Скачать 130.26 Kb.
|
Виртуальная лаборатория как одна из форм интерактивного обучения учащихся на уроках химии На сегодняшний день во многих сферах жизни общества используются интерактивные технологии. Мультимедиа проекторы, интерактивные доски и панели, системы видеоконференцсвязи, системы голосований облегчают большинство проблем, которые существовали раньше. Расстояния и пространство теперь не так важны в учебе и работе. Уже невозможно представить крупное совещание без проектора, с помощью которого вся аудитория получает требуемую информацию. В образовании начинается применение интерактивных досок и панелей, которые не только облегчают работу преподавателя, но и дают больше возможностей для обучения. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания. Сегодняшнюю деятельность человека невозможно представить без одного из самых главных технических достижений ХХ века — компьютера. Большинство интерактивных технологий, о которых идет речь, созданы чтобы дополнить и увеличить те возможности, которые предоставляют компьютеры сегодня. Среди дисков – победителей конкурса по разработке и созданию учебной литературы нового поколения на электронных носителях для общеобразовательной школы, поступивших в образовательные учреждения, был диск «Химия (8–11 класс). Виртуальная лаборатория». В отличие от предыдущих программных продуктов он имеет ряд интересных особенностей, которые в целом направлены на повышение мотивации детей при обучении химии. Основная цель использования ЭИ «Химия (8–11 класс). Виртуальная лаборатория», как и информационных технологий в целом, – достижение нового качества образования, обеспечение методической поддержки учебного процесса с помощью современных, преимущественно интерактивных средств и форм обучения, а также повышение учебной самостоятельности и творческой активности школьников.
Лаборатория В данный раздел входит более 150 химических опытов, предусмотренных для проведения и демонстрации в программе школьного химического образования (рис. 1). Химические опыты проводятся в виртуальной лаборатории, которая включает необходимое химическое оборудование (пробирки, колбы, штативы и др.) и химические реактивы. Состав химического оборудования и химических реактивов, предоставленных учащимся, определяется в соответствии с проводимым химическим опытом (рис. 2).
Для визуализации химического оборудования и химических процессов использованы средства 3D-графики и анимации, а также цифровое видео. В случае необходимости предусмотрена возможность проведения необходимых измерений виртуальными измерительными приборами и изменение параметров проводимых опытов. Предусмотрена возможность демонстрации в специальном окне увеличенных изображений происходящих химических процессов. В ходе каждой лабораторной работы учащийся проводит наблюдения (в виде виртуальных фотографий), обрабатывает и обобщает полученные результаты опытов в «Лабораторном журнале». При заполнении «Лабораторного журнала» используется специальная программа «Редактор химических формул». На всех этапах выполнения лабораторной работы программой осуществляется контроль за действиями учащихся и даются соответствующие комментарии и рекомендации в виде текста или реплик педагогического агента – персонажа Химик. При проведении эксперимента учащийся получает пошаговые инструкции к выполнению опыта, предусмотрено также их выполнение с различными параметрами. Результаты выполнения лабораторной работы учащихся хранятся в индивидуальном файле, который доступен учителю для просмотра и оценки. Конструктор молекул В данном разделе представлена часть «Виртуальной лаборатории», в которой работы выполняются с помощью «Конструктора молекул» (рис. 3).
«Конструктор молекул» позволяет учащимся самостоятельно моделировать молекулы органических и неорганических веществ из предоставленного набора атомов химических элементов. Это дает возможность глубже понять пространственное строение молекул и прогнозировать свойства веществ. На основе «Конструктора молекул» выполняется ряд лабораторных работ, в том числе лабораторная работа 4, в ходе которой можно визуализировать трехмерные модели молекул с атомными орбиталями. Тесты В данном разделе ЭИ представлены средства для тестирования знаний учащихся, полученных в результате выполнения лабораторных работ. Это набор контрольных заданий. Предусмотрена возможность использования семи различных мультимедиаформ для записи контрольных заданий. Кроме этого, в лабораторных работах 4.2 и 4.3 используются многовариантные тесты, позволяющие проверять у учащихся умение определять неизвестные органические и неорганические вещества и доказывать их химический состав на основе качественных химических реакций (рис. 4).
После выполнения контрольных заданий проводится подсчет полученных баллов и составляется перечень допущенных ошибок. Результаты тестирования по каждому ученику записываются в индивидуальные файлы, которые доступны для просмотра и учителю, и учащимся. Задачи Раздел предназначен для выработки навыков в решении расчетных задач по химии. Он содержит 49 типовых задач, расположенных по каждому разделу в порядке возрастания сложности. Это позволяет учащемуся с недостаточной исходной подготовкой постепенно освоить их решение. Раздел охватывает все основные виды расчетных задач из школьного курса химии и представляет особую ценность при самостоятельной подготовке учащихся к занятиям и экзаменам (в том числе и к ЕГЭ). Впервые в ЭИ реализована методика обучения решению расчетных химических задач. Информационно-справочные материалы В данном разделе содержится дополнительная иллюстративная информация, необходимая для проведения лабораторных работ, решения задач и усвоения учебного материала в пределах, предусмотренных стандартом химического образования. Доступ к информации возможен из всех разделов электронного издания и осуществляется по системе меню и гиперссылок. В этот раздел включены: • коллекция – тематические материалы, содержащие различные мультимедиакомпоненты (фото, видео, анимации, графику, формулы, учебные тексты) (рис. 5); • информация об ученых-химиках (55 биографий) (рис. 6); • хрестоматия; • таблицы и другие справочные материалы по химии (12 химических таблиц) (рис. 7); • ссылки на ресурсы Интернет.
Интерфейс преподавателя и поддержка работы в сети «Интерфейс преподавателя» при работе с ЭИ в локальной сети позволяет учителю осуществлять контроль над работой группы учеников (результаты выполнения лабораторных работ и тестов) (рис. 8), выставлять оценки в лабораторном журнале ученика, управлять доступом учеников к некоторым учебным заданиям (опыты и тесты).
При анализе компонентов ЭИ и с учетом календарно-тематического планирования, принятого в гимназии, в целом ЭИ «Химия (8–11 класс). Виртуальная лаборатория» можно использовать на 74% уроков химии в 8–11-х классах и на 59% занятий пропедевтического курса в 7-м классе. В качестве средства повышения мотивации изучения предмета ЭИ использовалось на всех этапах урока: 1) на занятиях в качестве дополнительного иллюстративного материала; при этом использовались графические изображения, анимации, звуковые и видеофрагменты из коллекции учебных материалов, интерактивные лабораторные работы для демонстрации явных и скрытых процессов; показ интерактивного решения задач при фронтальной работе с классом и выполнение интерактивных заданий при индивидуальной работе; конструктор молекул, предоставляющий возможность учащимся провести исследовательские работы по моделированию молекул неорганических и органических веществ, ионов и т.д.; 2) для самостоятельной творческой работы учащихся (работа с коллекцией учебных объектов, виртуальными лабораторными работами, задачами), а также в качестве дополнительного учебного материала для углубленной подготовки по предмету; 3) на виртуальных практических занятиях в компьютерном классе (в случаях невозможности проведения реальной лабораторной работы). Школьники с большим удовольствием работают с программой. Особый интерес проявляют учащиеся 7-го класса. Общий интерфейс и дизайн ЭИ отвечает потребностям детей. Использование ЭИ заставляет учеников ставить перед собой и учителем вопросы, на которые они с помощью помощника Химик находят ответы. Использование ЭИ на уроках химии помогает учителю в визуализации учебного материала, особенно при формировании основных понятий, необходимых для понимания микромира (строение атомов, молекул), таких важнейших химических понятий, как «химическая связь», «электроотрицательность», при проведении реакций с ядовитыми веществами (галогены), длительных по времени химических опытов (гидролиз нуклеиновых кислот) и т.д. К тому же в условиях виртуальной лаборатории можно провести практические работы, которые нельзя осуществить по тем или иным причинам (например, использование реактивов I, II группы опасности) в реальной школьной лаборатории. Все это повышает интерес у учащихся к предмету и, как следствие, приводит к улучшению качества знаний.
|
Обобщение опыта по теме «Метод учебных проектов как средство обучения на уроках биологии, химии и во внеурочной деятельности» |
Уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших... |
||
Пояснительная записка Настоящая программа раскрывает содержание обучения... Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 68... |
Методические рекомендации по по организации активных и интерактивных форм проведения занятий В методических рекомендациях раскрываются особенности активного и интерактивного обучения, рассматриваются виды активных и интерактивных... |
||
Республики Крым «Школа морской технический лицей» Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с утюгом |
Инструкция по охране труда для учащихся при работе в кабинете химии Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии |
||
Развитие познавательной активности учащихся как один из путей формирования... |
Реферат Тема: Организация исследовательской деятельности на уроках... В связи с возрастающими требованиями к человеку как субъекту профессиональной деятельности в настоящее время особое внимание уделяется... |
||
«Обучение написанию личных писем на уроках английского языка» В настоящее время, в связи с практической значимостью отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной... |
Методические рекомендации по применению ситуационных задач на уроках химии Для достижения результата в данном направлении важно включать в процесс обучения ситуационные задачи это задания, включающие в себя... |
||
Опыта: «Использование инновационных технологий на уроках математики... Использование инновационных технологий на уроках математики как средства повышения познавательной активности школьника |
Программа «Виртуальная профильная школа для учащихся 8-11 классов»... Впш в целях оказания помощи учащимся в адекватном самоопределении, создании условий для осознанного принятия решений при выборе профиля... |
||
Психолого-педагогическая поддержка как условие успешности обучения учащихся в начальной школе Целью этой разработки является разработка и внедрение процедуры комплексного психолого-педагогического сопровождения, способствующего... |
Опыта: «Использование икт на уроках окружающего мира в начальной... Автор опыта: Чебыкина Мария Викторовна, учитель начальных классов мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара» |
||
О проведении областных соревнований «Юный спасатель (водник)» Восвода, проверки качества и уровня подготовки учащихся, определения новых форм совершенствования обучения по курсу «Основы безопасности... |
Доклад г. Махачкала24 2015 Министерство образования и науки рд гкоу... Iv. Методика обучения книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики |
Поиск |