Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС
Предмет: русский язык
Класс: 6 класс
Тип урока: усвоение новых знаний
Тема
|
Стили речи. Официально-деловой стиль.
|
Цель
|
Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи
|
Задачи
|
1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте. 2.Осознатьценность совместной деятельности. 3.Развивать монологическую и диалогическую речь. 4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 5.Задуматься о красоте родного языка, стимулировать творческую деятельность в его изучении и изучении творчества местных авторов.
|
Формируемые УУД
|
Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
|
Основные понятия
|
Стиль, признаки стиля, книжная лексика.
|
Ресурсы
|
Доска, раздаточный материал.
|
Организация пространства
|
Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты
Предметные
|
Планируемые результаты
УУД
|
1.Орг. момент. Цель: создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей предстоящей деятельности по теме.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
|
Формулирую тип урока. Нацеливаю на определение проблемы урока.
|
Определяют проблему урока. Работают по карточке с текстами разных стилей (художественный, научный, официально-деловой). Определяют стиль каждого текста, обосновывают свое мнение, сталкиваются с проблемой: стиль одного из текстов определить не могут.
|
Определи стиль данных текстов. Какой текст вызывает затруднение
Отряд змеи. Семейство ужовые.
Наиболее многочисленная группа современных змей. Голова обычно четко ограничена от шеи и покрыта сверху крупными, симметрично расположенными щитками. Брюшные щитки сильно вытянуты поперек.
Змея
Покуда март гудит в лесу по голым
снастям ветвей, бесцветна и плоска,
Я сплю в дупле. Я сплю в листве тяжелым,
Холодным сном - и жду: весна близка.
Я развиваю кольца, опьяняюсь
теплом лучей. .Я медленно ползу-
Я вновь цвету, горю, меняюсь,
Ряжусь то в медь, то в сталь, то в бирюзу.
Объявление
Вниманию шестиклассников!
Зачетная работа по теме «Отряд змеи. Семейство ужовые» по биологии, назначенная на 10 апреля, отменяется ввиду с семинаром учителей. О сроке проведения зачета будет сообщено дополнительно.
|
Умение самостоятельно выявлять проблему на лингвистическую тему, правильно ее формулировать.
Умение анализировать тексты художественного и научного стилей.
|
Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
Помочь учащимся целостно представить проект по освоению знаний в рамках темы.
|
2.Решаем проблему, открываем новые знания Цель: обеспечение развития умения ставить цель и планировать свою деятельность,
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий при работе с текстом.
|
Для достижения цели использую:
-фронтальный опрос:
(«С какой целью можно читать учебно-научный текст?
-чтобы понять
-чтобы запомнить
-чтобы подготовиться к пересказу
-чтобы научиться чему-то
-чтобы узнать новое
-чтобы развлечься, отдохнуть
-потому что интересно
-чтобы получить удовольствие от чтения
-чтобы найти материал для сообщения, доклада.)
- работу в парах -нестандартную ситуацию при проверке выполнения заданий (ученик- ученик),
-самостоятельность учащихся за контролем знаний, -дифференцированная помощь.
|
Работают с текстом «Официально-деловой стиль» методом изучающего чтения.
-читают текст
-задают вопросы автору текста
-ищут ключевые слова
-прогнозируют ответ
-решают, какая информация главная, какая-второстепенная
- по составленному плану(вопросам) пересказывают текст
-сличают с эталоном (параграф 66 стр.77.
|
Официально-деловой стиль
Основная задача официально-делового стиля заключается в том, что он отражает официальное общение граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, сообщение деловой информации.
Для этого стиля характерны следующие виды текстов: государственные документы (законы, уставы, указы), а так же деловые бумаги (автобиография, заявление, справка, протокол, объявление, инструкция)
Форма речи письменная, так как это документ.
Язык официально-делового стиля точен и краток. Его характеризует определенная лексика: стилистически нейтральная, книжная (специальные слова, например, юридические; книжная лексика официально-делового стиля). В этих текстах не допускается разговорной окраски. Предложения сложные, часто с причастными оборотами.
|
Отрабатывают навыки работы с текстом методом изучающего чтения, теоретически осваивают официально-деловой стиль.
|
- смогут осознать значение изучаемого предмета,
-совместной деятельности, -развивать умения классифицировать познавательные объекты, - развивать монологическую и диалогическую речь.
|
3 Развиваем умения. Цель: организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях,
обеспечение развития умения планировать свою деятельность.
|
-дифференцированная помощь.
|
Возвращаются к карточке №1, ищут текст официально-делового стиля, анализируют, делают вывод.
|
Объявление
Вниманию шестиклассников!
Зачетная работа по теме «Отряд змеи. Семейство ужовые» по биологии, назначенная на 10 апреля, отменяется ввиду с семинаром учителей. О сроке проведения зачета будет сообщено дополнительно.
-Упражнение 547. Прочитай текст учебника из книги З.Н.Люстровой «Беседы о русском слове «с целью добавить новую информацию к самостоятельно сделанным выводам об официально-деловом стиле.
Текст
Из всех языковых стилей деловой стиль считают наиболее консервативным и однообразным. Понятно, ведь он обслуживает канцелярию. А всякое делопроизводство требует большой строгости в оформлении документов, точности и краткости в изложении их содержания.
|
|
- Развивать умения «приостановить» свою деятельность, –умение отстраниться, занять любую из возможных позиций по
отношению к ситуации взаимодействия , –закреплять понятия (официально-деловой стиль), умение использовать правила на практике.
|
|
Продолжаю работать, используя те же методы.
|
Работают с текстами упражнений учебника.
|
Упр. 546, 550.Даны образцы объявления, справки, заявления.
-Выделить черты официально-делового стиля (определить задачи речи, вид и форму текста, найти и подчеркнуть слова, свойственные именно этому тексту)
|
|
-Развивать умения структуировать информацию, -умение классифицировать познавательный объект, -осознавать практическую значимость материала.
|
Творческая работа
|
|
|
Напиши объявление на школьную доску объявлений на интересующую тебя тему
|
|
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи
|
Итог урока. Цель: проверка сформированности общеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности и всего класс а, создать условия развития у школьников умения работать во времени, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
|
Проверяю готовность выполнить домашнее задание - по активности каждого, -эмоциональному климату в классе; - учитываю возможные затруднения и способы их ликвидации; -провожу инструктаж и фронтальный опрос с учетом индивидуальных особенностей по планированию выполнения домашней работы.
|
-развивают умения организации деятельности по закреплению способов действий при составлении текста.
|
Жизненная задача стр. 74. Проект ситуации :ты решил поступить в клуб, кружок, студию…
|
|
- умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию
|
|