Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?»


Скачать 354.28 Kb.
Название Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?»
страница 1/3
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
  1   2   3
Формирование коммуникативных действий учёта позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках истории 10 класс.

Фрагмент урока.

Тема урока: «Петр I –великий реформатор?»

Данная разработка представлена в двух вариантах: первый разработан для класса профильного уровня, второй вариант для класса базового уровня.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Преобразования Петра Великого».

Развивать:

  • критическое мышление и умение отстаивать собственную точку зрения.

  • развитие УУД: коммуникативных действий учёта позиции собеседника в процессе учебной деятельности на уроках (использование упражнения «Кто прав?»).

Форма работы: работа в 2 группах.

1 вариант урока (профильный уровень).

Материалы:

  • карточки с текстом задания


Инструкция:

представить собственную аргументированную точку зрения по проблеме «Петр является великим реформатором» и ответить на вопросы команды опровержения.



  • рефлексивная карточка для самооценки (оценки группы) уровня сформированности универсального учебного действия «учёт позиции собеседника»;

Инструкция: проведи самооценку уровня сформированости у тебя «позиции собеседника».

Критерии

Баллы

1-10

Понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма).




Ориентация на позиции других людей, отличные от собственной.




Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору.




Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.




Учёт разных потребностей и интересов.




  • тексты источников по реформам Петра (см. приложение №1);

  • учебник 10 класc «История России с древнейших времен до конца XVIII века», авторы: А.Н.Сахаров, В.И. Буганов, Профильный уровень, издательство: М., Просвещение , 2008.

  • дополнительная литература:

  • «Очерки истории русской культуры XVIII века», автор: Б.И.Краснобаев.

  • «Петр I и его время», автор: Н.И. Павленко, издательство: М., 2004.

  • «История России с древнейших времен до конца XVIII века», Уроки истории, издательство: М., Творческий центр, 2003.

Краткое описание: ученикам в классе раздаются карточки с заданием. Задание строится как столкновение двух разных точек зрения по одному вопросу. Учащимся необходимо привести аргументы за и против, проанализировав текст источников, придумать вопросы. В классе учащиеся делятся самостоятельно на команды защиты и опровержения, получают карточки с заданием и готовятся к ответу. Пока одна команда выступает, другая готовит вопросы.

Ход урока.

Представление команды утверждения.

Актуальность.

Мы утверждаем, что «Петр I является Великим реформатором», т.к.: в современной России актуален опыт Петра I в проведении реформ во всех сферах жизни общества; мы завершаем изучение темы о деятельности Петра I и считаем необходимым оценить личность Великого реформатора и его преобразования; надеемся, что в будущей своей деятельности мы будем использовать полученные знания.

Определение ключевых понятий.

Реформатор - преобразователь; человек, занимавшийся изменениями, переустройством чего-либо.

Великий - превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся.

I аспект – политический.

Аргумент 1. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления.

Доказательство: на смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату.

Аргумент 2. Вместо Боярской Думы, не играющей существенной роли к началу XVIII века был создан Правительствующий Сенат, обладающий законодательной, административной и судебной властью.

Доказательство: Боярская Дума была многочисленной, практически не созывалась и считается историками малоэффективным учреждением.

II аспект – экономический.

Аргумент 1. Самым примечательным явлением в экономике конца XVII-начала XVIII века стал значительный рост крупной мануфактурной промышленности.

Доказательство: к 1725 году в России было 220 мануфактур (а в 1690 г. только 21), т.е за 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз. Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу.

Аргумент 2. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя).

Доказательство: экономическую деятельность Петр I основывал на политике меркантилизма (стимулирование экспорта и ограничение импорта). В 1726 году экспорт составил 4,3 млн. руб., а импорт – 2,1 млн. руб. В 1724 году вышел Таможенный тариф (вводились низкие пошлины на экспорт и высокие на импорт – 75% от стоимости).

Таким образом, мы утверждаем, что Петр I является великим реформатором.

Команда опровержения задает свои вопросы – команда утверждения дает ответы.

1. Не считаете ли вы, что петровские мануфактуры, использующие труд подневольных людей, не являются прогрессивными капиталистическими предприятиями?

2. Не считаете ли вы, что в результате административной реформы, сложилась громоздкая, бюрократическая система управления страной?

Представление команды опровержения.

Мы утверждаем, что «Петр I не является великим реформатором».

Мы принимаем определение ключевых понятий и актуальность, предложенные оппонентами, но не согласны с их аргументами.

Мы считаем, что проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, в связи с чем в 1722 году были созданы специальные инстанции (фискали, прокуратура) и введена должность генерал-прокурора, что на наш взгляд привело к очередному увеличению количества чиновников и расходов на их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Все преобразования в стране, в т.ч. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные (изменения в податной системе, государство вводило монополию на продажу некоторых товаров). Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).

Исходя из этого, мы можем утверждать, что «Петр I не является великим реформатором». Мы готовы подтвердить свою точку зрения.

I аспект – социальный.

Аргумент 1. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права.

Доказательство 1. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными

Доказательство 2. Податная реформа закрепостила «гулящих» людей и холопов

Аргумент 2. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением.

Доказательство. Астраханское восстание, восстание К. Булавина, банкирские восстания.

II аспект – культурный.

Аргумент 1. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в европейцев проводилось насильственными методами.

Доказательство: бритье бород, введение одежды европейского образца. Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества.

Аргумент 2. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев.

Доказательство: много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем.

Тем самым, Петр I не мог являться великим реформатором.

Команда утверждения задает свои вопросы - команда опровержения отвечает.

1. Не кажется ли вам, что изменения в культуре не сводятся только к бритью бород?

2. Как вы считаете, создание новых учебных заведений, учебников, музеев, гражданского шрифта являются прогрессивными явлениями в культуре?

3. Как вы думаете, можно ли стать России великой империей без сильной армии? Кто должен ее содержать?

Подведение итогов, вопросы, определение лучших выступлений.

Совместное подведение итогов.

2 вариант урока ( базовый уровень)

Краткое описание: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух разных точек зрения по одному вопросу. Предварительно учащимся в качестве домашнего задания необходимо подготовить ответ по теме «Петр I –великий реформатор (привести аргументы за и против, проанализировав текст источников и учебника). Учащиеся приходят на урок с выполненным заранее заданием. В классе учитель предлагает учащимся поделиться на команды защиты и опровержения, раздает карточки с заданием.

Ход урока.

Ход проведения.

1.Представление команды утверждения

2. Учитель задает свои вопросы – команда утверждения дает ответы.

3.Представление команды опровержения.

4.Учитель задает свои вопросы – команда опровержения дает ответ.

5.Подведение итогов, вопросы, определение лучших выступлений.

6.Совместное подведение итогов по двум параметрам:

  • предметному «Петр I –великий реформатор?»;

  • оценивания развитие УУД: коммуникативных действий учёта позиции собеседника в процессе учебной деятельности на уроке.

Для оценки уровня сформированности УУД, можно организовать беседу, используя следующие критерии:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма);

  • ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;

  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

  • учёт разных мнений и умение обосновать собственное;

  • учёт разных потребностей и интересов.

Но эффективней всего данные критерии использовать для заполнения рефлексивной карточки для групп и каждого. Анализ результатов дает полную картину проблем формирования УУД «Позиция собеседника».
Формирование смыслового чтения на уроках истории 10 класс.

Фрагмент урока.

Тема урока: «Внешняя политика Петра I. Северная война».

Цели урока:

  • оценка деятельности Петра I во внешней политике.

Развивать:

  • умение структурировать текст;

  • умение составлять краткий конспект

(использование упражнения «Понимание познавательного текста»).

Форма работы: работа индивидуальная.

Материалы:

*В соответствии с требованиями к современному уроку истории на данном уроке присутствует самостоятельна работа учащихся. Ученики должны уметь использовать текст для ответа на вопросы.

  • раздаточный материал: ксерокопии текстов: «Ништадтский мирный договор, 30 августа 1721 года», «Петр I о Нарвском сражении»;

  • текст №1

    НИШТАДТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР, 30 АВГУСТА 1721 г.

    <�…> 4. Ее королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свойского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное неприкословное вечное владение и собственность в сей войне, чрез его царское величество оружия от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена, который ниже сего в артикуле разграничения означен и описан с городами и крепостьми: Ригою, Дюнаминдом, Пернавою, Ревелем, Дерптом, Нарвою, Выборгом, Кексгольмом и всеми прочими к помянутым провинциям надлежащими городами, крепостями, гавенами, местами, дистриктами, берегами с островами: Эзель, Даго и Меном и всеми другими от Курляндской границы по Лифляндским, Эстляндским и Ингерманландским берегам и на стороне оста от Ревеля в фарватере к Выборгу, на стороне зюйда и оста лежащими островами, со всеми на сих островах, как в вышепомянутых провинциях, городах и местах обретающимися жителями и поселениями и генерально со всеми принадлежностьми. <�…>

    5. Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификаций о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, ее королевскому величеству и короне Свейской возвратить и паки испражнить Великое княжество Финляндское… Сверх того хощет его царское величество обязан быть и обещает ее королевскому величеству и королевству Свойскому сумму двух миллионов ефимкою, исправно без вычета <�…> заплатить и отдать. <�…>

    6. Ее королевское величество Свейское о коммерции сим себе выговорил, что ему в вечные времена свободно быть имеет в Риге и в Ревеле и Аренсбурге ежегодно на 50 000 рублей хлеба покупать <�…> не платя никаких пошлин или иных налогов в Швецию свободно вывезен быть имеет. <�…>

    16. Коммерции имеют свободно и беспомешательно междо обоими государствами и к оным принадлежащими землями, подданными и жительми как на земле, так и водою учреждены, и сколь скоро возможно, чрез особливый трактат к пользе обоих государств учреждены быть. <�…>

  • карточка с вопросами к тексту №1

1.Что является предметом обсуждения в тексте ___________________________________________________________

2. Дайте характеристику договора___________________________________________________

3. Определите основные статьи договора___________________________________________________

4. Определите основные итоги Северной войны_____________________________________________________

5. Определите значение договора для России_____________________________________________________

Текст №2

ПЕТР I О НАРВСКОМ СРАЖЕНИИ.

«Итак, шведы над нашем войском викторию получили, что есть бесспорно; но надлежит разуметь, над каким войском оную учинили. Ибо только старый полк Лефортовский был, да два полка гвардии были на двух атаках у Азова; а полевых боев, наипаче с регулярными войсками, никогда не видали. Прочие же полки, кроме некоторых полковников, как офицеры, так и рядовые, сами были рекруты; к тому же за поздним временем, великий голод был понеже за великими грязьми провиант проводить было невозможно; и единым словом сказать, все то дело яко младенческое играние было, а искусство ниже вида; то какое удивление такому старому обученному и практикованному войску над таким неискусным сыграть викторию. […] Но когда несчастье (или лучше сказать великое счастье) получили, тогда неволя ленность отогнала и к трудолюбию и искусству день и ночь принудила».

Перевод: «Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это когда несчастье (или лучшесказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать день и ночь».

  • карточка с вопросами к тексту №2

1.Что является предметом обсуждения в тексте ___________________________________________________________

2. Определите отношение Петра к поражению войск ___________________________________________________________

3. Определите основные причины поражения__________________________________________________

4. В чем заключалась реорганизация армии?_____________________________________________________

5. Определите, как повлияло поражение на дальнейшие военные действия___________________________________________________




  • учебник 10 класc «История России с древнейших времен до конца XVIII века», авторы: А.Н.Сахаров, В.И. Буганов, Профильный уровень, издательство: М., Просвещение , 2008;

  • учебник 10 класc «История России с древнейших времен до конца XVIII века», авторы: А.Н.Сахаров, В.И. А.Н.Боханов, издательство: М., Русское слово , 2006;

  • дополнительная литература:

  • «Очерки истории русской культуры XVIII века», автор: Б.И.Краснобаев.

  • «Петр I и его время», автор: Н.И. Павленко, издательство: М., 2004.

  • «История России с древнейших времен до конца XVIII века», Уроки истории, издательство: М., Творческий центр, 2003.

  • рефлексивная карточка для самооценки (оценки группы) уровня сформированности УУД «смысловое чтение».

Инструкция: проведи самооценку уровня сформировааности у тебя «умения понимать текст».

Критерии

Баллы

1-10

Умение правильно находить ответы на вопросы




Понимание основной идеи текста




Умение составлять краткий конспект





Инструкция: учащиеся внимательно читают текст, находят в нем ответы на вопросы и заполняют соответствующие графы конспекта.

Ход урока.

Краткое описание.

  • рассказ учителя о причинах войны и первых поражениях;

  • учащиеся изучают ксерокопии текстов: «Петр I о Нарвском сражении» и «Ништадтский мирный договор, 30 августа 1721 года» (текст №1, текст №2);

  • учащиеся отвечают на вопросы к текстам;

  • заполняют соответствующие графы в карточке с вопросами;

  • проверяем правильность выполнения задания;

  • подведение итогов по трем параметрам:

- умение правильно находить ответы на вопросы;

- понимание основной идеи текста;

- умение составлять краткий конспект;

  • работа с рефлексивной карточкой для самооценки.


Фрагмент урока.

  1   2   3

Похожие:

Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon План урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Назначение, принцип дейст­вия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Тема урока: Мой дом – моя семья. Цель урока
...
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Урока Дата Тема урока Лексика для продуктивного освоения

Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Тема урока: Химический состав клетки
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Конспект урока Тема урока
Объяснительно-иллюстративные, наглядные. Объяснение учителем последовательности самостоятельной работы учащихся
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Урока тема урока: Класс: 3 «А»
Формировать умение осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Урока Тема урока Мышцы, их строение и функционирование
Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Методическая разработка библиотечного урока. Тема: в мире профессий
Цель урока: Профориентация обучающихся, знакомство с профессиями, которым обучают в техникуме
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Урока: Анимация. Тип урока
Цель урока: создание условий для формирования представлений об анимации и способах её создания в Power Point
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Методическая разработка урока Тема: «Царство грибов»
Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Тема урока: Индикаторы Предмет
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, презентация по теме «Индикаторы», Интернет-ресурсы (таблицы, рисунки и т...
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Урока по физической культуре Тема: Беговые упражнения
Технологическая карта урока в 6 классе. Учитель физической культуры мбоу «Менделеевская сош» С. И. Ярина
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Урока Тема: «Рецептура. Мягкие лекарственные формы»
...
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Урок новых знаний и умений. Задачи урока
Тема урока: «Знакомство со спец машиной 51-а класса, заправка машины, принцип работы, обметывание срезов на спец машине.»
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Конспект урока по схм тема урока: Сепаратор зернового вороха
...
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» icon Урока Тема урока Характеристика учебной деятельности учащихся
Повторяют лексику и грамматику, изученную в 5 классе. Называют свои личные данные по аналогии. В сотрудничестве с учителем изучают...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск