Скачать 455.82 Kb.
|
Комитет по образованию Санкт-Петербурга ГБОУ лицей №623 имени Ивана Петровича Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга Анализ методов исследования умственной работоспособности учащихся Санкт – Петербург 2015 г Методическое пособие «Анализ методов исследования умственной работоспособности учащихся». Сост. методического пособия - кандидат биологических наук, доцент Ловицкий В.Д., Методическое пособие содержит обзор методов исследования умственной работоспособности учащихся. Предлагается алгоритм оценки динамики умственной работоспособности учащихся в ходе уроков, проведенных по различным педагогическим технологиям. Применение предлагаемой методики позволит, контролируя процесс обучения с позиций утомляемости учащихся, в определенной мере разрешить противоречия между требованием повышения умственной нагрузки школьников, вызванной необходимостью получения высокого уровня образованности, и требованием сохранения психического и физического здоровья учащихся. 1. УСТАЛОСТЬ И УТОМЛЕНИЕ В документах ВОЗ и специальной литературе заняли прочное место такие связанные со школой термины, как "школьный стресс", "школьный невроз", "школофобия" и др. Этими терминами обозначаются такие проявления неврозов, которые выбивают учеников из нормальной жизни, приводят к категорическим отказам от посещения занятий. В оценке влияния школы на психическое здоровье детей основное внимание уделяется нарушению функционального состояния психики из-за возникающих постоянно неразрешенных конфликтов и повторяющихся психогенных травм. К числу непосредственно связанных со школой ситуаций, предрасполагающих к возникновению у учащихся пограничных психических расстройств, Д. Н. Исаев (1984) относит следующее: 1) неспособность справиться с учебной нагрузкой; 2) враждебное отношение педагога, 3) смена школьного коллектива, 4) неприятие детским коллективом. Эти моменты действительно служат главными источниками нарушений психического здоровья школьников. Необходимо, однако, отметить, что в этом перечне отсутствует очень распространенный и в то же время весьма значительный фактор возникновения неврозов - чрезмерная умственная нагрузка. Ученье - это труд. Оно и должно быть трудом. "Ни в коем случае, - писал В.А.Сухомлинский (1979), - нельзя допускать, чтобы все давалось учащимся легко, чтобы ребенок не знал, что такое трудности". Замечательный педагог видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постепенно прививать детям навыки напряженного творческого умственного труда" Однако труд не всегда сопровождается неблагодарным для организма состоянием - утомлением. Широко распространенное представление о неразрывной связи трудности учебных занятий с их утомительностью неверно (Громбах СМ., 1982). Задача и заключается в том, чтобы разорвать эту связь - сделать по завету К.С.Станиславского "трудное - привычным, привычное - легким, легкое -приятным". Учебная нагрузка оказывает существенное влияние на физиологическое состояние организма подростка. При ее нерациональной организации развивается "учебное" утомление. Утомление - физиологическая защитная реакция организма, наступающая вследствие выполнения какой-либо работы и выражающаяся в снижении его работоспособности. Утомление направленно на снижение уровня функционирования систем организма с целью предотвращения истощения энергетических запасов и нарушений гомеостаза (т.е. постоянства химического состава и физико-химических свойств внутренней среды организма). Различают утомление физическое и умственное. При физическом утомлении уменьшается сила и выносливость мышц, снижается быстрота и точность движений. Умственное утомление характеризуется снижением внимания, ослаблением памяти, замедлением мышления и скорости переработки информации, нарушается способность к усвоению новых навыков. Усталость - субъективное проявление утомления, выражающееся в определенном эмоциональном состоянии человека (настроении), ощущении тяжести в работающем органе или системе, появлении желания прекратить работу или уменьшить рабочую нагрузку. Усталость в определенной степени отражает физиологическое состояние систем организма, обеспечивающих работу. Когда восстановительный процесс полностью восполняет расход энергетических веществ в работающей системе, возникают положительные эмоции в виде чувства повышенной работоспособности и хорошего настроения. Степень усталости и утомления могут не совпадать. Это зависит от положительного или отрицательного эмоционального Фона, на котором осуществляется деятельность. Устать можно и от безделья. И наоборот, увлеченный работой человек не ощущает усталости даже тогда, когда некоторые физиологические сдвиги свидетельствуют о наступившем утомлении. В начале каждой работы (например, в начале урока) начинается период врабатывания: возрастает интенсивность деятельности, что ведет к усилению расходования активных энергетических веществ. Если процесс вхождения в работу идет постепенно, восстановительные процессы успевают пополнить возрастающие энергозатраты и обеспечить условия для сохранения положительных эмоций, вызываемых рабочим процессом. Человек при этом чувствует себя бодро, долго не устает. Если же происходит чересчур интенсивное включение в работу, то в работающей системе может возникнуть дефицит активных энергетических веществ, что ведет к падению работоспособности (утомлению) и ощущается усталость. Различают три фазы утомления:
Для снятия усталости в эту фазу можно использовать упражнения физкультпаузы. - третья фаза утомления - истощающая; в эту фазу чувство усталости усиливается отрицательными эмоциями и ощущением тяжести и боли в работающей системе, которое затем распростра- няется на весь организм. Пропадает интерес к работе, появляется желание прекратить ее. Многие ошибочно полагают, что утомление служит показателем хорошо выполненного, полноценного труда, хотя утомление можно расценивать как результат нерационального режима труда. Глубина и скорость развития утомления зависит от:
При повышенных нагрузках (например, занятиях в обычной и музыкальной школах) без достаточного восстановления утомление может перейти в хроническое. Важно так организовать распорядок дня школьника, чтобы умственные нагрузки разумно чередовались с отдыхом. Высокая умственная работоспособность служит показателем благоприятного функционального состояния. Вот почему уровень и динамика умственной работоспособности служит одним из основных показателей психического здоровья учащихся и поддержание ее высокого уровня - ведущая задача сохранения психического здоровья школьников. 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ Группа методов, позволяющих оценивать влияние на организм преимущественно умственной работы, относительно немногочисленна. Она включает ряд проб, по результатам выполнения которых можно составить представление о динамике изменения работоспособности, о колебаниях психофизиологических функций обследуемого. Кроме того, используются также физиологические методы оценки функционального состояния различных анализаторов. Следя за характером изменений показателя того или иного анализатора, ведущего для данной профессии, можно получить данные о сдвигах состояния основных нервных процессов, об их устойчивости, силе, подвижности. Комбинация физиологических и психофизиологических методов позволяет прямо и косвенно составить суждение о работоспособности человека и ее изменениях. Описываемые ниже тесты могут характеризовать изменения работоспособности лишь в том случае, если они будут периодически предъявляться обследуемому в различные периоды рабочего дня, например до начала урока и в его конце. Сравнение полученных результатов характеризует колебания соответствующих психофизиологических функций в процессе выполнения человеком конкретной работы. Исследование внимания позволяет подойти к оценке таких его параметров, как концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключаемость, составляющих важнейшие психофизиологические качества человека-оператора, выполняющего работу сенсорного и сенсорно-моторного профиля. 2.1. Методика определения утомления по внешним признакам
|
Анализ участия учащихся в олимпиадах, конкурсах Анализ работы школы по сохранению здоровья участников образовательного процесса, формирование культуры зож |
Анализ алгоритма аутентификации подключаемых модулей аутентификации Объектом исследования является аутентификация пользователя. Предметом исследования являются подключаемые модули аутентификации |
||
Анализ социального состава учащихся школы. Сравнительная таблица.... |
Рабочая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой... Целью данной программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта,... |
||
Исследование «Исследование качественного состава чипсов и их влияния на организм» Начать формирование у учащихся навыков проведения исследования /на примере исследования качества чипсов и их влияния на организм/... |
Кислородный коктейль специфический вид продуктов для детей и взрослых,... Медицинские показания – это профилактические цели (повышение сопротивляемости организма к инфекциям, повышение умственной и физической... |
||
Учебному предмету «Развитие речи» для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными... |
Курсовая работа по теме «Графические методы исследования творческого мышления учащихся» |
||
Программа исследования Методика исследования Анализ распространения... Целью данной работы является проведение анализа распространения лесных пожаров на территории гау рб «Альшеевский лесхоз» |
Основная образовательная программа «Бакалавр» Теоретический анализ научной социально-психологической литературы по теме исследования 12 |
||
Глава Целью моего исследования является анализ, товароведная характеристика, ассортимент и экспертиза качества мультиварок |
Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися... ... |
||
Диссертация на тему: «Анализ неоднородности студенческого контингента... На тему: «Анализ неоднородности студенческого контингента в неселективных вузах и типология стратегий ее преодоления. Опыт смешанного... |
Программа специльной (корррекционной) общеобразовательной школы ручной... Трудовое обучение детей с умеренной умственной отсталостью является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно- воспитательной... |
||
Рабочая программа по обучению обучающегося с умеренной умственной... Рабочая программа по коррекционному курсу «Музыкально – ритмические занятия» адресована обучающемуся 5 класса с умеренной умственной... |
Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися... Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными... |
Поиск |