Скачать 1.01 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет»(РГГУ)РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Москва 2015 Составитель: Е. И. Сафонова, к.и.н. При участии Е.М. Емышевой, И.А. Коссова, к.ю.н, доц. Отв. редактор Е.Н. Евсеева, к.и.н., доц. Данные рекомендации развивают некоторые положения Рекомендаций по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе, опубликованных в 2011 году, и подготовлены на основании обновленных законодательных, нормативных правовых актах и иных методических материалах в сфере ВО. Рекомендовано РИСО Протокол № 4 от 26.03.2015 Материал опубликован в Электронной библиотеке РГГУ © Российский государственный гуманитарный университет СОДЕРЖАНИЕ Введение. Раздел 1. Организация учебного процесса и методы обучения при активном занятии. Раздел 2. Метод дискуссии. Раздел 3. Игровые методы обучения: деловая игра, ролевая игра. Раздел 4. Метод разбора ситуационной задачи (кейс-метод). Заключение. Список использованной литературы Приложения:
ВВЕДЕНИЕ Основой стратегии современной образовательной политики является переход от поточно-групповой организации образовательного процесса к построению личностно-ориентированной образовательной среды с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия с обучающимися. А это означает, что приоритет в работе преподавателя отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Это реализуется при применении интерактивных методов обучения. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Обучающийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе. Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные1. Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки принятия решений. Настоящая методическая разработка имеет целью дать рекомендации по проектированию и использованию часто встречающихся в учебном процессе интерактивных образовательных технологий с позиции их практической реализации, (дискуссия, деловая и ролевая игра, разбор ситуационной задачи (в частности, кейс-метод)). Предложенные формы описания образовательных технологий в рабочей программе (РП) дисциплины носят рекомендательный характер. РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИНТЕРАКТИВНОМ ЗАНЯТИИ Основная идея проведения интерактивных занятий заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться, что позволяет ему оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности, а также применять на практике сформированные компетенции в многообразии социальных ситуаций. Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать», в основе которой лежит обучение посредством деятельности. Использовать такой подход в преподавании дисциплин гуманитарного, социального и экономического, а также математического и естественнонаучного циклов необходимо, чтобы не было разрыва между теорией и практикой, а преподавателям нужно научиться доверять обучающимся и позволять им учиться самим через собственную практику и ошибки. При организации учебного процесса необходимо обеспечивать интеграцию теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться» означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситуаций и используя различные стили обучения. Другими словами, обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение. Эффективная организация учебного процесса должна: - привлекать обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях процесса обучения; - иметь практическую направленность и ориентироваться на решение проблем; - быть основанной на активных методах обучения и опыте; - учитывать в процессе обучения задачи, которые ставят перед собой обучающиеся; - использовать обсуждения и групповые формы работы для создания поддерживающей образовательной среды; - показывать, где могут быть практически использованы приобретаемые компетенции; - использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта; - обеспечивать возможность для проведения самооценки, использования полученных умений, а также обратную связь с преподавателем. В данном контексте можно сформулировать основные методические принципы интерактивного обучения: - тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий; - всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в котором обучаемые выполняют различные ролевые функции; - поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой; - выполнение на каждом занятии одним из обучающихся функции руководителя, который инициирует обсуждение учебной проблемы; - активное использование технических учебных средств, в том числе слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, интерактивной доски, с помощью которых иллюстрируется учебный материал, а также таблиц, схем, карт; - постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности; - оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы; - интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания творческого характера) и индивидуальных способностей в групповых занятиях; - осуществление взаимодействия в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм, правил, поощрений (наказаний) за достигнутые результаты; - обучение принятию решений в условиях жесткого регламента и наличия элемента неопределенности информации. Интерактивное обучение предполагает:
Примерная структура методических рекомендаций по подготовке к занятиям в интерактивной форме. В структуру методических рекомендаций по подготовке обучающихся к интерактивным занятиям рекомендуется включать следующий алгоритм их проведения:
В методических рекомендациях необходимо отразить следующие ключевые моменты: - как обучающийся может и должен подготовиться к проведению данного вида занятий (изучение определенного материала, получение некоторых специальных навыков, изучение различных методик решения поставленной задачи и т.п.); - какую литературу при подготовке необходимо использовать; - знания каких разделов дисциплины (междисциплинарные связи) необходимо использовать; - какой инструментарий будет необходим при проведении занятия; - каким образом будет проводиться занятие (ход проведения занятия, сценарий, темы для обсуждения и т.п.); - какие специальные средства будут использованы на интерактивном занятии (информационные, специальное оборудование и прочее); - каковы правила поведения и роль каждого обучающегося на данном занятии; - как будет осуществляться оценивание обучающихся после завершения занятий (разработать критерии оценки, шкалу оценивания и т.д.). Примерный алгоритм проведения интерактивного занятия: 1. Подготовка занятия Ведущий (куратор, преподаватель) осуществляет выбор темы, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. При разработке интерактивного занятия рекомендуется обратить особое внимание на следующие моменты:
2. Вступление: Уточнение темы и цели занятия. –обучающиеся знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь; – преподаватель информирует обучающихся о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах они могут действовать на занятии; – при необходимости нужно представить обучающихся (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное); – добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у обучающихся установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой. Примерные условия работы в группе: - быть активным; - уважать мнение участников; - быть доброжелательным; - быть пунктуальным, ответственным; - не перебивать; - быть открытым для взаимодействия; - быть заинтересованным; - стремиться найти истину; - придерживаться регламента; - быть креативным; - уважать правила работы в группе. 3. Основная часть: Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включают в себя: 3.1. Выяснение позиций обучающихся по данной теме; 3.2. Сегментацию аудитории и организацию коммуникации между сегментами, что означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Далее необходимо организовать коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией. 4. Выводы (рефлексия) Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение обучающихся к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает преподаватель. Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии: - что произвело на вас наибольшее впечатление? - что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало? - есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия? - чем вы руководствовались в процессе принятия решения? - учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы? - как вы оцениваете свои действия и действия группы? - если бы вы играли в эту игру (принимали участие в дискуссии, решали ситуационные задачи и т.д.) еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения? Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Подготовка обучающихся к той или иной интерактивной форме обучения, применение её для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме. Проведение интерактивного занятия включает следующие правила поведения обучающихся: Обучающиеся должны: - способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям; - распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют; - соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемой темы. Следует обратить внимание, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей для изучения конкретной темы образовательной технологии, но открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи. Принципы работы на интерактивном занятии: - занятие – не лекция, а общая работа; - каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу; - нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея); - все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению. РАЗДЕЛ 2. МЕТОД ДИСКУССИИ. Среди интерактивных форм и методов обучения наиболее известными и часто используемыми являются дискуссия, игровые методы, кейс-метод. Метод дикуссии. Метод дискуссии выступает базовым в системе интерактивных методов обучения, включаясь в каждый из них как необходимая составляющая. Вместе с тем, дискуссия может выступать и как самостоятельный метод интерактивного обучения, представленный множеством модификаций, различающихся способами организации процесса обсуждения. Иными словами, дискуссию рассматривают и как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия используется в таких видах обучения, как семинарские занятия, социально-психологические тренинги, деловые игры, кейс-технологии. Будучи своеобразной технологией, дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы: «мозговой штурм», анализ ситуаций, синектику и т.д. Назначение метода и формируемые компетенции:
Недостатки:
Темой дискуссии может быть не любой вопрос, а лишь такой, который допускает различные толкования и оценки, тесно связан с современной жизнью, лично немаловажен для обучаемого, затрагивает его нравственные и политические взгляды. Ценными являются дискуссии, рассматривающие многоаспектные проблемы (экологические, экономические, социальные). Это способствует формированию умений у слушателей рассматривать вопросы неоднозначно, многосторонне. В профессиональном обучении дискуссия применяется в тех ситуациях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи. Являясь одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, дискуссия усиливает развивающие и воспитательные эффекты обучения, создает условия для открытого выражения участниками своих мыслей, позиций, обладает возможностью воздействия на установки ее участников Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения — диспут (от лат. disputare — рассуждать, спорить) — «специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции». Дискуссии также нужно отличать от открытых форумов, которые, как правило, посвящены вопросам более спорным и дают возможность выслушать и обсудить все аспекты этих вопросов. Групповые обсуждения полезны для изучения и проработки сложного материала, для формирования нужных установок. По степени управления различают свободные, не контролируемые ведущим, и направляемые дискуссии. По сравнению с распространенной в традиционном обучении лекционно-семинарской формой дискуссия имеет ряд преимуществ. 1. Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний. Хотя лекция является более экономичным способом передачи знаний, дискуссия может иметь гораздо более долгосрочный эффект - активное, заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, может заставить человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. 2. Во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся. Активное участие в дискуссии раскрепощает их, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе. Как правило, дискуссии подразумевают высокий уровень вовлеченности группы, но почти всегда имеются участники, которые проявляют пассивность, не желая присоединиться к обсуждению. Однако если группа, тема и вопросы тщательно подобраны, то отдельным участникам становится очень трудно уклониться и не внести свой вклад в дискуссию. 3. Обратная связь с обучающимися. Дискуссия обеспечивает видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые вопросы, и не требует применения более формальных методов оценки. Она также предоставляет членам группы шанс проверить свои убеждения и установки, подвергая их испытанию. Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи: - обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков выделения важного и формулирования проблемы; - моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы; - демонстрация многозначности возможных решений, характерная для большинства проблем. Советы преподавателю по подготовке и проведению дискуссий Поскольку именно наличие системного подхода отличает дискуссию от простой беседы, необходима тщательная подготовка дискуссии. Невозможно заранее запланировать все аспекты дискуссии, но можно предусмотреть ее основные этапы и ключевые моменты. Основные шаги при подготовке к дискуссии 1. Выбрать и сформулировать тему (она должна иметь проблемный характер, содержать в себе противоречивые точки зрения, дилеммы), состав участников. 2. Определить содержание и продолжительность дискуссии, основные проблемы и вопросы для обсуждения. Подобрать литературу, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Для выяснения мнений по всем вопросам должно быть выделено достаточное количество времени, однако не настолько большое, чтобы группа успела потерять всякий интерес к обсуждаемой проблеме. Любые временные рамки должны четко оговариваться перед началом дискуссии. 3. Сформулировать цель дискуссии: заключается ли она в достижении некоего консенсуса, выработке рекомендаций или это рассмотрение предмета дискуссии с различных сторон. 4. Продумать основные способы и вопросы для контроля за ходом и направлением дискуссии, подведения промежуточных итогов, поддержания и стимулирования активности участников. 5. Определить способы фиксации предложенных идей и необходимое для этого оборудование. Функции преподавателя во время дискуссии Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии. Роль преподавателя при проведении любой дискуссии наиболее близка к роли посредника и включает следующие функции: - сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необходимую мотивацию, т.е. показать значимость проблемы для участников, выявлять в ней нерешенные и противоречивые моменты, определить ожидаемый результат. В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (казусы) из профессиональной практики; - создать доброжелательную атмосферу. Лучше всего дискуссия проходит в дружелюбной обстановке, свободной от ограничений. Важно, чтобы обучающимся было легко устанавливать визуальный контакт друг с другом, и чтобы количество участвующих не превышало академическую группу. Очень трудно сохранить неформальную обстановку, когда сорок человек сидят в аудитории со столами в три ряда; - сформулировать вместе с участниками правила ведения дискуссии (выступить должен каждый; внимательно выслушивать выступающего, не перебивать; аргументированно подтверждать свою позицию; не повторяться; не допускать личной конфронтации; сохранять беспристрастность; не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию); - добиваться однозначного понимания терминов, понятий, дать рабочие определения обсуждаемой темы; - мягко вводить группу в дискуссию посредством открытых вопросов, которые требуют обсуждения, не ставя участников в оборонительную позицию; - руководить дискуссией: поддерживать высокий уровень активности всех участников, соблюдать регламент, тактично останавливать отклонившихся от темы и затянувшиеся монологи, подключать пассивных участников; - мобильно фиксировать предложенные идеи на плакате или на доске, чтобы исключить повторение и стимулировать дополнительные вопросы; - оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций; подводить промежуточные итоги, чтобы избежать движения дискуссии по кругу; направлять обсуждение в нужное русло. В конце дискуссии или после окончания отведенного на нее времени преподаватель обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. Затем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как удалось продвинуться), оценивает, насколько решение является групповым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что можно сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если проблема не решена полностью — ориентирует на следующее обсуждение (предлагает задание, намечает срок). Преподаватель принимает групповое решение вместе с участниками, подчеркивает вклад каждого в обсуждение и благодарит каждого. Приемы введения в дискуссию: 1) предъявление проблемной производственной ситуации; 2) постановка проблемных вопросов; 3) демонстрация видеосюжета; 4) ролевое проигрывание проблемной ситуации; 5) анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме; 6) альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы). Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения: 1) уточняющие вопросы, побуждающие более четко формулировать и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда говорите...?», «Как вы докажете, что это верно?»); 2) парафраз — повторение ведущим высказываний выступающих, с целью стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что...», «Правильно ли я понял(а), что...»); 3) демонстрация непонимания — побуждение участников повторить, уточнить свое суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста»); 4) выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо аргументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что утверждаете?»); 5) приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на другом подходе; 6) «доведение до абсурда» — ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы; 7) «задевающее утверждение» — ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет бурную реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное мнение и изложить другую точку зрения. Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Каждый тип вопросов играет важную роль в дискуссии, и каждый имеет свои особенности. Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позицию выступающего, направить обсуждение в нужном направлении, активизировать внимание. Типы вопросов в дискуссии Открытые вопросы (восполняющие) Открытые вопросы идеальны для начала дискуссии. Они приглашают человека отвечать в свободной форме и обычно начинаются со слов «что», «как», «где», «когда», «почему». Иллюстрацией может служить вопрос: «Что вы считаете хорошими условиями проведения курсов повышения квалификации?» Данные вопросы направлены также на выяснение новых свойств или качеств явлений и объектов. Закрытые вопросы (уточняющие) Закрытыми называются такие вопросы, которые требуют однозначного ответа, состоящего из одного слова, часто просто «да» или «нет». Они обычно направлены на выяснение истинности или ложности высказываний, на проверку информации или ограничение возможностей выбора. Например: «Правильно ли я понял, что...?», «Сколько раз происходило это событие?», «Верно ли, что...?». Следует избегать большого количества закрытых вопросов. Они уменьшают степень участия отвечающего и напоминают допрос. Наводящие вопросы Они служат для того, чтобы подвести собеседника к ответу, который ожидает услышать их автор. Примеры наводящих вопросов: «Вы же понимаете, почему мы поступаем именно так, не правда ли?», «Этот курс мог бы быть полезным для вас, вы не находите?», «Разве вы не считаете, что семинар может помочь?». Вопросы с подтекстом Хотя, как и наводящие вопросы, вопросы с подтекстом препятствуют свободному ответу того человека, которому адресованы, они все же действуют более тонко. Такие вопросы снимают давление с респондента и переносят его на ответ, спрятанный в подтексте. Пример: «Вы согласитесь с экспертами, что вариант А лучше, чем вариант В?». Возвратные вопросы Возвратные вопросы иногда могут быть похожими на наводящие, но они используются для того, чтобы показать понимание, продемонстрировать включенность в беседу, развить ответ или поощрить дальнейший разговор. Это такие вопросы, как: «Вы сказали, что без дополнительных временных затрат эти проблемы не решить?» Тренировочные вопросы Тренировочные вопросы создают заинтересованность, направляют внимание группы и стимулируют ее активность, усиливают включенность в работу, поощряют мышление: даже когда задаваемый вопрос риторический и от группы не требуется реакции, ее участники все равно задумываются над возможным ответом. Иллюстрацией может служить вопрос: «Кто же, хотя бы изредка сталкивался с подобной проблемой?» Дискуссия как сложная организационная форма обучения требует от преподавателя серьезной подготовки, актуализации педагогических и психологических знаний, педагогического мастерства владения коммуникативными умениями. Методика проведения дискуссии и задачи руководителя на каждом этапе Каждая дискуссия обычно проходит три стадии развития: ориентация, оценка, консолидация (завершение дискуссии). На первой стадии происходит процесс «ориентации» и адаптации участников дискуссии к самой проблеме, друг к другу, общей атмосфере. Стадия «оценки» напоминает ситуацию сопоставления информации, различных позиций, генерирования идей. На последней стадии консолидации предполагается выработка единых или компромиссных решений, мнений и позиций. Этап 1. Ориентация
Этап 2. Оценка
|
Сборник научных трудов Го и профессионального общения, современным тенденциям профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам, использованию... |
Методические рекомендации по разработке дистанционного курса для... Дистанционные курсы, создание которых обусловлено интенсивным развитием информационных технологий в сфере образования, нарастающей... |
||
Итоги IV республиканского конкурса педагогического мастерства по... Республиканского конкурса педагогического мастерства по применению современных образовательных технологий с использованием икт среди... |
Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов... Обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования... |
||
Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов... Обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования... |
Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов... Обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования... |
||
«Методы определения рефракции» Методическая разработка утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии, рекомендована к использованию в учебном процессе... |
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению домашней... Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям... |
||
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению домашней... Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям... |
«оказание зубоврачебной помощи. Причастие 2» специальность 34. 02. 01 «сестринское дело» Методическая разработка утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии, рекомендована к использованию в учебном процессе... |
||
Научная работа на тему: Использование мобильных технологий в процессе... Признать целесообразность применения инновационных и коммуникативных технологий, в нашем случае мобильных технологий – программ в... |
Методические рекомендации по по организации активных и интерактивных форм проведения занятий В методических рекомендациях раскрываются особенности активного и интерактивного обучения, рассматриваются виды активных и интерактивных... |
||
Программа разработана коллективом преподавателей Автономной некоммерческой... Рабочая программа рекомендована к использованию в учебном процессе решением педагогического совета от 30 Сентября Протокол №2 |
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения... Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе уточненные редакции следующих методических... |
||
Пояснительная записка введение Особенности моу «Ефремовская оош» Методологическая основа ооп ООО (использование в образовательном процессе современных образовательных технологий) |
Методическая разработка комбинированного занятия для преподавателей.... Методическая разработка утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии, рекомендована к использованию в учебном процессе... |
Поиск |