Скачать 1.67 Mb.
|
Особенности преподавания в начальных классах в 2017-2018 учебном году методические рекомендации Кемерово 2017 Содержание
1. Пояснительная записка В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и образовательных технологий, которые формируют умения школьников самостоятельно «открывать» знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный подход, т. е. учение, в котором важным является применение активных форм познания (наблюдение, опыты, проблемный диалог) и создание условий для развития рефлексии. В современной системе образования педагоги и школа перестают быть источником информации, наша задача научить ребенка учиться самостоятельно. Современный учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, личность, открытая к диалогу, готовая делиться своим опытом и принимать опыт других людей. Современные дети значительно отличаются от тех, которые ходили в школу 5 – 10 лет назад. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. От педагога требуется владение не только классической структурой урока, но и современными образовательными технологиями деятельностного типа. Не надо бояться этого нового! Вспомните слова В. А Сухомлинского: «Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, педагог способен сформировать у школьников умения и навыки выделять цели, отбирать необходимую информацию, делать выводы, создавать продукт своей деятельности (проект, презентации, сайты), т. е. педагог формирует у ребёнка умения и навыки самостоятельности и саморазвития. В ФГОС НОО обозначено, что одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:
Образование предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных предметных знаний и умений, но и становление их учебной самостоятельности. Современному учителю необходимо учитывать, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи методистам муниципальных методических служб, администрации образовательных организаций, курирующих начальное общее образование и учителям начальных классов в организации и осуществлении образовательного процесса в начальной школе. 2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя начальных классов В 2017-2018 учебном году деятельность педагога начального образования определяют следующие нормативные документы федерального и регионального уровней. Федеральный уровень:
Региональный уровень:
3. Особенности организации образовательной деятельности по преподаванию в начальных классах Методологической основой ФГОС НОО стал системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе – от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться; – от «изолированного» изучения учащимися предметных знаний, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; – от стихийности становления учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации формирования; – от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. В условиях деятельностного подхода в обучении предстоит организовать учебный процесс, направленный на поиск способа решения поставленной перед учащимися задачи, т. е. поискового (творческого) типа. Иными словами, необходимым начальным этапом развертывания поисковой деятельности является постановка учебной задачи, требующей от младшего школьника анализа ситуации действия, нового ее понимания. Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение и организация оценки найденного способа действия – таковы три составляющие развивающего обучения. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, чтобы управлять и развивать их познавательную деятельность. Приоритетной целью школьного образования становится развитие умения ученика самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. то, что называется «учебной деятельностью». Компонентами учебной деятельности являются: мотив – цель – учебная задача – способы действий – самооценка, самоконтроль. Сформировать учебную деятельность младших школьников становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД): личностных; регулятивных; познавательных; коммуникативных. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности младших школьников имеет определенные возможности для формирования УУД. Цели урока должны задаваться с тенденцией передачи функций учителя к ученику. В новых условиях учитель должен стремиться:
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, должен создать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке должно осуществляться глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Педагог, строящий в классе учебное сообщество, в принципе не может занимать позицию учителя, ведущего фронтальное занятие: он не дает в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, но помогает детям выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия. Организовав групповое взаимодействие, учитель включается в работу группы лишь в случае необходимости. Учителю следует учитывать, что эмоциональный элемент урока преследует цель развития эмоционального отношения к деятельности, связанного с возрастными особенностями младших школьников. Правильно организованное эмоциональное взаимодействие в процесс обучения между учителем и учащимися приводит к возникновению таких эмоций, как творческий подъем, вдохновение, приподнятость. Обычно принято считать, что в процессе обучения следует опираться только на положительные эмоции, так как отрицательные тормозят, а порой делают вообще невозможным успешное протекание учебного процесса. В отношениях “учитель – ученик” не должно быть места страху перед наказаниями или неудачей, боязни учителя, его негативных оценок, грубости. Речь идет о тех “отрицательных” эмоциональных переживаниях, которые обусловлены конфликтом развития личности, может быть, даже и конфликтом отношений. Учитель не должен бояться дать возможность ребенку испытать чувство недовольства собой, огорчение по поводу постигших неудач, стыд за невыполненное задания, “страдание” по поводу недостаточных знаний, сопереживание неуспеху других, сочувствие неудачам одноклассников и самого учителя. Другое дело, что в общении учитель должен продемонстрировать умение прийти на помощь, вселить уверенность, не дать отрицательным эмоциям «забить» ребенка, не дать школьнику привыкнуть, примириться с ними, а значит и «погасить» само переживание неуспеха (привычка к неудачам может прочно связать учение с отрицательным отношением к нему и учителю). Однако, и при создании «ситуации успеха» тоже необходимо соблюдать чувство меры. Чрезмерное перевозбуждение ребенка, связанное с приятными переживаниями, как правило, ухудшают познавательный процесс, а то и совсем может приостановить его. Учителю необходимо заботиться о динамике переживаний, степени заинтересованности учащихся и разнообразии с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Создание на уроке оптимального поля эмоциональной напряженности связано с учетом особенностей детского коллектива в целом, условий протекания групповой учебной работы и учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Что стимулирует и активизирует деятельность одного, может оказать противоположное действие на другого школьника. Знание особенностей эмоционального развития школьника, эмоциональных установок и особенностей протекания эмоциональных процессов – важное педагогическое условие эффективного руководства учебно-воспитательным процессом. Эмоциональные проявления учителя и его отношение к созданию «ситуации успеха» зависят от стиля педагогического руководства и стиля общения. Конечно, по отношению к учащимся начальных классов преждевременно говорить о сформированных установках на какой-то комплекс эмоций, однако, учитель может и должен учитывать проявляющиеся у ребенка тенденции к определенного рода эмоциональным переживаниям, помогать ему управлять эмоциональной сферой, перестраивать и выстраивать ее. Отличным средством создания эмоционального фона является решение проблемных задач, внедрение диалоговых ситуаций, использование приема эмоционального подкрепления, способствующего осознанному усвоению знания. Важнейшей структурной единицей учебной деятельности в условиях введения ФГОС становятся «учебные ситуации». Содержательной основой учебных ситуаций являются планируемые результаты. При проектировании учебных ситуаций в уроке учитель соблюдается их полный замкнутый цикл:
При этом следует учитывать возрастные особенности учащихся начальных классов. Приведем примеры проектирования и отбора учебных ситуаций:
Однако на каждом уроке надо помнить о «ситуации успеха» – каждый ребенок в чем-то обязательно должен достичь успеха (пусть даже в малом). Даже за ошибочный ответ можно похвалить ученика, т.к. он значим тем, что другой ученик на этой ошибке понял истину и сделал открытие. При составлении плана (модели) будущего урока учителю рекомендуется поставить перед собой вопросы: 1. Какова цель урока, т.е. каким должен быть "конечный" результат? (Какое понятие ввести, какие его признаки помогут учащимся данное понятие принять, осознать, открыть, какие действия они должны освоить?) 2. Как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач: предметных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных), личностных? 3. Как организовать урок? То есть:
Центром развития учебной самостоятельности ребенка в начальной школе, ее ядром и основной формой проявления является контрольно-оценочная самостоятельность. Целенаправленная работа учителя должна быть ориентирована на становление у младшего школьника способности к оценке границ своих знаний и умений. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов учащегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфель достижений – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач. Портфель достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5-й класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. Период составления портфеля достижений с 1 по 4 классы. Портфель достижений рекомендуется хранить в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Система оценивания занимает особое место в образовательных технологиях достижения требований федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов освоения программ начального образования. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы стимулировали учащихся к дальнейшему продвижению в познании. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценок должна фиксировать:
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов, поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. |
Материалы VI всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово,... Научно-методическое сопровождение реализации фгос: опыт, проблемы, пути их преодоления |
Методические рекомендации по определению платы за содержание и ремонт жилых помещений Содержание Методические рекомендации по определению платы за содержание и ремонт жилых помещений (далее — Методические рекомендации) предназначены... |
||
Оформление и содержание реферата по клинической фармакологии методические рекомендации Методические рекомендации предназначены для студентов интернов и ординаторов высших учебных медицинских заведений |
Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного... Гиа-9) и среднего общего образования (далее гиа-11) в 2017 году, (далее методические документы), сообщает о внесении изменений в... |
||
Методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения Кемерово 2015 Также даны рекомендации по тестированию, указаны адреса интернет – сайтов по проблемам политологии, приведены вопросы к зачету по... |
Методические рекомендации по дистанционному обучению в образовательных... Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей образовательных организаций, для учителей, использующих... |
||
Методические рекомендации по подготовке, выполнению, оформлению и... «Технология продукции общественного питания»: методические рекомендации. – Чпоу «Торгово – технологический колледж»/ Составители:... |
Методические рекомендации по ведению и заполнению типового реестра содержание Рекомендации по организационно-административному обеспечению формирования информационного ресурса Типового реестра 6 |
||
Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного... Приложение Инструкция для участника егэ, зачитываемая организатором в аудитории перед началом экзамена 48 |
Методические рекомендации по использованию световозвращающих элементов... Рекомендации по выбору одежды со световозвращающими элементами и световозвращающих изделий |
||
Методические рекомендации исполнительным органам государственной... Приказ о назначении сотрудников, ответственных за обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационных... |
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной... Особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным технологиям... |
||
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной... Особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным технологиям... |
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной... Особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным технологиям... |
||
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной... Особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным технологиям... |
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной... Особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным технологиям... |
Поиск |