Содержание
ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ………………………..………..
|
4
|
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ….……………………………………….
|
5
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………….……………………………………………………..
Пояснительная записка…………………………………………………………….
Общие сведения о ДОУ………………………………………………………………
Цели и задачи реализации программы………………………………………………
Принципы и подходы к формированию программы………………………………
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ……………………………………………………………………………….
Сведения о квалификации педагогических кадров………………………………..
Сведения о семьях воспитанников………………….…………..………………….
Особенности осуществления образовательного процесса……………...………….
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы……………………..………….
Планируемые результаты освоения программы………………………………..
|
5
5
5
5
6
7
14
15
15
16
19
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………..………………………………….
|
21
|
Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка…………………………………………………………………….
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»……………..
Образовательная область «Познавательное развитие»……………………….…….
Образовательная область «Речевое развитие»…………………………….….……..
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»…….….…….
Образовательная область «Физическое развитие»………………………….………
Средства реализации программы…………………………………………………
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…………………………………………………………………………………….
Способы и направления поддержки детской инициативы…………………….
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………………………………………………………….
|
21
21
34
48
55
73
78
83
85
89
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….
|
92
|
Материально-техническое обеспечение программы………………………………
Методическое обеспечение программы…………………………………………….
Организация режима пребывания детей в ДОУ..…………………..
Режим дня в ДОУ на холодный период года………………………………………..
Режим дня в ДОУ на теплый период года…………………………………………
Режим двигательной активности детей младшего дошкольного возраста………..
Режим двигательной активности детей среднего дошкольного возраста…………
Режим двигательной активности детей старшего дошкольного возраста………..
Структура ежедневной организации воспитательно-образовательного процесса.
Учебный план основных видов НОД (Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)………………………………………………………………………...............
Модель физкультурно-оздоровительной деятельности…………………………….
Примерное распределение времени проведения оздоровительных процедур в режиме дня с детьми 4-6 лет…………………………………………………………….
Примерное распределение времени проведения оздоровительных процедур в режиме дня с детьми 6-7 лет..……………………………………………………………
Годовая циклограмма оздоровления детей в условиях ДОУ………………………
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………...
|
92
94
98
100
101
102
104
106
108
109
113
114
115
115
116
|
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ……………………………………………
|
116
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………………..
|
116
|
Пояснительная записка…………………………………………………………….
Планируемые результаты освоения программы……………………………….
|
116
118
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………….
|
120
|
Формы организации психолого-педагогической работы по направлениям образовательного процесса……………………………………………………………………..
Схема направления физического развития ребенка………………………………..
Схема направления познавательного и речевого развития ребенка……………..
Схема направлений художественно-эстетического развития ребенка……………
Схема направлений социально-коммуникативного развития ребенка……………
Модель воспитательно-образовательной деятельности на день……..……………
Примерные темы комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы с детьми 2-7 лет……………………………………………….
Циклограмма календарного планирования воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста.............................…………………
Циклограмма календарного планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста............................………………………
Модель воспитательно-образовательной деятельности на год……………………
Содержание психолого-педагогической работы по освоению регионального компонента…...................................................................................................................
Преемственность в работе ДОУ и школы………………………………………….
Коррекционная работа ………………………………………………………………..
|
122
122
123
124
125
126
127
136
137
138
139
142
143
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………...
|
150
|
Управление реализацией программы...........................................................................
Краткая презентация образовательной программы…………………………………
|
150
151
|
ПАСПОРТ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 58 города Ставрополя.
Нормативно-правовая база разработки образовательной программы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
Устав МБДОУ д/с №58.
Рабочая группа педагогических работников по разработке и реализации программы:
Ю.П.Долгополова - заведующий
И.О.Колесниченко - заместитель заведующего по УВР
А.М.Давыденко - старший воспитатель
Е.Г. Кузьменко - музыкальный руководитель
М.А. Штифанова - музыкальный руководитель
В.А.Дружкова - педагог-психолог
И.Ф. Авершина- воспитатель
С.Л.Никора - воспитатель
Г.М.Соколова – воспитатель
К.А.Жакович - воспитатель
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Общие сведения о ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 58 города Ставрополя создано на основании Постановления администрации города Ставрополя Ставропольского края, от 11.03.2010 года, №499.
Сокращенное наименование учреждения: МБДОУ д/с № 58.
Организационно-правовая форма – бюджетное учреждение.
Тип учреждения – дошкольное образовательное учреждение.
Вид учреждения – детский сад комбинированного вида.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 ноября 2011 года № 2095 серия РО № 034478
Юридический адрес: 355040, Российская Федерация, Ставропольский край, город Ставрополь, пр.Ворошилова, 12.
Фактический адрес: 355040, Российская Федерация, Ставропольский край, город Ставрополь, пр.Ворошилова, 12.
Учреждение работает в следующем режиме:
- пятидневная рабочая неделя;
- ежедневный график работы с 7.00 до 19.00 часов.
В учреждении функционируют 17 возрастных групп в режиме полного дня (12-часового пребывания)из них: 15 групп общеразвивающей направленности, 2 группы компенсирующей направленности – для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих нарушения речи (ФФНР, ФНР, ОНР III уровня).
Общая численность воспитанников МБДОУ д/с №58 на 01.09.2016г. составляет 564 ребенка.
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №58 (далее Учреждение) является нормативно-управленческим документом и определяет содержание и организацию образовательной деятельности в Учреждении.
Цели и задачи данной программы определены ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» ( Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева), с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цели и задачи реализации программы
Основные цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеет решение ряда задач:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Принципы и подходы к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Программа строится на принципах:
•культуросообразности, реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
|