Методические рекомендации
«Особенности преподавания учебного предмета «Физическая культура»
в 2014/15 учебном году»
Нормативные документы, регламентирующие деятельность
учителя физической культуры
Преподавание учебного предмета «Физическая культура» в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях Республики Татарстан осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее ФГОС ООО) (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказом Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным организациям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмом Минобрнауки РФ от 08.10.2010 N ИК-1494/19 "О введении третьего часа физической культуры" (вместе с "Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации")
- Письмом Минобрнауки РФ от 29.03.2010 № 06-499 «О проведении мониторинга физического развития обучающихся»;
- Законом Республики Татарстан от 22.07.2013 N 68-ЗРТ "Об образовании";
- Письмом МОиН РТ от 23.06.2012г. № 7699/12 «Об учебных планах для I - IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»;
- Приказом МОиН РТ от 09.07.2012г. № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
- Приказом МОиН РТ от 10.07.2012г. № 4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования».
- Законом Республики Татарстан от 8 октября 2008 года №99-ЗРТ «О физической культуре и спорте» (с изменениями);
- Подпрограммой "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 – 2016 годы" Государственной программы «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики на 2014-2020 годы».
2. Учебно-методические комплексы, обеспечивающие достижение образовательных результатов в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
В 2014-2015 учебном году в основной и средней школе рекомендуется реализовывать в учебном процессе на базовом и профильном уровне следующие образовательные программы:
1. Лях В.И. «Комплексная программы по физической культуре», - М., Просвещение 2007г.
2. Матвеев А.П. «Программа физического воспитания», - М., Просвещение 2008г.
Рекомендуемые учебно-методические комплекты:
№
|
Основная и средняя школа
|
класс
|
издательство
|
|
Матвеев А.П. Физическая культура
|
5
|
Просвещение
|
|
Матвеев А.П. Физическая культура
|
6-7
|
Просвещение
|
|
Гурьев С.В.\ Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура
|
5-7
|
Русское слово
|
|
Погадаев Г.И. Физическая культура
|
5-6
|
Дрофа
|
|
Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура
|
5-7
|
Просвещение
|
|
Литвинов Е.Н., Анисимова М.В. Торочкова Т.Ю. Физическая культура
|
5
|
Мнемозина
|
|
Погадаев Г.И. Физическая культура
|
7-9
|
Дрофа
|
|
Гурьев С.В.\ Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура
|
8-9
|
Русское слово
|
|
Петрова Т.В., Копылова Ю.А. «Физическая культура 8-9класс»
|
8-9
|
Вентана- граф
|
|
Лях В.И., Физическое воспитание учащихся
|
8-9
|
Просвещение
|
|
Матвеев А.П., Физическая культура
|
8-9
|
Просвещение
|
|
Лях В.И., Физическое воспитание учащихся
|
10-11
|
Просвещение
|
|
Андрюхина Т.В., Третьякова Н.В. /Под ред. Виленского М.Я.Физическая культура (базовый уровень)
|
10-11
|
Русское слово
|
|
Погадаев Г.И. Физическая культура (базовый уровень)
|
10-11
|
Дрофа
|
В общеобразовательной школе наряду с базовой программой по дисциплине «Физическая культура» должны реализовываться вариативные программы, основанные на спортизированном физическом воспитании, оздоровительной физической культуре (или физической рекреации), адаптивном физическом воспитании (или физической реабилитации).
3. Особенности преподавания учебного предмета «Физическая культура» в 2014/15 учебном году
При разработке учебной программы по предмету «Физическая культура» необходимо учитывать национальные и этнокультурные особенности района, местности и потребности современного общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития, самореализации.
В зависимости от особенностей образовательной организации (наличия соответствующей учебно-материальной базы, квалификации учителей физкультуры, потребности участников образовательного процесса) в учебную программу включается изучение элементов видов спорта, культивируемых в Республике Татарстан (татаро-башкирская борьба «куреш», дзюдо, военно-прикладные виды спорта, бадминтон, командные игровые виды спорта).
В задачи программ физического воспитания обучающихся включаются приобретение необходимых знаний, воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, повышения трудоспособности, сохранения и укрепления здоровья.
Учителю физкультуры необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы к моменту окончания школы каждый выпускник мог самостоятельно выбрать вид индивидуальных занятий, необходимые средства для решения поставленных задач, методы работы, умел грамотно и правильно выполнять физические упражнения, оценивать физическую нагрузку, а главное – имел сформированное представление о здоровом образе жизни и способах сохранения и укрепления собственного здоровья.
Основными результатами обучения по предмету «Физическая культура» являются:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
- укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека,
- формирование интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения;
- освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий;
- освоение умений планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
- освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;
- обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
- формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений; овладение основами технических действий, приѐмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
- расширение двигательного опыта за счѐт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
4 . Рекомендации по составлению рабочих программ по предмету «Физическая культура».
Примерная программа по предмету «Физическая культура» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы по предметной области «Физическая культура» и является основой для составления рабочей программы.
Структура учебной программы по предмету «Физическая культура» (далее – рабочая программа) включает следующие разделы:
Пояснительная записка.
Общая характеристика предмета «Физическая культура».
Место предмета «Физическая культура» в учебном плане.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Физическая культура» (раздел должен быть представлен в учебных программах общеобразовательных учреждениях, реализуемых образовательные программы в соответствии с ФГОС).
Содержание предмета «Физическая культура».
Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Техника безопасности на уроках физической культуры
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура».
Пояснительная записка
В разделе указывается:
- цель и задачи предмета «Физическая культура», конкретизированные в соответствии с требованиями образовательных стандартов к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
- принципы и подходы к формированию программы учебной программы в соответствии с законодательными и нормативными правовыми документами;
- вклад предмета «Физическая культура» в решение основных педагогических задач в системе общего образования.
Общая характеристика предмета «Физическая культура»
В разделе указывается:
- перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки с указанием форм организации учебной деятельности;
- требования к уровню подготовки выпускников или требования к результатам освоения обучающимися учебной программы по физической культуре;
- описание вида (видов) спорта, по которому составляется учебная программа;
- новизна учебной программы.
Место предмета «Физическая культура» в учебном плане
В разделе указывается, в какую предметную область и обязательную часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, входит предмет «Физическая культура».
Учебная программа разрабатывается с учетом трехчасовой недельной нагрузки по предмету «Физическая культура» на всех ступенях общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Физическая культура»
Раздел должен быть представлен в учебных программах общеобразовательных учреждениях, реализуемых образовательные программы в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении в познавательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
Предметные результаты характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Формирование представлений, понятий, методов и приемов в области физической культуры и спорта.
Содержание предмета «Физическая культура»
В разделе описывается содержание предмета «Физическая культура» в соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности, включающей три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
В разделе «Знания о физической культуре» представляются основные термины и понятия вида (видов) спорта, история развития вида (видов) спорта и его роль в современном обществе, история олимпийских игр и олимпийского движения, характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Кроме этого, в разделе раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки обучающихся, особенности организации и проведения самостоятельных занятий по виду спорта и требования к технике безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя информацию об организации и проведении самостоятельных занятий по виду (видам) спорта с учетом индивидуальных способностей, физического развития и уровня подготовленности; соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выбора инвентаря, одежды для занятий по виду (видам) спорта. Раздел содержит представления о структуре двигательной деятельности, отражающиеся в соответствующих способах ее организации, исполнения и контроля.
Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья обучающихся. Раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из вида (видов) спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью. Предлагаемые упражнения распределяются по разделам базовых видов (вида) спорта и дополнительно группируются внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств.
Раздел «Физическое совершенствование» включает «Физкультурно-оздоровительную деятельность» и «Спортивно-оздоровительную деятельность с соревновательной направленностью».
«Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья обучающихся и предусматривает изучение оздоровительных форм занятий в режиме учебного дня и учебной недели. В нее входят индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры: комплексы упражнений, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются, в первую очередь, обучающимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
«Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью» включает в себя средства общей физической, технической, тактической, интегральной подготовки обучающихся по виду (видам) спорта.
Планируемые результаты реализации предмета
«Физическая культура»
Для общеобразовательных учреждений, реализующих ГОС, в данном разделе указываются результаты реализации предмета «Физическая культура», выраженные в знаниях, умениях выпускников и их способности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Для общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС, указываются личностные, метапредметные и предметные итоговые результаты, которые будут демонстрировать обучающиеся при завершении обучения по программе предмета «Физическая культура».
В данном разделе в требованиях, предъявляемых к результатам реализации предмета «Физическая культура», уровню подготовки обучающихся, особое внимание должно быть направлено на содержательный контроль и оценку достижений обучающихся с учетом их физиологических и возрастных особенностей, а не на нормативы по физической культуре.
Учитель физической культуры в условиях реализации ФГОС осуществляет оценку качества образовательной деятельности обучающихся как системный процесс, включающий следующие компоненты:
- определение объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности (количество вопросов контролирующих заданий, система их оценивания);
- определение объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности (коммуникативная, игровая, учебная, контрольно-оценочная, тренировочная и др.), реализующих освоенные знания;
- обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
- обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебного предмета;
- оценка готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности (самостоятельности), систематичности;
- определение предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;
- оценка степени направленности личности на физическое совершенство, формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;
- определение требований, позволяющих оценивать освоение обучающимся дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорта и т.д.;
- оценка сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.
Данные критерии выстраиваются в логике преемственного развития (от 1 до 11 класса), от элемента действия к целостному действию и от него - к мотивированной, относительно самостоятельной деятельности.
Тематическое планирование
В тематическом планировании отражаются темы основных разделов учебной программы, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, даются характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания предмета «Физическая культура».
Форму тематического планирования, учитель может выбрать в соответствии с формой установленной образовательным учреждением.
Техника безопасности на уроках физической культуры
Правила безопасности занятий физической культуры является обязательным при организации и проведении учебных, внеклассных и внешкольных мероприятий по физической культуре и спорту в общественных школах.
Административный, педагогический, медицинский персонал общеобразовательных школ должен руководствоваться правилами или инструкциями, знать и соблюдать их в практической деятельности по физическому воспитанию обучающихся.
На администрацию возлагается ответственность за исправность спортивного инвентаря и оборудования, в соответствии с санитарно-гигиеническими условиями требований, предъявляемых к месту проведения занятий.
На медицинского работника возлагается ответственность за проведением лечебно-профилактического мероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся.
Решение на проведение занятий по физической культуре в школе выдаётся комиссией образовательного учреждения при приёме школы к новому учебному году. Разрешение оформляется актом.
Проведение занятий по физической культуре в школе, с применением оборудования или спортивного инвентаря, без специальной спортивной одежде не допускается.
Учитель физической культуры несёт прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся и обязан:
Перед началом занятий провести тщательный осмотр места проведения занятия, убедиться в исправности спортинвентаря, надёжности установки и закрепления оборудования, в соответствии с санитарно-гигиеническими условиями требований, предъявленных к месту проведения занятий настоящими Правилами, инструктировать школьников о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений;
- обучать школьников безопасным приёмам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением мер безопасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения;
- по результатам медицинских осмотров знать физическую подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося, в необходимых случаях обеспечить страховку;
- при появлении у школьника признаков утомления или при жалобе на недомогание и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу;
после окончания занятий тщательно осмотреть место проведения занятий, убедиться в отсутствии напряжения в электросети и устранить обнаруженные недостатки.
Перед проведением первого урока в новом учебном году учитель физической культуры обязан провести инструктаж по мерам безопасности с учениками. Инструктажи по охране труда с обучающимися проводятся в следующем порядке:
- вводный инструктаж проводится с вновь прибывшими школьниками один раз за всё время обучения;
- инструктаж на рабочем месте (первое занятие в I четверти в сентябре и первое занятие в III четверти) и инструктаж по видам спорта, которые запланированы в этих четвертях, проводится со всеми учениками не менее двух раз в год. После проведения инструктажей они фиксируются в журнале установленной формы;
- во II и IV четвертях, когда учащиеся переходят заниматься со спортивных площадок в спортивный зал, с ними проводится повторный инструктаж на рабочем месте и доводится до сведения инструкция по виду спорта.
В журнале по охране труда и технике безопасности при занятиях физической культурой и спортом в графе "тема занятия" записывается "Беседа по мерам безопасности" и ставится подпись учителя и роспись инструктируемого (дети с 14 лет).
Порядок действий в случае, если учащийся во время учебного процесса получил травму:
- оказать первую медицинскую помощь;
- доставить пострадавшего в лечебное учреждение;
- немедленно сообщить о несчастном случае руководителю учреждения (дежурному администратору) и родителям пострадавшего;
- при необходимости - принять участие в расследовании несчастного случая.
Материально-техническое обеспечение предмета
«Физическая культура»
Перечень включает следующие разделы:
Спортивное оборудование и инвентарь по видам спорта.
Спортивное оборудование и инвентарь универсального назначения (для общефизической подготовки и различных видов спорта).
Контрольно-измерительное и информационное спортивное оборудование и инвентарь.
Судейское оборудование и инвентарь.
Средства защиты и разделения спортивных залов и сооружений
Основные критерии, рекомендуемые при составлении перечня и определении количества приобретаемого спортивного инвентаря и оборудования для конкретной общеобразовательной организации:
- содержание реализуемых в общеобразовательном учреждении учебных программ по предмету «Физическая культура»,
- программ внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности (включая основные направления деятельности школьного спортивного клуба),
- дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта;
- количества часов, отведенных на предмет «Физическая культура» в общеобразовательном учреждении;
- виды спорта, приоритетные в общеобразовательном учреждении, муниципальном образовании, Республике Татарстан;
- количество спортивных залов и сооружений в общеобразовательном учреждении;
- размеры спортивных залов и сооружений общеобразовательного учреждения;
- общее количество обучающихся в общеобразовательном учреждении, в том числе количество обучающихся по уровням общего образования и по полу;
- количество классов-комплектов в общеобразовательном учреждении, средняя наполняемость классов.
В перечне представлены обобщённые характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря, которые могут быть более детально представлены у конкретных производителей.
В перечень не включены оборудование и инвентарь, предназначенные для личного пользования обучающихся.
5. Организация внеурочной работы по физической культуре.
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.).
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, соревнования и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования физкультуры и спорта. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Программы физической культуры рекомендованные к использованию:
1. Программа "Физическая культура. Настольный теннис"
2. "Модульная программа по физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений "ФизкультУРА"
3. Физическая культура. Бадминтон. 5–11 класс. Рабочая программа для учителей общеобразовательных учреждений Турманидзе В.Г., Харченко Л.В., Антропов А.М.
4. Федерация фитнес-аэробики России. Программа для обучающихся 8-11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики Слуцкер О.С., Полухина Т.Г., Козырев В.С., Андреева С.В, Морозова О.Л., Лёвкин А.А.
5. Учебная программа по предмету «физическая культура» для общеобразовательных учреждений на основе вида спорта - гольф Корольков А.Н., Жеребко Д.С., Яковлев Б.А.
6. Учебная программа для 1-4 классов «Теннис как третий час урока физической культуры в школе» Жихарева О.И., Журавлева А.Ю
Рекомендуемая дополнительная литература учителям физической культуры:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования/М - во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Образовательные программы по дисциплине «Физическая культура» рекомендованные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и допущенные департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования Российской Федерации.
С.В. Анащенкова, М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская, А.П.Матвеев Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение 2012
Примерные программы по учебным предметам «Физическая культура 5-9 классы- М. : Просвещение 2010
С.П. Казачкова, М.С. Умнова Начальная школа.Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. М.: Планета, 2012г
М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин, Т.Ю Торочкова «Физическая культура. Методические рекомендации 5-7классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений»- М.: Просвещение 2013
А.П. Матвеев, Т.В. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре». - М.: Дрофа 2010.
А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. «Оценка качества подготовки выпускников средней школы по физической культуре». - М.: Дрофа 2006.
В.А.Лепешкин. «Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах. 1-11 классы» Методическое пособие. - М.: Дрофа 2006.
Г.И. Погадаев. «Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь общеобразовательного учреждения» Методическое пособие. - М.: Дрофа 2005.
Лапытов и.К. «Физическая культура. Профильное обучение 10-11 класс Программы элективных курсов Сборник 1» Дрофа 2011
Колоднецкий Г.А. Кузнецов В.С. «Физическая культура. 8 класс: Планирование и организация занятий» Дрофа 2010
В.С. Родиченко «Твой олимпийский учебник» Учебное пособие. – М.: «Физкультура и спорт»2004.
Авт-сост. Каинов А.Н. «Физическая культура. 9-11 классы: организация и проведение олимпиад. Рекомендации, тесты, задания» Учитель 2012
Авт.-сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов. «Контрольно-измерительные материалы. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы. 1–4 классы»– М.: ВАКО, 2011
Евсеев Ю.И. «Физическое воспитание» Феникс 2010
Виленский М.Я. «Физическая культура и здоровый образ жизни студентов» - Кнорус 2012
Бекетов Н.С. Семенов А.Г. «Педагогика физической культуры» - Кнорус 2012
Винер И.А. Горбулина Н.И. «Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики: Методическое пособие: 1-4 класс» - М.: Просвещение 2012
Полянская Н.В., Копылов Ю.А «система физического воспитания в образовательных учреждениях. Методические рекомендации.» - Мнемозина 2011.
Полянская Н.В., Копылов Ю.А. «Физическая культура и здоровья школьника: от А до Я. Советы родителям» Мнемозина 2011
Лях В.И. «Физическая культура 10-11 класс. Тестовый контроль. Для учителей общеобразовательных учреждений» Просвещение 2012
Е.М. Елизарова Физическая культура. 2-4 классы: уроки двигательной активности Учитель 2012
В.И. Лях «Физическая культура 5-9 классы. Тестовый контроль» Просвещение 2011
А.П. Матвеев «Уроки физической культуры 1-4 кл» Просвещение 2012
В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы – М.: ВАКО,2012.
Методические рекомендации «Особенности преподавания учебного предмета «Физическая культура» в 2014/15 учебном году» предназначены для учителей физической культуры основной и средней ступени обучения в общеобразовательных организациях.
|