Скачать 1.25 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н.А. Анашкина, А.И. Шишкин СОЗДАНИЕ УЧЕБНОГО ВИДЕОФИЛЬМА: ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ, ТВОРЧЕСТВО Учебное пособие Омск 2010 УДК 004.32.6:37(075) ББК 32.973.26-04+74я73 А 64 Рецензенты: Кандидат педагогических наук Лукьянчикова Е.А. Кандидат технических наук Овчинников С.Г. Анашкина Н.А., Шишкин А.И. А 64 Создание учебного видеофильма: техника, технология, творчество. – Омск, изд-во ОмГТУ, 2010. – 87 с. В пособии рассмотрены технические, технологические и творческие аспекты создания учебных видеофильмов: форматы видеозаписи, характеристики видеокамер, программы нелинейного монтажа и записи на электронные носители, а так же основы режиссуры, сценарного мастерства, съемки и монтажа видео. Пособие содержит контрольные вопросы, терминологический словарь и библиографию к каждой главе. Предназначено для преподавателей, студентов и технических работников высших и средних учебных заведений, а так же для всех, кто интересуется созданием видеофильмов. УДК 004.32.6:37(075) ББК 32.973.26-04+74я73 © Анашкина Н.А., Шишкин А.И., 2010 © Омский Государственный Технический Университет, 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4 ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ВИДЕОФИЛЬМОВ.................................................................................................5 1.1. Видеотехника………………………………………………………………....5 1.2. Форматы видеозаписи………………………………………………….…….7 1.3. Носители информации……………………………………………………….7 1.4. Видеокамеры (камкордеры)…………………………………………….….10 1.5. Видеомонтаж………………………………………………………………...13 1.6. Nero – программа для записи дисков……………………………………....27 1.7. Аудиотехника………………………………………………………………..28 Контрольные вопросы…………………………………………………………...30 Терминологический словарь……………………………………........................30 Библиография………………………………………………………………….…31 ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ВИДЕОФИЛЬМОВ………………………………………………...32 2.1. Специфика и средства выразительности экранной режиссуры………….32 2.2. Подготовительный этап производства фильма………………………...…36 2.3. Камера и съемка…………………………………………………………..…41 2.4. Композиция изображения………………………………………………..…46 2.5. Звук…………………………………………………………………………..57 2.6. Монтаж фильма…………………………………………………………......59 Контрольные вопросы…………………………………….……………………..81 Терминологический словарь…………………………………............................81 Библиография………………………………………………………………….…84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….87 ВВЕДЕНИЕ Создание фильма – художественного, документального или учебного – это серьезная и трудная задача. Это сбор и анализ материала, стиль письма, законы зрительного восприятия, дизайн, операторское искусство, технологии монтажа, создание спецэффектов и многое другое. На сегодняшний день визуальная составляющая учебного процесса очень эффективна и эффектна и, безусловно, что значение информации, преподнесенной в динамике трудно переоценить. Создание учебного фильма, как и любого видеопродукта, основано на кинематографической базе. В свою очередь, в киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства, музыки на основе только ему присущих выразительных и изобразительных средств, которыми являются актеры, композиция, свет, цвет, звук, монтаж. Но и в создании учебного видео не просто достичь хорошего результата. Для достижения максимального эффекта любому фильму необходим режиссер. Режиссура учебного видео сохраняет основные признаки, характерные для режиссерского творчества в целом. Для создания учебного фильма необходимы знания в области классической режиссуры театра и кино, используемых изобразительных и выразительных средствах и специфики создания учебного видео, которая каждый раз обусловливается тематикой фильма. Следует отметить, что, несмотря на стремительное и повсеместное внедрение в учебный процесс технических средств обучения и интерактивных технологий, практически не существует литературы, освещающей эти вопросы, что и обусловливает актуальность данного издания. Настоящее пособие рассчитано на широкий круг пользователей, связанных с процессом обучения учащихся ВУЗов, школ, повышением квалификации, а так же тех, кто интересуется созданием видеофильмов. ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ВИДЕОФИЛЬМОВ 1.1. Видеотехника Слово «видео» происходит от латинского «video» – вижу, смотрю. В сложных словах оно указывает на связь данных слов с видимым изображением – видеомагнитофон, видеотелефон и др. Слова с «видео» получили широкое распространение с развитием телевидения – видеосигнал, видеоусилитель, видеомагнитофон и др. К средствам видеотехники относятся: – устройства формирования видеосигналов из видимого изображения (видеокамеры, телесканеры, телевизионные микроскопы, цифровые фотоаппараты); – устройства записи и воспроизведения видеосигналов, выполненные с использованием магнитных лент, магнитных и лазерных дисков, – видеомагнитофоны, видеоплейеры, дисковые видеопроигрыватели; – устройства преобразования и обработки видеосигналов, необходимые для достижения определенных эффектов – видеомикшеры, генераторы спецэффектов, транскодеры, знакогенераторы и др.; – устройства демонстрации видеоизображений (видеомониторы, видеопроекторы, видеостены). С помощью средств видеотехники возможно формирование и воспроизведение мультимедийного материала в полном объеме. К достоинствам видеотехники, определяющим необходимость ее применения в современном учебном процессе, необходимо отнести следующие: – возможность органического соединения изучаемой теории с практикой и введения обучаемых людей в атмосферу предстоящей профессиональной деятельности; – существенное увеличение массовости аудитории за счет размножения и рассылки отснятых видеоматериалов потребителям, а также демонстрации видеофильмов по телевизионной сети; – возможность подготовки демонстрационных материалов задолго до проведения учебных занятий и отработки их с применением методов, недоступных в обычной аудитории. Например: съемка в самых разнообразных природных условиях – под водой, в космосе; съемка замедленных процессов, длящихся несколько часов или суток; съемка быстротечных процессов, недоступных человеческому глазу в обычных условиях; съемка процессов, протекающих в агрессивной среде, при сильном облучении и др.; – возможность применения макросъемки для демонстрации крупным планом мелких объектов наблюдения – элементов микросхем, деталей механизмов, структур срезов древесины, строения цветка, разнообразных насекомых и т.д.; – формирование комбинированных изображений – изменение масштаба изображения, совмещение нескольких изображений в поле кадра, выделение цветом информативных участков, перевод позитивного изображения в негатив и наоборот и др.; – обеспечение, при необходимости, видеозаписи учебных или иных программ, транслируемых по центральному или местному телевидению; – возможность самостоятельного монтажа учебных видеофильмов в соответствии с потребностями программы обучения, в том числе с использованием видеоматериалов, отснятых в разное время и на различных объектах профессиональными операторами, а также студентами и преподавателями, имеющими в своем распоряжении бытовую видеотехнику; – обеспечение оперативной съемки и демонстрации отснятого материала в целях проведения психологического тренинга, разбора ситуаций деловых игр и т.д.; – наличие возможности индивидуального и группового многократного просмотра отдельных фрагментов учебных видеофильмов и отснятого видеоматериала для лучшего их усвоения; – возможность приостановки демонстрируемого материала в любой момент (режим стоп-кадра) для проведения необходимых разъяснений; – существенное повышение наглядно-познавательной стороны учебного процесса и сокращение сроков обучения посредством совместного применение видео-, аудио- и компьютерной техники (система мультимедийного обучения); – возможность заочного ознакомления обучаемых с экспозицией специализированных выставок, с новейшими достижениями науки и техники, с аппаратами и процессами, отснятыми на производстве, динамикой технологических и производственных процессов; – подготовка презентационных видеофильмов; – оперативная съемка важнейших фрагментов научно-технических семинаров и конференций, выступлений ведущих отечественных и зарубежных ученых, позволяющая более детально планировать направления дальнейших научных исследований и решать актуальные проблемы обучения; – систематизированное накопление видеозаписей (видеофильмов) с целью формирования видеотеки, доступной для широкого круга пользователей, а также для пополнения музейных фондов, в том числе записями, связанными с историческими и другими общественно значимыми событиями. Таким образом, видеотехника при своевременном и правильном ее использовании является существенным фактором на всех этапах современного процесса обучения. |
Учебное пособие Иркутск 2006 Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов» |
Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим объединением по... Шевченко Н. Ю. Электронная техника. Руководство к лабораторным работам: Учеб пособие / Волггту, Волгоград, 2006. – 52 с |
||
Учебное пособие по дисциплине "Технология производства и ремонта... Проектирование процессов сварки и наплавки деталей вагонов. Учебное пособие по дисциплине "Технология производства и ремонта вагонов".... |
Рабочая программа техника и технология видеофильма для студентов,... Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки... |
||
Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: 260502... Охрана труда в общественном питании : Учебное пособие для студ образовательных учреждений среднего профессионального образования... |
Учебное пособие по дисциплине «Математики» Учебное пособие по дисциплине «Математики» разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного... |
||
Учебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации... Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1 |
Учебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Допущено... Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов |
||
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся... Учебное пособие предназначено для подготовки специалистов в области обеспечения качества и безопасности продукции производимой и... |
Учебное пособие соответствует дисциплине «Профессиональный английский язык» Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов направления подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника»... |
||
Учебное пособие для магистрантов по напралению подготовки «Ресурсосберегающая... Учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки магистрантов по направлению подготовки «Ресурсосберегающая технология... |
Учебное пособие предназначено для бакалавров юридических вузов. Предисловие... Его содержание соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по данной дисциплине... |
||
Учебное пособие Москва Издательство Московского государственного... Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов направления 230100... |
Учебное пособие Москва Издательство Московского государственного... Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов направления 230100... |
||
Учебное пособие Утверждено в качестве учебного пособия учебно-методической... ... |
Книгообеспеченность для специальность 30. 05. 01 – «Медицинская биохимия» Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм. Руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс] : учебное пособие... |
Поиск |