Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие


Скачать 1.25 Mb.
Название Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие
страница 1/10
Тип Учебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Н.А. Анашкина, А.И. Шишкин
СОЗДАНИЕ УЧЕБНОГО ВИДЕОФИЛЬМА:

ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ, ТВОРЧЕСТВО
Учебное пособие

Омск 2010

УДК 004.32.6:37(075)

ББК 32.973.26-04+74я73

А 64


Рецензенты:

Кандидат педагогических наук Лукьянчикова Е.А.

Кандидат технических наук Овчинников С.Г.

Анашкина Н.А., Шишкин А.И.

А 64 Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество. – Омск, изд-во ОмГТУ, 2010. – 87 с.
В пособии рассмотрены технические, технологические и творческие аспекты создания учебных видеофильмов: форматы видеозаписи, характеристики видеокамер, программы нелинейного монтажа и записи на электронные носители, а так же основы режиссуры, сценарного мастерства, съемки и монтажа видео. Пособие содержит контрольные вопросы, терминологический словарь и библиографию к каждой главе.

Предназначено для преподавателей, студентов и технических работников высших и средних учебных заведений, а так же для всех, кто интересуется созданием видеофильмов.


УДК 004.32.6:37(075)

ББК 32.973.26-04+74я73


© Анашкина Н.А., Шишкин А.И., 2010

© Омский Государственный

Технический Университет, 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ВИДЕОФИЛЬМОВ.................................................................................................5

1.1. Видеотехника………………………………………………………………....5

1.2. Форматы видеозаписи………………………………………………….…….7

1.3. Носители информации……………………………………………………….7

1.4. Видеокамеры (камкордеры)…………………………………………….….10

1.5. Видеомонтаж………………………………………………………………...13

1.6. Nero – программа для записи дисков……………………………………....27

1.7. Аудиотехника………………………………………………………………..28

Контрольные вопросы…………………………………………………………...30

Терминологический словарь……………………………………........................30

Библиография………………………………………………………………….…31
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ВИДЕОФИЛЬМОВ………………………………………………...32

2.1. Специфика и средства выразительности экранной режиссуры………….32

2.2. Подготовительный этап производства фильма………………………...…36

2.3. Камера и съемка…………………………………………………………..…41

2.4. Композиция изображения………………………………………………..…46

2.5. Звук…………………………………………………………………………..57

2.6. Монтаж фильма…………………………………………………………......59

Контрольные вопросы…………………………………….……………………..81

Терминологический словарь…………………………………............................81

Библиография………………………………………………………………….…84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….87


ВВЕДЕНИЕ
Создание фильма – художественного, документального или учебного – это серьезная и трудная задача. Это сбор и анализ материала, стиль письма, законы зрительного восприятия, дизайн, операторское искусство, технологии монтажа, создание спецэффектов и многое другое.

На сегодняшний день визуальная составляющая учебного процесса очень эффективна и эффектна и, безусловно, что значение информации, преподнесенной в динамике трудно переоценить.

Создание учебного фильма, как и любого видеопродукта, основано на кинематографической базе. В свою очередь, в киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства, музыки на основе только ему присущих выразительных и изобразительных средств, которыми являются актеры, композиция, свет, цвет, звук, монтаж. Но и в создании учебного видео не просто достичь хорошего результата. Для достижения максимального эффекта любому фильму необходим режиссер.

Режиссура учебного видео сохраняет основные признаки, характерные для режиссерского творчества в целом. Для создания учебного фильма необходимы знания в области классической режиссуры театра и кино, используемых изобразительных и выразительных средствах и специфики создания учебного видео, которая каждый раз обусловливается тематикой фильма.

Следует отметить, что, несмотря на стремительное и повсеместное внедрение в учебный процесс технических средств обучения и интерактивных технологий, практически не существует литературы, освещающей эти вопросы, что и обусловливает актуальность данного издания.

Настоящее пособие рассчитано на широкий круг пользователей, связанных с процессом обучения учащихся ВУЗов, школ, повышением квалификации, а так же тех, кто интересуется созданием видеофильмов.


ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ВИДЕОФИЛЬМОВ
1.1. Видеотехника
Слово «видео» происходит от латинского «video» вижу, смотрю. В сложных словах оно указывает на связь данных слов с видимым изображением – видеомагнитофон, видеотелефон и др. Слова с «видео» получили широкое распространение с развитием телевидения – видеосигнал, видеоусилитель, видеомагнитофон и др.

К средствам видеотехники относятся:

– устройства формирования видеосигналов из видимого изображения (видеокамеры, телесканеры, телевизионные микроскопы, цифровые фотоаппараты);

– устройства записи и воспроизведения видеосигналов, выполненные с использованием магнитных лент, магнитных и лазерных дисков, – видеомагнитофоны, видеоплейеры, дисковые видеопроигрыватели;

– устройства преобразования и обработки видеосигналов, необходимые для достижения определенных эффектов – видеомикшеры, генераторы спецэффектов, транскодеры, знакогенераторы и др.;

– устройства демонстрации видеоизображений (видеомониторы, видеопроекторы, видеостены).

С помощью средств видеотехники возможно формирование и воспроизведение мультимедийного материала в полном объеме.

К достоинствам видеотехники, определяющим необходимость ее применения в современном учебном процессе, необходимо отнести следующие:

– возможность органического соединения изучаемой теории с практикой и введения обучаемых людей в атмосферу предстоящей профессиональной деятельности;

– существенное увеличение массовости аудитории за счет размножения и рассылки отснятых видеоматериалов потребителям, а также демонстрации видеофильмов по телевизионной сети;

– возможность подготовки демонстрационных материалов задолго до проведения учебных занятий и отработки их с применением методов, недоступных в обычной аудитории.

Например: съемка в самых разнообразных природных условиях – под водой, в космосе; съемка замедленных процессов, длящихся несколько часов или суток; съемка быстротечных процессов, недоступных человеческому глазу в обычных условиях; съемка процессов, протекающих в агрессивной среде, при сильном облучении и др.;

– возможность применения макросъемки для демонстрации крупным планом мелких объектов наблюдения – элементов микросхем, деталей механизмов, структур срезов древесины, строения цветка, разнообразных насекомых и т.д.;

– формирование комбинированных изображений – изменение масштаба изображения, совмещение нескольких изображений в поле кадра, выделение цветом информативных участков, перевод позитивного изображения в негатив и наоборот и др.;

– обеспечение, при необходимости, видеозаписи учебных или иных программ, транслируемых по центральному или местному телевидению;

– возможность самостоятельного монтажа учебных видеофильмов в соответствии с потребностями программы обучения, в том числе с использованием видеоматериалов, отснятых в разное время и на различных объектах профессиональными операторами, а также студентами и преподавателями, имеющими в своем распоряжении бытовую видеотехнику;

– обеспечение оперативной съемки и демонстрации отснятого материала в целях проведения психологического тренинга, разбора ситуаций деловых игр и т.д.;

– наличие возможности индивидуального и группового многократного просмотра отдельных фрагментов учебных видеофильмов и отснятого видеоматериала для лучшего их усвоения;

– возможность приостановки демонстрируемого материала в любой момент (режим стоп-кадра) для проведения необходимых разъяснений;

– существенное повышение наглядно-познавательной стороны учебного процесса и сокращение сроков обучения посредством совместного применение видео-, аудио- и компьютерной техники (система мультимедийного обучения);

– возможность заочного ознакомления обучаемых с экспозицией специализированных выставок, с новейшими достижениями науки и техники, с аппаратами и процессами, отснятыми на производстве, динамикой технологических и производственных процессов;

– подготовка презентационных видеофильмов;

– оперативная съемка важнейших фрагментов научно-технических семинаров и конференций, выступлений ведущих отечественных и зарубежных ученых, позволяющая более детально планировать направления дальнейших научных исследований и решать актуальные проблемы обучения;

– систематизированное накопление видеозаписей (видеофильмов) с целью формирования видеотеки, доступной для широкого круга пользователей, а также для пополнения музейных фондов, в том числе записями, связанными с историческими и другими общественно значимыми событиями.

Таким образом, видеотехника при своевременном и правильном ее использовании является существенным фактором на всех этапах современного процесса обучения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие Иркутск 2006
Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов»
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим объединением по...
Шевченко Н. Ю. Электронная техника. Руководство к лабораторным работам: Учеб пособие / Волггту, Волгоград, 2006. – 52 с
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие по дисциплине "Технология производства и ремонта...
Проектирование процессов сварки и наплавки деталей вагонов. Учебное пособие по дисциплине "Технология производства и ремонта вагонов"....
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Рабочая программа техника и технология видеофильма для студентов,...
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки...
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: 260502...
Охрана труда в общественном питании : Учебное пособие для студ образовательных учреждений среднего профессионального образования...
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие по дисциплине «Математики»
Учебное пособие по дисциплине «Математики» разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации...
Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Допущено...
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Учебное пособие предназначено для подготовки специалистов в области обеспечения качества и безопасности продукции производимой и...
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие соответствует дисциплине «Профессиональный английский язык»
Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов направления подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника»...
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие для магистрантов по напралению подготовки «Ресурсосберегающая...
Учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки магистрантов по направлению подготовки «Ресурсосберегающая технология...
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие предназначено для бакалавров юридических вузов. Предисловие...
Его содержание соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по данной дисциплине...
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие Москва Издательство Московского государственного...
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов направления 230100...
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие Москва Издательство Московского государственного...
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов направления 230100...
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Учебное пособие Утверждено в качестве учебного пособия учебно-методической...
...
Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество учебное пособие icon Книгообеспеченность для специальность 30. 05. 01 – «Медицинская биохимия»
Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм. Руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс] : учебное пособие...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск