Скачать 5.08 Mb.
|
Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова мЕТОДИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ДТП Учебно-методическое пособие для студентов специальностей организации безопасности дорожного движения Павлодар Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Машиностроительный факультет Кафедра двигатели и организация дорожного движения МЕТОДИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ДТП Учебно-методическое пособие для студентов специальностей организации безопасности дорожного движения Павлодар Кереку 2008 УДК 656.13.086(07) ББК 39.3-08Я7 М54 Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом машиностроительного факультета Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова Рецензенты: В.П. Василевский - кандидат технических наук, профессор ПГУ им. С. Торайгырова; В.И. Пархоменко - кандидат технических наук, профессор ПГУ им. С. Торайгырова. Составитель В.Я. Берест М54 Методические расчеты по экспертизе дорожно-транспортных происшествий, учет и анализ ДТП выполнено для студентов специальности по организации безопасности дорожного движения с целью изучения методики расчетов по экспертизе ДТП / сост. В.Я. Берест. – Павлодар : Кереку, 2009. – 235 с. Учебник разработан в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта профессионального высшего образования РК. Методические расчеты по экспертизе ДТП, учет и анализ предназначен для изучения дисциплины «Дорожная полиция и экспертиза ДТП». В учебнике даны основные расчеты и рекомендации расчетов по экспертизе ДТП. Учебник предназначен для студентов специальности по организации безопасности дорожного движения. УДК 656.13.086(07) ББК 39.3-08я7 © Берест В.Я., 2009 © ПГУ им. С. Торайгырова, 2008 Содержание Предисловие………………………………………………..31Методика расчетов ДТП…………………………………..51.1Расчеты движения автомобиля……………………………51.2Расчет движения автомобиля при его торможении накатом……………………………………………………... 51.3Расчеты движения автомобиля при торможении его двигателем…………………………………………………. 191.4Торможение при постоянном коэффициенте сцепления............................................................................... 241.4.1Торможение при небольшом сопротивлении дороги…...242Расчет движения пешехода при наезде автомобиля…….292.1Безопасные скорости следования автомобиля…………...293Методы расчета наезда автомобиля на пешехода, велосипедиста, мотоциклиста…………………………….. 313.1Этапы автотехнической экспертизы и анализа ДТП…….313.2Наезд на пешехода при неограниченной видимости и обзорности…………………………………………………. 323.3Наезд при замедленном движении автомобиля………….373.4Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием……………………………… 414 Методика анализа наезда на неподвижное препятствие и столкновения автомобилей……………………………….. 494.1Основные положения теории удара………………………494.2Примерная последовательность расчета по деформации534.3Столкновение автомобилей……………………………….54Приложение А……………………………………………...62Приложение Б……………………………………………...67Приложение В……………………………………………...68Приложение Г……………………………………………...70Приложение Д……………………………………………...71Приложение Е……………………………………………...725Учет и анализ ДТП………………………………………...735.1Роль и задачи анализа дорожно-транспортных происшествий……………………………………………… 735.2Роль анализа дорожно-транспортных происшествий управлении системой ОБДД……………………………… 735.3Основные задачи и особенности анализа дорожно-транспортных происшествий………………...... 765.4Проблема оценки эффективности управления и качества анализа………………………………………….... 815.5Особенности анализа отдельных дорожно-транспортных происшествий…………………………….. 856Система сбора информации о ДТП……………………….876.1Правовая основа организации сбора сведений о ДТП…..876.2Достоверность информации об аварийности…………….936.3Дополнительные сведения о ДТП………………………...957Методика анализа данных об аварийности………………1087.1Метод сопротивления в анализе аварийности…………...1087.2Абсолютные показатели аварийности……………………1127.3Относительные показатели аварийности………………...1177.4Удельные показатели аварийности……………………….1237.5Показатели динамики изменения состояния аварийности………............................................................... 1287.6Графические формы представления исходной информации и результатов анализа……………………… 1368Анализ ДТП по местам их возникновения……………….1398.1Дорожный фактор в проблеме обеспечения безопасности движения и его анализ…………………… 1398.2Локальный анализ ДТП в местах их возникновения……1438.3Анализ аварийности на сети улиц и дорог……………….1498.4Разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию условий движения………….……… 1528.5Особенности анализа ДТП в крупных городах………….1599Анализ ДТП в министерствах, ведомствах, в автотранспортных предприятиях и организациях………. 1669.1Задачи учета и анализа ДТП на подведомственном транспорте…………………………………………………. 1669.2Организация учета дорожно-транспортных происшествий……………………………………………… 1689.3Сбор, обобщение и использование сведений о ДТП в автотранспортных предприятиях………………………… 1739.4Расчет заданий по сокращению аварийности в автотранспортных предприятиях………………………… 1799.5Ранжирование результатов работы по ОБДД на подведомственном транспорте…………………………… 18810ЭВМ в анализе аварийности………………………………20210.1 Возможности применения ЭВМ для управления деятельностью по обеспечению безопасности движения................................................................................ 20210.2Структура и организация работы программного комплекса по обработке данных о ДТП на ЕС ЭВМ…… 20610.3 Анализ пострадавших в ДТП по месту их жительства, работы, учебы………………………………….................... 20810.4Анализ ДТП, происшедших из-за технической неисправности транспортных средств и их конструктивных недостатках............................................... 21010.5Анализ эффективности оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП……………………………………… 21410.6Особенности анализа ДТП методами экспертного опроса………………………………………………………. 214Приложение А……………………………………………...223Приложение Б……………………………………………...228 Предисловие Для автомобильного транспорта характерны большая гибкость в удовлетворение спроса на перевозки грузов различного типа и объема, на изменение маршрутов движения и пунктов доставки, на обеспечение пассажирских перевозок. Благодаря этим качествам автомобильный транспорт играет все большую роль в развитии экономики всех стран. Рост объема перевозки грузов и пассажиров автотранспорта происходит более быстрыми темпами, чем на других видах транспорта. Однако наряду с положительной ролью, которую автомобильный транспорт играет в развитии экономики, существует и негативные факторы, связанные с процессом автомобилизации. Сюда относятся загрязнение окружающей среды, градостроительные проблемы, связанные с выделениями городских пространств для движения и стоянки транспортных средств. К числу наиболее отрицательных факторов процесса автомобилизации относятся ДТП и их последствия, характеризующиеся гибелью и ранением людей, материальным ущербом от повреждения транспортных средств, грузов, дорожных или иных сооружений и т.д. Повышение безопасности дорожного движения базируется на ликвидации стихийных, энтропийных процессов, на внедрение элементов организованности и порядка. С точки зрения ДТП является придельным состоянием системы «Человек - транспортное средство –дорога –окружающая среда». При изучении ДТП возможно два метода: вероятностный и детерминированный. Вероятностный подход позволяет предсказать характер и число ДТП, которые возникнут в предстоящий период. Пользуясь статистическими закономерностями множества факторов, действующих во время ДТП. При этом получают возможность оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Детерминированный метод исследования рассматривает не аварийность по региону в целом, а каждое ДТП в отдельности. Каждое ДТП хотя и подчиненное общим характерным для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов. Эти факторы могут быть общими для целой группы автомобилей попавших в ДТП (скользкая дорого), так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного происшествия (отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неверное поведение пешехода) и т.д. Следует также учесть, что ДТП с тяжелым исходом предполагает индивидуальную отменность за него. Установление личной ответственности, невозможное при статистическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП, которая тесно связанна с судебной экспертизой. Экспертизой ДТП называют комплексное научно-техническое исследование всех аспектов каждого происшествия в отдельности, проведенное лицами, имеющими специальные познания в науке, технике или ремесле. Экспертиза требует использование информации из самых разных областей знания: юриспруденции; криминалистики; медицины; психофизиологии; конструкции, теории и расчеты транспортных средств, технологии их изготовления, обслуживания и ремонта; проектирования, строительство и эксплуатации дорог; организации и безопасности дорожного движения. В Республике Казахстан для решения задач предупреждения ДТП создана общегосударственная система обеспечения безопасности дорожного движения. По стране в системе ОБДД работает большой отдел специалистов, призванных осуществлять разработку, планирование и реализацию профилактических мероприятий по предупреждению ДТП. В большинстве случаев разработки мероприятий направленных на повышение безопасности дорожного движения, базируется на тщательном анализе причин и условий возникновения ДТП, прогнозировании развития ситуации, а так же определении наиболее эффективных направлений борьбы с аварийностью. Не будучи специалистом, в области анализа и обработки информации не всегда просто выбрать тот или иной конкретный метод анализа, позволяющий наиболее эффективно решить задачу обоснования мероприятий по предупреждения ДТП. По этому, описывая каждый метод, необходимо дать ответ на вопрос – кто, и для решения таких задач, этот метод может использовать. В соответствии с целевым назначением специальности, для которой написан настоящий учебник, основное внимание в нем уделено технической стороне исследования ДТП, его учета и анализа, и последующего предотвращения на данных участка улица и дороги. В процессе подготовки учебника были использованы методические пособия МАДИ, а так же практика проведения экспертизы и анализа ДТП. 1 Методика расчетов ДТП
1.2 Расчет движения автомобиля при его торможении накатом Торможение автомобиля двигателем и движение накатом в ходе ДТП резко встречаются в виде самостоятельных режимов движения гораздо чаще они либо предшествуют экстренному торможению, либо следуют за ним. В первом случае водитель, создавая возможность возникновения опасной обстановки (например, в виде пешехода, стоящего на краю проезжей части), отпускает педаль управления подачи топлива или выключает передачу и применяет торможение, когда опасная обстановка уже возникла (пешеход начал движение по проезжей части). Во втором случае водитель отпускает тормозную педаль, хотя автомобиля еще не остановился (например, в момент наезда на пешехода, велосипедиста), после чего автомобиль до остановки движется накатом. Динамичность автомобиля при этих режимах движения лучше всего исследовать путем следственного эксперимента и на месте ДТП. Для определения наиболее вероятного значения измеряемого параметра нужно стремиться к тому, чтобы состояние всех агрегатов автомобиля (а не только тормозной системы) как можно ближе соответствовало их состоянию во время ДТП. Для уменьшения разброса измеряемых параметров нужно повторять эксперимент 6-7 раз и усреднять результаты. Для расчета движения автомобиля накатом (с отключенным двигателем) используем уравнение силового баланса (1.1) где Ри – приведенная сила инерции автомобиля, Н; Рд и Рв – силы сопротивления дороги и воздуха соответственно, Н; Рхх – сила сопротивления трансмиссии при холостом ходе (без нагрузки ), приведенная к ведущим колесам, Н. Сила инерции автомобиля (1.2) где G – фактический вес автомобиля, Н; δвр – коэффициент учета вращающихся масс; jн – замедление автомобиля при движении накатом, м/с2; g – ускорение силы тяжести, g = 9,81 м/с2. Значение δвр вычисляют по эмпирической формуле (1.3) где Uк – передаточное число коробки передач; Gа – полный вес автомобиля, Н. При движении накатом Uк =0 и Сила сопротивления дороги (1.4) где ψ – коэффициент сопротивлению качению; αg – угол продольного наклона дороги. При движении на подъем его считают положительным, при движении на спуске – отрицательным; коэффициент сопротивления дороги; . Сила сопротивления воздуха =(1.5) где фактор обтекаемости автомобиля, . Силу сопротивления трансмиссии при движении накатом (при холостом ходе) определяют по эмпирической формуле (1.6) Из выражений эмпирических формул (1.1) – (1.6) получаем мгновенное значение замедления при текущем значении скорости где коэффициент суммарного сопротивления движению. Коэффициент (1.7) Задавшись несколькими значениями скорости, вычисляют мгновенные значение замедлений и после определения среднего замедления в каждом интервале скорости (например, от Vа до V (1.8) определяют расстояние, пройденное автомобилем при изменении скорости в том же интервале (1.9) где Vср – средняя скорость в интервале, равная полусумме скоростей Vа и Vн. ΔVа – приращение скорости в том же интервале, м/с; ΔVа = Vа - Vн. Время движения автомобиля определяют также, графоаналитически, вычисляя в каждом интервале изменения скорости приращения времени (1.10) Таблица 1 АвтомобилиА, м2К, Н*с2/м2Легковые1,6…2,80,25…0,40Грузовые3,0…5,00,6…0,7Автобусы4,5…6,50,4…0,5 Пояснения к таблице 1. К – коэффициент сопротивления воздуха; А – лобовая площадь автомобиля, м2; А=0,75В1·На – для легкового автомобиля; А=В1·На– для грузового автомобиля; В1 – наибольшая ширина автомобиля; В – колея автомобиля; На – наибольшая высота автомобиля. Для облегчения работы эксперта - автотехника проведя математические расчеты по эмпирическим формулам составлены таблицы, где выведены основные параметры для автомобилей Российского производства при движении накатом по условно ровной поверхности дороги. Скорость от 2,7 м/с до 27,7 м/с. Таблица 2 – ВАЗ-21091 МаркаV км/ч / м/сМасса Рв Рхх Рд Ри ψдв jн jср S T ПолногоПорожнВаЗ-21091100/27,716851260306,91637,9151,2502,00,03830,375201,3902525037,491444,70,03390,332211,580/22,2197,13637,066391,40,02980,293211,870/19,4150,54436,642344,40,02620,257208,260/16,6110,22436,217303,20,02310,227198,850/13,876,17635,792269,20,02050,201175,940/11,149,28435,383241,90,01840,181157,530/8,327,55634,958218,70,01670,164121,820/5,512,134,534204,40,01550,1537710/2,72,91634,109194,20,01480,145 Таблица 3 – ВАЗ-2121 МаркаV км/ч / м/сМасса Рв Рхх Рд Ри ψдв jн jср S tПолногоПорожнВаЗ-2121100/27,720101110306,91645,21193,2552,470,0330,324232902525044,7224950,0290,29240,780/22,2197,13644,215440,70,0260,259237,770/19,4150,54443,709394,60,0230,231230,160/16,6110,22443,202353,70,0210,20721650/13,876,17642,696319,20,0190,187188,340/11,149,28442,207289,30,0170,17165,630/8,327,55641,701269,60,0160,158125,820/5,512,141,194253,60,0150,14978,610/2,72,91640,688243,90,0140,143 Таблица 4 – ВАЗ-2101 МаркаV км/ч / м/сМасса
Рхх Рд Ри ψдв jн jср S tПолногоПорожнВаЗ-2101100/27,717551355306,91639,475162,6514,90,0360,359902525039,048457,60,030,32209,573,780/22,2197,13638,606404,30,0280,28220,27470/19,4150,54438,164357,30,0250,25219,873,260/16,6110,22437,722316,60,0220,22214,470,650/13,876,17637,28282,140,020,197204,166,340/11,149,28436,853254,80,0180,177179,859,427,55636,41232,70,01650,162160,249,120/5,512,135,986216,80,01540,151123,435,210/2,72,91635,5263207,20,01470,14477,8318,4 Таблица 5 – ВАЗ-2105 МаркаV км/ч / м/сМасса Рв Рхх Рд Ри ψдв jн jср S tПолногоПорожнВаЗ-2105100/27,718301330306,91641,161171,6526,20,03540,347902525040,717468,80,03150,31216,676,280/22,2197,13640,256415,50,02790,274226,37670/19,4150,54439,795368,50,02480,243225,375,260/16,6110,22439,334327,70,0220,216219,672,550/13,876,17638,872293,20,01970,193208,167,540/11,149,28438,428265,80,01760,175182,760,330/8,327,55637,967243,60,01640,161161,649,420/5,512,137,505227,70,01530,15124,235,410/2,72,91637,044218,10,01460,14478,118,4 Таблица 6 – ВАЗ-2108 МаркаV км/ч / м/сМасса Рв Рхх Рд Ри ψдв jн jср S tПолногоПорожнВаЗ-2108100/27,716751240306,91637,563149,4499,80,03860,378902525037,157442,50,0340,355199,570,280/22,2197,13636,736389,20,030,295209,770,470/19,4150,54436,315342,20,0260,259210,27060/16,6110,22435,984301,50,0230,228206,968,350/13,876,17635,4742670,020,2198,964,540/11,149,28435,068239,70,01850,0185170,656,330/8,327,55634,647217,60,01680,0168157,948,320/5,512,134,226201,70,0150,015121,934,810/2,72,91633,805192,10,01480,014877,118,1 Таблица 7 – ГАЗ-31029 МаркаV км/ч / м/сМасса Рв Рхх Рд Ри ψдв jн jср S tПолногоПорожнГаЗ-31029100/27,721801790306,91649,034214,8578,50,0310,306902525048,5055210,0280,2724786,880/22,2197,13647,955467,60,0250,242598770/19,4150,54447,406420,480,0220,22225384,360/16,6110,22446,856379,60,020,224079,150/13,876,17646,307345,010,0180,01822272,340/11,149,28445,777317,60,0170,01719263,430/8,327,55645,228295,40,01590,015916751,220/5,512,144,679279,30,0150,01512736,410/2,72,91644,129269,60,01450,01457918,7 Таблица 8 – КамАЗ-5320 МаркаV км/ч / м/сМасса Рв Рхх Рд Ри ψдв jн jср S tПолногоПорожнКамАЗ-5320100/2723305153051381,2524,1991836,63824,50,0230,23 90251125518,5363562,80,0220,21314,8113,680/22,2887,11512,66333190,0210,20313,9105,470/19,4677,44506,793103,40,0190,19296,3898,760/16,6496500,9172916,20,0180,17273,990,250/13,8342,8495,0442757,10,0170,16245,379,540/11,1221,77489,3812620,40,0160,16204,367,730/8,3124483,5082526,70,0150,15175,253,520/5,554,45477,6352451,30,0150,15128,836,6 Таблица 9 – ЗиЛ-130 МаркаV км/ч / м/сМасса Рв Рхх Рд Ри ψдв jн jср S tполногопорожнЗиЛ-130100/27,7 14525 95251381,2326,71114329050,0290,28 90251125323,1826400,0260,26263,592,680/22,2887,12319,5224030,0240,236266,4589,570/19,4677,44315,8621890,0210,21261,283,360/16,6496312,219290,0190,1925280,350/13,8342,8308,5418470,0180,1823074,640/11,1221,77305,0117220,0170,169192,663,630/8,3124301,3516210,0160,159165,650,620/5,554,45297,6815480,0150,152127,936,410/2,713,122294,0215630,0150,14876,518 Таблица 10 – ГАЗ-66 МаркаV км/ч / м/сМасса Рв Рхх Рд Ри ψдв jн jср S tПолногоПорожнГаЗ-66100/27,77770 57701381,2174,77692,4 2275,90,0370,37290251125172,882017,90,0330,329202,971,380/22,2887,12170,921778,10,0290,29213,571,770/19,4677,45169,961556,50,0250,254214,171,360/16,6496167,001383,10,0230,22621069,250/13,8342,8165,051227,90,020,2199,864,840/11,1221,77163,161105,00,0180,18176,958,430/8,3124161,201005,30,0160,16159,848,820/5,554,45159,24933,80,0150,15124,635,510/2,713,122157,28890,50,0140,14577,818,3 Таблица 11 – ПАЗ-672 МаркаV км/ч / м/сМасса Рв Рхх Рд Ри ψдв jн jср S tПолногоПорожнПаЗ-672100/27,711125782251381,122250,239392609,80,0320,3190251125247,532350,90,0280,28241,284,780/22,2887,112244,722110,30,02580,253247,983,370/19,4677,448241,921887,80,0230,227242,680,860/16,6496111,251579,10,190,19241,779,650/13,8342,8236,311554,20,1910,187225,773,240/11,1221,778233,6131429,60,01750,172187,261,830/8,3124230,8101329,80,01630,16163,65020/5,554,45238,0071255,040,01540,151124,335,410/2,713,122225,2031213,40,01490,14677,318,2Определив среднее замедление jср в каждом интервале скорости определяем расстояние, пройденное автомобилем при изменении скорости в том же интервале. На основании математических расчетов строим кривую функции S(Vn)Δt. |
Методические расчеты по экспертизе дорожно-транспортных происшествий учет и анализ дтп Учебник предназначен для студентов специальности по организации безопасности дорожного движения |
Участие органов управления, сил го и рсчс в организации и выполнении... Участие органов управления, сил го и рсчс в организации и выполнении мероприятий по борьбе с терроризмом и ликвидации последствий... |
||
«Детский сад №47 комбинированного вида» го краснотурьинск Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Причиной дорожно-транспортных... |
Пояснительная записка из года в год увеличивается поток автомобилей... Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками,... |
||
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает... Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками,... |
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает... Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками,... |
||
Оренбургской области Удельный вес дтп с участием детей от общего числа дорожно-транспортных происшествий в области составил 9,8% |
Госавтоинспекция красносельского района напоминает водителям о правилах... Управление гибдд гу мвд россии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с 01 июня по 31 августа 2016 года проводит профилактическое... |
||
Пояснительная записка Из года в год увеличивается поток автомобилей... И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что учащиеся не знают правил... |
Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации Каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий (дтп) более 10 миллионов человек в мире погибают и получают ранения. Дтп... |
||
Докла д Анализ состояния, динамики, причин и условий дорожно-транспортных происшествий на территории Пермской области |
Определение России, насыщение его автомобилями иностранного производства приводит к резкому увеличению количества сделок с автомототранспортными... |
||
Литература по теме «смертность от дорожно-транспортных происшествий» Рекомендуемая литература по теме «смертность от дорожно-транспортных происшествий» |
Оформление дтп без сотрудников гибдд Дтп используется ограниченным числом водителей, т к многие просто не представляют, каким образом нужно оформлять документы по факту... |
||
Программа кружка «Юные инспекторы движения» Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками,... |
Б. Д. Завидов Кандидат юридических наук, специалист по гражданскому и хозяйственному законодательству, по вопросам транспорта и дорожно транспортных... |
Поиск |