Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей


Скачать 1.28 Mb.
Название Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей
страница 1/8
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
1 мл.jpgСодержание

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

  2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ

  3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

  4. Возрастные и индивидуальные особенности детей

1.5 Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров ФГОС ДО)

Содержательный раздел

  1. Содержание психолого-педагогической работы

2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы 1 младшей группы

2.3 Адаптация детей к условиям детского сада

2.4 Взаимодействие с семьей

2.5 Календарно-тематическое планирование

Организационный раздел

3.1 Оформление предметно-пространственной среды
Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка
Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество ДОУ с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах детской деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Представленная рабочая программа педагога, работающего с детьми 1 младшей группы обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами дошкольного образования.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных областей ФГОС дошкольного образования.

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей 1 младшей группы. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы составили:

• Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

• Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Приказ МО и Н РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
1.2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ:

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой комплексной программы «Радуга». Приоритетными направлениями в работе учреждения являются: - всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

-Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,

пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка формирования предпосылок учебной деятельности.

- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В Уставе ДОУ основными задачами являются:

1. охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

2. формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств воспитанников, формирование предпосылок учебной деятельности;

3. первичная ценностная ориентация и социализация воспитанников;

4. становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста;

5. осуществление необходимой квалифицированной коррекции нарушений развития при наличии соответствующих условий;

6. взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

7. оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития, образования, присмотра, ухода и оздоровления воспитанников;

8. организация реабилитации детей-инвалидов при наличии соответствующих условий.

Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами комплексной программы «Радуга» осуществляется решение следующих задач:

1. Обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы.

2. Обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического).

3. Всестороннее и своевременное психическое развитие; Задачи (часть формируемая ДОУ):

Достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:

- формирование любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;

- формирование общих представлений об окружающей природной среде;

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы.

Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС:

1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников ДОУ) и детей.

3. Уважение личности ребенка.

4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основные принципы дошкольного образования

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) обогащение (амплификация) детского развития.

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Сотрудничество ДОУ с семьей.

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, т лов возрасту и особенностям развития) .

Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Радуга»:

Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

Принципы:

1. принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;

2. принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

3. решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;

4. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;

5. принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;

6. принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника - игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым

используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500¬2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами- заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики детей раннего возраста.

Физическое развитие

Детям этого возраста непросто управлять своими движениями. Центр тяжести у них расположен выше, чем у взрослых. Большая часть веса приходится на верхнюю половину тела. Поэтому они быстрее теряют равновесие, им сложно остановиться на бегу или поймать большой мяч и не упасть. Способность совершать движения большой

амплитуды: бегать, прыгать, бросать предметы развивается быстрее. Это - так называемая грубая моторика. Развитие мелкой моторики, то есть способности совершать точные движения мелкой амплитуды кистями рук и пальцами (пользоваться вилкой и ложкой, управляться с карандашом и т.д.) - происходит медленнее.

Социально-коммуникативное развитие

На протяжении раннего возраста происходит все более отчетливая дифференциация представлений ребенка о своих возможностях, способностях и действиях, уточняется отношение его к себе как к действующему субъекту с одной стороны и определенной уникальной целостности, обладающей постоянством черт и характеристик,— с другой. Все эти изменения образа себя у ребенка наглядно проявляются в его поведении. К концу второго года все дети безошибочно показывают свой носик, глазки, ротик, узнают себя на фотографии, знают, где их место за столом, какую одежду надевать на прогулку. Для формирования у ребенка представлений о своих возможностях необходимо отмечать успехи каждого малыша, комментировать его действия, поощрять настойчивость в деятельности. Обращать внимание ребенка на ошибки следует деликатно; помогая исправить их, взрослый должен обязательно поддержать в малыше уверенность, что он вскоре все научится делать правильно.

На третьем году дети обычно имеют отчетливое представление о себе как о мальчике или девочке, а поэтому уже в этом возрасте следует уделять внимание формированию у ребенка поло-ролевой идентификации: указывать на особенности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам — папой, дядей, шофером и т.п. Как правило, в группах раннего возраста находятся преимущественно игрушки «для девочек» (куклы и предметы ухода за ними) и игрушки, «нейтральные» с точки зрения поло-ролевой принадлежности (кубики, мячи, пирамидки). Такие традиционные игрушки для мальчиков, как машинки, солдатики, рыцари, всадники, игрушечные молотки, плоскогубцы и т.п. часто отсутствуют. Однако в групповом помещении и на участке должны быть игрушки, как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки могут играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый в праве играть с теми игрушками, которые ему нравятся, но ассортимент надо подобрать таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие поло-ролевой идентификации.

Социальные навыки в раннем возрасте формируются преимущественно в ходе ежедневных процедур, которые занимают большую часть времени, проводимого малышом в группе полного дня. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

Познавательное развитие

На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям -- умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.

В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру).

Речевое развитие

Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие. Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно.

Художественно-эстетическое развитие

Происходят следующие изменения: овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения); обогащение содержания творческой деятельности; овладение «языком» творчества.

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное - выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Пояснительная записка 3 Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
...
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Цель и задачи рабочей Программы принципы и подходы в организации...
Особенности организации образовательного процесса в старшей группе
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Пояснительная записка 2 Цели и задачи реализации программы 3 Принципы...
Система достижения планируемых результатов воспитанников гбдоу д/c №3 «Андрейка» 18
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Цели и задачи реализации Программы 5 1 Принципы и подходы к формированию Программы 7
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Цели и задачи деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Цель и задачи рабочей Программы принципы и подходы в организации...
Взаимодействие с родителями (законными представителями воспитанников)
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Пояснительная записка Возрастные особенности детей 5-7 лет Цели и...
Максимально допустимый объем нагрузки в непосредственно образовательной деятельности для детей 5 – 7 лет
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Пояснительная записка Цель и задачи реализации Адаптированной Образовательной...
Другие значимые для разработки и реализации Адаптированной Образовательной Программы характеристики
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Пояснительная записка Содержание образовательного процесса. Возрастные...
Модель образовательного процесса: направления развития и образования детей (далее образовательные области)
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Пояснительная записка цель и задачи реализации программы принципы...
Физическое развитие
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Пояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Пояснительная записка 5
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon 1. Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности...
Ы основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад общеразвивающего вида...
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Пояснительная записка
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Пояснительная записка 1 Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Цели и задачи оу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации программы 2 Принципы...
Значимые для разработки и реализации программы характеристики (возрастные и индивидуальные особенности воспитанников)
Пояснительная записка Цель и задачи основной образовательной программы доу принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастные и индивидуальные особенности детей icon Пояснительная записка. 3 Цели реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск