ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Умелые ручки» разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности «Художественное творчество» Просняковой Т.Н., Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом интеграции основного и дополнительного образования, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей.
Общая характеристика курса
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, уважительного отношения к труду.
Цель программы:
Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, способностей ориентироваться в информации разного вида.
Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию изделий.
Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира.
Привитие навыков культуры труда, товарищеской взаимопомощи.
Развитие способности к творчеству.
Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, практическое применение правил сотрудничества в коллективной работе.
Задачи программы:
Обучить работе различными видами технологий художественной обработки и декорирования изделий, основам технологического процесса при изготовлении аппликаций, и плоских, комбинированных и объемных игрушек.
Развивать художественный вкус, творческую активность, эстетическое отношение к действительности; способствовать развитию у ребенка:
Мелкой моторики пальцев рук,
Сенсорного восприятия
Глазомера;
Логического мышления;
Воображения;
Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
Приносить удовлетворение от выполненной работы.
Место факультатива в учебном плане.
Факультатив «Умелые ручки» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 13 ч.
Описание ценностных ориентиров
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно - деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Умелые ручки» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
Познавательные УУД:
строить рассуждения об объекте;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
высказываться в устной и письменной форме;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям.
Коммуникативные УУД:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные УУД
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Должны знать:
- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы;
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;
- последовательность выполняемых действий;
- знать свойства пластилина, приемы лепки: сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание;
- что такое оригами, основные приемы работы, способ складывания базового треугольника;
Должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- применять правила техники безопасности в процессе всех этапов работы;
- составлять аппликацию с использованием природного материала;
- подбирать бумагу нужного цвета;
- пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
- анализировать под руководством учителя образец, свою работу;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, уметь вырезать по шаблону;
- соединять детали из бумаги с помощью клея;
- правильно располагать детали на плоскости;
- складывать лист бумаги в разных направлениях;
- лепить по образцу, выполнять приемы лепки: сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание;
- контролировать правильность своих действий.
Содержание курса
1. Аппликация и моделирование-5ч.
2. Оригами и аппликация из деталей оригами-4ч
3. Работа с пластилином-4ч.
Перечень информационно-методического обеспечения
1. Сайт «Всё для детей»: http://allforchildren.ru
2. Сайт «Страна Мастеров»: http://stranamasterov.ru
Оборудование:
Наборы цветной бумаги
Картон
Ножницы
Клей ПВА
Простой карандаш
Пластилин.
Календарно-тематическое планирование
№
|
Раздел,
тема занятий
|
Дата
|
Основные виды деятельности
|
Раздел 1. Аппликация и моделирование.
|
1
|
Вводное занятие.
|
|
Беседа с ознакомлением детей с особенностями кружка.
Требования к поведению обучающихся во время занятий.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
|
2
|
Аппликация из листьев.
"Бабочка"
|
|
Упражнять детей в подборе листочков и в пространственном их расположении при изображении «бабочки». Учить анализировать образец. Выставка работ.
|
3
|
Аппликация из геометрических фигур. «Домик».
|
|
Познакомить с основой архитектурного строительства. Строение дома. Уметь добавлять архитектурные элементы в здание. Работать с инструментами. Повторить технику безопасности.
|
4
|
Аппликация из рваной бумаги «Бабочка».
|
|
Повторит правила работы с клеем. Беседа о многообразии бабочек в природе. Закрепить умение создавать несложную композицию на листе бумаги.
|
5
|
«Моделирование из бумаги. Ромашка».
|
|
Повторить правила поведения учащихся во время занятия.
Учить создавать из полос бумаги модель ромашки. Закреплять умения работать по инструкции.
|
Раздел 2. Оригами и аппликация из деталей оригами.
|
6
|
«Снежинки - балеринки».
|
|
Повторение правил безопасности при работе с ножницами. Отгадывание загадок. Учить вырезать снежинки.
|
7
|
Складывание гармошкой «Гусеницы в груше».
|
|
Соблюдение правил по технике безопасности. Беседа о пользе витаминов для организма человека.
Знакомство с приемом –складывание гармошкой.
Выставка работ.
|
8
|
Изготовление простейших оригами.
«Собачка»
|
|
Чтение произведений, стихотворений о собаке, отгадывание загадок. Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях.
|
9
|
Оригами из кругов
Открытка «Букет».
|
|
Развивать умения намечать последовательность выполняемых действий. Учить самоконтролю за выполнением своих действий.
|
Раздел 3. Работа с пластилином.
|
10
|
«Рыбка» из пластилиновых
шариков
|
|
Повторить правила техники безопасности при работе с пластилином. Усовершенствовать прием лепки - скатывание. Учить изготавливать рыбку из пластилиновых шариков.
|
11
|
Лепка из пластилиновых жгутиков «Фруктовая корзина».
|
|
Закреплять приёмы скатывания пластилина круговыми движениями между ладоней, и метод спирального скручивания.
|
12
|
Рисование пластилином.
«Первоцветы»
|
|
Повторить правила работы с пластилином.
Совершенствование имеющих навыков практической работы.
|
13
|
Итоговое занятие.
Оформление выставочных работ.
|
|
Подведение итогов работы за год.
Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»
Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки».
|
|