Анализ деятельности структур МОУ Покровской СОШ «НОК»
за 2010-2011 учебный год.
Анализ
деятельности учебной части МОУ Покровской СОШ «НОК»
за 2010-11 учебный год.
В 2010 -2011 учебном году деятельность учебной части школы была направлена на решение задач, определенных по окончании 2009-10 учебного года, проводилась и координировалась в соответствии с основными нормативными документами, регулирующими деятельность школы.
В 2010-2011 учебном году с целью реализации задачи российской образовательной политики по обеспечению современного качества образования
школа работала в 4 – 11 классах по учебному плану, разработанному на основе федерального, утвержденного в 2004 г. и продолжала в 1 - 3 классах первой ступени введение стандартов второго поколения.
В начальной школе был организован образовательный процесс, ориентированный на формирование у учащихся способностей к саморазвитию, самопознанию, к самовоспитанию, к самосовершенствованию через раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей. Учащиеся восьми классов I ступени школы в количестве 136 человек обучаются по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. За счет указанных в базисном плане стандартов второго поколения часов реализовывалось не только содержание образования, определенное инвариантной частью, но и дополнительные образовательные программы раздела внеучебной деятельности и воспитательные программы. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий внеурочной деятельности являлась неотъемлемой частью образовательного процесса и реализовалась в школе через следующие виды внеучебной деятельности: игровую, познавательную, досуговую, спортивно-оздоровительную, туристко-краеведческую, художественное и социальное творчество и проблемно-ценностное общение. Были разработаны и реализовывались программы по следующим направлениям внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, проектная деятельность.
Кроме того, осуществлялась деятельность школы по организации образования обучающихся III ступени по выбранному информационно-технологическому профилю в соответствии с которым учащиеся 10 и 11 классов дополнительно изучали выбранные ими курсы: «Мультимедиатехнологии», «ИКТ в делопроизводстве» и «Компьютерный дизайн».
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нового федерального учебного плана по апробации стандартов второго поколения и современными требованиями к качеству образования откорректирована, в соответствии с нормативными требованиями, образовательная программа НОК.
Для четкой организации образовательного процесса в предстоящем 2011 - 2012 учебном году в школе разработаны в соответствии с действующими нормативными документами учебные планы обеспечивающие, в соответствии с приказами Министерства образования Ростовской области и Неклиновского РУО:
- введение нового федерального учебного плана в первой ступени (в 1 – 4 классах) по апробации стандартов второго поколения,
- введение дополнительного третьего часа по физической культуре и
- основ православной культуры: модульно во 2 - 3 классах в литературном чтении, в 6 классах в обществознании, в 9 классах – в МХК и в 5 классах отдельным предметом – «Основы православной культуры».
В прошедшем учебном году базовый, школьный и региональный компоненты учебного плана НОК, рабочие программы, и практическая часть рабочих программ выполнены, однако, отставание по предметам по количеству часов, выданному в течение учебного года, составляет по объективным причинам от 4 до 10 часов, что по предметам составляет от 6 до 10 % от общего числа учебных часов.
Учебной частью школы в этом учебном году по результатам проверки Рособрнадзора Ростовской области откорректированы:
- приложения к Положению о рабочих программах в МОУ Покровской СОШ «НОК» и рабочие программы предметов учебного плана;
- перечень образовательных программ, реализуемых в 2010 – 2011 учебном году в школе,
- годовой календарный график школы для каждого класса.
В прошедшем учебном году проведена экспертиза на предмет соответствия программ обязательному минимуму содержания образования и перечню учебников, утвержденных к реализации на 2011 – 2012 учебный год.
В соответствии с рабочими программами и программой развития школы, в каждом классе по предметам учебного плана ряд тем изучалось проектным методом. Как итог этой деятельности в мае, четвертый раз в школе, для учащихся 2 – 11 классов научно-практическая конференция учащихся. На конференции были представлены результаты исследовательской деятельности учащихся по темам, изучаемым на уроках и во внеурочной деятельности проектным методом. В соответствии с задачей, определенной на 2010 – 2011 учебный год учебная часть НОК осуществляла подготовку и проведение конференции на основании действующего в школе положения о научно-практической конференции.
Анализируя результаты участия учащихся в конференции, следует отметить, что:
- также как и в прошлом году во время конференции работало 6 предметных секций: 2 секции для учащихся начальных классов и 4 секции для учащихся 5 – 11 классов, руководство секций осуществлялось руководителями МО;
- учащимися было представлено 35 проектов, тогда как в прошлом учебном году было 43 выступления. Из 35 выступлений 26 выступлений были индивидуальными и 9 групповыми, в прошлом году было 34 индивидуальных и 9 групповых;
- в работе секций всего приняли участие 120 учащихся 1 – 11 классов.
- представленные результаты деятельности соответствовали перечню проектных заданий рабочих программ предметов и программ дополнительного образования.
Одним из направлений деятельности учебной части школы является повышение качества образования обучающихся. Но, не смотря на совместные действия участников образовательного процесса, в прошедшем учебном году в отличие от прошлого, по итогам учебного года учащаяся 7 класса оставлена на повторный курс обучения, ученица 10 класса условно переведена в 11 класс. В I ступени успеваемость составила 100 %, во II ступени успеваемость 98%, что выше на 1 % в сравнении с прошлым годом, в III ступени также 98 %, но это ниже на 2 %.
учебный год
|
ступень
|
число
уч-ся
|
уровень обучен-ти учащихся
|
оставлены
на второй год
|
условно
переведены
|
кол-во
|
%
|
кол-во
|
%
|
2007 – 2008
|
II
|
209
|
98
|
2
|
1
|
1
|
0,5
|
III
|
70
|
100
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2008 - 2009
|
II
|
192
|
98
|
1
|
0,5
|
1
|
0,5
|
III
|
57
|
88
|
5
|
9
|
2
|
3,5
|
2009 - 2010
|
I
|
130
|
100
|
0
|
0
|
0
|
0
|
II
|
172
|
97
|
4
|
2,4
|
0
|
0
|
III
|
58
|
100
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2010 – 2011
|
I
|
136
|
100
|
0
|
0
|
0
|
0
|
II
|
163
|
98
|
1
|
0,6
|
0
|
0
|
III
|
52
|
98
|
0
|
0
|
1
|
2
|
Показатель качества успеваемости учащихся на конец учебного года в I ступени составил 56 %, что на 5 % ниже в сравнении с прошлым годом, во II ступени составил 55 %, что на 11 % выше прошлогоднего показателя. В III ступени 52 %, что на 7 % ниже т.к. в прошлом учебном году был 59 % .
I ступень
год
|
Число уч-ся
|
кач-во знаний,
%
|
усп-сть,
%
|
2009
|
130
|
65
|
99
|
2010
|
130
|
61
|
100
|
2011
|
136
|
56
|
100
|
II ступень
четверть
|
2009
|
2010
|
2011
|
число
уч-ся
|
кач-во
знаний,
%
|
усп-сть,
%
|
число
уч-ся
|
кач-во
знаний,
%
|
усп-сть,
%
|
число
уч-ся
|
кач-во
знаний,
%
|
усп-
сть,
%
|
I
|
197
|
38
|
91
|
175
|
38
|
89
|
167
|
41
|
93
|
II
|
196
|
39
|
91
|
173
|
39
|
92
|
165
|
40
|
92
|
III
|
193
|
39
|
90
|
173
|
38
|
92
|
164
|
45
|
93
|
IV
|
192
|
40
|
94
|
172
|
36
|
90
|
163
|
42
|
93
|
год
|
192
|
49
|
98
|
172
|
44
|
97
|
163
|
55
|
98
|
III
ступень
полугодие
|
2009
|
2010
|
2011
|
число
уч-ся
|
кач-во
знаний,
%
|
усп-сть,
%
|
число
уч-ся
|
кач-во
знаний,
%
|
усп-сть,
%
|
число
уч-ся
|
кач-во
знаний,
%
|
усп-сть,
%
|
I
|
57
|
35
|
89
|
58
|
45
|
93
|
52
|
37
|
92
|
II
|
57
|
40
|
88
|
58
|
40
|
98
|
52
|
48
|
96
|
год
|
57
|
49
|
88
|
58
|
59
|
100
|
52
|
52
|
98
|
Т.о. анализ обученности обучающихся школы показал, что:
в I ступени наблюдаются стабильные результаты обученности и качества знаний учащихся.
Не смотря на то, что начальная школа работает по безотметочной системе оценивания согласно ст. 15 п. 3 Закона «Об Образовании» и в соответствии с Положениями «НОК», оценивание является критериальным. Основными критериями выступают планируемые результаты обучения. Оцениваются с помощью отметки только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личностные качества ребенка. Система оценивания включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность, формируя способности к самоконтролю и самооценке. Для отслеживания усвоения знаний и умений в начальной школе используется стартовая диагностика, текущее и итоговое оценивание, «портфель» ученика.
Для устранения проблем и трудностей, возникавших у учащихся по изучаемым предметам, в классах РО регулярно проводились коррекционные занятия.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию. Ведущей деятельностью учащихся 1-4 классов является учебная, как особая форма активности, направленная на изменение самого себя. Поэтому главной задачей в этом направлении ставилось раскрытие принципов действия, воспроизводящего научные исследования. Для организации эффективного хода формирования учебной деятельности учителя управляли развитием каждого ученика, вносили коррективы в своё взаимодействие с конкретными учащимися и проводили диагностику их развития, уровень которой отслеживался два раза в год и фиксировался в журнале «Наблюдений за формированием компонентов УД».
Замеры уровня формирования компонентов УД осуществляли учителя на основании своих наблюдений, по результатам контрольных работ и по опроснику-тестам практического руководства Г.В.Репкина и Е.В.Заики «Оценка уровня сформированности учебной деятельности». Так, в этом учебном году уровень учебно-познавательного интереса возрос у 31 % учащихся, целеполагания - у 21 %, учебных действий у 32 %, действий контроля и действий оценки у 34 %.
Во II и III ступенях на базовом уровне обучены все учащиеся, за исключением двоих:
- Шульженко А. учащейся 7а класса (кл. руководитель Семенюк И.А.)
имеющей по итогам учебного года 3 неудовлетворительных отметки по предметам учебного плана: русскому языку, литературе (уч. Третьяк И.В.) и биологии (уч. Пархоменко Е.В.) и оставленной на повторный курс обучения в 7 классе,
- Сорокиной Н. учащейся 10 класса (кл. руководитель Тимошенко И.В.) имеющей 1 неудовлетворительную отметку по алгебре (уч. Федоренко Е.Ф.) по итогам учебного года и условно переведенной в 11 класс.
Обученность в школе по итогам учебного года составила 99 % (также как в прошлом учебном году). Хотя и произошло уменьшение количества неуспевающих учащихся в сравнении с прошлым учебным годом в два раза. Необходимо продолжить работу педагогического коллектива по уменьшению количества учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки.
3) На программном уровне во II и III ступени школы из 215 учащихся 116 учащихся имеют отметки «отлично» и «хорошо», поэтому % качества составил 54 %. В сравнении с прошлым учебным годом этот показатель стал ниже на 2 %. Из 116 учащихся 27 (13 %), являются отличниками, а в прошлом учебном году отличников было 21 учащийся (9 %). Но в школе в течение последних лет наблюдается снижение качественной успеваемости учащихся НОК. Необходимо усилить и систематизировать работу педагогического коллектива по увеличению количества учащихся, имеющих положительные отметки.
учебный год
|
число уч-ся
II и III ступени
|
кол-во уч-ся,
имеющих отметки «отлично» и «хорошо»
|
кол-во отличников
|
% от общего числа уч-ся
|
2007 – 2008
|
279
|
139
|
36
|
50 \ 26
|
2008 – 2009
|
249
|
122
|
26
|
49 \ 10
|
2009 – 2010
|
230
|
109
|
21
|
47 \ 9
|
2010 - 2011
|
215
|
89
|
27
|
41 \ 13
|
4) В этом учебном году также как и в прошлом один учащийся Объедков Ю. (8 класс) обучался на дому по индивидуальному учебному плану.
5) По итогам года четверо выпускников 11-ых классов (из 28) получили медали: 2 золотых и 2 серебряных, один выпускник 9-ых классов (из 33) получил аттестат с отличием. 15 выпускников 9 класса окончили школу на «4» и «5», следовательно, % качества составил – 48 %. Все выпускники сдали экзамены государственной (итоговой) аттестации, поэтому обученность составила 100 %, в прошлом учебном году % качества составлял 34 %, т.е. качественная успеваемость выпускников 9 классов в сравнении с прошлым годом стала выше на 14 %. Также 15 выпускников 11 класса окончили школу на «4» и «5», % качества составил – 68 %, а обученность – 100 % (в прошлом году 67 % и 100 %). Поэтому в этом году качественная успеваемость выпускников 11 класса увеличилась на 1 %.
№
п\п
|
|
2008-2009 уч. год
|
2009-2010 уч. год
|
2010-2011 уч. год
|
кол-во
выпуск-
ников
|
в % от
общего кол-ва
|
кол-во
выпуск-
ников
|
в % от
общего
кол-ва
|
кол-во
выпуск-
ников
|
в % от
общего
кол-ва
|
9 кл.
|
11
кл.
|
9 кл.
|
11
кл.
|
9 кл.
|
11
кл.
|
9 кл.
|
11
кл.
|
9 кл.
|
11
кл.
|
9 кл.
|
11
кл.
|
1.
|
Всего выпускников
|
48
|
19
|
100
|
100
|
32
|
30
|
100
|
100
|
33
|
28
|
100
|
100
|
2.
|
Аттестатов с отличием,
количество медалей
|
2
|
3
|
4
|
16
|
1
|
4
|
3
|
13
|
1
|
4
|
3
|
14
|
3.
|
золотых медалей
|
|
2
|
|
11
|
|
3
|
|
10
|
|
|
2
|
7
|
4.
|
серебряных медалей
|
|
1
|
|
5
|
|
1
|
|
3
|
|
|
2
|
7
|
5.
|
Количество выпускников, получивших аттестаты с оценками «5».
|
1
|
1
|
2
|
5
|
0
|
1
|
0
|
3
|
1
|
0
|
3
|
0
|
6.
|
Количество выпускников, получивших аттестаты с оценками «4» и «5».
|
18
|
6
|
38
|
32
|
10
|
16
|
31
|
53
|
15
|
15
|
45
|
54
|
7.
|
Количество выпускников,
получивших аттестаты с одной «3».
|
4
|
1
|
8
|
5
|
3
|
2
|
9
|
7
|
0
|
4
|
0
|
14
|
Для сдачи экзаменов государственной (итоговой) аттестации по выбору выпускниками 9 классов – была выбрана только одна форма – по билетам и 6 предметов учебного плана, наибольшее количество учащихся выбрали обществознание (25) и физкультуру (15):
№ п/п
|
Предмет
|
кол-во
уч-ся
|
1
|
геометрия
|
1
|
2
|
информатика
|
11
|
3
|
обществознание
|
25
|
4
|
биология
|
6
|
5
|
физика
|
4
|
6
|
физическая культура
|
15
|
|