Паспорт образовательной программы ( ОП )
Наименование учреждения
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества №4 Советского района г. Орла»
|
Наименование ОП
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа объединения «Английский язык для всех»
|
Сведения об авторе
|
ФИО: Гусева Елена Алексеевна
|
Должность: педагог дополнительного образования
1 категория
|
Направленность ОП
|
Социально-педагогическая
|
Возраст обучающихся
|
7 – 9 лет
|
Срок реализации ОП
|
2 года
|
Год разработки ОП
|
2014
|
Цель ОП
|
Развитие основных познавательных процессов, формирование обще- учебных умений и навыков и создание условий для максимального раскрытия индивидуального потенциала ребёнка посредством иностранного языка.
|
Задачи ОП
|
Формирование умений общаться на иностранном языке: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме – с обязательным учётом реальных речевых, языковых и возрастных возможностей и потребностей детей;
Развитие личности ребёнка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
Создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления психологического страха в использовании иностранного языка как средства общения в современном мире;
Освоение элементарных лингвистических представлений, доступных детям и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;
Знакомство с миром зарубежных сверстников, особенностями их культуры, с зарубежными детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором и детской художественной литературой, с миром новых иноязычных игр; развитие у учащихся интереса к участию в театрализованных представлениях на английском языке; формирование дружелюбного отношения к представителям других стран.
|
Вид ОП
|
Адаптированная
|
Формы занятий (групповые, индивидуальные и др.)
|
Групповые
|
Режим занятий
|
Продолжительность занятий: 2 занятия по 30 минут для детей первого года обучения и 2 занятия по 45 минут для детей второго года обучения:
|
Количество занятий в неделю: 2 занятия 2 раза в неделю для детей первого и второго года обучения;
|
Ожидаемые результаты
|
Обучающиеся должны знать:
алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
тематическую лексику, активный запас фраз клише, грамматические правила;
особенности интонации основных типов предложений;
название страны изучаемого языка, её столицы и своей собственной страны;
наизусть рифмованные произведения детского фольклора;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны ( стран) изучаемого языка.
Обучающиеся должны уметь:
а) в области говорения:
участвовать в элементарном этикетном диалоге: поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы («Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?» )и отвечать на вопросы собеседника (в пределах общения изученных тем);
кратко рассказать о себе, своей семье, друге;
составить правильное описание предмета ( картинки ) по образцу;
б) в области аудирования
понимать на слух речь учителя, других учащихся;
понимать на слух содержание небольших текстов;
в) в области чтения:
овладеть техникой чтения вслух: читать доступные по объёму тексты, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели;
читать про себя с пониманием основного содержания несложные тексты, доступные по объёму, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарём;
г) в области письма:
списывать текст на иностранном языке, выписывать из него и ( или ) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
писать краткое поздравление и личное письмо с опорой на образец;
д) владеть способами познавательной деятельности, уметь:
различать основные типы предложений по интонации и цели высказывания;
составлять монологическое высказывание по образцу, по аналогии;
пользоваться двуязычными словарями;
е) использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
устного общения с носителями иностранного языка,
преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
ознакомления с детским зарубежным фольклором и
более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.
|
Формы подведения итогов реализации ОП
|
Контрольные, открытые занятия
|
Подпись автора ОП
И.о. директора В.В. Михайлов
Пояснительная записка
Политические и социокультурные реалии конца XX и начала XXl века обусловили и открыли новые перспективы в культурном и коммуникативном образовании россиян, для которых стало реальностью непосредственное или опосредованное межкультурное общение. Эффективное обучение иностранным языкам приобретает на сегодняшний день особую актуальность в связи с процессами интеграции в современном мире. Какой бы род занятий ребёнок не избрал для себя в будущем, незнание иностранных языков может существенно обеднить его образовательные и самообразовательные возможности, перспективы в выборе профессии и карьеры, а также возможности культурного обогащения при общении с людьми из других стран и знакомстве с их культурным наследием.
Изучение иностранных языков и культур создаёт реальные условия для более глубокого осознания ценности и красоты русского языка и культуры его народа-носителя, однако при условии, что языки и культуры, которые дидактически соприкасаются в учебном процессе, изучаются в контексте диалога культур и цивилизаций.
Качественное обучение иностранным языкам приобретает в наши дни особую важность и значение не только для культурного развития каждого человека, но и для успехов в развитии всего общества, которое в немалой степени определяется уровнем образованности и культуры его граждан, их готовности и способности к эффективности и способности к эффективному межкультурному сотрудничеству на благо своей страны, что вряд ли возможно без оперативного овладения знаниями об этикете межкультурного общения.
Программа «Английский язык для всех позволяет овладеть базовыми знаниями английского языка. На занятиях используются необычные средства и способы для достижения поставленных целей, каждое занятие познавательно, носит творческий и непринуждённый характер развивает и воспитывает личность ребёнка. В процессе обучения английскому языку студийцы овладевают коммуникативными умениями во всех четырёх видах речевой деятельности, а также умениями систематизации обобщения языкового материала. На занятиях английского языка дети знакомятся с новыми средствами и способами выражения мысли в двух языках, они черпают информацию познавательного характера из страноведческих текстов, учат английские стихи, песни, считалки, рифмовки.
На занятиях английского языка у детей формируется такие черты и качества характера, как трудолюбие, активность, заинтересованность, самостоятельность, уважение друг к другу.
Программа «Английский язык для всех» рассчитана на занятия детей с 7 – 9 лет, т.е. начиная со школьных лет. Данная программа предлагает обучение детей младшего школьного возраста английскому языку. Программа «Английский язык для всех» рассчитана на 2 года обучения. На занятия первого и второго года обучения отводится по 4 часа в неделю (2 часа по 45 минут 2 раза в неделю).
Курс «Английский язык для всех» направлен на достижение цели – развитие основных познавательных процессов, формирование обще- учебных умений и навыков и создание условий для максимального раскрытия индивидуального потенциала ребёнка посредством иностранного языка.
Задачи обучения:
К основным задачам обучения английскому языку ( как первому иностранному языку) относятся следующие:
формирование умений общаться на иностранном языке: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме – с обязательным учётом реальных речевых, языковых и возрастных возможностей и потребностей детей;
развитие личности ребёнка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления психологического страха в использовании иностранного языка как средства общения в современном мире;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных детям и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;
знакомство с миром зарубежных сверстников, особенностями их культуры, с зарубежными детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором и детской художественной литературой, с миром новых иноязычных игр; развитие у учащихся интереса к участию в театрализованных представлениях на английском языке; формирование дружелюбного отношения к представителям других стран.
Основные принципы обучения:
Принцип коммуникативной направленности - ведущий методический принцип, поскольку результатом обучения детей английскому языку является формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для использования изучаемого языка как средства общения. Его суть состоит в
a) отборе и организации языкового материала, коммуникативной ценности речевых, условно-речевых и языковых тренировочных упражнений для общения на иностранном языке;
б) приоритете коммуникативно-ориентированных формулировок –конструкций в учебных заданиях;
в) организации и структуре занятия;
г ) создании учебных условий для овладения речевыми умениями в четырёх видах речевой деятельности – аудировании, говорении, чтении и письме;
Этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности обучающихся, особенно в овладении азами вежливого поведения.
Принцип создания благоприятного психологического климата на занятиях иностранного языка предполагает вежливое и приятное общение преподавателя и ребёнка на занятии, эмоционально-позитивный настрой; использование разнообразных форм вербального и невербального поощрения детей за их достижения; адекватное использование коммуникативно-игровых форм; привлечение необходимых методических приёмов для языковой и методической помощи ребёнку при выполнении учебных заданий; приучение учащихся относиться друг к другу вежливо, внимательно, исключая проявление агрессивности или насмешек над теми детьми, которые испытывают трудности в овладении английским языком.
Принцип межкультурной ориентированности при изучении английского языка позволяет ознакомить детей с новым социальным опытом, а также с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитывать дружелюбное отношение к представителям других стран. Этот принцип предполагает ознакомление детей с различиями в проведении праздников типа дня рождения, Нового года и др.; детскими рифмовками, стихами, песенками, сказками, которые вошли в мировой фонд детской литературы; некоторыми правилами речевого поведения во время приветствия, прощания с людьми, преподнесения подарка, поведения за столом и т.п. ( в рамках изучаемых тем).
Принцип образовательной и воспитательной ценности содержания обучения английскому языку предполагает: внимательное отношение к отбору ситуаций для проигрывания при обучении говорению и текстового материала для чтения; концентрацию внимания учащихся на необходимости быть вежливыми, внимательными по отношению к другим людям, готовыми прийти на помощь.
Принцип развития коммуникативных и когнитивных умений учащихся предполагает постоянную опору на их когнитивные способности при формировании и отработке языковых и речевых навыков, коммуникативно-речевых умений. Обучающиеся не просто овладевают языковыми средствами для выражения своих мыслей и различных коммуникативных намерений в речи, но и учатся постепенно выбирать те из них, которые им нужны для выражения своих собственных коммуникативных намерений / мыслей в каждой конкретной ситуации. Это предусматривает обязательное понимание смыслового и коммуникативного содержания учебных диалогов и монологов, ознакомление с грамматическими правилами, взаимосвязь между коммуникативным и когнитивным развитием обучающихся. Реализация этого принципа осуществляется через систему познавательных задач, решая которые дети «открывают» языковые и коммуникативные законы использования английского языка в речи. Этот принцип также предполагает наличие оптимального соединения иноязычных упражнений с упражнениями по развитию ассоциативного и логического мышления, механической и образной памяти, воссоздающего воображения, а в отдельных случаях и творческого воображения.
Принцип активности предполагает приоритет практических видов деятельности при формировании и отработке у обучающихся речевых навыков и умений, овладение языковыми, речевыми навыками в разнообразных видах коммуникативно-ориентированной и учебно-игровой деятельности, обеспечение как индивидуальной так и коллективной активности детей благодаря построению занятия и учёту характера межличностных отношений.
Принцип доступности и посильности предполагает учёт специфики и возможностей возраста, что обусловливает как выбор содержания обучения и минимизацию языковых средств (без изменения структуры потребностей), так типа ведущей деятельности – игры со всеми её структурными характеристиками, учёт типичных коммуникативных и познавательных потребностей и средств их удовлетворения.
Принцип индивидуализации состоит в создании условий максимальной реализации индивидуальных способностей каждого ребёнка для чего использовать оптимальное сочетание работы в парах и малых группах ( 3 – 4 человека), коллективные формы обучения, a именно предоставление каждому как можно большего числа возможностей для самовыражения в рамках решения общей коллективной задачи. Постоянно изучать познавательные и другие интересы детей, оказывать им речевую помощь при построении диалогов и минимонологов в рамках изучаемых тем с акцентом на индивидуальные интересы обучающихся.
Принцип ориентации на развитие умений детей работать в коллективе предполагает, что организуя общение детей друг с другом, необходимо учить их согласовывать свои действия, помогать товарищам, учить каждого быть лидером, и исполнителем, учитывать интересы друг друга, т.е. устанавливать подлинно дружеские отношения между собой.
|