УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра образования Республики Беларусь
___________ Б.В.Иванов
Методические рекомендации
«Особенности организации и планирования воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2010/2011 учебном году»
Содержание
Введение.
1. Нормативное правовое, методическое и кадровое обеспечение идеологической и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях.
2. Основные направления воспитательной работы:
гражданско-патриотическое воспитание, совершенствование информационно-пропагандистской работы;
нравственно-правовое воспитание;
формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения учащихся;
трудовое воспитание, профориентация;
экологическое воспитание.
3. Организация работы общеобразовательных учреждений в шестой школьный день.
4. Повышение роли семьи и ответственности родителей в воспитании детей, использование воспитательного потенциала семьи.
5. Совершенствование организации досуга учащихся.
Заключение.
Введение.
Развитие системы воспитания осуществляется в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики, положениями Концепции1 и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь2.
2010 год для учреждений образования - завершающий год реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы. Для системы воспитания прошедший период характеризуется целым рядом положительных результатов. В основном были решены следующие задачи:
обновлена нормативная правовая база;
обеспечено научно-методическое сопровождение системы воспитания;
образовательный процесс во всех общеобразовательных учреждениях организован в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и шестой день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах.
В настоящее время разрабатывается Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2011-2015 годы. Необходимость обновления содержания завершающейся Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2006-2010 годы и нормативной базы воспитания в целом требует подведения итогов и тщательного анализа проделанной педагогическими коллективами учреждений образования за этот период работы, определения актуальных проблем и эффективных стратегий их решения.
-
Нормативное правовое, методическое и кадровое обеспечение идеологической и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях.
нормативное правовое и методическое обеспечение
При организации и проведении воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях необходимо руководствоваться соответствующими нормативными правовыми документами. Перечень нормативных правовых документов и информационно-методических материалов по актуальным направлениям организации идеологической и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, а также документального сопровождения воспитательного процесса размещен в Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь №18 за 2009 год и в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Основные нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующие деятельность общеобразовательных учреждений Республики Беларусь», размещенном в «Настаўніцкай газеце» (№ от 15 июля 2010 года).
В новом учебном году в общеобразовательных учреждениях необходимо уделять должное внимание методическому обеспечению организации и осуществлению воспитательной работы, создавать условия для повышения профессионального уровня классных руководителей. В общеобразовательных учреждениях осуществляют деятельность следующие методические формирования:
- методическое объединение классных руководителей;
- школа начинающего классного руководителя;
- творческие объединения классных руководителей.
Методическая работа с классными руководителями осуществляется через педагогические советы, гостиные, круглые столы, тематические встречи с сотрудниками институтов развития образования, Академии последипломного образования, Национального института образования, педагогических вузов, а также через курсовую подготовку. При планировании идеологической и воспитательной работы классным руководителям следует руководствоваться письмом Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2003 года № 12-5/60 «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет»3.
кадровое обеспечение
В учреждениях образования идеологическую и воспитательную работу организуют заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, учителя-предметники и др. Функциональные обязанности данной категории педагогических работников определены в должностных инструкциях.
Заместитель директора по воспитательной работе координирует общественно-организационную деятельность в школе, оказывает методическую помощь по вопросам воспитательной работы с учащимися, аккумулирует информацию о возможностях организации досуговой занятости, полученную от всех заинтересованных в воспитании детей организаций и учреждений, использует ее при планировании, доводит непосредственным исполнителям, обеспечивает нормальное функционирование всех основных направлений внеурочной воспитательной работы, вовлекает в нее по возможности всех учителей, специалистов, родителей, общественность4.
На особом контроле у заместителя директора по воспитательной работе должно быть обеспечение качества воспитания учащихся: уровень включенности детей во внеурочные занятия, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, досуговую деятельность; деятельность органов ученического самоуправления; состояние и охрана здоровья школьников, их физическое развитие; педагогическая поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений; организация и состояние взаимодействия с родителями и общественностью, внешкольными учреждениями и др5. Особое внимание следует уделить контролю за соответствием содержания, форм и методов идеологической и воспитательной работы, осуществляемой педагогическим коллективом учреждения образования, целям и задачам воспитания.
В воспитательной системе общеобразовательного учреждения особое место занимает классный руководитель. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы (класса, учреждения образования) и включает следующие виды работ: индивидуальная и групповая работа с учащимися, идеологическая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, пропаганда и формирование здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся6. Классный руководитель работает в тесном контакте со специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (педагогом социальным и педагогом-психологом). Содержание работы классного руководителя отражается в дневнике классного руководителя, в педагогических исследованиях, методических материалах, иных формах отчетности.
В 2011 году запланировано проведение республиканского конкурса педагогических работников, имеющих высокие достижения в воспитательной работе, в номинации «Педагог-воспитатель года».
Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы отражается учителем в классном журнале и контролируется заместителем директора общеобразовательного учреждения по учебно-воспитательной (воспитательной) работе. Оплата работы классного руководителя осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70) // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2005. – №3/4) из расчета 5 тарифицируемых часов на один класс-комплект. Количество тарифицируемых часов на одного классного руководителя определяется решением руководителя учреждения образования в зависимости от объема выполняемой работы.
Основные направления воспитательной работы
гражданско-патриотическое воспитание
Государству нужны не только образованные, квалифицированные специалисты, но прежде всего воспитанные, высоконравственные люди, настоящие граждане своей Родины. Эта бесспорная истина в современных условиях приобретает еще большую актуальность.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одним из основных направлений деятельности Министерства образования Республики Беларусь, органов управления образованием и учреждений образования. В этой связи представляется актуальной тема XIV республиканской выставки научно-методической литературы и педагогического опыта «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы», которая пройдет в апреле 2011 года.
Планирование мероприятий по идеологическому и гражданско-патриотическому воспитанию целесообразно организовывать с учетом календаря государственных праздников, памятных дат и международных праздничных дней. При проведении торжественных, общественно значимых мероприятий, спортивных соревнований рекомендуется использовать национальную символику и атрибутику.
Необходимо продолжить широко использовать в гражданско-патриотическом воспитании учащихся социокультурную среду (музеи, библиотеки, театры), проводить выездные экскурсии по местам боевой Славы (Курган Славы, Государственный мемориальный комплекс «Хатынь», историко-культурный комплекс «Линия Сталина» и другие региональные мемориальные места). На территории Брестской крепости обновлены экспозиции всех залов Музея обороны Брестской крепости, созданы новые выставки с целью воспитания молодежи на примере мужественных защитников цитадели, на традициях отечественной истории и культуры в рамках международного сотрудничества за рубежом. В рамках сетевого взаимодействия школьные музеи должны осуществлять взаимопосещение, выходить на сотрудничество с региональными музеями.7
Важной вехой в жизни каждого ребенка является начало школьной жизни и получение паспорта по достижении 16-летнего возраста. Актуальным является проведение торжественных акций с вручением подарочного комплекта Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Мая Радзiма Беларусь» для первоклассников и «Я – грамадзянiн Рэспублiкi Беларусь» для старшеклассников.
Педагогическим коллективам следует уделить должное внимание организации традиционных в общеобразовательных учреждениях первого урока и мероприятий, посвященных Дню письменности, празднование которого в текущем году будет проводиться в г.Хойники Гомельской области. Во всех общеобразовательных учреждениях День знаний 1 сентября начнется с урока «Беларусь – краiна маёй будучыні!». Методические рекомендации по проведению 1 сентября первого урока и мероприятий, посвященных Дню знаний и Дню письменности будут опубликованы на страницах «Настаўніцкай газеты» и размещены на сайте Министерства образования www.minedu.unibel.by в августе текущего года.
совершенствование информационно-пропагандистской работы
В целях формирования информационной культуры учащихся, умения работать с различной информацией, ее анализа и обобщения необходимо уделить повышенное внимание проведению информационных и классных часов. Обращаем ваше внимание, что временной интервал информационного часа составляет не менее 20 минут, классного часа - 45 минут. Недопустимо их проведение в субботу, за счет учебного времени на переменах. При планировании информационно-пропагандистской работы в 2010/2011 учебном году Министерство образования рекомендует:
в преддверии предстоящих выборов Президента Республики Беларусь проведение информационных часов с учащимися старших классов по изучению избирательного законодательства Республики Беларусь;
проведение информационных часов по поликультурному образованию учащихся (методические материалы по поликультурному воспитанию учащихся размещены на сайте Министерства образования в разделе «Социальная и воспитательная работа»);
проведение лекций, бесед, круглых столов, информационных и тематических классных часов, выставок-конкурсов и плакатов, посвященных 25-ой годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Необходимо осуществлять постоянный контроль за состоянием информации, размещенной на информационных стендах, в локальных сетях и на сайтах учреждений образования, а именно: их актуальность, новизну, содержание и эстетическое оформление.
Следует в полной мере использовать информацию, размещенную на сайте Министерства образования (http://minedu.unibel.by) в разделе “Социальная и воспитательная работа”.
Для оперативной, качественной и эффективной работы в учреждениях образования предлагаем использовать в своей деятельности интернет-ресурсы системы образования (Приложение 1).
Сегодня нельзя не заметить возникновение нового явления в современной жизни, очень серьезно влияющего на формирование нравственного мира детей и молодежи: развитие мультимедийной культуры и, в особенности, Интернета, в котором подростки и молодые люди нередко создают новую реальность, пытаясь уйти от нерешенных реальных проблем. Через Интернет молодые люди могут организовываться в различные неформальные группы. Как положительный пример - волонтерство и поддержка этого движения в Интернете. Однако возникает риск того, что, включившись в неформальную группу, молодые люди выберут для самоопределения и самоутверждения деструктивную модель совместного поведения, а, при определенных условиях, примкнут к организациям, проповедующим модели поведения и образ мышления, отличные от общепринятых, в том числе и к группам (организациям) деструктивной, экстремистской направленности8.
Еще одна актуальная проблема – появление новых зависимостей (игровой, компьютерной). Учитывая то, что больше всего компьютерными играми увлекаются дети, необходимо всячески предотвращать злоупотребление ими нахождением в виртуальности и проводить незамедлительную работу с учащимися, попадающими в психологическую зависимость от своего увлечения.
Целесообразно усилиями учащихся, руководителей кружков и молодежных объединений, учителей, родителей проводить коллективную работу по созданию научно-популярных видеофильмов и презентаций по основным направлениям воспитательной и учебной деятельности учреждения образования, где учащиеся выступают в роли режиссера, журналиста, ведущего, комментатора, оператора, техника и т.д. В рамках учреждения образования возможно создание Интернет-ресурсов ”Мой Мир“, электронной летописи и электронной визитной карточки учреждения. Информация по воспитательной работе может быть представлена также отдельным блоком на WEB-страничке в рубриках ”Актовый зал“, ”Ассоциация молодежных клубов“, ”Совет актива“ и др. Целесообразно использовать сайт учреждения образования для дистанционного обучения учащихся (обучающихся на дому, заболевших, принимающих участие в интеллектуальных конкурсах и др.).
нравственно-правовое воспитание
Социальную зрелость школьников формирует правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения. Поэтому важнейшими задачами всех участников воспитательного процесса являются: воспитание уважительного отношения к законам своей страны и убеждение в необходимости их выполнения, привитие навыков законопослушного поведения.
Главная цель педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения учащихся – создать в школах реальные условия, воспитывающую среду, способствующую снижению количества правонарушений, препятствующую распространению в молодежной среде негативных социальных явлений. Эффективность воспитательно-профилактической работы должна быть основана на глубоком изучении причин, источников, обусловливающих противоправное и девиантное поведение учащихся.
Важным составляющим информационной работы должен стать уголок правовых знаний учреждения образования, оформлению и содержанию которого необходимо уделить особое внимание (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 27.11.2008 № 12-02-05/6488/дс «Методические рекомендации по оформлению и содержанию уголков правовых знаний учреждений образования, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений»).
С целью повышения эффективности воспитательно-профилактической работы в учреждениях образования Министерством образования разработаны методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы и деятельности Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2009. - № 22. – С.31-49).
На эффективное решение задач, связанных с социальной адаптацией школьников, освоением учащимися базовых общечеловеческих ценностей, формированием у детей ответственности за свою жизнь и здоровье, чувства собственного достоинства, уважения к закону, правам и свободам других людей направлены программы факультативных занятий для учащихся 5-8-х классов «Учимся жить в мире и согласии» и программа факультативных занятий для учащихся 2–4-х классов общеобразовательных учреждений «Правила в моей жизни».
Формированию у учащихся позиции ненасилия, отзывчивости к чужой беде, способности к сопереживанию, умения мирно разрешать конфликты в рамках правового поля, готовности твердо придерживаться принципов и норм международного гуманитарного права будет способствовать продолжение внедрения в общеобразовательных учреждениях программы факультативных занятий «Исследуя гуманитарное право». Названные программы рекомендованы к использованию в общеобразовательных учреждениях и размещены на сайте Национального института образования (adu.by).
Сегодня необходима более масштабная совместная работа государственных, общественных структур и семьи по нравственному воспитанию учащихся. Нравственные ценности воспитываются и развиваются в процессе всей жизни человека. Именно в школьные годы молодые люди должны взять на себя обязательства стремиться к идеалам добра, правды и красоты, соблюдать долг, честь и достоинство, уважать равенство, свободу и справедливость, совершать добрые дела.
Действенную помощь педагогам и психологам окажет пособие Е.И.Луговцовой «Формирование у учащихся умения жить в поликультурном мире», изданное в 2010 году. В пособии представлены данные современных исследований в области поликультурного образования, даются рекомендации по практической работе с ними, рассматриваются принципы, содержание и методы поликультурного воспитания. Воспитывать у учащихся толерантность и уважение к разным культурам помогут факультативные занятия по истории вероисповеданий и основам религиоведения9.
формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения учащихся
Министерство образования Республики Беларусь, региональные органы управления образованием и общеобразовательные учреждения уделяют сегодня большое внимание воспитательной работе, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, которая охватывает учебную и внеучебную деятельность, включает ее научно-методическое, кадровое и организационно-структурное обеспечение.
Значительные усилия предприняты в сфере формирования здорового образа жизни учащихся. Усилен личностно-ориентированный и профилактический характер воспитательной работы. Возросла роль социально-педагогической и психологической службы как важнейшего элемента воспитательно-профилактической системы общеобразовательных учреждений, главные усилия специалистов которой направлены на защиту прав и интересов детей и учащейся молодежи, профилактику противоправного поведения и вредных привычек, формирование здорового образа жизни.
По-прежнему нерешенной проблемой остается табакокурение. По результатам республиканского социологического исследования, проведенного в 2009 году, отмечено снижение показателей распространенности курения среди населения за период 2001-2009гг. на 9,5% (с 41,6% в 2001 году до 32,1% в 2009 году). Только в 2009 году 16,3% опрошенных бросили курить. Среди наиболее значимой причины отказа от курения стало осознание вреда, наносимого курением, собственному здоровью (62,4% респондентов, бросивших курить). В то же время данное негативное явление сохраняется в подростковой и молодежной среде. Количество курящих учащихся остается достаточно высоким.
Министерством образования издан приказ от 27.07.2010 №516 ”Об организации работы по профилактике табакокурения в учреждениях образования Республики Беларусь“, в соответствии с которым необходимо принять незамедлительные меры по недопущению и искоренению курения среди учащихся и работников учреждений образования.
На профилактику заболеваний, причинно связанных с табакокурением, активизацию работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащейся молодежи и педагогических работников Республики Беларусь следует направить мероприятия в рамках республиканской акции ”Беларусь против табака“, проводимой ежегодно с 15 по 31 мая.
Нужны новые подходы в реализации профилактических мероприятий. Следует моделировать поведение детей и учить их делать правильный выбор. Республиканская акция ”Здоровый я – здоровая страна!“ должна наполниться практикоориентированными мероприятиями. Традиционные дни здоровья, проводимые каждую вторую субботу месяца, целесообразно дополнить профилактическими программами, проектами и акциями, разработанными с учетом региональных традиций и особенностей (”Молодежь Беларуси выбирает здоровье“, ”Молодежь - за здоровый образ жизни!“ и др.).
Формирование здорового образа жизни учащихся тесно связано с профилактикой ВИЧ/СПИД. Основополагающими документами в данном направлении являются Концепция профилактики ВИЧ-инфекции в учреждениях образования Республики Беларусь и Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2006-2010 годы.
Профилактическую работу по проблеме ВИЧ/СПИД необходимо осуществлять на основе комплексного подхода, основанного на повышении нравственной культуры учащихся, информационно-просветительской работе, формировании у учащихся жизненных навыков и ответственного социального поведения. Наиболее действенными путями профилактики ВИЧ-инфекции являются деловые интерактивные игры, викторины, самостоятельная работа с литературой, лекции, беседы, разъяснения связанных с ВИЧ каких-либо специфических ситуаций, консультации и т.п. При планировании работы следует учитывать мероприятия в рамках Всемирной кампании против СПИД и Всемирного дня профилактики СПИД в Республике Беларусь.
Повышению эффективности воспитательно-профилактической работы будет способствовать внедрение в общеобразовательных учреждениях принципа ”Равный обучает равного“10. При этом использование данного принципа в воспитательном процессе не является альтернативой существующим педагогическим формам и методам, а является эффективным дополнением традиционных основ образования, которое будет способствовать формированию у учащихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения.
Министерство образования обращает внимание на необходимость соблюдения мер безопасности при организации мероприятий с учащимися. В учреждениях образования должна проводиться работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. В каждом классе следует проводить профилактические беседы о безопасном поведении на дорогах, водоемах, в лесу, о соблюдении этических норм поведения в общественных местах с приглашением сотрудников МЧС, ГАИ, медицинских работников. Соблюдение мер безопасности при перемещении детей вблизи автомобильных дорог, перевозке транспортом, проведении массовых мероприятий (спортивных соревнований, праздников и др.), посещение учреждений культуры (театров, музеев, кинотеатров и др.) должно быть обеспечено в полном объеме. Для подготовки профилактических мероприятий можно использовать памятку, размещенную на сайте Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (http://rescue01.gov.by).
трудовое воспитание, профориентация
Трудовое воспитание учащихся возможно при условии их сопричастности к созданию ценностей. Формирование общетрудовых навыков, приобретение опыта трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности через участие в трудовых акциях, работу на пришкольном участке, ремонт кабинета, мебели, создание зимних садов, уголков природы в учреждениях образования, разработку и реализацию проектов по благоустройству школьного двора подготовят учащихся к выполнению социальной роли хозяина (хозяйки), облегчат процесс вступления в самостоятельную жизнь. Особую функцию в трудовом воспитании в учреждении образования в период каникул несет летняя трудовая практика.
Внимание к проблемам профориентации молодежи обусловлено сложившейся социально-экономической ситуацией в Республике Беларусь. Подготовка специалистов по профессиональной ориентации молодежи - инновационное направление в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. С 11 января 2010 года Государственным учреждением образования «Республиканский институт высшей школы» осуществляется переподготовка по специальности «Профессиональная ориентация молодежи» с присвоением квалификации «Педагог-профориентолог» (220007, г. Минск, ул. Московская, 15, каб. 319, тел.: (017)200 20 47, факс: (017) 200 25 51).
Всем общеобразовательным учреждениям, межшкольным учебно-производственным комбинатам трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, специальным учреждениям образования рекомендуем использовать в работе электронные материалы по профессиональной ориентации учащихся, разработанные Республиканским центром профессиональной ориентации молодежи" (электронная анкета «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов»; электронная профориентационная карта учащегося; пакет психодиагностических методик «Профиль»; программно-информационный комплекс «Самоопределение»)11.
Рекомендуется использовать в учреждениях образования также электронное пособие «Информационно-методическое сопровождение профориентационной работы в школе», разработанное Республиканским центром профессиональной ориентации молодежи.
При содействии Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи издается республиканский ежемесячный журнал для старшеклассников и их родителей «Кем быть?». В журнале есть рубрики: «В копилку педагога», призванная оказать информационно-методическую поддержку педагогам в организации профориентационной работы, и «Профориентир» - азбука профориентации для старшеклассников (подписные индексы: индивидуальная подписка - 01323, ведомственная - 013232).
Необходимо создание механизма социального партнерства по вопросам профориентации, профобразования и сопровождения профессиональной карьеры при максимальном использовании возможностей УПК, центров профориентации, организаций и предприятий. При организации данного направления воспитательной работы важно использовать потенциал производственной и социокультурной сферы, во взаимодействии с заказчиками профессиональных кадров разработать профориентационные экскурсионные маршруты. В учреждениях образования всех типов рекомендуется создать доступные старшеклассникам и родителям инфокиоски с информацией о вакансиях профессий с акцентом на территориальные промышленные и хозяйственные объекты, об учреждениях, в которых можно получить интересующую профессию, о требованиях к претенденту на ту или иную профессию.
Обращаем внимание, что классным руководителям выпускных классов особое внимание нужно уделить такому направлению воспитательной работы, как подготовка учащихся к труду и выбору профессии через организацию встреч учащихся с представителями различных профессий, участие в Днях открытых дверей, посещение предприятий. Классным руководителям учащихся первой и второй ступеней обучения рекомендуется знакомить школьников с миром профессий, максимально используя потенциал родителей: классные часы с участием родителей, экскурсии на предприятия, в организации и др. В доступной форме следует информировать детей об особенностях каждой профессии, воспитывать чувство гордости за родителя-профессионала, формировать мнение о том, что нет непрестижных работ, что почетно быть хорошим специалистом.
экологическое воспитание
Экологическое воспитание является важнейшей составляющей воспитания. Формирование экологической культуры возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности через основные принципы экологического образования школьников: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство теоретического и практического начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в образовательном процессе.
Целесообразно проведение интегрированных уроков и межпредметных мероприятий, организация исследовательской деятельности учащихся с привлечением ресурсов вузов, санитарно-эпидемиологических служб, Белгидромета и других заинтересованных структур, проведение акций «Чистый мир», «Листопад», «Дадим отходам шанс» и других, организация экскурсий на экологически значимые объекты, акцентуализация важнейших экологических дат.
Одной из важнейших дат является 15 апреля - День экологических знаний. С целью привлечения внимания к проблеме охраны окружающей среды, повышения уровня экологической культуры в День экологических знаний возможно проведение семинаров, конференций, конкурсов экологических проектов. Разработаны программы объединений по интересам эколого-биологического профиля: для руководителей объединений по интересам (кружков) учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учреждений (Программа объединений по интересам эколого-биологического профиля: для рук. объединений по интересам (кружков)/ Л.А. Банько [и др.]; под ред. С.С. Кашлева. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009. - 216 с.).
Всемирный день Земли 22 апреля можно отметить конкурсом фоторабот, видеороликов, созданных учащимися совместно с педагогами и родителями. В 2010/2011 учебном году следует организовать проведение в учреждениях образования лекций, бесед, круглых столов, информационных и тематических классных часов, выставок, конкурсов плакатов, посвященных 25-ой годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС. Воспитанники летних оздоровительных лагерей во Всемирный день окружающей среды - 5 июня могут провести социально значимые акции, взять интервью у родителей, соседей, ровесников и издать школьную газету, разместить материалы на сайте школы, предложить в СМИ, раздать листовки в защиту окружающей среды.
Разработку проектов по сохранению окружающей среды на местном уровне (то есть в конкретном районе, городе, агрогородке или даже дворе), рекомендуется осуществлять с учетом трех важных аспектов — экологического, экономического и социального в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными группами местного населения.
Энергосбережение является одним из главных приоритетов государственной политики и определяется Директивой №3 Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. "Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства".
В этой связи важно проведение традиционного республиканского конкурса «Энергомарафон», целью которого является выявление и распространение лучшего опыта работы педагогов по организации образовательного процесса в области энергосбережения, внедрению идей и методов энергосбережения в работу учреждений образования. Рекомендуем популяризировать опыт работы учреждений образования по энергосбережению и воспитанию культуры энергопотребления через издание брошюр, буклетов, листовок, размещение лучших материалов по итогам конкурса «Энергомарафон» на сайтах институтов развития образования.
|