лозняке за неуловимыми "светлячками", а на переменах и после уроков - шашки. Начали с русских. Освоили. Переключились на стоклеточные. Понравилось. После двух месяцев непрерывных турниров более 60 человек уже имели пятую спортивную категорию, а организатор состязаний - спортивную категорию судьи по шахматам и шашкам. |
Литература 24 Ключевые слова. Социальные сети, модернизация, консолидация,... Аннотация. Обсуждаются цели, возможности, принципы построения и пути реализации социально-ориентированной сети, способной содействовать... |
Методические указания к выполнению курсовых работ. Методика решения... Учебный эксперимент при изучении кислород- и азотсодержащих органических соединений |
||
Книга 1 Основные принципы построения и организации технической эксплуатации Правила технической эксплуатации первичных сетей Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. Книга Основные принципы построения... |
Курс лекций по предмету «Алалия» лекции, 2004 2005 гг. Принципы организации... Принципы – основные положения была разработаны Натальей Николаевной Трауготт, Верой Константиновной Орфинской, Борисом Моисеевичем... |
||
Мастерская-служба «Галина» Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены гост 0-92 "Межгосударственная... |
Приборы отопительные общие технические условия Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены гост 0-92 «Межгосударственная... |
||
Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия «Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия»: Материалы VIII международной научной конференции 17-18 июня 2015 г.... |
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011г. №823 Перечень... Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть Основные термины, методология |
||
Методическая разработка практического занятия по теме: «хроническая... Уметь проводить дифференциальную диагностику по ведущему симптому заболевания. Изучить современные принципы лечения и профилактики,... |
Николай Панчишин Прикосновение к свету Содержание: Аннотация Предисловие... В книге приведены советы и практики, используя которые каждый может улучшить свою судьбу, свою жизнь, свое здоровье и мировоззрение,... |
||
Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены гост 092 «Межгосударственная... |
Ахмедов Т. Н. А 95 Гипноз. Новейший справочник В книге приводятся основные сведения об эволюции представлений о гипнозе, данные о моделях особых состояний сознаний |
||
Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрастной психологии. В книге реализован периодизационный подход... |
Общие положения Документ «Руководство пользователя» предназначен для клиентов ЮниКредит Банка, являющихся пользователями системы Business. Online.... |
||
Фенотипирование реципиентов по системе Резус – клиническое обоснование.... Фенотипирование реципиентов по системе Резус – клиническое обоснование. Основные принципы применения и заготовки |
Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз:... Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры/Пер с англ. А. С. Ригина.... |
Поиск |