Скачать 354.28 Kb.
|
Формирование коммуникативных действий учёта позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках истории 10 класс. Фрагмент урока. Тема урока: «Петр I –великий реформатор?» Данная разработка представлена в двух вариантах: первый разработан для класса профильного уровня, второй вариант для класса базового уровня. Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Преобразования Петра Великого». Развивать:
Форма работы: работа в 2 группах. 1 вариант урока (профильный уровень). Материалы:
Инструкция: представить собственную аргументированную точку зрения по проблеме «Петр является великим реформатором» и ответить на вопросы команды опровержения.
Инструкция: проведи самооценку уровня сформированости у тебя «позиции собеседника».
Краткое описание: ученикам в классе раздаются карточки с заданием. Задание строится как столкновение двух разных точек зрения по одному вопросу. Учащимся необходимо привести аргументы за и против, проанализировав текст источников, придумать вопросы. В классе учащиеся делятся самостоятельно на команды защиты и опровержения, получают карточки с заданием и готовятся к ответу. Пока одна команда выступает, другая готовит вопросы. Ход урока. Представление команды утверждения. Актуальность. Мы утверждаем, что «Петр I является Великим реформатором», т.к.: в современной России актуален опыт Петра I в проведении реформ во всех сферах жизни общества; мы завершаем изучение темы о деятельности Петра I и считаем необходимым оценить личность Великого реформатора и его преобразования; надеемся, что в будущей своей деятельности мы будем использовать полученные знания. Определение ключевых понятий. Реформатор - преобразователь; человек, занимавшийся изменениями, переустройством чего-либо. Великий - превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся. I аспект – политический. Аргумент 1. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления. Доказательство: на смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Аргумент 2. Вместо Боярской Думы, не играющей существенной роли к началу XVIII века был создан Правительствующий Сенат, обладающий законодательной, административной и судебной властью. Доказательство: Боярская Дума была многочисленной, практически не созывалась и считается историками малоэффективным учреждением. II аспект – экономический. Аргумент 1. Самым примечательным явлением в экономике конца XVII-начала XVIII века стал значительный рост крупной мануфактурной промышленности. Доказательство: к 1725 году в России было 220 мануфактур (а в 1690 г. только 21), т.е за 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз. Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу. Аргумент 2. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя). Доказательство: экономическую деятельность Петр I основывал на политике меркантилизма (стимулирование экспорта и ограничение импорта). В 1726 году экспорт составил 4,3 млн. руб., а импорт – 2,1 млн. руб. В 1724 году вышел Таможенный тариф (вводились низкие пошлины на экспорт и высокие на импорт – 75% от стоимости). Таким образом, мы утверждаем, что Петр I является великим реформатором. Команда опровержения задает свои вопросы – команда утверждения дает ответы. 1. Не считаете ли вы, что петровские мануфактуры, использующие труд подневольных людей, не являются прогрессивными капиталистическими предприятиями? 2. Не считаете ли вы, что в результате административной реформы, сложилась громоздкая, бюрократическая система управления страной? Представление команды опровержения. Мы утверждаем, что «Петр I не является великим реформатором». Мы принимаем определение ключевых понятий и актуальность, предложенные оппонентами, но не согласны с их аргументами. Мы считаем, что проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, в связи с чем в 1722 году были созданы специальные инстанции (фискали, прокуратура) и введена должность генерал-прокурора, что на наш взгляд привело к очередному увеличению количества чиновников и расходов на их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Все преобразования в стране, в т.ч. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные (изменения в податной системе, государство вводило монополию на продажу некоторых товаров). Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.). Исходя из этого, мы можем утверждать, что «Петр I не является великим реформатором». Мы готовы подтвердить свою точку зрения. I аспект – социальный. Аргумент 1. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. Доказательство 1. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными Доказательство 2. Податная реформа закрепостила «гулящих» людей и холопов Аргумент 2. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением. Доказательство. Астраханское восстание, восстание К. Булавина, банкирские восстания. II аспект – культурный. Аргумент 1. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в европейцев проводилось насильственными методами. Доказательство: бритье бород, введение одежды европейского образца. Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества. Аргумент 2. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Доказательство: много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем. Тем самым, Петр I не мог являться великим реформатором. Команда утверждения задает свои вопросы - команда опровержения отвечает. 1. Не кажется ли вам, что изменения в культуре не сводятся только к бритью бород? 2. Как вы считаете, создание новых учебных заведений, учебников, музеев, гражданского шрифта являются прогрессивными явлениями в культуре? 3. Как вы думаете, можно ли стать России великой империей без сильной армии? Кто должен ее содержать? Подведение итогов, вопросы, определение лучших выступлений. Совместное подведение итогов. 2 вариант урока ( базовый уровень) Краткое описание: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух разных точек зрения по одному вопросу. Предварительно учащимся в качестве домашнего задания необходимо подготовить ответ по теме «Петр I –великий реформатор?» (привести аргументы за и против, проанализировав текст источников и учебника). Учащиеся приходят на урок с выполненным заранее заданием. В классе учитель предлагает учащимся поделиться на команды защиты и опровержения, раздает карточки с заданием. Ход урока. Ход проведения. 1.Представление команды утверждения 2. Учитель задает свои вопросы – команда утверждения дает ответы. 3.Представление команды опровержения. 4.Учитель задает свои вопросы – команда опровержения дает ответ. 5.Подведение итогов, вопросы, определение лучших выступлений. 6.Совместное подведение итогов по двум параметрам:
Для оценки уровня сформированности УУД, можно организовать беседу, используя следующие критерии:
Но эффективней всего данные критерии использовать для заполнения рефлексивной карточки для групп и каждого. Анализ результатов дает полную картину проблем формирования УУД «Позиция собеседника». Формирование смыслового чтения на уроках истории 10 класс. Фрагмент урока. Тема урока: «Внешняя политика Петра I. Северная война». Цели урока:
Развивать:
(использование упражнения «Понимание познавательного текста»). Форма работы: работа индивидуальная. Материалы: *В соответствии с требованиями к современному уроку истории на данном уроке присутствует самостоятельна работа учащихся. Ученики должны уметь использовать текст для ответа на вопросы.
Текст №2
Инструкция: проведи самооценку уровня сформировааности у тебя «умения понимать текст».
Инструкция: учащиеся внимательно читают текст, находят в нем ответы на вопросы и заполняют соответствующие графы конспекта. Ход урока. Краткое описание.
- умение правильно находить ответы на вопросы; - понимание основной идеи текста; - умение составлять краткий конспект;
Фрагмент урока. |
План урока по трудовому обучению Тема урока Тема урока: Назначение, принцип действия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От |
Тема урока: Мой дом – моя семья. Цель урока ... |
||
Урока Дата Тема урока Лексика для продуктивного освоения |
Тема урока: Химический состав клетки Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии |
||
Конспект урока Тема урока Объяснительно-иллюстративные, наглядные. Объяснение учителем последовательности самостоятельной работы учащихся |
Урока тема урока: Класс: 3 «А» Формировать умение осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера |
||
Урока Тема урока Мышцы, их строение и функционирование Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал |
Методическая разработка библиотечного урока. Тема: в мире профессий Цель урока: Профориентация обучающихся, знакомство с профессиями, которым обучают в техникуме |
||
Урока: Анимация. Тип урока Цель урока: создание условий для формирования представлений об анимации и способах её создания в Power Point |
Методическая разработка урока Тема: «Царство грибов» Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться |
||
Тема урока: Индикаторы Предмет Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, презентация по теме «Индикаторы», Интернет-ресурсы (таблицы, рисунки и т... |
Урока по физической культуре Тема: Беговые упражнения Технологическая карта урока в 6 классе. Учитель физической культуры мбоу «Менделеевская сош» С. И. Ярина |
||
Урока Тема: «Рецептура. Мягкие лекарственные формы» ... |
Урок новых знаний и умений. Задачи урока Тема урока: «Знакомство со спец машиной 51-а класса, заправка машины, принцип работы, обметывание срезов на спец машине.» |
||
Конспект урока по схм тема урока: Сепаратор зернового вороха ... |
Урока Тема урока Характеристика учебной деятельности учащихся Повторяют лексику и грамматику, изученную в 5 классе. Называют свои личные данные по аналогии. В сотрудничестве с учителем изучают... |
Поиск |